то,
что они предназначены через посредство государства принудить
людей действовать вопреки своим собственным непосредственным
интересам,якобы в общих интересах.Они пытаются разрешить ви-
димое столкновение интересов или различие мнений по поводу раз-
личных интересов не с помощью создания механизма, способного
устранить это столкновение,и не путем убеждения людей в целесо-
образности наличия различных интересов,но путем принуждения
людей действовать вопреки своим собственным интересам.Они за-
мещают ценности участников чужими ценностями; либо одни лю-
ди указывают другим, что им считать благом, либо государство
отнимает у одних,чтобы облагодетельствовать других.По этой при-
чине подобные меры вызывают противодействие одной из самых
сильных и самых творческих сил, известных человеку: стремления
миллионов людей отстаивать свои собственные интересы и жить,
руководствуясь своей собственной системой ценностей. Это глав-
ная причина того, что такие меры столь часто приводили к прямо
противоположным результатам.В этом заключается также один из
основных источников силы свободного общества и объяснение то-
го,почему государственное регулирование не может его задушить.
Интересы, о которых я говорю, — это интересы не просто
узкоэгоистические. Напротив, они включают в себя целый ком-
плекс непреходящих ценностей, ради которых люди готовы по-
жертвовать своим состоянием и своей жизнью. Немцы, отдавшие
жизнь в борьбе против Адольфа Гитлера, преследовали свои соб-
ственные интересы так, как они их себе представляли. То же самое
можно сказать о людях, которые, не считаясь со временем и про-
являя огромную энергию, занимаются благотворительной, про-
светительской и религиозной деятельностью.Естественно,что по-
добные интересы являются главными для немногих. Заслуга
| 230 |
свободного общества в том, что оно тем не менее открывает пол-
ный простор для удовлетворения этих интересов и не подчиняет
их узкоматериалистическим интересам, превалирующим среди
основной части человечества. По этой причине капиталистиче-
ские общества являются менее стяжательскими по сравнению с
обществами коллективистскими.
Почему же в свете вышесказанного бремя приведения дока-
зательств от противного по-прежнему лежит на тех из нас, кто вы-
ступает против государственных программ и пытается уменьшить
несоразмерно большую роль государства? Предоставим слово для
ответа Дайси: «Положительный эффект государственного вмеша-
тельства, особенно в виде законодательства, является прямым, не-
медленным и так сказать,зримым,тогда как его дурные последствия
являются постепенными, косвенными и скрытыми от глаз… Не
помнит…большинство людей и о том,что государственные инспек-
торы могут быть некомпетентными, небрежными, а в отдельных
случаях даже и продажными людьми…; мало кто осознает ту неос-
поримую истину, что государство помогает ликвидировать само-
воспомоществование. Поэтому большая часть человечества чуть
ли не по необходимости с незаслуженной благожелательностью от-
носится к государственному вмешательству. Этому естественному
предрассудку может противостоять только наличие в данном обще-
стве… презумпции или предрасположенности к свободе личности,
то есть к свободному предпринимательству. По этой причине про-
стой упадок веры в самовоспомоществование — а подобный упадок
является фактом — сам по себе представляет достаточное объясне-
ние расширения законодательства,ведущего к социализму»1.
Сохранению и распространению свободы ныне угрожает
опасность с двух сторон.Одна опасность — ясная и очевидная.Это
опасность внешняя, исходящая от злонамеренных кремлевских
властителей, которые грозятся нас «похоронить». Другая — гораз-
до более утонченная. Это внутренняя опасность, исходящая от
людей с благими намерениями и доброй волей, которые хотят нас
переделать. Неспешность убеждения и примера в достижении бу-
доражащих их воображение великих социальных преобразований
внушает им нетерпение,они рвутся к использованию государствен-
ной власти для достижения своих целей и уверены, что им удастся
добиться своего. Если они придут к власти, они не сумеют немед-
ленно добиться своих целей и,кроме того,создадут такое коллекти-
вистское государство, от которого в ужасе отшатнутся и первыми
жертвами которого станут они сами. Концентрацию власти невоз-
можно обезвредить благими намерениями ее творцов.
Обе эти опасности, к сожалению, усиливают одна другую.
Даже если нам удастся избежать ядерной катастрофы,кремлевская
угроза вынуждает нас выделять ощутимую часть своих ресурсов на
оборону.Важная роль государства как покупателя значительной ча-
сти нашей продукции и единственного покупателя продукции мно-
гих фирм и отраслей промышленности уже приводит к концентра-
ции опасной доли экономической власти в руках политических
властей,изменяет климат,в котором функционирует бизнес,и кри-
терии,необходимые для делового успеха,и с помощью этих и иных
способов ставит под угрозу свободный рынок. Этой опасности мы
избежать не можем.Но мы без нужды усугубляем ее,распространяя
нынешнее широкое государственное вмешательство на области,не
связанные с обороноспособностью страны, и принимая все новые
государственные программы,от медицинского обслуживания пре-
старелых до исследования Луны.
Как сказал однажды Адам Смит, «страну разрушить нелег-
ко». Наша основная структура ценностей и переплетающаяся сеть
свободных институтов способны выдержать многое.Я верю,что мы
сумеем сохранить и распространить свободу,несмотря на размеры
военных программ и на экономическую власть, сосредоточенную
ныне в Вашингтоне.Но мы сможем добиться этого только в том слу-
чае, если осознаем грозящую нам опасность, только если убедим
своих сограждан, что свободные институты предлагают более на-
дежный,хотя временами и более медленный путь к достижению тех
целей, к которым они стремятся, чем принудительная власть госу-
дарства.Надежным предвестником этого стали проблески перемен,
уже забрезжившие в интеллектуальной атмосфере.