Review. Vol. LXI (1961). P. 1–17.
важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачли-
вости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды,
обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий зара-
боток,значительная пропорция их не будет возвращена.Чтобы сде-
лать такие ссуды привлекательными для кредиторов,номинальная
ставка процента на все ссуды должна быть достаточно высока,что-
бы компенсировать потери капитала из-за невыплаченных ссуд.
Высокая номинальная ставка процента вступит в противоречие с за-
конами о ростовщичестве и сделает такие ссуды непривлекательны-
ми для заемщиков9. В других случаях проблема инвестиционного
риска решается посредством акционерных капиталовложений
плюс ограниченной ответственностью акционеров. В области об-
разования аналогичным методом будет «покупка» пая в будущем
заработке данного индивида: ему авансируют средства, необхо-
димые для финансирования его обучения, на том условии, что он
согласится выплачивать кредитору какую-то оговоренную часть
своего будущего заработка. Таким образом кредитор получит от
сравнительно успешных людей больше,чем он первоначально вло-
жил,что компенсирует ему те случаи,когда он не сумел вернуть свои
первоначальные капиталовложения в людей неудачливых.
Судя по всему, частные контракты такого рода не должны
столкнуться с какими-либо юридическими препятствиями, хотя,
говоря экономически,они эквивалентны покупке доли потенциаль-
ного дохода индивида и,таким образом,частичному рабовладению.
Одна из причин того, что, несмотря на их потенциальную выгод-
ность и для кредитора и для заемщика, такие контракты не прио-
брели популярности, заключается, видимо, в связанных с ними
административных проблемах в свете того, что люди свободно пе-
| 128 |
9 Несмотря на эти противопоказания, долгосрочные денежные ссуды, как
мне сообщают, являются обычным средством финансирования образования в Шве’
ции, где их, судя по всему, предоставляют под умеренные проценты. Надо полагать,
это объясняется отчасти тем, что доход выпускников университетов варьируется там
меньше, чем в США. Но это объяснение не исчерпывает дела; может статься, что это
не единственная или не главная причина того, что в Швеции сложилась иная ситуа’
ция. Весьма полезно было бы изучить шведский и иной аналогичный опыт подробнее,
чтобы выяснить, способны ли вышеописанные факторы объяснять отсутствие в США
и в других странах высокоразвитого рынка ссуд для финансирования образования,
или, быть может, существуют другие препятствия, устранить которые будет легче.
В последние годы обнадеживает распространение в США частных ссуд
для студентов. Этому процессу способствовал Объединенный фонд помощи студен’
там (United Student Aid Funds) — некоммерческое учреждение, гарантирующее ссу’
ды, предоставляемые отдельными банками.
реезжают с места на место, в свете необходимости получать досто-
верные отчеты о доходах и длительности периода действия таких
контрактов. Очевидно, что эти издержки будут особенно высоки
при инвестициях в мелких масштабах и при большой географиче-
ской разбросанности финансируемых лиц. Эти издержки являют-
ся,возможно,главной причиной того,что данный тип капиталовло-
жений так и не приобрел распространения в частном секторе.
Однако кажется вполне вероятным, что важную роль тут
сыграло и совокупное действие следующих обстоятельств:новизна
самой идеи;нежелание считать инвестиции в людей аналогичными
инвестициям в материальные активы; вытекающая из этого веро-
ятность иррационального общественного осуждения таких кон-
трактов, даже если они заключаются по добровольному согласию;
и наконец,юридические и прочие ограничения,которые могут быть
наложены на капиталовложения этого типа финансовыми посред-
никами,более всего пригодными для участия в таких капиталовло-
жениях, а именно компаниями по страхованию жизни. Потен-
циальная выручка (особенно у застрельщиков этого дела) будет
настолько высока, что имело бы смысл пойти на чрезвычайно вы-
сокие административные расходы10.
Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели
к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому госу-
дарственное вмешательство можно обосновать как «технической
монополией» (поскольку распространение таких капиталовложе-
ний наталкивается на административные расходы),так и необходи-
мостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном
случае не выказал гибкости).
Если государству приходится вмешиваться, то как именно?
Очевидной — и единственной на сей день — формой вмешатель-
ства является прямое государственное субсидирование специаль-
ного или профессионального образования, финансируемое из
ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ
| 129 |
10 Занятно порассуждать о том, как будет вестись такое дело и какие из него
можно будет извлечь дополнительные выгоды. У застрельщиков будет возможность
выбрать себе лучшие объекты капиталовложений путем предъявления высоких тре’
бований к тем, кого они согласятся финансировать. Поступив таким образом, они
увеличат доходность своих инвестиций, поскольку высокие достоинства финанси’
руемых ими людей заслужат общественное признание; формула «Образование фи’
нансировалось страховой компанией N» превратится в знак качества (как произо’
шло с формулой «Одобрено журналом Good Housekeeping») и привлечет новых
клиентов. А потом компания N станет оказывать «своим» врачам, адвокатам, данти’
стам и т.п. другие виды финансовых услуг.
общих доходов органов власти.Эта форма вмешательства предста-
вляется совершенно неуместной.Капиталовложения следует делать
до тех пор, пока добавочный доход не вернет вложенного капитала
и не принесет рыночной нормы процента на него.Если деньги вкла-
дываются в человека, добавочный доход принимает форму более
высокого вознаграждения за предоставляемые этим человеком ус-
луги.При свободно-рыночной экономике человек получит это воз-
награждение в виде личного дохода. Если соответствующие ка-
питаловложения субсидируются, ему не придется нести никаких
издержек. Поэтому если бы субсидии выдавались всем, кто желает
получить образование и отвечает определенным минимальным
требованиям, возникла бы тенденция к чрезмерным капиталовло-
жениям в людей, поскольку у них был бы стимул получить образо-
вание, покуда добавочный доход будет превышать частные расхо-
ды, даже если бы дохода этого было недостаточно для вложенного
капитала,не говоря уже о процентах на него.Чтобы избежать чрез-
мерных капиталовложений, государству пришлось бы ограничить
субсидии. Даже если оставить в стороне трудности, с которыми со-
пряжен расчет «правильного» объема капиталовложений,придется
прибегнуть к довольно произвольному лимитированию ограни-
ченного капитала, поскольку претендентов на него будет больше,
чем окажется возможным финансировать. Те, кому повезет полу-
чить субсидию на образование,пожнут весь доход с этих капитало-
вложений, тогда как расходы падут на плечи налогоплательщиков.
Такой способ перераспределения дохода в высшей степени произ-
волен и,несомненно,порочен.
Задача заключается не в том,чтобы перераспределить дохо-
ды, а в том, чтобы капитал для инвестиций в людей и в материаль-
ные активы предоставлялся на аналогичных условиях. Люди дол-
жны нести расходы, связанные с делаемыми в них инвестициями,
и получать соответствующую прибыль. Изъяны рынка не должны
мешать им делать эти инвестиции,когда они готовы нести соответ-
ствующие расходы. Один из способов достижения этого результа-
та состоит в том, чтобы государство занималось акционерными
инвестициями в людей. Какой-то государственный орган может
предложить финансировать — или помочь финансировать — об-
разование любого лица, способного удовлетворить определенные
минимальные требования. Он предоставит какую-то ограничен-
ную ежегодную сумму на оговоренное число лет с тем условием,что
эти средства будут истрачены на образование в одном из признан-
| 130 |
ных учебных заведений. Получатель пообещает взамен в каждый
последующий год выплачивать государству какой-то определенный
процент своего заработка сверх какой-то определенной суммы за
каждую полученную от государства тысячу долларов.Эти выплаты
можно без труда совместить с уплатой подоходного налога и таким
образом свести до минимума дополнительные административные
расходы.Установленная основная сумма должна равняться ожида-
емому среднему доходу без специального образования; подлежа-
щий выплате процент зарплаты должен быть рассчитан так, чтобы
все это предприятие самофинансировалось.При такой системе по-
лучающие образование лица будут практически нести все расходы.
Объем капиталовложений будет тогда устанавливаться в зависимо-
сти от желаний заинтересованного лица. Если бы государство фи-
нансировало специальное или профессиональное образование
только таким способом и если бы расчетный заработок отражал все
релевантные доходы и издержки, свободный выбор людей приво-
дил бы к оптимизации капиталовложений.
Второе условие, к сожалению, вряд ли будет удовлетворено
полностью в связи с невозможностью включить вышеупомянутые
нематериальные виды вознаграждения. Поэтому на практике про-
изводимые в соответствии с этим планом капиталовложения все
равно окажутся слишком малы и не будут распределяться опти-
мальным образом11.
По ряду причин будет предпочтительнее, если разработкой
этого плана займутся частные финансовые и некоммерческие
учреждения — такие как фонды и университеты. В связи с тем что
довольно сложно рассчитать основной заработок и долю превы-
шающей суммы,подлежащую уплате государству,существует боль-
шая опасность того,что эту идею превратят в орудие политической
спекуляции. Данные о существующих ставках зарплаты разных
профессий дадут лишь очень приблизительное представление
о том, в каких значениях это предприятие сделается самофинанси-
рующимся.Кроме этого,основной заработок и подлежащая выпла-
те доля у разных людей должны быть разными в зависимости от их
предполагаемой зарплаты,точно так же,как группы людей с разной
продолжительностью жизни платят разные страховые взносы.
ГЛАВА VI. РОЛЬ ГОСУДАРС ТВА В СФЕРЕ ОБРАЗ ОВАНИЯ
| 131 |
11 Я благодарен Гарри Джонсону и Полу Куку за то, что они предложили мне
сделать эту оговорку. Более подробный разбор роли нематериальных льгот и недо’
статков в определении заработка представителей разных профессий см.: Fried
man M., Kuznets S. Op. cit.
Что касается административных расходов, которые могут
препятствовать разработке такого плана на частной основе,то луч-
ше всего,чтобы соответствующие средства предоставлялись феде-
ральным правительством, а не более мелкими подразделениями.
Скажем, розыски людей, которых финансировал штат, обойдутся
каждому штату в ту же сумму,что страховой компании.В случае фе-
дерального правительства подобные расходы будут сведены до ми-
нимума, хотя и не до нуля. У человека, эмигрировавшего в другую
страну,например,все еще может быть юридическая или моральная
обязанность выплачивать уговоренную долю заработка, однако
обеспечить выполнение этой обязанности может оказаться сложно
и дорого. Поэтому у людей, значительно преуспевших, может по-
явиться стимул к эмиграции. Разумеется, аналогичная проблема
встает (и в куда больших масштабах), когда дело касается подоход-
ного налога. Хотя эта и другие административные проблемы, свя-
занные с осуществлением высказанной идеи на федеральном уров-
не, безусловно обернутся некоторыми неудобствами, серьезными
их назвать нельзя. Зато по-настоящему серьезна вышеупомянутая
политическая проблема:как сделать так,чтобы этот план не превра-
тился в орудие политической спекуляции и не преобразился по хо-
ду дела из самофинансирующегося предприятия в средство субси-
дирования специального образования.
Но если опасность эта реальна, реальны и представляемые
этой идеей возможности. Имеющиеся у рынка капитала изъяны
имеют тенденцию превращать специальное и профессиональное
образование в исключительный удел тех лиц,чьи родители или по-
кровители способны пойти на соответствующие расходы.Они соз-
дают из таких лиц «неконкурентную» группу,огражденную от кон-
куренции недоступностью необходимого капитала для многих
способных людей. Результатом этого является воспроизведение
неравенства в достатке и положении.Развитие системы типа выше-
описанной сделает капитал гораздо более доступным и таким об-
разом в значительной степени обеспечит реальное равенство воз-
можностей, уменьшит неравенство в доходах и богатстве и будет
способствовать более полному использованию наших человеческих
ресурсов. И сделано это будет не через ограничение конкуренции,
ликвидацию стимулов и заботе о симптомах проблемы (как произо-
шло бы при прямом перераспределении доходов),а через поддерж-
ку конкуренции, повышение эффективности стимулов и ликвида-
цию причин,порождающих неравенство.
Глава VII Капитализм и дискриминация
Поразителен тот исторический факт,что развитие капитализма со-
провождалось значительным сокращением особых ограничений,
которые испытывали в своей экономической деятельности различ-
ные религиозные, расовые и социальные группы (то есть, как при-
нято говорить,подвергались дискриминации).Замена отношений,
построенных на статусе,системой контрактов была первым шагом
к освобождению крепостных в Средние века.Евреи пережили Сред-
невековье благодаря существованию рыночного сектора,в котором
они могли действовать и этим кормиться, несмотря на официаль-
ное преследование.Пуритане и квакеры смогли эмигрировать в Но-
вый свет,потому что сумели с помощью рынка накопить необходи-
мые средства,несмотря на ограничения,которым они подвергались
в других сферах жизни. После Гражданской войны южные штаты
наложили на негров целый ряд юридических ограничений. Един-
ственное ограничение, которому их никогда не подвергали, со-
стояло в запрете на владение недвижимостью или личным имуще-
ством. То, что этих запретов так и не ввели, вовсе не объясняется
стремлением уберечь негров от поражения в правах.Это объясняет-
ся скорее верой в частную собственность — настолько сильной,что
она переборола желание ввести дискриминацию негров. Сохране-
ние каких-то общих принципов частной собственности и капита-
лизма явилось главным источником экономических возможностей
для негров и позволило им добиться большего успеха,