ясно выражен-
ного согласия,еще больше напрягает тончайшие нити,связываю-
щие общество в единое целое. Если дело дойдет до проблемы,
которая затрагивает людей глубоко,но по-разному,это может раз-
рушить общество.Резкие расхождения по основополагающим во-
просам редко возможно (если вообще возможно) разрешить по-
средством избирательной урны; в конце концов оказывается, что
их можно решить, хоть и не разрешить, лишь через конфликт.
Кровавым подтверждением тому служит история религиозных
и гражданских войн.
Широкое использование рынка ослабляет нагрузку на со-
циальную ткань, так как снимает необходимость подчиняться об-
щему мнению во всех видах охватываемой рынком деятельности.
| 48 |
Чем шире диапазон деятельности,осуществляемой в рамках рын-
ка, тем меньше вопросов, требующих чисто политического ре-
шения и соответственно нуждающихся в достижении согласия.
В свою очередь,чем меньше вопросов,требующих согласия,тем ве-
роятней добиться согласия и сохранить в то же время свободное
Единодушие — это,разумеется,идеал.На практике же мы не
можем тратить то время и те силы, которые потребовались бы для
достижения полного единодушия по каждому вопросу.Нам прихо-
дится довольствоваться меньшим. Таким образом, мы вынуждены
в интересах дела исходить из воли большинства.Что принцип боль-
шинства есть лишь дань целесообразности,а не основополагающий
принцип сам по себе,ясно видно из того факта,что наша готовность
прибегнуть к нему и размер требуемого нами большинства сами за-
висят от серьезности рассматриваемого вопроса. Если вопрос ма-
ловажен и меньшинство спокойно относится к перспективе пора-
жения при голосовании, довольно будет простого большинства
голосов.С другой стороны,если меньшинство принимает какой-то
вопрос близко к сердцу, простого большинства уже недостаточно.
Мало кто из нас,к примеру,согласится,чтобы вопрос о свободе сло-
ва решался простым большинством. Наша юридическая система
проводит массу различий насчет того, какие вопросы требуют ка-
кого типа большинства.Крайним случаем являются вопросы,вклю-
ченные в Конституцию США.Эти принципы столь важны,что мы
готовы сделать целесообразности лишь самую минимальную
уступку. Для того чтобы их принять, было достигнуто некое подо-
бие полного консенсуса, и нам потребуется некое подобие полного
консенсуса для того,чтобы их изменить.
Включенный в нашу Конституцию и в писаные и неписаные
конституции других стран принцип самоограничения, призываю-
щий к отказу от следования воле большинства в известных вопро-
сах,и содержащиеся в этих конституциях или их эквивалентах кон-
кретные положения, запрещающие меры принуждения против
индивидов, сами по себе следует считать достигнутыми посред-
ством свободного обсуждения и отражающими существенное еди-
нодушие по поводу используемых средств.
Теперь я перейду к более конкретному,хотя пока достаточно
широкому рассмотрению вопроса о том, какие проблемы вообще
нельзя решить при помощи рынка (или можно,но такой ценой,что
использование политических каналов окажется предпочтительнее).
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
| 49 |
Государство как нормотворческий орган
Очень важно провести различие между повседневной человеческой
деятельностью и общими рамками обычаев и законов,в которых эта
деятельность протекает. Повседневная деятельность подобна дей-
ствиям участников игры;рамки эти подобны правилам игры,в кото-
рой они участвуют. И точно так же, как в хорошей игре, требуется,
чтобы участники игры принимали как ее правила,так и арбитра,ко-
торый эти правила интерпретирует и обеспечивает их соблюдение.
В хорошо организованном обществе требуется, чтобы его члены
пришли к согласию насчет общих условий,которые будут регулиро-
вать отношения между ними, насчет каких-то методов арбитража
в случае разных интерпретаций этих условий и насчет каких-то спо-
собов обеспечить соблюдение общепринятых правил. Как и в игре,
в обществе большинство правил общежития являются незаплани-
рованным следствием обычая и принимаются без рассуждения. Са-
мое большее,мы открыто обсуждаем лишь незначительные переме-
ны в принятых правилах, хотя совокупным результатом серии
незначительных модификаций может стать кардинальное изменение
характера игры или общества. Как в игре, так и в обществе ни одна
система правил долго не продержится,если большинство участников
не будет подчиняться ей большую часть времени без внешних санк-
ций;иными словами,если нет широкого общественного согласия.Но
мы не можем полагаться на один лишь обычай или на этот консенсус
для того, чтобы интерпретировать правила и добиваться их соблю-
дения; нам нужен арбитр, третейский судья. В таком случае главные
роли, которые государство играет в свободном обществе, таковы:
предоставлять средства,пользуясь которыми мы сможем модифици-
ровать правила; выступать в качестве посредника, когда мы по-раз-
ному интерпретируем содержание правил; принуждать к выполне-
нию правил тех немногих,кто иначе не станет участвовать в игре.
В свете сказанного: нужда в государстве возникает из-за то-
го,что абсолютной свободы не бывает.Как ни привлекательна анар-
хическая философия,в мире несовершенных людей анархия неосу-
ществима.Свобода одного человека может вступать в конфликт со
свободой другого, и когда это происходит, чью-то свободу прихо-
дится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как
выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахи-
вать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего под-
бородка».
| 50 |
Основная трудность при определении деятельности, кото-
рой следует заниматься государству, заключается в необходимости
разрешать подобные конфликты между свободой различных инди-
видов.В некоторых случаях ответить на этот вопрос легко.Нетруд-
но заручиться почти полным единодушием по поводу тезиса, что
свободу убивать своего соседа надо ограничить, дабы сохранить за
ним свободу жить. В других случаях ответить не так уж просто.
В области экономической большие затруднения связаны с кон-
фликтом между свободой объединений и свободой конкуренции.
Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» примени-
тельно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае по-
нимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем,
а значит,уже существующие предприниматели не свободны избав-
ляться от конкурентов кроме как посредством продажи лучшего то-
вара по той же цене или того же товара по более низкой цене.Напро-
тив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том
смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им за-
благорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки
и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных
конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой
области касается объединений рабочих, где особенно остро встает
вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.
Вот еще более существенная область экономики, в которой
ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение
прав собственности. Развившееся с течением веков и занесенное
в наши законоуложения понятие собственности настолько сдела-
лось частью нашего сознания, что мы о нем не задумываемся и не
осознаем, до какой степени понятия о том, что же является соб-
ственностью и какие права обеспечивают владение ею, представ-
ляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные
истины.Например,позволяет ли мне мое право на владение землей
и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему
усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землей
в своем самолете? Или верх берет его право пользоваться своим са-
молетом? Или это зависит от того, на какой высоте он летает? Или
от того, какой он производит шум? Требует ли добровольный вза-
имообмен, чтобы он платил мне за право летать над моей землей?
Или я должен платить ему, чтобы он воздержался от полетов над
ней? Достаточно упомянуть о гонорарах, авторском праве, патен-
тах, пакетах акций корпораций, правах владельца прибрежной
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
| 51 |
полосы и т.п.,чтобы подчеркнуть роль общепринятых социальных
правил в самом определении понятия собственности, а это приво-
дит к мысли, что наличие строго конкретного и общепринятого
определения собственности во многих случаях куда важнее,чем са-
мо содержание этого определения.
Еще одна область экономики,создающая особенно сложные
проблемы, — это денежная система. Ответственность государства
за денежную систему признается давно. Ее недвусмысленно преду-
сматривает положение Конституции,уполномочивающее Конгресс
«чеканить монету и регулировать ее стоимость, равно как и стои-
мость иностранной монеты». По-видимому, ни в одной другой
области экономической деятельности государственные полномо-
чия не пользуются таким широким признанием. Это привычное
и сегодня уже почти автоматическое признание за государством та-
кой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое пони-
мание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает
опасность расширения государственных полномочий за пределы
деятельности, приемлемой в свободном обществе, — от обеспече-
ния денежной структуры к распределению ресурсов среди индиви-
дов.Мы подробно разберем эту проблему в главе III.
Резюмируем:организация экономической деятельности по-
средством добровольного взаимообмена предполагает,что при по-
мощи государства мы обеспечим соблюдение законопорядка, что-
бы не допустить принуждения одних людей другими, выполнение
добровольно заключенных контрактов,определение прав собствен-
ности,интерпретация и обеспечение соблюдения этих прав и обес-
печение функционирования кредитно-денежной системы.
Деятельность, осуществляемая государством
на основании технической монополии
и «внешних эффектов»
Роль государства, которую мы только что рассмотрели, состоит
в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать
сам для себя, а именно определять правила игры, выносить по ним
третейские решения и обеспечивать их выполнение.Мы можем так-
же захотеть сделать при помощи государства какие-то вещи, кото-
рые теоретически осуществимы и при посредстве рынка, однако
технические и прочие условия сильно этому препятствуют.Все они
сводятся к случаям,когда строго добровольный взаимообмен либо
чреват огромными издержками, либо практически невозможен.
| 52 |
Такие случаи делятся на два общих класса: (а) монополия и другие
подобные издержки рынка и (б) «внешние эффекты».
Взаимообмен по-настоящему доброволен только тогда,ког-
да имеются почти равнозначные альтернативы. Монополия пред-
полагает отсутствие альтернатив и тем самым ограничивает свобо-
ду взаимообмена. На практике монополия часто, если не всегда,
возникает вследствие государственной поддержки или сговора
между отдельными лицами. В этом случае решение проблемы со-
стоит в том,чтобы либо избегать государственного содействия мо-
нополиям, либо строже следить за соблюдением правил, например
тех, которые содержатся в нашем антимонопольном законодатель-
стве.Монополия,однако,может возникнуть и из-за того,что суще-
ствование только одного производителя или предприятия более це-
лесообразно в техническом отношении. Я осмелюсь заявить, что
таких случаев меньше, чем обычно считается, но они, безусловно,
бывают.Простейшим примером может служить телефонное обслу-
живание конкретной местности. Я назову такие случаи «техниче-
ской» монополией.
Когда технические обстоятельства делают монополию есте-
ственным результатом конкурирующих рыночных сил,имеются,по
всей видимости,лишь три альтернативных варианта:частная моно-
полия, государственная монополия и государственное регулиро-
вание. Все три варианта нехороши, так что приходится выбирать
меньшее из зол.Генри Саймонс,изучавший государственное регули-
рование монополий в США,пришел к выводу,что результаты его на-
столько ужасны,что государственную монополию он счел меньшим
злом.Видный немецкий либерал Вальтер Ойкен,изучавший государ-
ственную монополию на немецких железных дорогах,пришел к вы-
воду, что результаты ее настолько ужасны, что государственное ре-
гулирование он счел гораздо меньшим злом. Почерпнув многое
у обоих исследователей,я скрепя сердце заключил,что наименьшим
злом (если с ним можно смириться) будет частная монополия.
Если бы общество было статичным и породившие техниче-
скую монополию условия устойчиво сохранялись бы в дальнейшем,
я не поддержал бы такого решения. Однако в быстро меняющемся
обществе условия, порождающие техническую монополию, тоже
часто меняются, и я подозреваю, что государственное регулирова-
ние и государственная монополия станут реагировать на такое из-
менение условий менее гибко и будут менее склонны к самоупразд-
нению,чем частная монополия.
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
| 53 |
Прекрасным примером служат американские железные до-
роги. В XIX веке высокий уровень монополизации железнодорож-
ного транспорта был, видимо, неизбежен в силу технических при-
чин. Этим обосновывалось создание Комитета по межштатному
транспорту и торговле (Interstate Commerce Commission, или ICC).
Но условия изменились.Появление автомобильного и воздушного
транспорта низвело монопольный элемент в железных дорогах до
ничтожного уровня. Тем не менее мы так и не упразднили ICC. На-
против,ICC,бывший поначалу органом для защиты публики от эк-
сплуатации со стороны железных дорог,превратился в орган по за-
щите железных дорог от конкуренции со стороны грузовиков
и других транспортных средств, а еще позднее — и по защите уже
существующих автотранспортных компаний от конкуренции со
стороны новичков. Точно так же в Англии после национализации
железных дорог автотранспорт тоже сначала сделали государствен-
ной монополией. Если бы американские железные дороги никогда
не подвергались регулированию,почти наверняка транспорт,вклю-
чая и железные дороги, сделался бы к сегодняшнему дню весьма
конкурентоспособной отраслью экономики, в которой почти не
осталось бы элементов монополии.
Однако выбор меньшего из зол — частной монополии,