Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

лиц. Однако между этими двумя случаями есть

большая разница.Люди,неспособные оплатить расходы,связанные

с соблюдением норм в отношении зданий и автомобилей, обычно

могут избавиться от этого имущества, продав его. Таким образом,

соблюдение этого требования, как правило, может быть обеспече-

но без государственной субсидии.Но мы не можем забрать ребенка

у родителей, которые не в состоянии заплатить за его обязательное

обучение: это будет явно несовместимо с нашей опорой на семью

как на основную социальную единицу и с нашей верой в свободу че-

ловека. Более того, это, скорее всего, помешает воспитать из него

гражданина свободного общества.

Если финансовое бремя, связанное с обязательным обуче-

нием,окажется по плечу подавляющему большинству семей в дан-

ной местности, возможно, будет и осуществимо и желательно,

чтобы родители оплачивали соответствующие расходы сами.

В крайних случаях можно прибегнуть к специальным субсидиям

для нуждающихся семей.Во многих районах США ситуация в наши

дни именно такова, и там было бы желательно возложить соответ-

ствующие расходы непосредственно на родителей. Это сделает не-

нужной бюрократическую машину, которая необходима ныне для

сбора налогов со всех жителей в течение всей их жизни,а потом для

возвращения этих денег в основном тем же людям в течение перио-

да,когда их дети ходят в школу.Это уменьшит вероятность того,что

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 111 |

государство также возьмет на себя административные функции

в школе,о чем мы будем подробнее говорить ниже.Это увеличит ве-

роятность того, что субсидии будут занимать все более скромное

место в расходах на образование по мере роста доходов населения.

Если государство и дальше будет оплачивать стоимость всего или

почти всего обучения, рост доходов попросту приведет к увеличе-

нию кругового потока денег через налоговый механизм и расшире-

нию роли государства. Немаловажно, наконец, что, возложив рас-

ходы на родителей, мы сможем уравнять социальные и частные

затраты на воспитание детей и таким образом улучшить распреде-

ление семей по размеру1.

Различия между семьями в ресурсах и числе детей плюс тре-

бования к обучению,выполнение которых связано со значительны-

ми расходами, приводят к тому, что во многих районах США такая

политика вряд ли осуществима.Как в этих районах,так и там,где эта

политика осуществима, расходы по обучению взяло на себя госу-

дарство. Оно платит не только за обязательное для всех минималь-

ное обучение, но и за дополнительное обучение более высокого

уровня, предоставляемое молодым людям, но не имеющее обяза-

тельного характера.Одним из доводов в пользу обеих мер являются

разобранные выше «внешние эффекты». Расходы оплачиваются

потому, что это единственно возможное средство обеспечить тре-

буемый минимум.Дополнительное обучение финансируется пото-

му,что другие люди выигрывают от обучения более способных и за-

интересованных молодых людей,поскольку в этом состоит один из

способов подготовки достойного общественного и политического

руководства страны.Преимущества,вытекающие из этих мер,дол-

жны быть соизмеримы с издержками,и люди могут добросовестно

расходиться во мнениях насчет размера соответствующих субси-

дий.Однако большинство из нас,по всей видимости,заключит,что

преимущества достаточно велики, чтобы оправдать какие-то госу-

дарственные субсидии.

Эти основания оправдывают государственное субсидиро-

вание лишь определенных видов обучения.Предвосхищая вероят-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 112 |

1 Как ни фантастично это звучит, такой шаг заметно повлияет на размер се’

мей. Например, одно из объяснений более низкой деторождаемости в более высо’

ких социально’экономических группах заключается в том, что дети обходятся им

относительно дороже, чем представителям более низких групп, в значительной сте’

пени благодаря более высокому качеству образования, которое первые дают своим

детям и за которое они платят.

ный вопрос, сразу же скажу, что они не оправдывают субсидий на

чисто профессиональное обучение, увеличивающее экономиче-

скую продуктивность учащегося, но не воспитывающее в нем ка-

честв гражданина или руководителя. Разграничить эти два типа

обучения весьма сложно.Общеобразовательная подготовка во мно-

гом увеличивает экономическую ценность учащегося;лишь в наше

время и в считанных странах грамотность перестала быть ходким

товаром на рынке рабочей силы.А профессиональное обучение,как

правило, расширяет кругозор учащегося. И тем не менее различие

между ними — не пустой звук.Субсидирование подготовки ветери-

наров, косметологов, зубных врачей и массы других специалистов,

широко осуществляемое в США в государственных учебных заве-

дениях, не может быть оправдано на тех же основаниях, что субси-

дирование начальных школ или,на более высоком уровне,общеоб-

разовательных колледжей. Можно ли обосновать его другими

причинами,будет разбираться ниже в этой же главе.

Квалитативный аргумент от «внешних эффектов» ничего

не говорит, разумеется, о том, какие конкретно виды обучения за-

служивают субсидий или в каких пределах их стоит субсидировать.

Очевидно,что наибольшую общественную пользу приносит самая

низкая ступень обучения,где существует почти полное единодушие

относительно содержания учебных программ,а затем польза эта по-

степенно снижается с повышением уровня образования. Даже это

заявление нельзя принять без оговорок.Многие государства субси-

дировали университеты задолго до того, как они стали субсиди-

ровать школы.Какие виды образования приносят наибольшую об-

щественную пользу и какую долю ограниченных общественных

ресурсов стоит на них тратить, должно решить само общество,

используя обычные политические каналы. Задача данного анализа

состоит не в том, чтобы решить за общество эти вопросы, а в том,

чтобы прояснить факторы,участвующие в этом выборе,и в особен-

ности проблему того, стоит ли делать этот выбор в коллективном,

а не в индивидуальном порядке.

Как мы видели,и введение минимального образовательного

уровня обучения,и финансирование такого обучения государством

можно обосновать «внешними эффектами» образования. Однако

третью меру, а именно передачу учебных заведений в ведение госу-

дарства, так сказать, «национализацию» всей «педагогической ин-

дустрии» куда труднее обосновать этими и,насколько я могу судить,

какими-либо иными причинами.Всерьез о желательности такой на-

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 113 |

ционализации задумывались редко.Чаще всего государство финан-

сирует обучение, непосредственно оплачивая расходы по содержа-

нию учебных заведений.Таким образом,казалось,что решение суб-

сидировать обучение требует принятия и этой меры.Однако эти две

меры нетрудно отделить друг от друга.Государство могло бы ввести

некий минимальный обязательный уровень обучения,финансиро-

вание которого осуществлялось бы посредством выдачи родителям

ваучеров,по которым на каждого ребенка ежегодно выплачивалась

бы какая-то фиксированная сумма при условии, что она будет

истрачена на «официально утвержденное» обучение.Тогда родите-

ли имели бы право израсходовать эту и какую угодно дополнитель-

ную сумму из собственного кармана на покупку педагогических ус-

луг в каком-то «официально утвержденном» учебном заведении по

своему выбору. Такие услуги могли бы предоставляться частными

коммерческими или некоммерческими учебными заведениями.

Роль государства ограничивалась бы тогда наблюдением за тем,что-

бы учебные заведения отвечали определенным минимальным тре-

бованиям (например, чтобы их программы содержали какой-то

минимальный общий материал),примерно так же,как сейчас госу-

дарство инспектирует рестораны и обеспечивает соблюдение ми-

нимальных санитарных правил.Замечательным образчиком такой

программы является учебная программа для ветеранов, введенная

после Второй мировой войны в США.Каждый бывший военнослу-

жащий,имевший право на участие в программе,ежегодно получал

определенную максимальную сумму, которую он мог потратить

в любом учебном заведении по своему выбору при условии,что оно

отвечало определенным минимальным требованиям. Другим, бо-

лее ограниченным примером является английский закон, по кото-

рому местные власти платят за обучение некоторых студентов,посе-

щающих негосударственные учебные заведения.Еще один пример

дает Франция, где государство частично оплачивает расходы уча-

щихся,посещающих негосударственные учебные заведения.

Один из основанных на «внешних эффектах» аргументов

в пользу национализации обучения заключается в том, что без на-

ционализации невозможно будет воспитать у учащихся общую си-

стему ценностей,наличие которой считается необходимым для со-

циальной стабильности. Может статься, что недостаточно будет

предъявить к находящимся в частном ведении учебным заведениям

определенные минимальные требования (см. об этом выше). Этот

вопрос можно конкретно проиллюстрировать на примере учебных

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 114 |

заведений, находящихся в ведении различных религиозных групп.

Можно доказывать, что такие учебные заведения будут воспиты-

вать системы ценностей,несовместимые друг с другом и с тем,чему

учат в светских учебных заведениях; таким образом, они сделают

образование не объединяющей,а разобщающей силой.

В своей крайней форме это утверждение может послужить

аргументом не только в пользу государственных учебных заведе-

ний, но и в пользу обязательного их посещения. Существующее

в США и в большинстве западных стран положение находится где-

то на полдороге. Имеются школы, находящиеся в ведении государ-

ства,но посещать их не обязательно.Однако связь между финанси-

рованием обучения и заведованием им ставит другие учебные

заведения в невыгодное положение, ибо им почти ничего не доста-

ется из средств,ассигнуемых государством на обучение.Такое поло-

жение часто является источником бурных политических разногла-

сий, особенно во Франции и в США в наши дни. Высказывают

опасения,что устранение этого невыгодного положения значитель-

но укрепит приходские школы и еще более усложнит проблему вос-

питания в духе общей системы ценностей.

Аргумент этот не лишен убедительности,однако отнюдь не

очевидно,что он верен или что денационализация учебных заведе-

ний будет иметь вышеописанные последствия.С принципиальной

точки зрения он вступает в конфликт с сохранением самой свобо-

ды.Различие между воспитанием в духе общих социальных ценно-

стей, необходимых для стабильности общества, и идеологической

накачкой, сковывающей свободу мысли и совести, относится к чи-

слу тех расплывчатых категорий,которые легче назвать,чем дать им

определение.

С точки зрения ее последствий денационализация обучения

расширит предоставляемую родителям свободу выбора. В настоя-

щий момент родители могут отправлять детей в государственные

школы бесплатно, однако мало кто из них пошлет их в какую-то

другую школу, если та тоже не находится на субсидии. Приходские

школы находятся в менее выгодном положении, поскольку они не

получают никаких государственных средств,выделяемых на обуче-

ние, однако у них имеется и свое преимущество, заключающееся

в том, что они находятся в ведении учреждений, готовых их субси-

дировать и умеющих собрать для этого средства. Других источни-

ков субсидирования для частных школ совсем немного. Если пре-

доставить средства, ассигнуемые ныне государством на обучение,

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 115 |

в распоряжение родителей вне зависимости от того,куда они отпра-

вляют детей учиться,мигом появится масса самых разных школ,го-

товых удовлетворить образовавшийся спрос.У родителей появится

куда более широкая возможность прямо выражать свое отношение

к разным школам, забирая детей из одних учебных заведений и по-

сылая их в другие. В настоящее время они, как правило, могут при-

бегать к такой мере лишь ценой значительных расходов, послав

детей в частную школу либо сменив место жительства.Что до боль-

шинства, то оно может выразить свое мнение лишь по косвенным

политическим каналам.Возможно,несколько большая свобода вы-

бирать себе школу по вкусу имелась бы в рамках государственного

школьного округа,однако простиралась бы эта свобода не слишком

далеко в связи с обязанностью обеспечить местом каждого ребен-

ка. Как и в других областях, конкурентоспособное предприни-

мательство скорее всего было бы здесь куда более эффективным

источником удовлетворения потребительского спроса, чем нацио-

нализированные учреждения,существующие для других целей.По-

этому в конечном счете значение приходских школ вполне могло бы

свестись к минимуму,а не возрасти.

В том же направлении действует и другой фактор, заклю-

чающийся в том, что родители, посылающие детей в приходские

школы, по вполне понятным причинам относятся без энтузиазма

к увеличению налогов для финансирования более высоких расхо-

дов на государственные учебные заведения. Вследствие этого в тех

районах,где большую роль играют приходские школы,сбор средств

на государственные школы сопряжен с немалыми трудностями.

В той степени,в какой качество связано с объемом расходов (а в ка-

кой-то степени связь эта безусловно существует), в таких районах

качество государственных школ часто оказывается ниже,и приход-

ские школы поэтому обладают там сравнительно большей притя-

гательной силой.

Другим частным случаем аргумента о том, что государ-

ственные учебные заведения необходимы для того, чтобы образо-

вание превратилось в объединяющую силу,является довод,соглас-

но которому частные школы усугубляют классовые различия.

Стоит дать им больше свободы, куда посылать детей, и родители

изберут общество себе подобных,а это помешает здоровому обще-

нию детей из разных социальных слоев. Убедителен этот довод

в принципе или нет, совсем не очевидно, что результат окажется

именно таким. При нынешнем положении дел стратификация

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 116 |

жилых районов и так резко ограничивает общение

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн