синедрионом (Лк.22:66-71); Конец Иуды (Мф.27:3-10).
Позднее Иисус с учениками
оставили приют,
где свой земной последний ужин справил
Господь. И вот покинули уют
и поднялись на гору Елеона,
пройдя Кедрон. И Гефсиманский сад
луны печальный освещает взгляд,
и ветерок в ветвях олив бессонных
ночному гостю рад.
Пришли на место, и сказал Он строго
своим ученикам:
«Не усыпайте и молитесь Богу,
чтоб искуситься не позволил вам».
Сам отошёл поодаль. На колени
Он стал с молитвой. Тихо говорил:
«Отец! О, если б Ты благоволил
от Сына чашу отвести мучений,
чтоб Сын её не пил!
Колеблюсь Я, но пусть свершится воля
Твоя, а не Моя.
Душа Моя полна тоски и боли,
но предаюсь Тебе всецело Я».
И с неба ангел тут Ему явился,
чтоб укрепить и поддержать Его,
с тоскою не оставить одного.
А Он ещё усерднее молился.
Отца Он Своего
Явление ангела Господу Иисусу Христу
молил и вопрошал об утешенье.
Он истово шептал.
Кровавый пот душевного боренья
с лица на землю медленно стекал.
Поднявшись, Он молитвой ободрённый,
вернулся вновь к Своим ученикам.
Их спящими Господь увидел там.
И каждый спал, печалью изнурённый –
святая простота.
«Что спите вы, – сказал Христос с упрёком, –
Вставайте, хватит спать.
Молитесь и в душе просите Бога,
чтоб вам во искушение не впасть».
Он это говорить ещё не кончил,
когда в саду послышались шаги
и шум толпы – идут Его и враги:
при факелах, в сиянье лунной ночи
они пред Ним наги.
Ведёт толпу Искариот Иуда,
спеша Христа обнять.
Чтоб Господа предать пришедшим людям,
Его при всех он должен целовать.
«Иуда, что ж ты поцелуем дружбы
Мессию предаёшь Его врагам? –
сказал Господь». 1 И все застыли там
в тот страшный миг. Но на защиту дружно,
Ученики восстали. Окружили
Учителя они.
И два меча для сечи обнажили –
от стражи Иисуса защитить.
Иуда лобзанием предаёт Господа
Один из них, взмахнув мечом раздольно,
на стражников решительно налёг.
Слуге первосвященника отсёк
он ухо. Но Христос сказав: «Довольно»!
остановить их смог:
«Кто меч возьмёт, тот от меча и сгинет!
Не нужно говорить,
что Мой Отец в беде Меня покинет,
когда Я о спасении молить
Его начну. По Моему желанью
Он Ангелов пошлёт Меня спасти.
иначе, как же сбудутся Писанья
о жертвенно пути»?
Он уха отсечённого коснулся
и исцелил его.
Потом Он к нападавшим 2 повернулся
и тихо вопросил их: «Отчего
с мечами, с кольями сюда пришли вы,
чтоб взять Меня, как будто Я злодей –
губитель вдов и старцев, и детей?
Ведь каждый день вы в храме молчаливо
словам души Моей
внимали, но схватить Меня не смели?
Теперь, во тьме ночной
в безлюдном месте вижу – осмелели.
Власть тьмы и мрак – вам этот час родной»!
Солдаты римские, трибун военный
и храмовые стражи подошли, 3
связали Иисуса, повели
обратно в город по тропе весенней
проснувшейся земли.
Он к тестю Каиафы 4 был отведен.
Ананом звался он.
Анан всем властьимущим был приветен
и тайной властью был он обличён.
А Каиафа был первосвященник.
(Анан для зятя место расчищал,
его на этот пост он продвигал).
Он в доме зятя тихо и степенно
в те годы проживал.
Первосвященник вопросил сурово:
«Нам правду говори –
Скажи всё о Твоём ученье новом.
Над кем Ты замышляешь воцарить?
И о Твоих учениках поведай:
кто за тобой идёт, и что за люд?
И не молчи – минуты ведь идут.
А не ответишь – на судьбу не сетуй:
под пытками не лгут»!
Ответил Иисус: «Ведь Я со всеми
открыто говорил.
от общества Я в тайне не хранил.
Учил и в синагогах и во храме,
где иудеи слушали Меня
не ночью, а при ясном свете дня.
Спроси у них – они расскажут сами.
И в тайнах обвинять
Меня не станут слушавшие люди».
Тут стражник подбежал,
ударил Иисуса: «Кто здесь судит?
Как смеешь Ты, – он гневно закричал, –
дерзить первосвященнику? Довольно»!
«Что ж, если что-то Я не так сказал, –
поведай всем, в чём Я сейчас солгал,
а, если прав Я, то за что так больно
Меня ты наказал»?
Анан, услышав это, убедился:
«С таким не по пути»!
И к Каиафе он распорядился
Когда Христа схватили лунной ночью,
за ним пошёл один лишь Пётр вослед –
мечтал Его спасти от страшных бед,
хоть и не знал, что будет делать точно,
А во дворе у Каиафы стражи
уселись у костра.
И Пётр Симон погреться с ними жаждет.
При свете пламени его узнала
одна служанка: «Этот тоже с Ним,
с учителем захваченным своим, –
Петра увидев, всем она сказала.
Но Пётр ответил им:
«Я человека этого не знаю»!
Потом сказал другой:
А ты один из них, я полагаю»?
«О, нет! – ответил Пётр, махнув рукой.
Прошёл лишь час, когда один служитель
опять узнал Петра:
«С Ним точно был сей галилейской житель,
что здесь сидит у нашего костра».
Но Пётр отверг и это заявленье:
«Не ведаю, о чём ты говоришь»!
Пётр трижды отрекается от Иисуса Христа
И тут, прорезав утреннюю тишь,
раздалось петуха шального пенье.
«Ты что со мной творишь! –
подумал Пётр. А Иисуса стража
доставила во двор –
здесь ждать утра, предчувствуя, что скажет
И на Петра Он глянул, обернувшись
в потёмках не родившегося дня.
В душе Петра слова Его звенят:
«Ещё петух не пропоёт проснувшись,
как трижды от Меня
ты отречёшься»! Пётр заплакал тихо.
Поднялся. Вышел вон.
И ночь ушла. Восход зарёю вспыхнул.
На суд собрался весь синедрион.
Первосвященник в длинном одеянье,
законников премудрых длинный ряд,
старейшины народа здесь сидят.
Хранители закона, древних знаний
на Господа глядят.
Его спросили: «Ты Христос – Мессия»?
Христос ответил им:
«Моим словам поверить вы не в силах,
постигнуть их неверием своим.
Но, если вам задам вопрос, тем более
Я на него ответ не получу.
Вам на него ответ не по плечу.
И не отпустите Меня на волю –
сдадите палачу.
Сын Человеческий отныне в славе,
от Божьего престола сядет справа
на небесах в обители иной».
И все сказали: «Значит Ты – Сын Божий»?
Ответил Он: «Сказали вы, что Я».
Они вскричали, злости не тая:
«Свидетельствовать лучше Ты не можешь!
Открылась суть Твоя»!
И вот поутру к Понтию Пилату –
правителю страны
Ведут Христа. Уверены, что надо
Его убить, убрать с лица земли.
Тогда Иуда понял: «Всё ужасно.
На смерть синедрионом осужден,
на гибель безвозвратно обречён
его Учитель». И в порыве страстном
явился снова он
к первосвященнику. Монеты отдал.
Все тридцать серебром,
что получил за то, что подло продал
Христа, всё рассказав врагам о Нём.
И бросил серебро он на пол в храме:
«Я грешен – Кровь невинную предал, –
при этом Каиафе он сказал.
И был ответ: «Ведь был вчера ты с нами,
и сам того желал».
Не чуя ног, Иуда удалился.
Не долго он ходил.
Простить себя не смог и удавился,
и больше на земле он не грешил.
Первосвященники тогда купили
на деньги те кровавые земли.
Её «Землёю крови» нарекли,
и хоронить там странников решили.
Другого не нашли.
**************************************
Примечания:
1. При этом Господь называет Себя Сыном Человеческим, т. е. Мессиею, показывая этим Иуде крайнюю гнусность его поступка, так как, предавая Мессию, он этим самым идет против заветных чаяний своего народа;
2. в Ев. Иоанна прямо сказано, что Иуда взял только слуг и воинов от первосвященников (Ин 18:3) — следовательно, сами первосвященники в Гефсиманию не ходили… Но все эти соображения не имеют силы. Первосвященники могли стоять сзади, скрываясь за воинами, чтобы в случае нужды ободрить их к действиям. По крайней мере, из дальнейших слов Христа (ст. 53) ясно видно, что тут были не одни слепые исполнители воли первосвященников, а и сами эти враги Христа;
3. Ин.18:12;
4. Каиафа был тогда первосвященником – преемником своего тестя Анана.
На суде Пилата; Варавва (Лк.23:1-5; Ин.18:31-40); Бичевание Иисуса. Терновый венец и багряница. «Распни Его».Пилат умыл руки и передал Иисуса на распятие (Ин.19:1-15; Мф.27:24; Ин.19:16); Симон Киринеянин (Лк.23:26-32); «Царь иудейский». Воины бросили жребий о хитоне. Иисус предал дух. Воин пронзил Ему рёбра. Иосиф и Никодим погребли тело Иисуса в новом гробу (Ин.19:17-42).
И к Понтию Пилату всем Советом
приведен Иисус.
И стали обвинять Его в наветах
и в том, что вводит Он народ в искус,
что не платить Он подать призывает,
зовёт Себя самим Христом Царём,
что всё сильней и глубже с каждым днём
людей Своим ученьем развращает,
что корень смуты в Нём.
«Ты Иудейский Царь? – спросил сурово
у Пленника Пилат.
«Ты говоришь, – в ответ ему два слова
промолвил Иисус, поднявши взгляд.
«Не вижу я за Человеком этим
какой-нибудь значительной вины, –
сказал Пилат. Но тотчас все они
Пилату возразили: «Он в наветах
Свои проводит дни.
И если бы для общества опасным
злодеем Он не был,
и не грозил нам будущим ужасным,
синедрион Его б не приводил»!
Пилат в ответ: «Тогда Его возьмите
к себе на суд, решите всё о Нём,
бесстрастно разобравшись, а потом
по вашим же законам накажите
одним своим судом».
Истязание Иисуса Христа римскими воинами
поскольку по закону мы не смеем
преступников казнить и распинать». 1
Тогда Пилат вернулся под аркаду.
Велел он Иисуса привести
чтоб более подробно допросить,
подальше от косых, недобрых взглядов
судьбу Его решить.
«Ты Иудейский Царь? – спросил он снова.
Вопросом на вопрос,
устало говоря за словом слово,
ответил прокуратору Христос:
«Ты от себя ли спрашиваешь это,
иль знаешь обо Мне со слов людей»?
Пилат сказал: «Я разве Иудей?
Твои первосвященники задеты
и Ты для них злодей!
Что сделал Ты? Что совершил плохого»?
«Плохого – ничего.
А Царствие Моё есть Божье Слово,
а не от мира бренного сего, –
ответил Иисус, – Когда бы Царство
Моё реально было в мире сём,
то были б и служители при нём.
Они сражались бы, чтоб Я напрасно
здесь не был осуждён.
Но Царство это вовсе не отсюда».
«Ты, значит, всё же Царь»? –
опять спросил Пилат – и Царство будет
большим и сильным, как бывало встарь»?
«Ты говоришь, – ему Христос ответил, –
что Царь. И для того Я был рождён
и в мир сей разноликий отряжён,
чтоб истину свидетельствовать свету,
чтоб правду ведал он.
И каждый, кто за истину восстанет,
кто слушает её,
тот слышать голос Мой не перестанет,
и слово благовестное Моё».
«Но, что есть истина? – сказал надменно
Пилат. 2 Потом устало продолжал:
«За Ним вины я здесь не увидал».
И выйдя к иудеям откровенно
он им тогда сказал:
«У вас обычай есть: на праздник Пасхи
преступника простить.
Вины Его сгущаете вы краски.
Не лучше ли на волю отпустить
Царя сего без царства и народа»? 3
Священники вскричали: «Никогда!
Врагом Он будет обществу всегда!
Варавву отпусти ты на свободу
от правого суда».
Варавва был убийца и разбойник.
Немало нагрешил.
Он убивал легко и беззаботно
и много преступлений совершил.
Тогда Пилат, поддавшись местной силе,
велел вести Христа и бить Его. 4
И били, и одежду сняв с Него,
в багряную накидку облачили
избитого всего.
Возложение на Иисуса Христа тернового венца
И возложив на голову терновый
плевали и клеймили едким словом
солдаты римские. Безмолвен был Господь.
Они кричали, перед Ним склоняясь:
«Царь Иудейский! Радуйся, живи»!
и били по щекам, а Он в крови
смотрел на всё, уже не удивляясь,
исполненный любви
Надругательство римских воинов над Иисусом Христом
и жалости к неведающим людям,
творящим тупо зло.
И вновь Пилата к иудейским судьям
решение простое привело:
«Я выведу Его. Хочу, чтоб знали –
не нахожу в Нём никакой вины.
Ведь Он ни для людей, ни для страны
не делает вреда, а нам едва ли
слова Его важны».
Вот Иисус в кровавой багрянице,
с венцом на голове
на возвышенье. Как в тумане лица.
И прокуратор, верный сам себе,
сказал, на Иисуса указавши:
«Се человек! 5 Ничтожный человек.
Нигде Ему не царствовать вовек.
Пред вами повторить могу я дважды,
что Он честнее всех»!
Тогда первосвященники и стражи
от места своего
Пилату закричали в злобном раже:
«Распни Его! Распни! Распни Его»! 6
«Не