трудоустройства?
Да и вообще: долго ли продержится свободный рынок идей, если
уничтожить свободный рынок товаров и услуг? Союз гражданских
свобод будет до последнего вздоха отстаивать право расиста пропо-
ведовать на углу доктрину расовой сегрегации.Но он будет за то,что-
бы расиста посадили в тюрьму,если тот начнет действовать в согла-
сии со своими принципами и откажется брать негров на работу.
Законы о праве на труд
Некоторые штаты приняли так называемые «законы о праве на
труд» (right-to-work laws). Эти законы запрещают требовать член-
ства в профсоюзе в качестве условия для приема на работу.
Принципы,затрагиваемые законами о праве на труд,тожде-
ственны принципам, о которых идет речь в случае с FEPC. В обоих
случаях имеет место нарушение свободы заключения контрактов по
найму рабочей силы; в первом предписывается, что определенный
цвет кожи или вероисповедание не могут быть условием трудо-
устройства, а во втором — что таким условием не может быть член-
ство в профсоюзе.Несмотря на тождественность принципа,отноше-
ние к этим двум законам почти в 100% случаев не совпадает. Почти
все сторонники FEPC выступают против «права на труд»; почти все
сторонники права на труд выступают против FEPC. Будучи либера-
лом,я выступаю против обоих законов,точно так же,как я против так
называемого «штрейкбрехерского» (yellow dog) контракта (при ко-
тором нечленство в профсоюзе является условием трудоустройства).
В свете конкуренции между работодателями и между наем-
ными работниками нет, казалось бы, никаких оснований отказы-
вать работодателям в праве предлагать своим работникам такие
условия,какие им хочется.В некоторых случаях работодатели нахо-
дят, что работники предпочитают получать часть вознаграждения
за свой труд не в виде денег,а в виде бейсбольных полей,спортзалов
ГЛАВА VII. КАПИТАЛИЗМ И ДИСКРИМИНАЦИЯ
| 139 |
или домов отдыха. Тогда работодатели обнаруживают, что им вы-
годнее внести в коллективный договор эти сооружения, нежели
предложить более высокую зарплату.Точно так же работодатели мо-
гут предложить пенсионные планы или потребовать участия в пен-
сионных планах и т.д. Ни в чем этом нет никакого вмешательства
в свободу трудоустройства. Это просто отражение стремления ра-
ботодателей наделить работу качествами, которые устроят и при-
влекут работников. Если работодателей много, каждый работник,
имеющий какие-то особые потребности,сумеет удовлетворить их,
найдя место у соответствующего работодателя. В условиях конку-
ренции то же самое относится к «закрытому цеху».Если одни работ-
ники предпочитают фирмы с «закрытым цехом», а другие — с «от-
крытым», появятся разные виды коллективных договоров, чтобы
удовлетворить и первых и вторых.
На практике,разумеется,между FEPC и «правом на труд» су-
ществуют кое-какие важные различия. Различия эти состоят в том,
что на стороне работников присутствует монополия в виде профсо-
юзных организаций,и в том,что имеется федеральное законодатель-
ство о профессиональных союзах. Сомнительно, чтобы при конку-
рентном рынке рабочей силы у работодателей была какая-то выгода
делать «закрытый цех» условием трудоустройства.Если часто встре-
чаются профсоюзы,в которых у рабочих нет большой монополисти-
ческой власти,то таких «закрытых цехов» почти нет.«Закрытый цех»
почти всегда есть символ монополистической власти.
Совпадение между «закрытым цехом» и профсоюзной мо-
нополией не является аргументом в пользу закона о праве на труд.
Это аргумент в пользу ликвидации монополистической власти,в ка-
кой бы конкретной форме она ни выступала.Это аргумент в пользу
более эффективных и энергичных антимонопольных действий
в профсоюзной сфере.
Другим особым обстоятельством,имеющим практическую
важность, является конфликт между федеральным и штатным
законом и существующим ныне федеральным законом, который
касается всех штатов и оставляет каждому отдельному штату лазей-
ку лишь в виде принятия закона о праве на труд. Оптимальное ре-
шение будет заключаться в пересмотре федерального закона.Слож-
ность в том, что ни один из штатов сам по себе этого добиться не
в состоянии, и тем не менее жители отдельного штата могут поже-
лать изменить профсоюзное законодательство в пределах этого
штата. Может статься, что закон о праве на труд будет единствен-
| 140 |
ным реальным выходом из этого положения и, таким образом,
представит собой наименьшее зло.Я не могу согласиться с этим до-
водом в пользу закона о праве на труд, отчасти, я полагаю, по той
причине,что,на мой взгляд,такой закон сам по себе не окажет боль-
шого влияния на монополистическую власть профсоюзов.Практи-
ческие доводы кажутся мне слишком слабыми, чтобы перевесить
принципиальные возражения.
Сегрегация в сфере образования
Сегрегация в области образования поднимает еще одну проблему,
не затронутую выше очерченными соображениями единственно по
той причине, что при нынешних обстоятельствах образование на-
ходится по большей части в ведении государства. Это означает, что
государству надо принять недвусмысленное решение,проводить ли
ему сегрегацию или интеграцию.Оба решения представляются мне
неудачными.Те из нас,кто думают,что цвет кожи не имеет ни к чему
никакого отношения и что всем следовало бы это признать,и тем не
менее верят в индивидуальную свободу,стоят поэтому перед дилем-
мой.Если выбирать между злом насильственной сегрегации и злом
насильственной интеграции,для меня лично не представляется воз-
можным не предпочесть интеграцию.
В предшествующей главе, первоначально написанной вне
всякого касательства к проблеме сегрегации и интеграции, содер-
жится решение,позволяющее избежать обоих зол; в этом неплохая
иллюстрация того,как решения,предназначенные расширить сво-
боду вообще, помогают увеличить свободу в частности. Надлежа-
щее решение состоит в том,чтобы ликвидировать административ-
ный контроль правительства над школами и разрешить родителям
посылать детей туда,куда им хочется.В дополнение к этому,разуме-
ется, всем нам надо будет по мере возможности пытаться всем
своим поведением и высказываниями вырабатывать такое обще-
ственное мнение, при котором смешанные школы сделаются пра-
вилом,а школы с раздельным обучением — редким исключением.
В случае принятия предложения типа того, которое выска-
зывалось в предыдущей главе, сформируются самые разнообраз-
ные школы:белые,негритянские,смешанные.Это позволит осуще-
ствить плавный переход от одной комбинации школ к другой
(хотелось бы,чтобы смешанной) по мере изменения общественно-
го мнения.Это позволит избежать тех ожесточенных политических
конфликтов,которые так усугубляют трения между членами обще-
ГЛАВА VII. КАПИТАЛИЗМ И ДИСКРИМИНАЦИЯ
| 141 |
ства и ведут к социальному разобщению. Так же как рынок дости-
гает этого в общем смысле, данное решение позволит обеспечить
кооперацию без единообразия в этой узкой области2.
Штат Виргиния уже принял план, имеющий много общего
с идеей, выдвинутой в предыдущей главе. Хотя соответствующий
закон был проведен, чтобы избежать обязательной интеграции,
я предсказываю,что в конечном счете он приведет к совсем другим
результатам; если уж на то пошло, расхождение между результатом
и намерениями есть один из первостепенных доводов в пользу сво-
бодного общества. Имеет смысл разрешить людям преследовать
собственные интересы, поскольку никак нельзя предсказать, куда
это их в конце концов заведет.И в самом деле: даже на первом этапе
не обошлось без неожиданностей. Мне рассказывали, что одними
из первых ваучер на финансирование перехода в другую школу по-
просили родители, которые хотели перевести ребенка из школы
с раздельным обучением в интегрированную.Перевода попросили
не по этой причине,а потому,что интегрированная школа была луч-
ше. Если систему ваучеров не отменят, в дальнейшем Виргиния
явится хорошим экспериментальным полем,на котором можно бу-
дет проверить основательность заключений, к которым я пришел
в предыдущей главе.Если эти заключения верны,мы будем свидете-
лями расцвета виргинских учебных заведений; они сделаются раз-
нообразнее, значительно, пусть и не баснословно, повысится каче-
ство обучения в ведущих школах, а позднее оно поднимется под
влиянием лидеров и в остальных.
Но если посмотреть на дело с другой стороны,нам не следует
наивно полагать,что закон сможет одним махом выкорчевать глубо-
ко укоренившиеся ценности и представления.Я живу в Чикаго.В Чи-
каго нет закона,который предписывал бы сегрегацию.Чикагские за-
коны требуют интеграции.Но на самом деле государственные школы
в Чикаго,наверное,так же сегрегированы,как и в большинстве горо-
дов Юга.Если бы виргинскую систему ввели в Чикаго,почти не при-
ходится сомневаться, что в результате этого сегрегация заметно бы
уменьшилась, а перед наиболее способной и энергичной негритян-
ской молодежью открылись бы куда более широкие возможности.
2 Во избежание недоразумений следует особо отметить, что, говоря о вы’
двинутом в предыдущей главе предложении, я имею в виду, что минимальные тре’
бования, предъявляемые к учебным заведениям, в которых будут приниматься
ваучеры, не должны включать пункта о наличии или отсутствии в них сегрегации.
и социальная ответственность
труда и капитала
Конкуренция означает две очень разные вещи.В обыденном разго-
воре она означает личное соперничество, когда человек пытается
одолеть конкурента. В мире экономики конкуренция имеет почти
противоположное значение. В нем нет места личным сварам. Фер-
мер, выращивающий пшеницу, не чувствует себя на свободном
рынке личным соперником своего соседа, который, строго говоря,
является его конкурентом; он не чувствует с его стороны угрозы.
Суть конкурентного рынка состоит в его безличном характере. Ни
один из участников не в состоянии единолично установить условия,
на которых другие участники могут получить доступ к товарам или
рабочим местам.Все они исходят из тех цен,которые предлагает ры-
нок, и индивидуальный участник способен оказать на цену лишь
самое минимальное влияние, хотя, взятые вместе, участники опре-
деляют ее общим результатом своих отдельных действий.
Монополия наличествует тогда,когда какой-то конкретный
человек или предприятие получает контроль над каким-то товаром
или услугой, позволяющий ему в значительной мере диктовать
условия, на которых другие лица имеют доступ к оным. В каких-то
отношениях монополия ближе подходит к обыденному понятию
конкуренции, поскольку она включает в себя элемент личного со-
перничества.
С монополией в свободном обществе связаны две категории
проблем. Во-первых, наличие монополии означает ограничение
добровольного взаимообмена вследствие сокращения числа до-
ступных людям альтернатив. Во-вторых, наличие монополии под-
нимает вопрос о (как теперь стали выражаться) «социальной ответ-
ственности» монополиста. У участника конкурентного рынка нет
такой власти, чтобы он мог изменить правила взаимообмена, поэ-
тому сложно утверждать, что на нем лежит какая-то «социальная
ответственность», кроме общей обязанности всех граждан соблю-
дать законы страны и жить сообразно своим возможностям.Моно-
ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
| 143 |
полист действует у всех на виду и обладает властью. Поэтому легко
утверждать, что ему следует пользоваться своей властью не только
в собственных интересах,но и для каких-то общественно полезных
целей. И тем не менее широкое применение такой доктрины погу-
бит свободное общество.
Разумеется, конкуренция — это идеальное понятие, вроде
эвклидовой прямой или точки.Никто никогда не видел эвклидовой
прямой, не имеющей ширины и глубины, и тем не менее мы нахо-
дим полезным рассматривать многие эвклидовы объемы (такие,
как мерную бечеву) как эвклидовы прямые. Точно так же нет и ка-
кой-то «чистой» конкуренции.Каждый производитель имеет некое,
пусть даже ничтожное,влияние на цену изготовляемого им товара.
Для понимания дела и для экономической политики важно опреде-
лить,значительно ли это воздействие,или его можно игнорировать,
как землемер может игнорировать толщину того, что он называет
«прямой». Ответ на этот вопрос зависит, естественно, от рассма-
триваемой проблемы.Но чем больше я изучал экономическую дея-
тельность в США, тем больше удивлялся, насколько же велик круг
проблем и отраслей, при разговоре о которых экономику можно
считать в общем-то основанной на конкуренции.
Проблемы,связанные с монополией,имеют технический ха-
рактер и относятся к области, в которой я не обладаю особой ком-
петенцией. Вследствие этого я ограничусь в данной главе довольно
поверхностным обзором некоторых общих проблем:масштабы мо-
нополии,источники монополии,политика,которую следует прово-
дить государству,и социальная ответственность труда и капитала.
Масштабы монополии
Монополия включает три важных аспекта,заслуживающих отдель-
ного рассмотрения: монополия в промышленности, монополия
в профсоюзах и государственная монополия.
1.Монополия в промышленности.Самой важной чертой мо-
нополии в промышленности является то обстоятельство,что с точ-
ки зрения экономики в целом она имеет относительно небольшой
удельный вес.В США имеется около четырех миллионов отдельных
действующих предприятий; каждый год появляются около четы-
рехсот тысяч новых,и несколько меньшее число каждый год закры-
вается. Почти пятая часть работающего населения трудится не по
найму. Почти в каждой отрасли бок о бок сосуществуют гиганты
и пигмеи.
| 144 |
Помимо этой общей картины,трудно найти какой-то доста-
точно объективный способ измерения масштаба монополии и кон-
куренции. Главная причина этого уже упоминалась выше: в эконо-
мической теории