Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

вопрос, помогли ли они до-

стигнуть поставленной цели.

При современном уровне знаний дать исчерпывающий от-

вет на этот вопрос не представляется возможным.Приводимое ни-

же суждение есть всего лишь частное мнение, я надеюсь, не вовсе

беспочвенное,излагаемое в целях экономии места и времени в более

догматическом ключе,нежели того требуют особенности имеюще-

гося в нашем распоряжении фактического материала. У меня сло-

жилось впечатление,что эти налоговые меры оказали сравнительно

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 198 |

небольшое воздействие (которое, однако, не следует сбрасывать со

счетов) в плане сглаживания различий между средним положением

групп семей, классифицируемых согласно статистическим меркам

дохода. Однако они привнесли также фундаментально произволь-

ное неравенство сопоставимого порядка между отдельными лица-

ми внутри этих категорий лиц, классифицируемых в соответствии

с доходом.В результате остается совершенно неясным,способство-

вал ли общий результат с точки зрения основной цели — равно-

правного отношения либо равных результатов — увеличению или

уменьшению равенства.

На бумаге ставки налога являются одновременно высокими

и высоко прогрессивными. Однако их эффект был сведен на нет

двумя различными путями. Во-первых, их воздействие частично

привело к тому, что доналоговое распределение стало просто-на-

просто более неравным. Это обычное явление при распределении

налогового бремени.Отталкивая людей от занятий,облагаемых вы-

сокими налогами, — в данном случае от занятий, сопряженных

с крупным риском и неудобствами нефинансового характера, —

они увеличивают прибыльность этих занятий.Во-вторых,они спо-

собствовали появлению в налоговом законодательстве и в других

областях «лазеек»,позволяющих уклоняться от уплаты налогов,та-

ких, например, как налоговая скидка на истощение природных ре-

сурсов, освобождение от выплаты процентов по штатным и муни-

ципальным облигациям, особый преимущественный режим для

доходов от прироста капиталов,расходные счета,другие косвенные

способы оплаты, оформление обычного дохода в виде доходов от

прироста капитала и т.д. и т.п., в умопомрачительном количестве,

самых разных видов. В результате фактические налоговые ставки

оказались значительно ниже номинальных, и, что, пожалуй, еще

важнее, распределение налогового бремени оказалось произволь-

ным и неравным.Лица с одним и тем же экономическим положени-

ем выплачивают совершенно различные налоги, в зависимости от

источника доходов и от возможностей,которыми они располагают

для уклонения от налогов.Если бы существующие налоговые став-

ки взимались в полном объеме, это могло бы столь серьезно по-

влиять на стимулы и аналогичные механизмы, что произошло бы

решительное падение производительности общества.По этой при-

чине уклонение от уплаты налогов, возможно, существенно для

экономического процветания.Если так,то это достижение было ку-

плено ценой огромной и непроизводительной траты ресурсов

ГЛАВА X. РАСПРЕДЕ ЛЕНИЕ ДОХОДА

| 199 |

и установления неравенства в широких масштабах.Введение гораз-

до более ограниченного набора номинальных ставок в сочетании

с более всеобъемлющей базой посредством более равномерного на-

логообложения всех источников дохода было бы более прогрессив-

ным с точки зрения среднего распределения налогового бремени

и более справедливым в частностях,а также в меньшей степени спо-

собствовало бы непроизводительному использованию ресурсов.

Мнение о том,что воздействие личного подоходного налога

было произвольным и лишь в ограниченной степени способствова-

ло уменьшению неравенства, разделяется многими специалистами

в этой области, в том числе и теми, кто активно выступает в защиту

прогрессивного налогообложения с целью уменьшения неравен-

ства. Они в свою очередь настаивают на том, чтобы ставки налого-

обложения для категорий с высокими доходами были бы самым су-

щественным образом снижены,а база налогообложения расширена.

Другим фактором, ослабившим воздействие структуры

прогрессивных налогов на неравенство дохода и богатства,явилось

то обстоятельство, что эти налоги в меньшей степени затрагивают

существующее богатство, чем препятствуют появлению новых бо-

гачей.Ограничивая пользование доходом от существующего богат-

ства, они еще более решительным образом — в меру своей эффек-

тивности — затрудняют накопление богатства.Обложение налогом

дохода от богатства ни в коей мере не уменьшает само богатство,

оно просто-напросто понижает уровень потребления и прирост бо-

гатства,который могут сохранять его владельцы.Налогообложение

выступает в качестве стимула к избежанию риска и к воплощению

богатства в стабильных формах, что уменьшает вероятность ра-

страчивания накопленных богатств.С другой стороны,магистраль-

ный путь к накоплению новых богатств лежит через получение

крупных текущих доходов, большая часть которых сберегается

и инвестируется в рискованные предприятия, часть которых обес-

печивает высокую прибыль. Если бы подоходный налог был дей-

ственным, этот путь был бы закрыт. И тогда его влияние выража-

лось бы в защите обладателей богатства от конкурентов-новичков.

На практике такое его воздействие в значительной степени ослабля-

ется наличием уже упомянутых механизмов уклонения от налогов.

Примечательно,что наибольшая доля новых накоплений богатства

приходится на нефтяную промышленность,где процентная скидка

на истощение ресурсов обеспечивает наиболее простой путь к полу-

чению дохода,не облагаемого налогом.

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 200 |

Мне кажется,что при оценке желательности прогрессивно-

го налогообложения доходов важно провести различие между дву-

мя проблемами,хотя это различие и не всегда можно применить на

практике: во-первых, выделение фондов для финансирования рас-

ходов на государственные мероприятия (в том числе, возможно,

и на ликвидацию бедности,о чем пойдет речь в главе XII);и,во-вто-

рых, введение налогов исключительно с целью перераспределения

дохода.В первом случае вполне может потребоваться известная сте-

пень градуирования как в плане оценки затрат сравнительно с эко-

номическим эффектом, так и в плане социальных норм равенства.

Однако на этом основании вряд ли можно оправдать существую-

щие высокие номинальные ставки налога на доходы высшей кате-

гории и на наследство хотя бы потому, что сумма собираемого на-

лога столь невелика.

Будучи либералом,я не нахожу никаких оправданий для си-

стемы прогрессивного налогообложения,вводимой с исключитель-

ной целью перераспределения дохода. Мне это представляется ти-

пичным случаем насилия с целью отнять у одного и отдать другим,

что прямо противоречит индивидуальной свободе.

С учетом всего сказанного наилучшей,как мне кажется,яв-

ляется такая структура налогообложения личного дохода,при кото-

рой с дохода (сверх сумм,освобождаемых от обложения) взимается

прогрессивный налог — при весьма широком определении дохода

и разрешении вычетов только со строго определенных расходов,

связанных с получением дохода. Как уже отмечалось в главе V,

я выступаю за то, чтобы сочетать эту программу с ликвидацией

налога на доходы корпораций и с требованием,чтобы корпорации

записывали доходы за акционерами, а те в свою очередь включа-

ли бы эти суммы в налоговую ведомость при уплате налогов. Дру-

гими наиболее важными желательными изменениями были бы от-

мена процентной скидки на истощение нефтяных источников

и другого сырья, отмена освобождения от налога с процентов по

федеральным и местным государственным ценным бумагам, от-

мена особых привилегий в отношении доходов от прироста капи-

тала, координация налогов на недвижимое имущество и дарение

и подоходного налога и отмена многочисленных налоговых ски-

док, допускаемых в настоящее время.

Мне представляется,что освобождение определенных сумм

от налога может представлять собой оправданную степень прогрес-

сивного налогообложения (см. далее, глава XII). Одно дело, когда

ГЛАВА X. РАСПРЕДЕ ЛЕНИЕ ДОХОДА

| 201 |

90% населения голосуют за налогообложение собственного дохода

и освобождение от его уплаты — 10% населения,другое дело — ког-

да 90% населения голосуют за введение налогов «в наказание»

остальным 10%,что и произошло в Соединенных Штатах.Пропор-

циональный налог,взимаемый по единой ставке,повлечет за собой

более высокие абсолютные выплаты со стороны лиц, получающих

более высокие доходы за услуги,оказываемые ими государству,что,

совершенно очевидно, нельзя признать неправомерным с учетом

предоставляемых им привилегий.Одновременно он позволит пре-

дотвратить ситуацию, при которой любое большинство путем го-

лосования сможет навязать другим лицам налоги, не влияющие на

их собственное налоговое бремя.

Предложение о замене ныне действующей структуры про-

грессивных ставок пропорциональным подоходным налогом мо-

жет показаться многим читателям радикальным.Теоретически так

оно и есть.По этой же самой причине вряд ли есть смысл особо под-

черкивать,что с точки зрения общей суммы налоговых доходов,пе-

рераспределения доходов и любых других уместных критериев,

ничего радикального в нем нет. Наши нынешние ставки подоход-

ного налога варьируют от 20 до 91%, причем ставка приближается

к 50-процентной, когда облагаемый налогом доход превышает

18 тысяч долларов для налогоплательщиков-одиночек и 36 тысяч

долларов для семейных,представляющих единую налоговую декла-

рацию. А между тем пропорциональный налог в размере 23,5%

с облагаемого налогом дохода в том виде, в каком он фиксируется

в настоящее время, то есть помимо всех налоговых льгот и скидок,

обеспечит такие же поступления, что и нынешняя высокопрогрес-

сивная налоговая ставка2.Фактически подобная ставка пропорцио-

нального налога,даже без каких-либо изменений других положений

закона, принесет больший налоговый доход, поскольку в деклара-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 202 |

2 Этот момент имеет настолько важное значение, что, пожалуй, имеет смысл

привести цифры и расчеты. Когда писалась эта книга, новейшими налоговыми дан’

ными были данные за 1959 год (Справочник Налогового управления США, Statistics

of Income for 1959). В этом году подлежащий налогообложению совокупный налог,

по которому были представлены данные, составлял:

индивидуальный налоговый доход 166 544 млн. долларов;

подоходный налог до отсрочки уплаты 39 092 млн. долларов;

подоходный налог после отсрочки уплаты 38 645 млн. долларов

Пропорциональный налог в размере 23,5% от совокупного дохода, облагаемого на’

логом, мог бы принести 0,235 х 166 540 млн. долларов = 39 137 млн. долларов.

Если же мы примем во внимание ту же самую отсрочку уплаты, то в оконча’

тельном виде налоговый доход будет примерно равен фактически полученному.

циях будет указан более высокий доход, подлежащий налогообло-

жению по трем причинам: по сравнению с нынешним положением

будет меньше стимулов прибегать к дорогостоящим юридическим

ухищрениям с целью указать в налоговой декларации меньший до-

ход, подлежащий обложению налогом (так называемый обход на-

логового законодательства); будет меньше стимулов скрывать раз-

мер дохода, который в соответствии с законом должен быть указан

(уклонение от уплаты налогов);устранение дестимулирующего воз-

действия нынешней структуры налоговых ставок позволит более

эффективным образом использовать наличные ресурсы и полу-

чить более высокий доход.

Если существующие высокопрогрессивные налоговые став-

ки обеспечивают столь низкий уровень налоговых поступлений,

аналогичный эффект должно дать и их перераспределение. Это не

означает, что они не приносят никакого вреда. Наоборот. Налого-

вые поступления являются такими низкими потому,что часть наи-

более компетентных людей в стране посвящает свою энергию изо-

бретению способов удержания их на столь низком уровне; а также

потому, что многие другие строят свою деятельность с оглядкой на

удержание налогов. Все это — чистейшее расточительство. Что же

мы получаем взамен? В лучшем случае чувство удовлетворения,ко-

торое испытывают некоторые по поводу того, что государство пе-

рераспределяет доходы. Но даже и это чувство зиждется на незна-

нии фактических последствий действия прогрессивной налоговой

структуры,и от него наверняка не осталось бы и следа,если бы ста-

ли известны факты.

Возвращаясь к вопросу о распределении дохода, заметим,

что существует ясное основание для социальных действий совер-

шенно иного рода, нежели налогообложение с целью изменения

распределения дохода. Во многом существующее неравенство

проистекает от несовершенства рынка. Во многих случаях такое

несовершенство само является следствием правительственных

мер или может быть устранено с их помощью. Есть все основания

изменить правила игры,чтобы устранить эти источники неравен-

ства.Либералы будут приветствовать их устранение.Крупнейшим

фактором, способствовавшим уменьшению неравенства, было

расширение возможностей для получения образования. Меры

в этом направлении имеют то функциональное достоинство, что

они не являются паллиативными,а нацелены на самые основы не-

равенства.

ГЛАВА X. РАСПРЕДЕ ЛЕНИЕ ДОХОДА

| 203 |

Распределение дохода — это еще одна область,в которой го-

сударство посредством одного комплекса мероприятий нанесло

больше ущерба, чем оно было в состоянии исправить с помощью

других мероприятий. Перед нами пример оправдания государ-

ственного вмешательства под предлогом мнимых изъянов системы

частного предпринимательства, тогда как многие явления, вызы-

вающие нарекания сторонников «большого правительства», сами

являются результатом действий правительства — и «большого»

и «малого».

Глава XI Меры социального обеспечения

Гуманистические и эгалитарные настроения,способствовавшие вве-

дению высокопрогрессивного индивидуального подоходного нало-

га, привели за собой множество других мер, направленных на обес-

печение «благосостояния» отдельных групп населения. Наиболее

значительным комплексом таких мер был цикл мероприятий,кото-

рому было присвоено дезориентирующее название «социальное

обеспечение» (social security).К числу прочих относятся социальное

жилищное строительство (public housing), законы о минимальной

заработной плате, поддержание цен на сельскохозяйственную про-

дукцию,специализированные программы помощи и т.д.

Сначала я вкратце остановлюсь на

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн