Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

добровольный взаимообмен друг с другом.Одновременно с огра-

ничением свободы они ведут к разбазариванию ресурсов.

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 150 |

От рассмотренных выше типов монополии государственно-

го происхождения резко отличается такой ее вид, как выдача патен-

тов изобретателям и авторских прав («копирайта») писателям. Раз-

ница состоит в том, что их точно так же можно рассматривать как

установление прав собственности.В буквальном смысле,если у меня

есть право собственности на какой-то земельный участок, можно

сказать, что у меня имеется на эту землю монополия, установленная

и поддерживаемая государством. Когда речь идет об изобретениях

и публикациях,проблема в том,желательно ли устанавливать анало-

гичное право собственности.Проблема эта является аспектом общей

необходимости использовать государство для установления того,что

именно следует рассматривать как собственность,а что — нет.

И в случае патентов,и в случае авторского права определен-

но существует юридическая необходимость установления прав соб-

ственности. Если этого не сделать, изобретателю будет сложно, а то

и вообще невозможно взыскать плату за тот вклад,который его но-

винка внесла в увеличение производства. Иными словами, он пре-

доставит другим лицам преимущества, за которые не будет возна-

гражден. В связи с этим у него не будет стимула тратить время

и энергию,необходимые для производства изобретения.Аналогич-

ные соображения относятся и к писателю.

В то же самое время здесь имеются издержки. Во-первых,

многие «изобретения» непатентоспособны. «Изобретатель» уни-

версамов,к примеру,оказал своим согражданам большую услугу,но

взыскать с них за нее он не в состоянии. Поскольку одни изобрете-

ния требуют точно таких же способностей,как другие,существова-

ние патентов уводит изобретательство в русло одних только патен-

тоспособных идей. Во-вторых, тривиальные патенты или патенты,

юридическую правомочность которых суд поставил бы под боль-

шое сомнение, часто используются в тайных частных сговорах, ко-

торые без них были бы затруднительны или вообще невозможны.

Все это — весьма поверхностные замечания на сложную

и важную тему. Задача их заключается не в том, чтобы предложить

какие-то конкретные решения, но в том, чтобы показать, почему па-

тенты и авторские права принадлежат не к той же категории, что

остальные виды поддерживаемой государством монополии,и проил-

люстрировать связанные с ними проблемы социальной политики.Яс-

но одно:конкретные условия,которыми обставляются патенты и ав-

торские права (например, предоставление патенту охраны на 17 лет,

а не на какой-то другой период времени), не являются вопросом

ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

| 151 |

принципа. Это вопрос целесообразности, определяемой практиче-

скими соображениями.Сам я склонен думать,что предпочтительнее

будет охранять патенты в течение куда более короткого промежутка

времени.Но это всего-навсего попутное суждение о предмете,кото-

рый уже подвергался детальному изучению и должен изучаться еще

и еще.Поэтому доверия к нему должно быть не так уж много.

Источники монополии

Имеются три основных источника монополии: технические сооб-

ражения,прямая или косвенная государственная поддержка и част-

ный сговор.

1.Технические соображения.Как отмечалось в главе II,моно-

полия часто возникает, когда в силу технических обстоятельств це-

лесообразнее или рентабельнее иметь всего одно деловое предприя-

тие,а не несколько.Самые очевидные примеры — телефонная сеть,

система водоснабжения и тому подобные вещи в рамках отдельно-

го населенного пункта.К несчастью,проблема технической монопо-

лии не поддается удовлетворительному решению. Имеется только

выбор меньшего из трех зол: частной нерегулируемой монополии,

частной монополии, регулируемой государством, и государствен-

ной монополии.

Представляется невозможным выдвинуть какое-то общее

положение относительно того, что одно из этих зол непременно

предпочтительнее остальных. Как указывалось в главе II, большим

пороком регулируемой государством или контролируемой им мо-

нополии является то обстоятельство,что ее очень трудно повернуть

вспять.Поэтому я склонен утверждать,что наименьшим из зол яв-

ляется частная нерегулируемая монополия (там,где она вообще до-

пустима).Очень возможно,что она будет подорвана динамически-

ми изменениями, и в данном случае по крайней мере есть какой-то

шанс, что этим изменениям позволят возыметь действие. И даже

в краткосрочной перспективе наличествует,как правило,куда боль-

ше альтернатив, чем кажется на первый взгляд, поэтому частным

предприятиям лишь в очень ограниченных пределах выгодно на-

значать цены выше себестоимости. Мало того, как мы уже убеди-

лись, сами регулятивные органы нередко склонны подпадать под

контроль производителей,и поэтому не обязательно,что при нали-

чии регулирования цены будут ниже,чем без него.

К счастью,области,в которых технические соображения де-

лают монополию возможным или вероятным выходом, довольно

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 152 |

ограничены. Они не представляли бы собой серьезной угрозы со-

хранению свободной экономики,если бы регулирование,введенное

на этих основаниях, не имело тенденции распространяться на си-

туации,для которых такого оправдания нет.

2. Прямая и косвенная государственная поддержка. По всей

видимости, самым главным источником монополистической вла-

сти всегда являлась прямая и косвенная поддержка государства.Вы-

ше уже приводилось множество примеров достаточно прямой го-

сударственной поддержки. Косвенная поддержка монополии

состоит в мерах, принимаемых в других целях, но имеющих своим

непредвиденным последствием ущемление потенциальных конку-

рентов уже существующих компаний. Самыми очевидными при-

мерами служат, видимо, таможенные пошлины, налоговое законо-

дательство и законодательство о трудовых конфликтах.

Таможенные пошлины,разумеется,всегда вводятся в основ-

ном для «защиты» своей промышленности; это значит, что потен-

циальным конкурентам ставят палки в колеса.Таможенные пошли-

ны всегда нарушают свободу людей вступать в добровольный

взаимообмен. Ведь точкой отсчета для либерала является вообще

индивид,а не страна или гражданин какой-то определенной страны.

Поэтому когда гражданам США и Швейцарии не дают совершать

взаимно выгодный обмен, это для либерала такое же нарушение

свободы, как когда такому запрету подвергаются два граждани-

на США.Таможенные пошлины не обязательно должны приводить

к монополии. Если рынок на продукцию защищенной отрасли до-

статочно велик, а технические условия допускают существование

многих фирм, в данной отрасли в рамках одной страны вполне мо-

жет иметь место самая настоящая конкуренция, как происходит,

скажем,в американской текстильной промышленности.Однако со-

вершенно очевидно, что таможенные пошлины способствуют мо-

нополии.Когда фирм мало,куда легче сговориться о ценах,чем ког-

да их много, и предприятиям в одной и той же стране, как правило,

легче вступить в сговор, чем предприятиям в разных странах.

В XIX — начале XX века Англию ограждала от распространения мо-

нополии свободная торговля, и это несмотря на относительную

узость ее внутреннего рынка и наличие многочисленных крупных

фирм.Монополия сделалась в Англии гораздо более серьезной про-

блемой после отмены свободной торговли (сначала после Первой

мировой войны, а потом, в более широких пределах, — в начале

1930-х годов).

ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

| 153 |

Воздействие налогового законодательства принимает еще

более косвенную форму, но оно ничуть не менее важно. Одним из

главных элементов является здесь связывание налога на корпора-

цию с индивидуальным подоходным налогом в сочетании с посла-

блениями, которые получают доходы от прироста капитала (capital

gains) при расчете индивидуального подоходного налога. Предпо-

ложим,что сверх налога на корпорации некая корпорация заработа-

ла миллион долларов.Если она выплатит весь миллион своим акци-

онерам в виде дивидендов, акционеры должны включить их в свой

налогооблагаемый доход. Предположим, что им придется выпла-

тить в виде подоходного налога 50% этого дополнительного дохо-

да. Тогда они смогут истратить на потребление, отложить или пу-

стить в дело только лишь оставшиеся 500 тысяч долларов. Если же

корпорация не выплатит наличными этих дивидендов своим акци-

онерам, у нее останется весь миллион для внутреннего реинвести-

рования. Такое реинвестирование должно будет поднять текущую

стоимость ее акционерного капитала.Акционеры,которые отложи-

ли бы деньги в случае их раздачи, могут просто придержать акции

и соответственно отложить уплату налога до тех пор, пока они не

продадут эти акции.Как они,так и те,кто продал акции раньше,что-

бы истратить выручку на личное потребление,будут платить налог

на доходы от прироста капитала, ставка которого ниже ставки по-

доходного налога.

Такая налоговая структура побуждает корпорации удержи-

вать прибыли от распределения по акциям. Даже если выручка, ко-

торую можно получить в рамках самой корпорации, значительно

меньше того, что акционер может заработать сам по себе, вложив

деньги за пределами корпорации,все равно может оказаться выгод-

нее инвестировать средства в рамках корпорации в связи с эконо-

мией на налогах.Это ведет к разбазариванию капитала,к использо-

ванию его в менее производительных целях. В этом заключается

одна из главных причин послевоенной тенденции к горизонталь-

ной диверсификации, поскольку фирмы искали отдушин для за-

работанных средств. В этом же и весьма важный источник могу-

щества уже сложившихся корпораций по сравнению с новыми

деловыми предприятиями. Уже стоящие на ногах корпорации мо-

гут быть менее производительны,чем новые предприятия,и тем не

менее у их акционеров имеется стимул вкладывать деньги в них, а не

требовать распределения дохода по акциям и вкладывать его в но-

вые предприятия посредством рынка капитала.

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 154 |

Важный источник профсоюзной монополии — государ-

ственная поддержка. Одним из ее источников являются процеду-

ры лицензиата, строительные кодексы и прочие вещи, уже обсуж-

давшиеся выше. Законодательство, дающее профсоюзам особый

иммунитет,например изымающий их из сферы действия антимо-

нопольных законов, ограничение ответственности профсоюза,

право отвечать перед специальным судом по рассмотрению про-

изводственных конфликтов и т.п., является вторым ее источни-

ком.Пожалуй,точно такое же,а то и большее значение,чем эти два

источника, имеет общественный климат и органы обеспечения

порядка,которые в случае трудовых конфликтов применяют иные

мерки, чем в случае аналогичных действий, совершенных при

иных обстоятельствах. Если люди переворачивают автомобили

или уничтожают чужое имущество из чистой злобы или сводя

личные счеты, никто и пальцем не пошевелит, чтобы оградить их

от предусмотренных законом последствий. Но если они соверша-

ют такие же действия в ходе трудового конфликта,вполне возмож-

но, что им ничего за это не будет. Профсоюзы вряд ли могли бы

предпринимать действия, сопряженные с реальным или потен-

циальным насилием или мерами принуждения без молчаливого

согласия властей.

3.Частный сговор. Последним источником монополии яв-

ляется частный сговор. Как писал Адам Смит, «люди одного реме-

сла редко собираются вместе даже для развлечения и отдохновения,

но разговор их кончается либо заговором против общества, либо

изобретением нового способа поднять цены»3. Поэтому такие сго-

воры или частные картели складываются постоянно. Однако они,

как правило,нестабильны и недолговечны,если им не удается зару-

читься государственной поддержкой. Мало того, поскольку более

высокую цену можно установить лишь в том случае,когда участни-

ки соглашаются сократить выпуск продукции ниже того уровня,на

котором им хотелось бы производить при назначенной цене,у каж-

дого из них появляется побудительный мотив сбить цену, чтобы

увеличить выпуск продукции. Каждый из них, разумеется, таит на-

дежду, что остальные будут придерживаться заключенного согла-

шения. Нужен лишь один такой «отступник» (а на деле — благоде-

тель общества) или всего несколько, чтобы картель пошел прахом.

ГЛАВА VIII. МОНОПОЛИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

| 155 |

3 Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [1776] /

Ed. by E. Cannan. London, 1930. P. 130 (кн. I, гл. X, ч. II).

В отсутствие подпирающей картель государственной поддержки

они почти наверняка довольно быстро добьются успеха.

Основная роль нашего антимонопольного законодатель-

ства состоит в том,чтобы помешать таким частным сговорам.Оно

делает свое дело главным образом не за счет судебного преследова-

ния,а в косвенной форме.Оно исключило наиболее очевидные ме-

тоды сговора, такие как публичные встречи для этой цели, и поэто-

му сделало сговоры более дорогим удовольствием. Еще важнее то,

что оно вновь подтвердило положение обычного права,согласно ко-

торому объединения, ведущие к ограничению торговли, не защи-

щены судом. В разных европейских странах суды обеспечивают

соблюдение заключенных группой предприятий соглашений, со-

гласно которым они обязуются продавать свои товары только через

совместное торговое дело и в случае нарушения которых они дол-

жны выплатить определенный штраф. В США обеспечить соблю-

дение таких соглашений через суд невозможно.Это различие явля-

ется одной из главных причин того, что в Европе картели более

стабильны и имеют более широкое распространение, чем в Соеди-

ненных Штатах.

Рекомендуемая государственная политика

Первым и самым назревшим шагом в области государственной по-

литики должна стать ликвидация всех мер,прямо поддерживающих

предпринимательскую или профсоюзную монополию, и беспри-

страстное соблюдение законов в отношении как предпринимате-

лей,так и профсоюзов.И те и

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн