Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

эти понятия используются как некие идеальные

конструкции, предназначенные для анализа отдельных проблем,

а не для описания реально существующих ситуаций. В результате

этого нельзя с определенностью сказать, считать ли данное пред-

приятие или отрасль монополизированными или конкурентными.

Сложности, с которыми связано наделение этих терминов четким

содержанием, приводят ко всяким недоразумениям. Одно и то же

слово используется для обозначения разных вещей в зависимости

от конкретного социокультурного опыта, с точки зрения которого

высказываются суждения об уровне конкуренции. Вот, пожа-

луй, наиболее яркий пример: американский ученый будет склонен

характеризовать как монополистическую ту же самую ситуацию,

в которой, по мнению европейца, бушует конкуренция. Поэтому

европейцы,интерпретирующие американскую специальную лите-

ратуру и научные дискуссии,применяя к ним европейские предста-

вления о монополии и конкуренции, часто полагают, что степень

монополизации в США куда больше,чем на самом деле.

В целом ряде исследований,особенно в работах Уоррена Нат-

тера и Джорджа Стиглера,предпринимались попытки классифици-

ровать области промышленности на монополизированные, реаль-

но конкурентные (workably competitive) и находящиеся в ведении

или под надзором государства (government operated or supervised)

и проследить, как эти категории изменялись во времени1. Они при-

шли к заключению, что на 1939 год примерно четвертую часть эко-

номики можно было рассматривать как находящуюся в ведении или

под надзором государства.Из оставшихся трех четвертей самое боль-

шее четверть, а может быть, и всего 15%, можно рассматривать как

монополизированные,тогда как по меньшей мере три четверти,а то

и все 85%,можно считать конкурентными.Разумеется,за последние

полвека или около того сектор,находящийся в ведении или под над-

зором государства, значительно вырос. В рамках частного сектора,

с другой стороны, никакой тенденции к росту монополизации, судя

по всему,не быловполне возможно,что она даже уменьшилась.

ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

| 145 |

1 Nutter G.W. The Extent of Enterprise Monopoly in the United States, 1899–1939.

Chicago: University of Chicago Press, 1951; Stigler G.J. Five Lectures on Economic Pro’

blems. London: Longmans, Green and Co., 1949. P. 46–65.

Я подозреваю, что широко распространено впечатление,

будто монополия имеет куда большее значение,чем следует из этих

расчетов,и будто она с течением времени неуклонно растет.Одна из

причин этого ошибочного представления заключается в смешении

абсолютного и относительного размеров.По мере роста экономики

предприятия выросли в абсолютном смысле. Это истолковали так,

будто они стали составлять более значительную часть рынка,хотя на

самом деле рынок вполне мог расти еще более быстрыми темпами.

Вторая причина заключается в том,что монополия больше просит-

ся в газету и привлекает к себе больше внимания,чем конкуренция.

Если бы людей попросили перечислить главнейшие американские

отрасли,почти все включили бы автомобильную промышленность,

и лишь немногие упомянули бы оптовую торговлю.А ведь оптовая

торговля вдвое значительнее автопромышленности.В оптовой тор-

говле сильна конкуренция, поэтому она привлекает к себе мало

внимания. Мало кто смог бы назвать ведущие компании в сфере

оптовой торговли, хотя некоторые из них в смысле абсолютного

размера очень велики. Хотя в некоторых отношениях автомобиль-

ная промышленность отличается большой конкуренцией, она со-

стоит из куда меньшего числа фирм и явно находится ближе к моно-

полии. Каждый сможет назвать ведущие фирмы, производящие

автомобили.Или вот еще яркий пример:домашние услуги являют-

ся куда более значительной отраслью экономики, чем телеграфная

и телефонная связь.Третья причина состоит в некоем общем пред-

рассудке и в тенденции всегда выпячивать большое за счет малого,

проявлением чего служит предыдущий пункт.Наконец,считается,

что главной отличительной чертой нашего общества является его

индустриальный характер. Это приводит к чрезмерному акценту

на промышленном секторе экономики,в котором на самом деле со-

средоточено всего около четверти производства и рабочей силы,

а в промышленности монополизации куда больше, чем в других

секторах экономики.

Переоценка масштабов монополизации сопровождается —

по тем же примерно причинам — переоценкой значения техниче-

ских изменений, способствующих монополизации, по сравнению

с изменениями, увеличивающими конкуренцию. Например, очень

много говорят о распространении массового производства. Куда

меньше внимания уделяется новшествам в области транспорта

и связи, способствовавшим развитию конкуренции путем сниже-

ния важности местных региональных рынков и расширения сферы

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 146 |

действия конкуренции. Растущая концентрация в автомобильной

промышленности является общим местом, однако развитие авто-

транспортных перевозок, уменьшающее зависимость от больших

железных дорог,проходит почти незамеченным,и то же самое отно-

сится к снижению концентрации в сталелитейной промышленности.

2.Монополия в профсоюзах.Существует аналогичная тенден-

ция переоценивать монополизацию в профсоюзной сфере. Проф-

союзы объединяют около четверти работающего населения,что ве-

дет к значительной переоценке их роли в установлении ставок

заработной платы. В действительности же многие профсоюзы со-

вершенно неэффективны.И даже мощные профсоюзы оказывают

на структуру заработной платы лишь ограниченное влияние.В слу-

чае профсоюзов истоки тенденции преувеличивать масштабы мо-

нополизации еще очевиднее,чем в промышленности.При наличии

профсоюза всякое повышение зарплаты проходит через него,даже

если оно и не являлось следствием профсоюзной деятельности.На-

пример, за последние годы резко возросла зарплата прислуги. Если

бы существовал соответствующий профсоюз,все надбавки прохо-

дили бы через него и соответственно ему бы приписывались.

Все это не значит, что профсоюзы не играют важной роли.

Как и промышленная монополия, они делают важное дело, благо-

даря чему многие ставки зарплаты стали иными, чем если бы их

устанавливал только рынок. Недооценивать их так же ошибочно,

как и переоценивать. Однажды я приблизительно подсчитал, что

благодаря профсоюзам от 10 до 15% работающего населения полу-

чило надбавку к зарплате в размере 10–15%. Это означает, что

у 85–90% работающего населения зарплата понизилась где-то на

4%2.С тех пор как я сделал эти подсчеты,другие произвели куда бо-

лее детальные исследования. Насколько я понимаю, они получили

результаты примерно такого же порядка.

Если профсоюзы добиваются повышения зарплаты рабо-

чих какой-то специальности или отрасли, они неизбежно сокра-

щают число рабочих мест по этой специальности или в этой от-

расли — точно так же как повышение цены уменьшает количество

проданного товара. Результатом этого является увеличение числа

людей, ищущих какую-то другую работу, что ведет к понижению

ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

| 147 |

2 Friedman M. Some Comments on the Significance of Labor Unions for Econo’

mic Policy // The Impact of the Union / Ed. by D. McCord Wright. New York: Harcourt, Bra’

ce, 1951. P. 204–234.

зарплаты в других областях.Поскольку профсоюзы обычно бывают

крепче всего у тех групп, которым и так платили бы высокую зар-

плату, результатом их деятельности явилось повышение зарплаты

высокооплачиваемых рабочих за счет низкооплачиваемых.Поэто-

му профсоюзы не только нанесли ущерб обществу и рабочим вооб-

ще, приведя к ненормальному использованию трудовых резервов,

но и подняли неравенство доходов рабочего класса, сократив воз-

можности,открытые самым низкооплачиваемым рабочим.

В одном отношении между промышленной и профсоюзной

монополией имеется важное различие. Если за последние полвека

тенденции к увеличению масштабов промышленной монополии

почти не наблюдалось,профсоюзная монополия определенно про-

должала расти. Значение профсоюзов заметно выросло во время

Первой мировой войны, уменьшилось в 1920-е и 1930-е годы, а за-

тем сделало огромный скачок вперед в период Нового курса.Во вре-

мя и после Второй мировой войны они консолидировали свои за-

воевания. В последнее время они просто удерживают завоеванные

позиции и даже ослабевают.Упадок этот отражает не упадок в рам-

ках отдельных отраслей или специальностей, но, скорее, снижение

значения специальностей или отраслей, в которых профсоюзы

сильны,по сравнению с теми,в которых они слабы.

Различие,которое я провожу между профсоюзной и промы-

шленной монополией, в одном отношении является слишком рез-

ким. В какой-то степени профсоюзы служат средством установле-

ния монополии на продажу отдельных товаров. Самый очевидный

примеруголь.Угольный закон Гаффи представлял собой попыт-

ку подвести юридическую базу под картель шахтовладельцев,зани-

мавшихся назначением цен. Когда этот закон был объявлен в сере-

дине 1930-х годов неконституционным, в образовавшейся бреши

появилась фигура президента профсоюза рабочих горнодобы-

вающей промышленности (United Mine Workers) Джона Льюиса.

Объявляя забастовки всякий раз, когда количество выданного на

гора угля грозило привести к понижению цен, Льюис контролиро-

вал выработку и соответственно цены при негласном сотрудниче-

стве шахтовладельцев. Доходы от такой картельной системы дели-

лись между хозяевами и шахтерами. В случае шахтеров доход этот

выражался в более высоких ставках заработной штаты,что,разуме-

ется, уменьшало число занятых шахтеров. Поэтому доходы от кар-

теля перепадали лишь тем шахтерам, у которых была работа, да

и у них большая часть этого дохода выражалась в увеличении до-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 148 |

суга.Профсоюзы имеют возможность выполнять такую роль из-за

того,что в шермановском антимонопольном законодательстве для

них было сделано исключение. Этим изъятием из правил восполь-

зовались многие профсоюзы, которые лучше характеризовать как

деловые предприятия,продающие услуги по картелизации отраслей

промышленности,а не рабочие организации.Видимо,прежде всего

тут следует отметить профсоюз водителей грузового транспорта

(Teamster’s Union).

3. Государственная и поддерживаемая государством монопо-

лия. Прямая государственная монополия на производство товаров

на продажу в США распространена не очень широко. Основными

примерами являются почта, производство электроэнергии, —

Управление развития водного, энергетического и сельского хозяй-

ства долины р.Теннеси (Tennessee Valley Authority,TVA) и прочие го-

сударственные электростанции,— услуги по строительству и содер-

жанию автодорог, продаваемые косвенным образом посредством

налога на бензин или прямо через взимание дорожной пошлины,

муниципальная система водоснабжения и другие коммунальные

предприятия.Кроме того,при нынешних огромных ассигнованиях

на оборону,освоение космоса и научные исследования федеральное

правительство стало,по сути дела,единственным закупщиком про-

дукции многих предприятий и целых отраслей промышленности.

Все это чревато весьма серьезными проблемами в смысле сохране-

ния свободного общества, но проблемы эти лучше разбирать не

в главе,посвященной монополии.

Использование государства для создания,поддержки и обес-

печения картельных и монополистических отношений между част-

ными производителями развивалось куда более стремительными

темпами,чем прямая государственная монополия,и имеет в настоя-

щее время куда большие масштабы.Одним из ранних примеров яв-

ляется Комитет по межштатному транспорту и торговле, деятель-

ность которого распространилась с железных дорог на грузовые

автоперевозки и на другие виды транспорта.Самой одиозной явля-

ется,бесспорно,сельскохозяйственная программа.По сути дела,это

картель, созданный государством. Другими примерами являются

Федеральная комиссия по связи, контролирующая радио и телеви-

дение, Федеральная энергетическая комиссия (Federal Power Commission),

контролирующая нефть и газ, транспортируемые в про-

цессе межштатной торговли, Управление гражданской авиации

(Civil Aeronautics Board),контролирующее авиалинии,и Совет упра-

ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

| 149 |

вляющих Федеральной резервной системы (Federal Reserve Board),

устанавливающий максимальную процентную ставку, которую

банки имеют право выплачивать на срочные депозиты,и следящий

за соблюдением запрета на выплату процентов на депозиты до вос-

требования.

Все эти примеры относятся к федеральному уровню.Кроме

этого, аналогичные процессы происходят на штатном и местном

уровнях. Техасский железнодорожный комитет, не имеющий, нас-

колько я понимаю,никакого отношения к железным дорогам,огра-

ничивает выработку нефтяных скважин путем ограничения числа

дней нефтедобычи.На словах это делается ради экономии ресурсов,

но на деле — для контроля над ценами. В последнее время Комитет

получил большую поддержку за счет федеральных импортных квот

на нефть. Искусственные простои скважин, организуемые для

взвинчивания цен, — это, с моей точки зрения, точно такая же так-

тика «фезер-беддинга» (feather-bedding),как в тех случаях,когда ко-

чегарам, работающим на дизельных локомотивах, платят за ниче-

гонеделанье. И тем не менее некоторые представители деловых

кругов, громче всех осуждающие профсоюзный «фезер-беддинг»

как нарушение правил свободного предпринимательства, хранят

гробовое молчание по поводу той же тактики в нефтедобывающей

промышленности.

Разбираемые в следующей главе процедуры лицензиата яв-

ляются еще одним примером созданной и поддерживаемой госу-

дарством монополии на уровне штата. Ограничение числа находя-

щихся в эксплуатации таксомоторов представляет типичный

пример аналогичных ограничений на местном уровне.«Медальон»,

дающий право на вождение собственного такси, продается сейчас

в Нью-Йорке где-то тысяч за двадцатьдвадцать пять долларов,

а в Филадельфии — за пятнадцать. Другой пример на местном

уровне — это принятие строительных кодексов (building codes),рас-

считанных якобы для обеспечения норм безопасности, но находя-

щихся на самом деле под контролем местных профсоюзов строи-

тельных рабочих или ассоциаций частных подрядчиков. Таких

ограничений существует множество,и им подвергаются самые раз-

нообразные виды экономической деятельности как на городском

уровне, так и на уровне штата. Все они представляют собой совер-

шенно произвольные ограничения свободы частных лиц вступать

в

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн