Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

чем они до-

бились бы при ином положении дел. Если взять более общий при-

мер, в любом обществе дискриминация сохраняется прежде всего

в наиболее монополистичных по своему характеру областях, тогда

как наименьшая дискриминация групп с другим цветом кожи или

религиозными верованиями встречается в тех областях,где свобода

конкуренции выше.

Как отмечалось в главе I, один из жизненных парадоксов

заключается в том, что, несмотря на эти исторические данные,

именно меньшинства часто выдвигают наиболее громогласных

и многочисленных сторонников коренных изменений капитали-

ГЛАВА VII. КАПИТАЛИЗМ И ДИСКРИМИНАЦИЯ

| 133 |

стического общества. Они склонны приписывать испытываемые

ими остаточные ограничения капитализму,нежели признавать,что

свободный рынок явился важнейшим фактором, уменьшившим

эти ограничения.

Мы уже видели,как рынок отделяет экономическую эффек-

тивность от посторонних факторов.Как отмечалось в главе I,поку-

патель хлеба не имеет понятия, выпечен он из муки, выращенной

негром,христианином или евреем.Вследствие этого производитель

пшеницы способен использовать ресурсы настолько эффективно,

насколько возможно, вне зависимости от того, как общество отно-

сится к цвету кожи, вероисповеданию и иным отличительным ка-

чествам людей, которых он берет на работу. Возможно, еще важнее

то обстоятельство,что при свободном рынке существует экономи-

ческий стимул отделять экономическую эффективность от других

качеств данного лица.Бизнесмен,который руководствуется в своих

деловых предприятиях соображениями,не имеющими отношения

к экономической эффективности,находится в невыгодном положе-

нии по сравнению с теми, для кого эти соображения неинтересны.

Практически говоря,расходы у такого человека будут — по его соб-

ственной вине — больше, чем у лиц, не придающих таким сообра-

жениям никакого значения. Поэтому при свободном рынке у них

есть хороший шанс вывести его из игры.

Это явление имеет куда более широкие масштабы.Принято

думать,что человек,подвергающий других дискриминации по при-

чине их расовой или религиозной принадлежности,цвета кожи или

чего угодно,сам не несет никаких расходов,а просто повышает рас-

ходы других лиц. Это представление находится на том же уровне,

что и аналогичное заблуждение, согласно которому, облагая тамо-

женными пошлинами товары из других стран,данная страна не на-

носит никакого ущерба себе1. Обе точки зрения неверны. Человек,

отказывающийся,например,покупать у негра или работать вместе

с ним, ограничивает собственную свободу выбора. Как правило,

ему придется платить за купленный товар более высокую цену или

получать за свою работу более низкий заработок.Или,если сказать

по-другому, те из нас, кто не придает значения цвету кожи или ве-

роисповеданию, смогут в результате покупать кое-что дешевле.

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 134 |

1 В своем блестящем глубоком анализе ряда аспектов дискриминации Гэри

Беккер показывает, что проблема дискриминации почти тождественна по своей ло’

гической структуре проблеме внешней торговли и таможенных пошлин. См.: Bec

ker G.S. The Economics of Discrimination. Chicago: University of Chicago Press, 1957.

Отсюда напрашивается вывод, что определение и толкова-

ние дискриминации представляют непростую проблему. Человек,

занимающийся дискриминацией, платит за это свою цену. Он, так

сказать,«покупает» то,что считает «товаром».Трудно себе предста-

вить, какое еще определение может иметь дискриминация, кроме

чужих «вкусов», которые человек не разделяет. Мы не считаем ди-

скриминацией, когда человек желает заплатить более высокую це-

ну за то,чтобы послушать одного певца,а не другого,хотя видим ди-

скриминацию в том, что он хочет заплатить более высокую цену за

услуги, оказанные ему человеком одного цвета кожи, а не другого.

Разница между этими двумя случаями в том, что в первом у нас та-

кое же представление о вкусе, а во втором — нет. Имеется ли прин-

ципиальная разница между вкусом, побуждающим хозяина дома

предпочитать миловидных служанок дурнушкам,и вкусом,в согла-

сии с которым человек предпочитает негра белому или белого не-

гру,кроме как в том,что одному вкусу мы симпатизируем,а другому

нет? Я не хочу этим сказать, что все вкусы одинаково хороши. На-

против,я полагаю,что цвет кожи человека или вероисповедание его

родителей не являются сами по себе причиной обращаться с ним

по-особому и что о человеке надо судить по тому, кем он является

и как он себя ведет, а не по этим внешним показателям. Я осуждаю

предрассудки и ограниченность людей,чьи вкусы отличаются в этом

отношении от моих, и они падают в моем мнении. Однако в обще-

стве, основанном на свободной дискуссии, моя линия поведения

должна состоять в попытках убедить их,что у них дурной вкус и что

им следует обзавестись новыми взглядами и привычками,а не в на-

сильственном навязывании им своих вкусов и воззрений.

Законодательство, предписывающее равноправие

при приеме на работу

В ряде штатов созданы комиссии по справедливому трудоустрой-

ству (Fair Employment Practice Commissions),задача которых состо-

ит в том,чтобы не допустить дискриминации при приеме на работу

по причине расовой или религиозной принадлежности или цвета

кожи.Очевидно,что подобное законодательство связано с наруше-

нием свободы людей вступать друг с другом в добровольные согла-

шения.Оно ставит любое такое соглашение в зависимость от одоб-

рения штатом. Это прямое нарушение свободы того типа, против

которого мы стали бы возражать в большинстве других случаев.

Мало того,как и при большинстве других нарушений свободы,под

ГЛАВА VII. КАПИТАЛИЗМ И ДИСКРИМИНАЦИЯ

| 135 |

действие этого закона вполне могут подпасть совсем не те люди,ко-

торых его приверженцы хотели контролировать.

Например, рассмотрим ситуацию, в которой бакалейные

лавки обслуживают район,чьи жители испытывают сильное неже-

лание иметь дело с продавцами-неграми. Предположим, что в од-

ной из лавок появляется вакансия и первым кандидатом на это ме-

сто оказывается человек,годный во всех прочих отношениях,кроме

того,что он негр.Представим,что в результате вышеуказанного за-

кона хозяин лавки обязан нанять именно его.Вследствие этого това-

рооборот лавки снизится и хозяин понесет известные убытки.Если

окрестные жители настроены достаточно непримиримо,это может

даже привести к закрытию лавки. Если в отсутствие такого закона

хозяин лавки нанимает белых продавцов вместо негров,он,возмож-

но,никак не выражает этим своих собственных предпочтений,пре-

драссудков или вкусов. Возможно, он просто является передатчи-

ком общественного вкуса.Он,так сказать,предоставляет услуги,за

которые потребитель готов платить.И тем не менее он (и возможно,

лишь он один) может серьезно пострадать от этого закона, запре-

щающего ему поступать таким образом,то есть запрещающего ему

потакать общественному вкусу, предпочитающему иметь белых

продавцов,а не негров.Потребители,на обуздание чьих предрассуд-

ков направлен закон, пострадают лишь в том смысле, что число ла-

вок ограничено, и если одна из них закроется, им придется платить

более высокие цены.Этот анализ можно представить в более общем

виде. В очень многих случаях работодатели являются передатчика-

ми предрассудков либо своих клиентов,либо своих служащих,ког-

да при приеме на работу они учитывают факторы, не имеющие

отношения к технической и физической продуктивности. Как от-

мечалось выше, у самих работодателей как раз часто имеется сти-

мул обойти предрассудки своих клиентов или служащих, если эти

предрассудки чреваты для них более высокими расходами.

Сторонники комиссий по справедливому трудоустройству

(FEPC) доказывают,что,когда дело касается приема на работу,нару-

шение свободы людей вступать в соглашения друг с другом оправда-

но тем, что человек, отказывающийся нанять негра вместо белого,

если оба они одинаково подходят ему с точки зрения физической

продуктивной способности,наносит ущерб другим людям,а именно

группе с особым цветом кожи или вероисповеданием,ибо таким об-

разом ущемляются ее возможности трудоустроиться. Этот довод

страдает от смешения двух весьма разных типов ущерба.Один тип —

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 136 |

это положительный вред,который один человек причиняет другому,

применяя физическую силу или заставляя его вступить в соглаше-

ние, не заручившись его согласием. Очевидным примером является

ситуация, когда один человек бьет другого дубинкой по голове. Ме-

нее очевидным примером служит загрязнение ручья,о котором шла

речь в главе II.Второй тип — это негативный ущерб,получающийся,

когда два человека неспособны договориться о взаимоприемлемом

контракте;это когда я не желаю покупать того,что другой человек хо-

чет мне продать,и этим делаю ему хуже,чем если бы я сделал покуп-

ку.Если общество предпочитает исполнителей блюзов оперным пев-

цам, оно определенно повышает экономическое благосостояние

первых по сравнению со вторыми.Если потенциальный блюзмен мо-

жет найти работу, а оперный певец — нет, это просто означает, что

исполнитель блюзов предоставляет услуги, за которые, по мнению

общества,стоит платитьпотенциальный оперный певец — не пре-

доставляет.Общественный вкус наносит потенциальному оперному

певцу «ущерб».Если бы вкус сложился противоположный,оперный

певец остался бы в выигрыше, а исполнитель блюзов потерпел бы

«ущерб». Ясно, что этот тип ущерба не связан с каким-то недобро-

вольным обменом,навязанными со стороны издержками или предо-

ставлением преимуществ третьим лицам. Имеются все основания

использовать правительство для предотвращения позитивного

ущерба, иными словами, принуждения. Но нет никаких оснований

использовать правительство для предотвращения негативного

«ущерба».Напротив,такое государственное вмешательство ущемля-

ет свободу и ограничивает добровольное сотрудничество.

Законодательство о FEPC означает принятие принципа, ко-

торый приверженцы его нашли бы отвратительным почти в любом

другом его приложении. Если правительство имеет право постано-

вить, что при приеме на работу нельзя проводить дискриминацию

на основании цвета кожи и расовой или религиозной принадлежно-

сти, оно точно так же имеет право постановить, случись большин-

ству проголосовать соответствующим образом,что дискриминацию

на основании цвета кожи и расовой или религиозной принадлежно-

сти проводить следует.Нюрнбергские законы при Гитлере и законы,

принятые в южных штатах и подвергавшие негров всяческим огра-

ничениям,являются примерами законодательства,в принципе ана-

логичного FEPC. Противники таких законов из числа сторонников

FEPC не могут доказать, что они нехороши в принципе и что в их

случае речь идет о непозволительных действиях правительства.Они

ГЛАВА VII. КАПИТАЛИЗМ И ДИСКРИМИНАЦИЯ

| 137 |

только могут доказывать, что используемые критерии неуместны.

Единственное,что они могут сделать — это попытаться убедить дру-

гих,что здесь надо пользоваться другими критериями.

Если окинуть взором историю и посмотреть, на что можно

было бы уговорить большинство,если бы каждый вопрос решался

в индивидуальном порядке,а не как часть общего принципа,не при-

ходится сомневаться, что результаты широкого одобрения прави-

тельственных действий в этой области были бы крайне нежелатель-

ны даже с точки зрения тех, кто в данный момент стоит за FEPC.

Если сторонники FEPC в данный момент способны настоять на

своих взглядах, это объясняется только конституционной и феде-

ральной ситуацией, в которой региональное большинство в одной

части страны в состоянии навязывать свои взгляды большинству

в другой части страны.

Как правило,любое меньшинство,которое рассчитывает на

какие-то конкретные действия большинства для защиты своих ин-

тересов, в высшей степени близоруко. Принятие общего самоогра-

ничивающего принципа (self-denying ordinance), относящегося

к целой категории случаев, может помешать конкретному боль-

шинству эксплуатировать конкретное меньшинство. В отсутствие

такого самоограничивающего принципа можно, безусловно, рас-

считывать на то,что большинство воспользуется своей властью для

воплощения своих вкусов (если угодно, своих предрассудков), а не

для защиты меньшинства от предрассудков большинства.

Если повернуть этот вопрос по-другому и представить его

в более ярком свете,возьмем человека,который недоволен нынеш-

ним состоянием вкусов и считает, что неграм предоставляются

меньшие возможности, чем хотелось бы. Предположим, что он бу-

дет жить по своим убеждениям и всегда возьмет на работу негра,да-

же когда имеется несколько равноценных кандидатов, более или

менее подходящих ему во всех остальных отношениях.Надо ли ме-

шать ему в этом при нынешних обстоятельствах? Если следовать ло-

гике FEPC,то явно надо.

Аналогом «справедливого трудоустройства» в той области,

где эти принципы, видимо, разработаны лучше всего, а именно

в области свободы слова, будет не свобода слова, а «справедливость

слова». В этом отношении позиция Американского союза граждан-

ских свобод представляется в высшей степени противоречивой.

Союз выступает одновременно за свободу слова и за законы о спра-

ведливом трудоустройстве. Одно из обоснований свободы слова

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 138 |

состоит в том, что мы не желаем, чтобы временное большинство

решало в каждый данный момент, какое именно слово является до-

пустимым.Мы стоим за свободный рынок идей,чтобы даже у тех из

них,которые поначалу разделяли лишь немногие,был шанс склонить

на свою сторону большинство или даже добиться почти всеобщего

признания.Точно такие же соображения применимы к трудоустрой-

ству или,в более общем смысле,к рынку товаров и услуг.Если неже-

лательно,чтобы временное большинство решало вопросы свободы

слова, то неужели более желательно, чтобы оно решало, какие каче-

ства следует принимать во внимание в вопросах

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн