получают
разрешение вступать в деловые отношения с другими. Общей осо-
бенностью во всех этих случаях, точно так же, как в системе лицен-
зиата, является то, что законодательство вводится ради интересов
какой-либо группы производителей.При лицензиате группа произ-
водителей обычно представляет какое-либо ремесло. В других слу-
| 162 |
чаях это может быть группа,занимающаяся изготовлением опреде-
ленного товара и заинтересованная во введении таможенной по-
шлины, группа мелких торговцев, желающих застраховаться от
конкуренции крупных фирменных магазинов,объединение нефте-
промышленников,фермеров или рабочих-сталелитейщиков.
Выдача лицензий на право заниматься определенной про-
фессией получила в настоящее время самое широкое распростра-
нение.По данным Уолтера Геллхорна,посвятившего этому вопросу
лучшую из известных мне кратких обзорных работ, «в 1952 году
в соответствии с законами штатов свыше 80 отдельных профессий,
за исключением таких видов частного бизнеса, как содержание ре-
сторанов и таксомоторных компаний,были лицензированы;кроме
того, существуют многочисленные муниципальные установления,
не говоря уже о федеральных статутах, предписывающих в обяза-
тельном порядке лицензирование таких разнообразных занятий,
как радиодело и проверка скота на скотопригонных дворах. Еще
в 1938 году в одном только штате Северная Каролина законом было
предусмотрено лицензирование 60 профессий.Возможно,не стоит
удивляться, что под действие этого закона подпали аптекари, бух-
галтеры и дантисты, равно как санинспекторы и психологи, оцен-
щики и архитекторы, ветеринары и библиотекари. А уж какой вос-
торг охватывает нас, когда мы обнаруживаем в том же списке
механиков молотилок и торговцев табачными изделиями! Сорти-
ровщиков яиц и дрессировщиков собак-поводырей, специалистов
по борьба с сельскохозяйственными вредителями и коммерсантов,
торгующих яхтами, специалистов по уходу за деревьями и буриль-
щиков,плитоукладчиков и картофелеводов! А что вы скажете о три-
хологах, не имеющих права работать без лицензии в штате Кон-
нектикут; в их профессиональные обязанности входит удаление
излишних волосяных покровов,каковой деятельностью они и зани-
маются с достоинством,подобающим представителям профессии со
столь возвышенным названием»1.В качестве аргументов,которыми
пытаются воздействовать на законодателей для того,чтобы добиться
соблюдения правил лицензиата, всегда приводится необходимость
охраны общественных интересов. А между тем давление на законо-
дательные органы с целью установления системы выдачи патентов
для занятий какой-либо определенной профессией лишь в редких
ГЛАВА IX. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 163 |
1 Gellhorn W. Individual Freedom and Governmental Restraints. Baton Rouge:
Louisiana State University Press, 1956. Глава под названием «Право зарабатывать на
хлеб», с. 106.
случаях исходит от общественности, которая была обманута лица-
ми данной профессии либо еще каким-то образом пострадала от
них.Наоборот,давление подобного рода неизменно исходит от лиц
этой профессии.Разумеется,им более чем кому-либо известно,в ка-
кой степени подвергаются эксплуатации потребители, и по этой
причине они,пожалуй,могут претендовать на роль экспертов.
Аналогичным образом система лицензиата почти неизбеж-
но связана с установлением контроля со стороны лиц той профес-
сии, на занятия которой выдаются лицензии. Опять-таки в извест-
ном смысле это вполне естественно. Если доступ к профессии
водопроводчика будет ограничен кругом лиц,обладающих необхо-
димыми навыками и умением и способных удовлетворительным
образом обслуживать заказчиков,то очевидно,что только водопро-
водчики способны судить о том, кому следует выдавать лицензию
на это занятие.Соответственным образом квалификационный со-
вет или какой-либо иной орган,занимающийся выдачей лицензий,
почти во всех случаях состоит главным образом из водопроводчи-
ков, аптекарей, врачей и т.д. — то есть из представителей той про-
фессии,на занятия которой выдаются лицензии.
Как отмечает Геллхорн, «семьдесят пять процентов квали-
фикационных советов,занимающихся в настоящее время выдачей
профессиональных лицензий в Соединенных Штатах, составляют
лицензированные представители данной профессии. Эти люди,
в большинстве своем лишь часть своего времени занимающиеся
административными функциями, могут быть самым непосред-
ственным образом материально заинтересованы во многих реше-
ниях, касающихся требований, предъявляемых при выдаче лицен-
зий и определении норм, которые обязаны соблюдать лицензиаты.
Еще важнее то,что они являются,как правило,представителями ор-
ганизованных групп в рамках этих профессий.Обычно эти группы
назначают их своими представителями, что является ступенью на
пути к последующему назначению, утверждаемому губернатором
или другими органами власти, которое становится простой фор-
мальностью.Часто же даже и формальность не соблюдается,и наз-
начение производится непосредственно профессиональной ассо-
циацией бальзамировщиков в Северной Каролине, дантистов —
в Алабаме, психологов — в Виргинии, врачей в Мериленде, адвока-
тов — в Вашингтоне»2.
| 164 |
2 Ibid. P. 140–141
Таким образом, лицензиат часто устанавливает систему ре-
гулирования,аналогичную системе средневековых гильдий,причем
штат облекает властью лиц данной конкретной профессии. На
практике соображения,принимаемые во внимание при выдаче ли-
цензий, насколько об этом можно судить со стороны, могут быть
никак не связаны с профессиональной компетентностью.И это не-
удивительно. В ситуации, когда несколько лиц должны выносить
решение по поводу того, могут ли другие лица заниматься опреде-
ленной профессией, вполне вероятны соображения, не имеющие
никакого отношения к этому вопросу. Что это могут быть за сооб-
ражения,зависит от личных качеств членов квалификационной ко-
миссии и от «духа времени».Геллхорн обращает внимание на то,что
в период,когда страна переживала эпидемию страха перед подрыв-
ной коммунистической деятельностью, в различных профессиях
широко практиковалось принятие присяги в благонадежности.
«Согласно положению, принятому в Техасе в 1952 году, — пишет
Геллхорн, — кандидаты на должность аптекаря должны были за-
явить под присягой, что они „не являются членами коммунисти-
ческой партии и не связаны с такой партией и что они не симпатизи-
руют каким-либо группам и организациям, проповедующим
насильственное свержение правительства Соединенных Штатов
или его свержение с помощью незаконных и антиконституционных
методов,не состоят в них и не поддерживают их“.Связь между этой
присягой и здоровьем общества, обеспечению которого якобы
должно служить лицензирование аптекарей, представляется не-
сколько туманной.Не более логична мотивировка,в соответствии
с которой профессиональные боксеры и борцы в штате Индиана
обязаны засвидетельствовать, что они не являются подрывными
элементами… Один преподаватель музыки в начальной школе, вы-
нужденный подать заявление об уходе после того, как выяснилось,
что он коммунист,столкнулся с трудностями,когда пытался устро-
иться на работу настройщиком пианино в округе Колумбия,конеч-
но же,по той причине,что он „связан коммунистической дисципли-
ной“. Ветеринарам в штате Вашингтон запрещается пользовать
заболевших коров и кошек до тех пор, пока они не дадут подписку
в том,что не состоят в компартии»3.
Вне зависимости от отношения к коммунизму,какая бы то ни
было взаимосвязь между предъявляемыми требованиями и каче-
ГЛАВА IX. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 165 |
3 Ibid. P. 129–130.
ствами,которые должны обеспечить лицензирование,представляет-
ся весьма и весьма сомнительной.В отдельных случаях эти требова-
ния принимают поистине смехотворную форму. Несколько допол-
нительных цитат из книги Геллхорна могут позабавить читателя4.
Во многих штатах парикмахеры обязаны иметь лицензии,
и на них распространяется свод довольно забавных правил.Приве-
дем выдержку из закона, признанного недействительным судами
штата Мэриленд,хотя аналогичные формулировки можно обнару-
жить в статутах других штатов, где они имеют юридическую силу.
«На суд произвели отрицательное впечатление содержащиеся в за-
коне требования, в соответствии с которыми начинающие парик-
махеры обязаны пройти курс подготовки,охватывающий „научные
основы парикмахерского дела,гигиены,бактериологии,гистологии
волос, кожи, ногтей, мышц и нервов, строения головы, лица и шеи,
основы химии применительно к стерилизации и антисептике, бо-
лезни кожи,волос,желез и ногтей,основы стрижки,бритья,а также
укладки, подравнивания, окраски и изменения цвета волос“»5.
И еще одна цитата, касающаяся парикмахеров: «Из восемнадцати
репрезентативных штатов, где в 1929 году производилось обследо-
вание положений,касающихся парикмахеров,ни в одном в то время
не требовалось,чтобы претендент на эту должность был выпускни-
ком „парикмахерского колледжа“,хотя стажерство было обязатель-
ным требованием.В настоящее же время законодательство штатов
требует,чтобы парикмахеры были выпускниками парикмахерских
школ, прослушавшими „теоретический курс“ объемом не менее
(а зачастую и более) тысячи часов по таким, например, дисципли-
нам,как стерилизация инструментария,в дополнение к чему требу-
ется прохождение производственной практики»6. Полагаю, что
приведенные отрывки дают ясное представление о том,что пробле-
ма лицензирования профессий есть нечто большее, чем заурядная
иллюстрация проблемы вмешательства со стороны государства,
что в нашей стране оно является серьезным нарушением свободы
| 166 |
4 Из уважения к Уолтеру Геллхорну я должен отметить, что он не разделяет
моего взгляда о необходимости упразднения лицензирования, что было бы
разумным решением этих проблем. Напротив, он считает, что при всех издержках
и крайностях лицензирование выполняет полезную функцию. Он предлагает осу’
ществить процедурные изменения, которые, как он полагает, положат конец зло’
употреблениям.
5 Gellhorn W. Op. cit. Ibid. P. 121–122.
6 Ibid. P. 146.
людей заниматься любой деятельностью по своему свободному
выбору и что масштабы его могут стать еще более серьезными по
мере того, как на законодательные органы оказывается давление
с целью расширения сферы лицензиата.
Прежде чем приступить к обсуждению достоинств и недо-
статков лицензиата, целесообразно отметить, почему эта система
существует и какова общая политическая проблема,вытекающая из
стремления к введению в практику этого специального законода-
тельства. Встречающееся в законодательных актах многих штатов
положение, гласящее, что утверждением парикмахеров должен за-
ниматься комитет,состоящий из других парикмахеров,вряд ли яв-
ляется убедительным доказательством того, что общественность
и в самом деле заинтересована в существовании подобного законо-
дательства. В действительности объяснение заключается в ином,
а именно: группа производителей политически всегда лучше ор-
ганизована, чем группа потребителей. На это очевидное обстоя-
тельство часто обращают внимание, и значение его трудно пере-
оценить7. Каждый из нас является одновременно производителем
и потребителем. Однако мы уделяем значительно большую долю
времени и познаний своей роли производителя, нежели потреби-
теля. Мы потребляем буквально тысячи, если не миллионы пред-
метов. В результате люди одной и той же профессии, скажем,
парикмахеры или врачи, кровным образом заинтересованы в спе-
цифических проблемах данной профессии и всегда готовы посвя-
тить значительную энергию этим проблемам.С другой стороны,те
из нас, кто когда-либо прибегает к услугам парикмахеров, делают
это от случая к случаю и оставляют в парикмахерских минималь-
ную частицу своих доходов. Наш интерес к этой проблеме случаен.
Вряд ли кто-либо из нас готов потратить значительное время на
хождение по законодательным органам и дачу показаний о неспра-
ведливости ограничения деятельности парикмахеров.Это же отно-
сится и к таможенным пошлинам. Группы, полагающие, что они
особым образом заинтересованы в определенных таможенных по-
шлинах, — это ограниченные группы, для которых данный вопрос
имеет исключительное значение. Интерес широкой общественно-
сти в очень большой степени распылен.В итоге же ввиду отсутствия
общих законоположений, которые можно было бы противопоста-
ГЛАВА IX. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 167 |
7 См., например, нашумевшую статью Уэсли Митчелла «Backward Art of
Spending Money», перепечатанную в одноименном сборнике его статей (New York:
McGraw’Hill, 1937. P. 3–19).
вить давлению заинтересованных групп, группы производителей
неизменно будут оказывать более сильное давление на законода-
тельство и на органы власти, чем разрозненные и разобщенные
группы потребителей.Если взглянуть на проблему с этой точки зре-
ния,то вызовет удивление не то,что у нас так много неразумных ли-
цензионных законов, а то, что их гораздо меньше, чем могло бы
быть. Удивительно, как нам вообще удалось добиться от государ-
ства относительной свободы в отношении производственной дея-
тельности людей, существовавшей и существующей в нашей стра-
не и в других странах по сей день.
Единственным способом противостоять давлению кон-
кретных групп производителей является, по моему мнению, уста-
новление общей презумпции, которая служила бы препятствием
для определенных действий государства. Только в том случае, если
строгое ограничение деятельности государства в целой категории
случаев будет общепризнанным, можно будет достаточно уверен-
но воздействовать на нарушителей этой общей презумпции и пи-
тать небезосновательные надежды на возможность ограничить рас-
пространение особых мер,принимаемых в интересах специальных
групп.В пользу такого положения мы уже неоднократно высказыва-
лись ранее. Доводы в его пользу стоят в одном ряду с доводами
в пользу Билля о правах и основных положений кредитно-финан-
совой политики.
Политические вопросы, связанные с лицензиатом
Важно разграничить три различных уровня контроля: первый —
регистрация; второй — сертификация; третий — лицензирование.
Под регистрацией я понимаю определенную процедуру,
в рамках которой лица,занимающиеся определенными видами дея-
тельности, обязаны внести свои фамилии в официальный реестр.
Не существует положения,которое запрещало бы лицу,пожелавше-
му внести свою фамилию в реестр, заниматься указанной деятель-
ностью.С него может быть взыскана пошлина в форме вступитель-
ного взноса или же по шкале