Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

Review. Vol. LXI (1961). P. 1–17.

важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачли-

вости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды,

обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий зара-

боток,значительная пропорция их не будет возвращена.Чтобы сде-

лать такие ссуды привлекательными для кредиторов,номинальная

ставка процента на все ссуды должна быть достаточно высока,что-

бы компенсировать потери капитала из-за невыплаченных ссуд.

Высокая номинальная ставка процента вступит в противоречие с за-

конами о ростовщичестве и сделает такие ссуды непривлекательны-

ми для заемщиков9. В других случаях проблема инвестиционного

риска решается посредством акционерных капиталовложений

плюс ограниченной ответственностью акционеров. В области об-

разования аналогичным методом будет «покупка» пая в будущем

заработке данного индивида: ему авансируют средства, необхо-

димые для финансирования его обучения, на том условии, что он

согласится выплачивать кредитору какую-то оговоренную часть

своего будущего заработка. Таким образом кредитор получит от

сравнительно успешных людей больше,чем он первоначально вло-

жил,что компенсирует ему те случаи,когда он не сумел вернуть свои

первоначальные капиталовложения в людей неудачливых.

Судя по всему, частные контракты такого рода не должны

столкнуться с какими-либо юридическими препятствиями, хотя,

говоря экономически,они эквивалентны покупке доли потенциаль-

ного дохода индивида и,таким образом,частичному рабовладению.

Одна из причин того, что, несмотря на их потенциальную выгод-

ность и для кредитора и для заемщика, такие контракты не прио-

брели популярности, заключается, видимо, в связанных с ними

административных проблемах в свете того, что люди свободно пе-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 128 |

9 Несмотря на эти противопоказания, долгосрочные денежные ссуды, как

мне сообщают, являются обычным средством финансирования образования в Шве’

ции, где их, судя по всему, предоставляют под умеренные проценты. Надо полагать,

это объясняется отчасти тем, что доход выпускников университетов варьируется там

меньше, чем в США. Но это объяснение не исчерпывает дела; может статься, что это

не единственная или не главная причина того, что в Швеции сложилась иная ситуа’

ция. Весьма полезно было бы изучить шведский и иной аналогичный опыт подробнее,

чтобы выяснить, способны ли вышеописанные факторы объяснять отсутствие в США

и в других странах высокоразвитого рынка ссуд для финансирования образования,

или, быть может, существуют другие препятствия, устранить которые будет легче.

В последние годы обнадеживает распространение в США частных ссуд

для студентов. Этому процессу способствовал Объединенный фонд помощи студен’

там (United Student Aid Funds) — некоммерческое учреждение, гарантирующее ссу’

ды, предоставляемые отдельными банками.

реезжают с места на место, в свете необходимости получать досто-

верные отчеты о доходах и длительности периода действия таких

контрактов. Очевидно, что эти издержки будут особенно высоки

при инвестициях в мелких масштабах и при большой географиче-

ской разбросанности финансируемых лиц. Эти издержки являют-

ся,возможно,главной причиной того,что данный тип капиталовло-

жений так и не приобрел распространения в частном секторе.

Однако кажется вполне вероятным, что важную роль тут

сыграло и совокупное действие следующих обстоятельств:новизна

самой идеи;нежелание считать инвестиции в людей аналогичными

инвестициям в материальные активы; вытекающая из этого веро-

ятность иррационального общественного осуждения таких кон-

трактов, даже если они заключаются по добровольному согласию;

и наконец,юридические и прочие ограничения,которые могут быть

наложены на капиталовложения этого типа финансовыми посред-

никами,более всего пригодными для участия в таких капиталовло-

жениях, а именно компаниями по страхованию жизни. Потен-

циальная выручка (особенно у застрельщиков этого дела) будет

настолько высока, что имело бы смысл пойти на чрезвычайно вы-

сокие административные расходы10.

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели

к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому госу-

дарственное вмешательство можно обосновать как «технической

монополией» (поскольку распространение таких капиталовложе-

ний наталкивается на административные расходы),так и необходи-

мостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном

случае не выказал гибкости).

Если государству приходится вмешиваться, то как именно?

Очевидной — и единственной на сей день — формой вмешатель-

ства является прямое государственное субсидирование специаль-

ного или профессионального образования, финансируемое из

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 129 |

10 Занятно порассуждать о том, как будет вестись такое дело и какие из него

можно будет извлечь дополнительные выгоды. У застрельщиков будет возможность

выбрать себе лучшие объекты капиталовложений путем предъявления высоких тре’

бований к тем, кого они согласятся финансировать. Поступив таким образом, они

увеличат доходность своих инвестиций, поскольку высокие достоинства финанси’

руемых ими людей заслужат общественное признание; формула «Образование фи’

нансировалось страховой компанией N» превратится в знак качества (как произо’

шло с формулой «Одобрено журналом Good Housekeeping») и привлечет новых

клиентов. А потом компания N станет оказывать «своим» врачам, адвокатам, данти’

стам и т.п. другие виды финансовых услуг.

общих доходов органов власти.Эта форма вмешательства предста-

вляется совершенно неуместной.Капиталовложения следует делать

до тех пор, пока добавочный доход не вернет вложенного капитала

и не принесет рыночной нормы процента на него.Если деньги вкла-

дываются в человека, добавочный доход принимает форму более

высокого вознаграждения за предоставляемые этим человеком ус-

луги.При свободно-рыночной экономике человек получит это воз-

награждение в виде личного дохода. Если соответствующие ка-

питаловложения субсидируются, ему не придется нести никаких

издержек. Поэтому если бы субсидии выдавались всем, кто желает

получить образование и отвечает определенным минимальным

требованиям, возникла бы тенденция к чрезмерным капиталовло-

жениям в людей, поскольку у них был бы стимул получить образо-

вание, покуда добавочный доход будет превышать частные расхо-

ды, даже если бы дохода этого было недостаточно для вложенного

капитала,не говоря уже о процентах на него.Чтобы избежать чрез-

мерных капиталовложений, государству пришлось бы ограничить

субсидии. Даже если оставить в стороне трудности, с которыми со-

пряжен расчет «правильного» объема капиталовложений,придется

прибегнуть к довольно произвольному лимитированию ограни-

ченного капитала, поскольку претендентов на него будет больше,

чем окажется возможным финансировать. Те, кому повезет полу-

чить субсидию на образование,пожнут весь доход с этих капитало-

вложений, тогда как расходы падут на плечи налогоплательщиков.

Такой способ перераспределения дохода в высшей степени произ-

волен и,несомненно,порочен.

Задача заключается не в том,чтобы перераспределить дохо-

ды, а в том, чтобы капитал для инвестиций в людей и в материаль-

ные активы предоставлялся на аналогичных условиях. Люди дол-

жны нести расходы, связанные с делаемыми в них инвестициями,

и получать соответствующую прибыль. Изъяны рынка не должны

мешать им делать эти инвестиции,когда они готовы нести соответ-

ствующие расходы. Один из способов достижения этого результа-

та состоит в том, чтобы государство занималось акционерными

инвестициями в людей. Какой-то государственный орган может

предложить финансировать — или помочь финансировать — об-

разование любого лица, способного удовлетворить определенные

минимальные требования. Он предоставит какую-то ограничен-

ную ежегодную сумму на оговоренное число лет с тем условием,что

эти средства будут истрачены на образование в одном из признан-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 130 |

ных учебных заведений. Получатель пообещает взамен в каждый

последующий год выплачивать государству какой-то определенный

процент своего заработка сверх какой-то определенной суммы за

каждую полученную от государства тысячу долларов.Эти выплаты

можно без труда совместить с уплатой подоходного налога и таким

образом свести до минимума дополнительные административные

расходы.Установленная основная сумма должна равняться ожида-

емому среднему доходу без специального образования; подлежа-

щий выплате процент зарплаты должен быть рассчитан так, чтобы

все это предприятие самофинансировалось.При такой системе по-

лучающие образование лица будут практически нести все расходы.

Объем капиталовложений будет тогда устанавливаться в зависимо-

сти от желаний заинтересованного лица. Если бы государство фи-

нансировало специальное или профессиональное образование

только таким способом и если бы расчетный заработок отражал все

релевантные доходы и издержки, свободный выбор людей приво-

дил бы к оптимизации капиталовложений.

Второе условие, к сожалению, вряд ли будет удовлетворено

полностью в связи с невозможностью включить вышеупомянутые

нематериальные виды вознаграждения. Поэтому на практике про-

изводимые в соответствии с этим планом капиталовложения все

равно окажутся слишком малы и не будут распределяться опти-

мальным образом11.

По ряду причин будет предпочтительнее, если разработкой

этого плана займутся частные финансовые и некоммерческие

учреждения — такие как фонды и университеты. В связи с тем что

довольно сложно рассчитать основной заработок и долю превы-

шающей суммы,подлежащую уплате государству,существует боль-

шая опасность того,что эту идею превратят в орудие политической

спекуляции. Данные о существующих ставках зарплаты разных

профессий дадут лишь очень приблизительное представление

о том, в каких значениях это предприятие сделается самофинанси-

рующимся.Кроме этого,основной заработок и подлежащая выпла-

те доля у разных людей должны быть разными в зависимости от их

предполагаемой зарплаты,точно так же,как группы людей с разной

продолжительностью жизни платят разные страховые взносы.

ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ

| 131 |

11 Я благодарен Гарри Джонсону и Полу Куку за то, что они предложили мне

сделать эту оговорку. Более подробный разбор роли нематериальных льгот и недо’

статков в определении заработка представителей разных профессий см.: Fried

man M., Kuznets S. Op. cit.

Что касается административных расходов, которые могут

препятствовать разработке такого плана на частной основе,то луч-

ше всего,чтобы соответствующие средства предоставлялись феде-

ральным правительством, а не более мелкими подразделениями.

Скажем, розыски людей, которых финансировал штат, обойдутся

каждому штату в ту же сумму,что страховой компании.В случае фе-

дерального правительства подобные расходы будут сведены до ми-

нимума, хотя и не до нуля. У человека, эмигрировавшего в другую

страну,например,все еще может быть юридическая или моральная

обязанность выплачивать уговоренную долю заработка, однако

обеспечить выполнение этой обязанности может оказаться сложно

и дорого. Поэтому у людей, значительно преуспевших, может по-

явиться стимул к эмиграции. Разумеется, аналогичная проблема

встает (и в куда больших масштабах), когда дело касается подоход-

ного налога. Хотя эта и другие административные проблемы, свя-

занные с осуществлением высказанной идеи на федеральном уров-

не, безусловно обернутся некоторыми неудобствами, серьезными

их назвать нельзя. Зато по-настоящему серьезна вышеупомянутая

политическая проблема:как сделать так,чтобы этот план не превра-

тился в орудие политической спекуляции и не преобразился по хо-

ду дела из самофинансирующегося предприятия в средство субси-

дирования специального образования.

Но если опасность эта реальна, реальны и представляемые

этой идеей возможности. Имеющиеся у рынка капитала изъяны

имеют тенденцию превращать специальное и профессиональное

образование в исключительный удел тех лиц,чьи родители или по-

кровители способны пойти на соответствующие расходы.Они соз-

дают из таких лиц «неконкурентную» группу,огражденную от кон-

куренции недоступностью необходимого капитала для многих

способных людей. Результатом этого является воспроизведение

неравенства в достатке и положении.Развитие системы типа выше-

описанной сделает капитал гораздо более доступным и таким об-

разом в значительной степени обеспечит реальное равенство воз-

можностей, уменьшит неравенство в доходах и богатстве и будет

способствовать более полному использованию наших человеческих

ресурсов. И сделано это будет не через ограничение конкуренции,

ликвидацию стимулов и заботе о симптомах проблемы (как произо-

шло бы при прямом перераспределении доходов),а через поддерж-

ку конкуренции, повышение эффективности стимулов и ликвида-

цию причин,порождающих неравенство.

Глава VII Капитализм и дискриминация

Поразителен тот исторический факт,что развитие капитализма со-

провождалось значительным сокращением особых ограничений,

которые испытывали в своей экономической деятельности различ-

ные религиозные, расовые и социальные группы (то есть, как при-

нято говорить,подвергались дискриминации).Замена отношений,

построенных на статусе,системой контрактов была первым шагом

к освобождению крепостных в Средние века.Евреи пережили Сред-

невековье благодаря существованию рыночного сектора,в котором

они могли действовать и этим кормиться, несмотря на официаль-

ное преследование.Пуритане и квакеры смогли эмигрировать в Но-

вый свет,потому что сумели с помощью рынка накопить необходи-

мые средства,несмотря на ограничения,которым они подвергались

в других сферах жизни. После Гражданской войны южные штаты

наложили на негров целый ряд юридических ограничений. Един-

ственное ограничение, которому их никогда не подвергали, со-

стояло в запрете на владение недвижимостью или личным имуще-

ством. То, что этих запретов так и не ввели, вовсе не объясняется

стремлением уберечь негров от поражения в правах.Это объясняет-

ся скорее верой в частную собственностьнастолько сильной,что

она переборола желание ввести дискриминацию негров. Сохране-

ние каких-то общих принципов частной собственности и капита-

лизма явилось главным источником экономических возможностей

для негров и позволило им добиться большего успеха,

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн