ответ.Тем не менее я хотел бы настоятельно подчеркнуть,что по бо-
лее здравом размышлении ответ не будет однозначным.
| 174 |
Прежде всего, лицензирование является тем ключевым эле-
ментом, с помощью которого медицинская профессия может осу-
ществлять контроль за количеством врачей.Для того чтобы уяснить
это, необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться со структу-
рой медицинской профессии. Американская медицинская ассо-
циация, по всей вероятности, является наиболее мощным профес-
сиональным союзом в Соединенных Штатах. Суть могущества
профсоюза заключается в его способности ограничивать количе-
ство лиц,которые могут заниматься данной профессией.Подобное
ограничение может осуществляться косвенным образом путем ис-
кусственного поддержания более высоких ставок заработной пла-
ты. Если добиться принудительного установления подобных ста-
вок, это приведет к сокращению числа специалистов, которые
получат работу, и косвенным образом уменьшит число людей, за-
нимающихся этой профессией.Такого рода ограничительная систе-
ма имеет свои недостатки. Всегда имеется небольшая периферий-
ная группа недовольных, пытающихся пробиться в ту или иную
профессию.Профсоюз может чувствовать себя гораздо спокойнее,
если ему удастся непосредственно ограничить приток людей в дан-
ную профессию — раз и навсегда. Обиженные и недовольные от-
сеиваются с самого начала, и профсоюзу не нужно больше волно-
ваться по их поводу.
Американская медицинская ассоциация находится именно
в таком положении. Она представляет собой профсоюз, который
способен ограничить число вступающих.Как ей это удается? Самым
существенным является контроль на стадии поступления в меди-
цинские учебные заведения. Совет по медицинскому образованию
и больницам Американской медицинской ассоциации апробирует
медицинские учебные заведения.Для того чтобы то или иное меди-
цинское учебное заведение было внесено в список апробированных
и оставалось в этом списке,оно должно соответствовать стандартам,
устанавливаемым Советом. Могущество Совета было продемон-
стрировано не раз,когда возникало давление с целью ограничить чи-
сло врачей.Во время депрессии 30-х годов,например,Совет по меди-
цинскому образованию и больницам разослал письмо в различные
медицинские учебные заведения, в котором говорилось, что они
принимают больше студентов,чем могут подготовить.В последую-
щие два года каждое медицинское учебное заведение сократило при-
ем, и это с большой степенью вероятности подтверждает, что реко-
мендация возымела определенный успех.
ГЛАВА IX. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 175 |
Почему апробация Совета имеет столь большое значение?
Почему неапробированные медицинские учебные заведения не
взбунтуются, если Совет злоупотребляет своей властью? Ответ за-
ключается в том, что почти во всех американских штатах практи-
кующий врач обязан иметь лицензию,а чтобы получить лицензию,
он обязан быть выпускником апробированного учебного заведе-
ния. Почти во всех штатах список апробированных учебных заве-
дений совпадает со списком учебных заведений, апробированных
Советом медицинского образования и больниц Американской ме-
дицинской ассоциации. По этой причине положение о лицензиате
является ключевым для эффективного контролирования приема
в члены какой-то профессии.Оно оказывает двойное воздействие.
С одной стороны, члены лицензионной комиссии всегда являются
врачами и,следовательно,могут в известной степени осуществлять
контроль на том этапе,когда претенденты подают ходатайство о вы-
даче лицензии.Действенность этого типа контроля более ограниче-
на,чем контроля на уровне медицинских учебных заведений.Почти
во всех профессиях, в которых требуется получение лицензии, же-
лающие могут пробовать подавать несколько раз. Если поступаю-
щий совершает попытки в течение достаточно длительного време-
ни и в достаточном количестве юрисдикции, рано или поздно он
своего добьется. Поскольку он уже затратил время и средства на
профессиональную подготовку, у него есть сильный стимул делать
новые и новые попытки. Поэтому положения о лицензиате, всту-
пающие в силу только после получения образования,воздействуют
на прием главным образом за счет повышения издержек,с которы-
ми связано поступление в члены данной профессии,поскольку для
поступления может потребоваться больше времени и у кандидата
всегда сохраняется определенная доля сомнений в успехе. Однако
увеличение издержек с точки зрения ограничения контингента со-
искателей уступает по эффективности недопущению желающих
к данной карьере вообще.Если желающие отпадают на этапе посту-
пления в медицинское учебное заведение,то они уже никогда не бу-
дут кандидатами на сдачу экзамена:на втором этапе они уже не при-
чинят никаких хлопот. Поэтому самый эффективный способ
контроля за количеством специалистов — это контроль при посту-
плении в профессиональные учебные заведения.
Контроль за приемом в медицинские учебные заведения,
а в дальнейшем лицензирование позволяют ограничивать допуск
к медицинской профессии двояким образом.Явный способ заклю-
| 176 |
чается в отсеве большого числа абитуриентов.Менее явный,но,по-
видимому, гораздо более важный способ состоит в установлении
норм приема и системы лицензирования, которые создают очень
сложные барьеры и навсегда отбивают у молодежи желание занять-
ся этой профессией. Хотя по законодательству большинства шта-
тов до поступления в медицинское учебное заведение требуется
проучиться в колледже только два года,почти сто процентов посту-
пающих имели за плечами четыре года учебы в колледже.Аналогич-
ным образом был увеличен и срок самой медицинской подготовки,
особенно за счет ужесточения порядка прохождения интернатуры.
В этой связи следует заметить, что юристам в отличие от
врачей никогда не удавалось добиться подобной степени контроля
при поступлении в профессиональные учебные заведения,хотя они
и движутся в том же направлении.Причина этого довольно забавна.
Почти все учебные заведения,апробированные Американской кол-
легией адвокатов, — обычные дневные учебные заведения; вечер-
ние факультеты почти не получают апробации. С другой стороны,
многие законодатели в легислатурах штатов являются выпускника-
ми вечерних юридических факультетов.Если бы они проголосовали
за то, чтобы к занятиям юриспруденцией допускались бы только
выпускники апробированных учебных заведений, то тем самым
они фактически признали бы свою собственную некомпетент-
ность.Их нежелание подрывать свой собственный авторитет и бы-
ло главной причиной того, что юриспруденция в этом отношении
не смогла угнаться за медициной.Сам я много лет не занимался по-
дробным изучением правил приема на юридические факультеты,
но, насколько я могу судить, этот сдерживающий фактор рушится.
Более высокий материальный уровень абитуриентов юридических
факультетов означает, что значительная их часть имеет возмож-
ность поступать на обычные дневные факультеты, а это ведет к из-
менению состава легислатуры.
Возвращаясь к медицине, отметим, что именно положение,
при котором окончание апробированных учебных заведений являет-
ся обязательным,и представляет собой основной способ профессио-
нального контроля над членством. Профессия пользуется этим ме-
тодом для ограничения числа врачей. Во избежание недоразумений
хочу подчеркнуть, что я не утверждаю, будто лица, принадлежащие
к медицинской профессии,ведущие деятели медицины или руково-
дители Совета по медицинскому образованию и больницам созна-
тельно прилагают все свои усилия к тому, чтобы ограничить прием
ГЛАВА IX. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 177 |
и увеличить свои собственные доходы.Происходит это не так.Даже
в тех случаях,когда эти лица выступают с откровенными призывами
о желательности ограничения числа врачей ради увеличения доходов,
они всегда мотивируют эту политику тем соображением, что «на-
плыв» специалистов в медицину повлечет за собой снижение их дохо-
дов в такой степени, что для обеспечения «приличного» дохода они
будут вынуждены заниматься практикой, противоречащей этиче-
ским нормам. Единственным способом поддержания этических
норм,как они утверждают,является сохранение определенного уров-
ня доходов,адекватного достоинствам и потребностям медицинской
профессии.Должен сознаться,что подобные аргументы всегда каза-
лись мне предосудительными как с этической точки зрения,так и по
существу. Не укладывается ни в какие рамки тот факт, что ведущие
деятели медицины во всеуслышание заявляют о том, что за привер-
женность этическим нормам им и их коллегам нужно платить. Если
бы это было так, я сомневаюсь, что оплату можно было бы ограни-
чить каким-либо пределом.Между бедностью и честностью,как вид-
но,нет взаимосвязи.Скорее верно обратное утверждение:иногда (не
всегда) бесчестность все же приносит материальную выгоду.
Подобного рода откровенные оправдания контроля над до-
ступом к профессии характерны лишь для периодов типа Великой
депрессии,когда безработица велика,а доходы сравнительно низки.
В обычное время ограничения мотивируются по-другому. В каче-
стве аргумента выдвигается необходимость повышения «профес-
сионального уровня». Этим аргументам свойственен обычный
изъян,губительный для правильного понимания функционирова-
ния экономической системы, а именно неспособность провести
различие между технической и экономической эффективностью.
В качестве иллюстрации приведу историю, касающуюся
юристов. На одном собрании юристов, где обсуждались вопросы
доступа к профессии,один из моих коллег,выразив свое несогласие
с жесткими ограничениями при приеме,провел аналогию с автомо-
бильной промышленностью. Разве не выглядело бы абсурдом, ска-
зал он,если бы автомобильная промышленность выдвинула требо-
вание о запрете пользоваться машинами низкого качества и если бы
поэтому ни одна автомобильная компания не имела права выпу-
скать автомашины,не отвечающие стандартам Cadillac? Тогда под-
нялся один из участников совещания и выразил свое согласие с при-
веденной аналогией, присовокупив, что, разумеется, страна может
позволить себе иметь исключительно юристов «кадиллак»-разря-
| 178 |
да! Таков распространенный профессиональный взгляд на вещи.
Члены данной профессии смотрят лишь на технические критерии
и фактически утверждают, что у нас должны быть только перво-
классные врачи, даже если это и равносильно тому, что ряд людей
останется вообще без медицинской помощи, хотя, разумеется, они
не высказывают это в такой форме. Тем не менее точка зрения, со-
гласно которой люди должны получать медицинское обслуживание
только «высшего разряда»,всегда приводит к ограничительной по-
литике, направленной на уменьшение числа врачей. Я, конечно, не
стану утверждать, что это единственный действующий здесь фак-
тор, но подчеркну лишь, что подобного рода соображения побуж-
дают многих добропорядочных врачей соглашаться с политикой,
которую они безоговорочно отвергли бы, если бы не эти самоуспо-
коительные аргументы.
Легко продемонстрировать, что качество обслуживания —
это всего лишь оправдание, а не коренная причина существующих
ограничений. Совет по медицинскому образованию и больницам
Американской медицинской ассоциации пользовался своей властью
для ограничения количества врачей, пуская в ход способы, которые
к качеству не имеют ровным счетом никакого отношения.Простей-
шим примером является рекомендация Совета,в соответствии с ко-
торой непременным условием допуска к медицинской практике яв-
ляется наличие американского гражданства. Я представить себе не
могу,какое отношение к медицинской практике имеет гражданство.
Аналогичным образом известны случаи, когда совет пытался навя-
зать свое требование,чтобы экзамены на право получения лицензии
проводились на английском языке. Самое наглядное представление
о могуществе и влиянии Ассоциации,а также об отсутствии какой-
либо связи с качественным уровнем дает одна цифра,которая всег-
да казалась мне поразительной. После прихода Гитлера к власти
в 1933 году Германию,Австрию и другие страны покинуло огромное
количество специалистов,в том числе,разумеется,и врачей,которые
желали получить практику в Соединенных Штатах. Число врачей,
получивших образование за границей и допущенных к медицинской
практике в Соединенных Штатах в течение пяти лет после 1933 года,
составило такое же количество,что и за пять предыдущих лет.Такое
положение,совершенно очевидно,не было следствием естественно-
го положения вещей. Угроза конкуренции со стороны этих новых
врачей вызвала суровое ужесточение требований к врачам-ино-
странцам,возложившее на них бремя непомерных расходов.
ГЛАВА IX. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
| 179 |
Ясно, что система лицензиата является главным средством,
с помощью которого профессиональная медицина способна огра-
ничивать число практикующих врачей. Она же является главным
средством,с помощью которого тормозятся технические и органи-
зационные изменения в области медицинской практики. Амери-
канская медицинская ассоциация последовательно выступала про-
тив медицинского обслуживания определенной группы людей за
оговоренную плату и против системы лечения с предварительной
оплатой. Подобные системы медицинского обслуживания имеют
свои достоинства и свои недостатки и вместе с тем представляют
собой новшества,которые каждый должен иметь возможность сво-
бодно опробовать по своему желанию. Нет никакого основания
утверждать, что оптимальной организационной системой меди-
цинского обслуживания является система частнопрактикующих
врачей.Не исключено,что оптимальной является «групповая систе-
ма» или «корпоративная система». Нужна такая система, при кото-
рой можно было бы испробовать различные варианты.
Американская медицинская ассоциация противилась по-
добным попыткам и успешно сумела их заблокировать. Добиться
этого ей удалось благодаря тому, что система лицензирования кос-
венным образом обеспечивает ей контроль за доступом к практике
в клиниках.Совет по медицинскому образованию и больницам ап-
робирует клиники так же,как и учебные заведения.Для того чтобы
врач был допущен к практике в «апробированной» клинике,он,как
правило, должен получить разрешение медицинской ассоциации
округа и совета клиники. Почему же тогда нельзя создать «неапро-
бированные клиники»? Потому что при существующих экономи-
ческих условиях клиники могут функционировать только при
наличии определенного числа ординаторов. В соответствии с зако-
нодательством большинства штатов