Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

наде-

лить какой-нибудь административный орган властью решать такие

вопросы? Сразу же становится очевидно,что,если бы мы разбирали

каждый такой случай по мере поступления,большинство почти на-

верняка проголосовало бы за ограничение свободы слова почти во

всех случаях, а может, и в каждом отдельном случае. Если вынести

на голосование, имеет ли X право пропагандировать контроль над

рождаемостью,большинство почти наверняка выскажется против,

и то же самое произойдет с коммунистом. Ну, вегетарианец, воз-

можно,еще как-нибудь пройдет,хотя поручиться нельзя и тут.

А теперь представим себе, что все эти случаи сгруппированы

вместе и население просят проголосовать за весь пакет в целом,то есть

проголосовать либо за то, чтобы свобода слова была во всех случаях

позволена,либо,напротив,чтобы она была во всех случаях запрещена.

Очень возможно и,я бы сказал,даже весьма вероятно,что подавляю-

щее большинство проголосует за свободу слова, то есть, голосуя за

весь пакет, люди проголосуют диаметрально противоположным об-

разом,чем если бы они голосовали по каждому случаю в отдельности.

Почему? Одна причина заключается в том,что человек гораздо резче

реагирует на то, что его самого лишают свободы слова, когда он ока-

зывается в меньшинстве, чем на то, что свободы слова лишают дру-

гих,когда он примыкает к большинству.Вследствие этого,голосуя за

весь пакет, человек придает гораздо больше значения более редким

случаям нарушения собственной свободы слова, когда он находится

в меньшинстве,чем более частым нарушениям чужой свободы слова.

Другая причина,имеющая более непосредственное отноше-

ние к кредитно-денежной политике, заключается в том, что, когда

все случаи рассматриваются одним пакетом, становится очевидно,

что проводимая политика обладает кумулятивными эффектами,

которые, как правило, не признаются и не принимаются в расчет,

если голосовать по каждому случаю в индивидуальном порядке.Ког-

да голосуют, имеет ли Джонс право проповедовать на углу, невоз

можно учесть положительное воздействие официально принятой

общей политики, разрешающей свободу слова. В подобном случае

невозможно учесть тот факт, что общество, в котором люди не сво-

бодны выступать на углу без специальной законодательной санк-

ции, — это общество,в котором развитие новых идей,эксперимен-

тирование,перемены и т.п.будут встречать на своем пути огромное

число помех, очевидных всем нам благодаря тому, что мы, по сча-

стью,живем в обществе,ограничившем себя принципом не рассма-

тривать всякий вопрос свободы слова в индивидуальном порядке.

Те же самые соображения справедливы и относительно кре-

дитно-финансовой сферы. Если рассматривать каждый случай

в индивидуальном порядке, то во многих случаях, скорее всего, бу-

дет принято неправильное решение, поскольку люди, принимаю-

щие решения, рассматривают лишь ограниченную область и не

принимают во внимание совокупных последствий всей политики

в целом.С другой стороны,если какое-то общее правило принима-

ется для целой группы случаев, само существование этого правила

оказывает благотворное влияние на настроения,взгляды и надежды

людей; если бы точно такие же решения принимались в индиви-

дуальном порядке,этого благотворного влияния не было бы.

Если решено, что следует законодательно установить какое-

то правило,встает вопрос: какое именно? Люди,придерживающие-

ся в общем либеральных взглядов, чаще всего предлагают правило,

касающееся уровня цен,а именно законодательное предписание кре-

дитно-денежным учреждениям поддерживать стабильный уровень

цен. Я считаю, что это правило не годится. Не годится оно потому,

что ставит себе задачи, которые кредитно-денежный орган своими

действиями решить не способен,ибо у него нет на это ясно очерчен-

ной и прямой власти. Поэтому оно создает проблему рассредоточе-

ния ответственности и предоставления этому органу слишком боль-

шой свободы действий. Спору нет, между кредитно-денежными

решениями и уровнем цен существует тесная взаимосвязь. Но вза-

имосвязь эта не настолько тесна, неизменна или непосредственна,

чтобы задача достижения стабильного уровня цен была подходя-

щим ориентиром для каждодневной деятельности такого органа.

Я более подробно разбираю вопрос о правиле,которое нужно

принятьдругой работе3.В связи с этим я ограничусь здесь изложени-

ем выводов. Исходя из нынешнего состояния наших знаний о пред

мете,мне кажется,что это правило лучше всего сформулировать с точ-

ки зрения поведения денежной массы.В данный момент я остановил-

ся бы на законодательно установленном правиле, предписывающем

кредитно-денежному органу обеспечивать некие конкретные темпы

роста денежной массы.Для этого я определил бы денежную массу как

сумму денег,находящихся вне коммерческих банков и вкладов в этих

банках.Я вменил бы Резервной системе в обязанность следить за тем,

чтобы общий денежный запас,определяемый вышеуказанным обра-

зом,рос месяц за месяцем (а если возможно,и день за днем) на X про-

центов в год,где X есть число между тремя и пятью.Как именно будет

определено понятие денег и какие именно будут установлены темпы

роста, имеет куда меньшее значение, чем сам факт, что это понятие

твердо определено,а темпы роста четко обозначены.

Хотя это правило резко ограничит полномочия кредитно-

денежных органов,при нынешнем состоянии дел оно все равно со-

хранит за Федеральным резервом и за Казначейством чрезмерную

свободу решать,как именно добиваться установленных темпов рос-

та денежной массы,свободу контролировать и регулировать долго-

вые отношения, надзирать за банками и т.п. Целесообразны и осу-

ществимы дальнейшие банковские и финансовые реформы,

которые я подробно разобрал в другой работе. Они ликвидируют

нынешнее государственное вмешательство в операции по креди-

тованию и капиталовложениям и превратят государственные

операции по финансированию из постоянного источника неста-

бильности и неопределенности в относительно размеренный

и предсказуемый вид деятельности. Однако, хотя эти дальнейшие

реформы весьма важны, они не имеют такого основополагающего

значения, как принятие правила, ограничивающего полномочия

кредитно-денежных органов в отношении денежной массы.

Я хотел бы подчеркнуть, что не считаю свое предложение

венцом кредитно-денежной мудрости, неким окончательным ре-

цептом, который следует занести на вечные скрижали. Просто мне

думается, что в свете наших нынешних знаний оно увереннее дру-

гих обещает разумную степень кредитно-денежной стабильности.

Хотелось бы надеяться, что, воспользовавшись им и больше узнав

о кредитно-денежных делах, мы сможем выработать еще лучшие

правила, которые приведут к еще лучшим результатам. Такое пра-

вило представляется мне единственным доступным ныне способом

сделать кредитно-денежную политику столпом свободного обще-

ства,а не угрозой его основам.

Глава IV Международные финансовые

и торговые отношения

Проблема международных кредитно-денежных отношений — это

проблема отношений между валютами разных стран; это пробле-

ма условий,на которых люди могут обменивать американские дол-

лары на фунты стерлингов, канадские доллары на американские

и т.п.Проблема эта тесно связана с контролем над деньгами,кото-

рый мы разбирали в предыдущей главе.Она связана также с поли-

тикой, которую государство проводит в области международной

торговли, поскольку контроль над международной торговлей яв-

ляется одним из методов влияния на платежи по международным

сделкам.

Значение международных кредитно+денежных

отношений для экономической свободы

Хотя вопросы международных кредитно-денежных отношений

носят сугубо технический характер и пугают своей сложностью,ли-

берал не может их игнорировать.Не будет преувеличением сказать,

что наиболее серьезную ближайшую угрозу экономической свобо-

де в США (не считая, конечно, Третьей мировой войны) предста-

вляло бы сегодня введение мер контроля над экономикой с тем,

чтобы «разрешить» проблемы платежного баланса.Вмешательство

в международную торговлю кажется невинным явлением и может

получить поддержку людей, которые в иных ситуациях относятся

к государственному вмешательству в экономические дела с опа-

ской. Многие бизнесмены даже воспринимают такое вмешатель-

ство как составную часть «американского образа жизни». И тем не

менее мало какие виды вмешательства в экономику способны рас-

пространиться столь широко, как этот, и нанести столь губитель-

ный ущерб свободному предпринимательству. Богатый опыт

показывает, что наиболее эффективный способ превращения ры-

ночной экономики в авторитарную — это, для начала, введение

прямого контроля над обменом валюты. Один этот шаг неизбеж-

но ведет к нормированию импорта, к контролю над промышлен-

ГЛ А ВА I V. М Е Ж Д У Н А Р ОД Н Ы Е Ф И Н А Н С О В Ы Е И ТО Р ГО В Ы Е О Т Н О Ш Е Н И Я

| 81 |

ностью,использующей импортные товары или производящей то-

вары вместо импортных, и так далее, по нескончаемой спирали.

И тем не менее даже такой,в общем,твердый сторонник свободно-

го предпринимательства,как сенатор Барри Голдуотер,при обсуж-

дении так называемого «золотого потока» (gold flow) временами го-

ворил, что ограничения на операции в иностранной валюте могут

быть необходимы в качестве «лекарства».Но такое «лекарство» го-

раздо вреднее самой болезни.

Ничто не ново под солнцем, тем более в сфере экономиче-

ской политики; всё якобы «новое» в ней — это, как правило, плохо

замаскированная идея,отброшенная еще в прошлом или позапро-

шлом столетии. Однако, если я не ошибаюсь, полный контроль над

валютными операциями и так называемая «неконвертируемость

валюты» представляют здесь исключение: их происхождение изо-

бличает их авторитарную подоплеку. Насколько я знаю, их приду-

мал Яльмар Шахт в первые годы нацистского режима. Разумеется,

в прошлом бывало немало случаев,когда какая-нибудь валюта счи-

талась неконвертируемой.Однако тогда это означало,что данное го-

сударство не хочет или не может обменивать бумажные деньги на

золото или серебро (или другой тогдашний денежный товар) по уза-

коненной ставке.Изредка это означало,что страна запрещает своим

гражданам или жителям обменивать бумажки,содержащие обеща-

ние выплатить определенную сумму в денежных единицах этой

страны,на аналогичные бумажки,суммы на которых были выраже-

ны в денежных единицах другой страны, или на монеты, или цен-

ные металлы в слитках. Например, во время Гражданской войны

в США и на протяжении пятнадцати лет после нее американские де-

ньги были неконвертируемы в том смысле,что обладатель долларов

не мог прийти с ними в казначейство и поменять их на некое фикси-

рованное количество золота. Но на протяжении всего этого перио-

да он имел право покупать золото по рыночной цене или продавать

и покупать английские фунты за американские деньги по любой це-

не,взаимно устраивающей обе стороны.

В США доллар неконвертируем в старом смысле слова

с 1933 года. Закон запрещает американским гражданам держать

золото или продавать и покупать золото. Доллар не является не-

конвертируемым в новом смысле этого термина. Но, к несчастью,

складывается впечатление, что мы принимаем курс, который ра-

но или поздно почти наверняка поведет нас именно в этом напра-

влении.

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 82 |

Роль золота в кредитно+денежной системе США

Лишь инерция старых представлений заставляет нас по-прежнему

смотреть на золото как на центральный элемент нашей кредитно-

денежной системы.Если охарактеризовать роль золота в американ-

ской политике более точно,то оно является главным образом това-

ром, цена на который поддерживается, как поддерживаются цены

на пшеницу и прочие сельхозпродукты.Имеющаяся у нас програм-

ма поддержания цен на золото отличается от такой же программы

в отношении пшеницы тремя важными моментами:во-первых,мы

платим поддержанную цену (support price) не только отечествен-

ным, но и иностранным производителям; во-вторых, мы свободно

продаем золото по поддержанной цене только иностранным, а не

отечественным покупателям; в-третьих, — и в этом заключается

важный пережиток монетарной роли золота — казначейство упол-

номочено выпускать деньги (так сказать, печатать бумажные день-

ги),чтобы платить за покупаемое им золото,так что расходы на по-

купку золота не фигурируют в бюджете и необходимые для этого

суммы не требуют официального ассигнования Конгрессом.Точно

так же,когда казначейство продает золото,в ведомостях отмечается

просто уменьшение числа золотых сертификатов,а не выручка,по-

ступающая в бюджет.

Когда в 1934 году цена на золото была впервые установлена

на ее нынешнем уровне (35 долларов за унцию), она намного пре-

вышала цену золота на свободном рынке. Вследствие этого золото

потекло в США рекой, наш золотой запас за шесть лет утроился,

и в наших руках оказалось больше половины мирового золотого за-

паса. «Излишки» золота накопились у нас по той же причине, что

и «излишки» пшеницы: государство предложило цену,превышаю-

щую рыночную.Позднее положение изменилось.Если установлен-

ная законом цена на золото продолжала составлять 35 долларов,це-

ны на другие товары удвоились или утроились. Поэтому теперь

35 долларов меньше цены золота на свободном рынке1. В результа-

те этого у нас теперь «дефицит» вместо «излишков»,и исключитель-

но по той же самой причине, по которой установление потолка

квартплаты приводит к «дефициту» на жилую площадь, а именно

потому,что государство пытается удержать цену на золото на уров-

не ниже

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн