Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

как един-

ственный возможный способ финансирования образования.

Как можно заключить из некоторых приведенных выше

крайних примеров (Англия и Франция), отдельные черты предла-

гаемого решения присутствуют в существующих системах образо-

вания.Призывы к решению такого рода раздаются в большинстве

стран Запада все громче и, насколько мне кажется, все чаще. Воз-

можно, это отчасти объясняется развитием в наши дни государ-

ственного административного механизма,способствующего такой

постановке дела.

Хотя при переходе от нынешней системы к выдвигаемой на-

ми и в управлении нашей системой возникают многочисленные про-

блемы,они не кажутся ни неразрешимыми,ни уникальными.Так же

как и при денационализации других видов деятельности,существую-

щие здания и оборудование можно было бы продать частным пред-

принимателям, пожелавшим работать в этой области. Таким обра-

зом,этот переход не потребует непроизводительных затрат капитала.

Поскольку государственные органы (по крайней мере, в некоторых

районах) будут заведовать школами и дальше, переход будет посте-

пенным и несложным. Местное подчинение учебных заведений

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 122 |

в США и в ряде других стран также облегчит этот переход,поскольку

оно будет содействовать эксперименту в малых масштабах. При ре-

шении вопроса о том,кто может претендовать на дотации какого-то

государственного органа, безусловно, будут свои трудности, но они

ничем не отличаются от нынешней проблемы того,какой орган обя-

зан обеспечить данному ребенку доступ к образованию. Разница

в размере субсидии сделает одни районы привлекательнее других;

к такому же результату приводит ныне разница в качестве обучения.

Единственным дополнительным осложнением могут явиться воз-

росшие возможности для злоупотреблений,поскольку люди получат

бoльшую свободу решать, куда посылать детей учиться. Ссылки на

административные трудности — стандартный способ защиты ста-

тус-кво от любых предлагаемых перемен; в данном случае эта защи-

та еще менее убедительна, чем обычно, ибо при существующей си-

туации приходится решать не только сложные проблемы,связанные

с предлагаемым вариантом,но и дополнительные проблемы,связан-

ные с тем,что заведование школами является функцией государства.

Обучение на уровне колледжа и университета

Предшествующее изложение затрагивало главным образом обуче-

ние в начальной и средней школе.Когда речь заходит о высшем об-

разовании, аргумент в пользу национализации, основанный на

внешних эффектах или на технической монополии,становится еще

более слабым.По поводу содержания школьных программ,необхо-

димых для воспитания граждан демократического общества,

имеется почти полное единодушие: чтение, письмо, арифметика

и, пожалуй,всё.Но чем выше уровень образования,тем больше раз-

ногласий. Разумеется, даже на уровне намного ниже, чем уровень

американского колледжа, уже нет достаточного единства мнений,

чтобы навязывать всем взгляды большинства,и уж тем более отно-

сительного большинства. Отсутствие единства мнений может зай-

ти настолько далеко, что поставит под сомнение даже уместность

субсидирования обучения на этом уровне;это определенно подры-

вает аргумент в пользу национализации,основанный на необходи-

мости воспитания в духе общей системы ценностей.На этом уров-

не вряд ли можно вообще говорить о «технической монополии»

в свете того, что для посещения высших учебных заведений люди

могут переезжать и переезжают на большие расстояния.

В США государственные учреждения играют в сфере вы-

сшего образования меньшую роль,чем на уровне начальной и сред-

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 123 |

ней школы. Тем не менее значение их постоянно возрастало (по

крайней мере, до начала 1920-х годов), и теперь их посещают более

половины всех студентов колледжей и университетов3.Одна из глав-

ных причин их роста заключалась в относительной дешевизне:

большинство муниципальных и штатных колледжей и университе-

тов взимают куда более низкую плату за обучение, чем частные

университеты, которые не могут себе этого позволить. Поэтому

частные университеты сталкиваются с серьезными финансовыми

затруднениями и с полным основанием сетуют на «несправедли-

вую» конкуренцию. Им хочется сохранить независимость от госу-

дарства, но в то же время давление финансовых обстоятельств по-

буждает их искать государственной помощи.

Вышеприведенный анализ подсказывает направления поис-

ка удовлетворительных решений нашей проблемы.Государственные

расходы на высшее образование могут быть оправданы как средство

воспитания у молодежи гражданских качеств и способности к руко-

водству обществом, хотя я поспешу добавить, что значительную

долю нынешних расходов, идущую на чисто профессиональное об-

учение,нельзя обосновать ни этими,ни,как мы увидим,какими-ли-

бо иными причинами. Ограничение субсидий только государствен-

ными учебными заведениями нельзя обосновать вообще ничем.Все

субсидии должны выдаваться частным лицам и тратиться в учебных

заведениях по их выбору на том единственном условии, что пред-

лагаемое в них образование относится к категории, которую целе-

сообразно субсидировать. Все остальные государственные учебные

заведения должны взимать плату,покрывающую стоимость образо-

вания,и таким образом на равных конкурировать с негосударствен-

ными учебными заведениями4.В своих общих чертах получившаяся

в результате система будет аналогична системе финансирования об-

разования ветеранов, сложившейся в США после Второй мировой

войны, с тем исключением, что средства, надо полагать, будут отпу-

скаться штатами,а не федеральным правительством.

Переход к такой системе создаст условия для более эффек-

тивной конкуренции между учебными заведениями разных типов

и для более целесообразного использования их ресурсов. Он сни-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 124 |

3 См.: Stigler G.J. Employment and Compensation in Education. New York: Natio’

nal Bureau of Economic Research, 1950 [= Occasional Paper. № 33]. P. 33.

4 Я выношу за скобки расходы на фундаментальные исследования. Я толкую

здесь обучение в узком смысле, чтобы исключить соображения, которые чрезмерно

расширили бы предмет обсуждения.

мет необходимость прямых государственных дотаций частным

колледжам и университетам и таким образом оградит их независи-

мость и своеобразие и одновременно позволит им вырасти по срав-

нению с государственными учебными заведениями. Субсиди-

рование учреждений, а не людей привело к тому, что государство

субсидирует всю деятельность учебного заведения, а не только ту

деятельность,которую государству следует субсидировать.Даже по-

верхностный анализ покажет, что, хотя эти два вида деятельности

отчасти совпадают,они отнюдь не тождественны.

Альтернативный вариант будет более справедливым:досто-

инства этого довода особенно очевидны на уровне колледжа и уни-

верситета в связи с многочисленностью и разнообразием частных

учебных заведений.Штат Огайо,например,заявляет своим гражда-

нам:«Если у вас есть ребенок,который хочет учиться в колледже,мы

автоматически назначим ему приличную стипендию на все четыре

года при условии, что он способен удовлетворить минимальные

требования, предъявляемые к абитуриентам, и еще при том усло-

вии, что у него хватит ума подавать в Университет штата Огайо.

Если вашему ребенку или вам хочется,чтобы он учился в Оберлин-

ском колледже или в университете Вестерн Резерв, не говоря уже

о Йеле, Гарварде, Северо-Западном или Чикагском университете

или Белойте,ни гроша он от нас не получит».Как можно оправдать

такую программу? Не справедливей ли было бы и не лучше ли для

развития науки,если бы штат Огайо тратил выделенные на высшее

образование деньги на стипендии,которые можно было бы исполь-

зовать в любом колледже и университете,и потребовал,чтобы Уни-

верситет штата Огайо конкурировал на равных основаниях с дру-

гими высшими учебными заведениями?5

Специальное и профессиональное образование

Специальное и профессиональное образование не имеет внешних

эффектов вроде тех, которые разбирались выше в связи со всеоб-

щим образованием. Это форма инвестиций в человеческий капи-

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 125 |

5 Я использовал Огайо, а не Иллинойс, потому что с тех пор, как была напи’

сана статья, положенная в основу данной главы (1953), в Иллинойсе была принята

программа, отчасти отражающая эту мысль и предусматривающая стипендии, кото’

рые можно использовать в частных колледжах и университетах Иллинойса. То же

самое было сделано и в Калифорнии. В Виргинии была принята аналогичная про’

грамма для более низкого уровня, но это сделали совсем по иной причине: чтобы из’

бежать расовой интеграции. Виргинский эпизод разбирается в главе VII.

тал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование,

здания и прочие неодушевленные формы капитала.Функция такой

инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую

продуктивность человека.Если инвестиция достигает этого резуль-

тата, общество свободного предпринимательства вознаграждает

человека более высокой оплатой его услуг6. Это различие в выруч-

ке является экономическим стимулом для инвестиций капитала

в форме ли машины или в форме человека. В обоих случаях допол-

нительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесенны-

ми для ее получения. Когда речь идет о специальном образовании,

главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения,

в процентах на прибыль,упущенных в связи с откладыванием зара-

ботка, и в специфических расходах на приобретение образования,

таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование.

Когда речь идет о капитале в форме материальных активов,главные

затраты состоят в расходах на капитальное оборудование и в про-

центах на прибыль, недополученных в период приобретения этого

оборудования.В обоих случаях человек,очевидно,считает свои за-

траты целесообразными,если дополнительная выручка превышает,

по его разумению,дополнительные расходы7.В обоих случаях,если

человек сам несет соответствующие расходы и если государство не

субсидирует этих расходов и не облагает налогом выручку, он (или

его родители, или его благодетели) в общем и целом берет на себя

все дополнительные издержки и получает всю дополнительную вы-

ручку;тут нет места для явно переложенных на чужие плечи издер-

жек и незаслуженной выручки, которые систематически приводят

частный интерес в столкновение с общественным.

Если бы капитал для инвестиций в людей был так же легко

доступен, как капитал для инвестиций в материальные активы

(вкладывается ли он через рынок или путем прямой инвестиции со-

ответствующими людьми или их родителями или покровителями),

норма прибыли на капитал была бы в этих сферах примерно одина-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 126 |

6 Повышение вознаграждения может выражаться не только в денежной

форме; оно может также заключаться в нематериальных льготах, предоставляемых

профессией, которую дает специальное образование. Подобным же образом у этой

профессии могут быть и свои нематериальные недостатки, которые следует учиты’

вать при подсчете капитальных затрат.

7 Более подробный и точный разбор соображений, влияющих на выбор про’

фессии, см.: Friedman M., Kuznets S. Income from Independent Professional Practice.

New York: National Bureau of Economic Research, 1945. P. 81–95, 118–137.

кова.Если бы она была выше на неодушевленный капитал,у родите-

лей имелся бы стимул покупать своим детям такой капитал вместо

того, чтобы вкладывать соответствующую сумму в специальное

образование,и наоборот.На самом деле,однако,эмпирические дан-

ные свидетельствуют о том, что норма прибыли на капитал, инве-

стированный в образование,гораздо выше,чем на капитал,вложен-

ный в материальные активы.Это расхождение говорит о недостатке

инвестиций в человеческий капитал8.

Эта нехватка инвестиций в человеческий капитал отражает,

надо полагать, изъян рынка капитала. Инвестиции в человеческий

капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лег-

костью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять,

почему так происходит. Когда дается долгосрочная ссуда на фи-

нансирование инвестиций в физический капитал, кредитор спо-

собен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества

или оставшейся части требований на сами материальные активы

и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы

части своих капиталовложений путем продажи материальных ак-

тивов. Если он дает аналогичную ссуду на увеличение доходности

человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным

обеспечением.В нерабовладельческом государстве человека,вопло-

щающего вложенные деньги,нельзя купить и продать.Даже если бы

это было возможно, аналогичного обеспечения все равно не полу-

чится. Капиталоотдача материальных активов не зависит обычно

от сотрудничества первоначального заемщика,капиталоотдача че-

ловеческого капитала совершенно очевидно зависит.В связи с этим

давать ссуду на образование человека,у которого нет никакого обес-

печения,кроме будущего заработка,— куда менее привлекательная

затея, чем ссужать деньги на финансирование постройки зданий:

обеспечение тут меньше, а расходы по последующему взысканию

процентов и основной суммы долга гораздо выше.

Еще одна сложность заключается в том, что долгосрочные

ссуды не совсем подходят для финансирования инвестиций в обра-

зование.Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском.

Средняя ожидаемая прибыль может быть высока,но отклонения от

средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причи-

на отклонений — это смерть или утрата трудоспособности,но куда

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 127 |

8 Cм.: Becker G.S. Underinvestment in College Education? // American Economic

Review. Vol. L (1960). P. 356–364; Schultz T.W. Investment in Human Capital // American

Economic

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн