умалишенные или дети) — такое
государство,несомненно,выполняет важные функции.Последова-
тельный либерал не является анархистом.
Но очевидно также,что такое государство будет иметь чет-
ко ограниченные функции и воздержится от многих видов деятель-
ности,которыми занимаются сегодня федеральное правительство
и правительства штатов в Америке, а также правительства других
западных стран. В последующих главах некоторые из этих видов
деятельности будут рассмотрены несколько подробнее, а кое-ка-
кие из них были уже затронуты выше, однако, чтобы очертить ту
роль,которую либерал оставит за государством,имеет смысл про-
сто перечислить под конец этой главы некоторые мероприятия,
которые проводит в настоящий момент правительство США и ко-
торые, на мой взгляд, нельзя оправдать в свете вышеозначенных
принципов.
1.Программы поддержания паритетных цен на сельскохо-
зяйственные продукты.
2.Импортные тарифы или ограничения на экспорт,такие,
как нынешние квоты на импорт нефти,сахарные квоты
и т.п.
3.Государственный контроль над объемом производства,
например,посредством фермерской программы или через
пропорциональное распределение нефти,осуществляемое
Техасской железнодорожной комиссией.
4.Контроль над квартплатой (rent control),вроде того,ко-
торый все еще практикуется в Нью-Йорке,или более об-
щий контроль над ценами и заработной платой,введенный
во время и после Второй мировой войны.
5.Законодательно установленные минимальные ставки
заработной платы или максимальные цены,такие,как
законодательно установленный максимум в 0%,который
коммерческий банк может выплачивать по вкладам до
востребования,или законодательно фиксированные
| 60 |
максимальные проценты,которые могут выплачиваться
на сбережения и срочные депозиты.
6.Детальное регулирование областей экономической дея-
тельности,такое,как регулирование транспорта Комите-
том по межштатному транспорту и торговле.Когда такое
регулирование первоначально ввели для железных дорог,
его еще можно было оправдать соображениями техниче-
ской монополии,но они теперь не приложимы ни к одному
виду транспорта.Другой пример — детальное регулирова-
ние банковского дела.
7.Аналогичный пример,заслуживающий особого внима-
ния,поскольку он связан с цензурой и нарушениями сво-
боды слова,— это контроль над радио и телевидением,осу-
ществляемый Федеральной комиссией по связи (Federal
Communications Commission).
8.Нынешние программы социального обеспечения,осо-
бенно программы помощи престарелым и пенсионного
обеспечения,по сути дела заставляющие людей (а) расхо-
довать определенную часть своих доходов на покупку стра-
ховки на пенсию по старости и (б) покупать страховку у го-
сударственной компании.
9.Существующие в различных штатах и городах законы
о лицензировании,разрешающие заниматься определен-
ными видами производственной и хозяйственной деятель-
ности только держателям соответствующих лицензий
(когда лицензия — это нечто большее,чем просто налог,
который должен платить каждый занимающийся соответ-
ствующей деятельностью).
10.Так называемые программы социального жилья и мас-
са других субсидированных программ,направленных на
расширение жилищного строительства,таких,как гаран-
тирование ипотечной деятельности,осуществляемое
Федеральным управлением жилищного строительства
(FHA) и Управлением по делам ветеранов (VA) и т.п.
11. Воинская повинность в мирное время. Принципам
свободного рынка соответствует добровольная армия,
иными словами, наем солдат на службу. Непростительно
не платить цену, требуемую для привлечения надлежащего
числа солдат. Нынешняя система неравноправна и произ-
вольна, она серьезно ущемляет свободу молодых людей
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
| 61 |
распоряжаться своей жизнью и, скорее всего, обходится
еще дороже, чем рыночная альтернатива (другое дело —
всеобщее военное обучение для подготовки резервистов
на случай войны; его можно оправдать, исходя из либе-
ральных позиций).
12.Парки и заповедники,о чем уже говорилось выше.
13.Законодательный запрет на доставку почты с целью по-
лучения прибыли.
14.Платные автодороги,которые обслуживаются государ-
ством и принадлежат ему,о чем см.выше.
Глава III Контроль над деньгами
«Полная занятость» и «экономический рост» сделались за последние
десятилетия излюбленными предлогами для расширения государ-
ственного вмешательства в экономические дела.Говорят,что свобод-
ная частнопредпринимательская экономика по природе своей неста-
бильна. Если ее предоставить самой себе, она приведет к регулярно
повторяющимся циклам чередующихся подъемов и спадов. По-
этому в дело должно вмешаться государство, которое убережет
экономику от разброда и шатаний. Такие доводы звучали особен-
но убедительно во время и после Великой депрессии 1930-х годов
и послужили одной из главных причин для выбора Нового курса
в США и аналогичного расширения государственного вмешатель-
ства в других странах.Позднее более популярным лозунгом сделал-
ся «экономический рост».Доказывают,что государство должно по-
заботиться о развитии экономики,дабы предоставить необходимые
средства для «холодной войны» и продемонстрировать неприсоеди-
нившимся странам,что демократия способна развиваться быстрее,
чем коммунистическое государство.
Эти аргументы способны только ввести нас в заблуждение.
На самом деле Великая депрессия,как и большинство других перио-
дов высокой безработицы,явилась результатом правительственной
бесхозяйственности, а не нестабильности, присущей частной эко-
номике. Ответственность за кредитно-денежную политику была
возложена на особый государственный орган — Федеральную ре-
зервную систему.В 1930 и 1931 годах она выполняла свои обязанно-
сти настолько бездарно, что превратила в настоящую катастрофу
сокращение деловой активности, которое могло бы пройти доста-
точно спокойно (см. разбор этой проблемы ниже, с. 69–76). Точно
так же и сегодня правительственные меры являются одним из важ-
нейших факторов, тормозящих экономический рост в США. Та-
рифы и прочие ограничения международной торговли, тяжелое
налоговое бремя,сложная и несправедливая структура налогообло-
жения, регулятивные комиссии, установление государством зара-
ботной платы и цен и масса других мер побуждают людей злоупо-
ГЛАВА III. КОНТР ОЛЬ НА Д ДЕНЬГАМИ
| 63 |
треблять ресурсами и использовать их не по назначению, а также
препятствуют инвестированию новых накоплений.И для экономи-
ческой стабильности, и для роста нам насущно необходимо не рас-
ширение государственного вмешательства,а его сокращение.
Такое сокращение все равно оставит за государством важ-
ную роль в этих областях. Имеет смысл использовать государство
для обеспечения стабильной кредитно-денежной структуры свобод-
ного общества,что является важной составляющей его функции по
обеспечению стабильной законодательной структуры. Желательно
также,чтобы мы использовали государство для обеспечения общей
юридической и экономической структуры, которая позволила бы
людям развивать экономику,если это согласуется с их ценностями.
Основными областями государственной политики,имеющи-
ми отношение к экономической стабильности, являются кредитно-
денежная и бюджетная политика.В этой главе обсуждается внутрен-
няя кредитно-денежная политика, в следующей — международная
кредитно-денежная структура,а в главе V — бюджетная политика.
В этой и в следующей главах наша задача заключается в том,
чтобы удержать курс между двумя подходами, ни один из которых
неприемлем,хотя в каждом есть свои плюсы.Сциллу здесь предста-
вляет мнение,что чисто автоматический золотой стандарт и осуще-
ствим и целесообразен и что он способен разрешить все проблемы,
связанные с развитием экономического сотрудничества между ин-
дивидами и странами в стабильных условиях. Харибдой является
мнение,что необходимость приспосабливаться к непредвиденным
обстоятельствам требует передачи широкой дискреционной власти
группе специалистов, собранной в некоем «независимом» цент-
ральном банке или в какой-то бюрократической организации.
Ни тот ни другой подход не дал удовлетворительных результатов
в прошлом и маловероятно,чтобы они дали их в будущем.
Либерал в принципе боится концентрации власти.Цель его состоит
в том,чтобы сохранить максимальную степень свободы для каждо-
го отдельного индивида, причем так, чтобы свобода одного не
мешала при этом свободе другого.По его мнению,для этого необхо-
димо, чтобы власть была рассредоточена. Он с подозрением отно-
сится к передаче государству любой функции, которая могла бы
быть выполнена посредством рынка, поскольку добровольное со-
трудничество заменяется при этом принуждением и поскольку рас-
ширение роли государства угрожает свободе в других областях.
| 64 |
Необходимость рассредоточения власти представляет со-
бой особо сложную проблему, когда речь идет о деньгах. По обще-
му признанию,на государстве должна лежать какая-то ответствен-
ность за денежные дела.Также по общему признанию контроль над
деньгами может явиться мощным средством контроля над эконо-
микой. Заложенная в нем сила ярко выразилась в знаменитом ле-
нинском афоризме о том, что для разрушения общества надо по-
дорвать деньги. Более прозаическим образом сила его выражается
в том,насколько контроль над деньгами с незапамятных времен по-
могал суверену выжимать высокие налоги из населения, причем
очень часто без официального согласия законодательного органа,
если таковой имелся. Так происходило в старые времена, когда мо-
нархи обрезали монеты и пользовались другими подобными улов-
ками, так происходит и в наши дни, когда мы обзавелись более
изощренными современными методами, вроде запуска печатного
станка или простой подчистки бухгалтерских книг.Проблема заклю-
чается в том, как утвердить систему, которая позволит государству
нести ответственность за деньги, но в то же время ограничит пре-
доставляемую при этом государству власть и не даст использовать
ее для ослабления — а не упрочения — свободного общества.
Исторически сложилось,что на протяжении столетий во множестве
самых разных стран чаще всего прибегали к товарному стандарту,
то есть к использованию в качестве денег какого-то вещественного
товара, например, золота или серебра, меди или олова, сигарет или
коньяка или каких-то других товаров.Если бы деньги состояли пол-
ностью из какого-нибудь вещественного товара такого рода, то
в принципе никакой нужды в государственном контроле не было
бы. Количество обращающихся в обществе денег зависело бы от
стоимости производства денежного товара, а не от иных обстоя-
тельств.Изменения в количестве денег зависели бы от технических
условий производства денежного товара и от изменений в спросе на
деньги. Именно этот идеал вдохновляет многих приверженцев ав-
томатического золотого стандарта.
Реально существующие товарные стандарты всегда весьма
далеко отходили от этой простой модели, не требующей государ-
ственного вмешательства. На протяжении всей истории товарный
стандарт (к примеру, золотой или серебряный) сопровождался по-
явлением фидуциарных (то есть не обеспеченных золотом) денег
ГЛАВА III. КОНТР ОЛЬ НА Д ДЕНЬГАМИ
| 65 |
той или иной разновидности, в теории подлежащих обмену на со-
ответствующий денежный товар на твердо установленных усло-
виях. Появление их вызывалось вполне веской причиной. С точки
зрения общества в целом товарный стандарт обладает тем корен-
ным недостатком, что для умножения наличного количества денег
требуется использовать реальные ресурсы. Людям приходится хо-
рошо потрудиться, добывая золото из земли где-нибудь в Южной
Африке,чтобы потом снова похоронить его в Форт-Ноксе или дру-
гом аналогичном месте. Необходимость использования реальных
ресурсов для функционирования товарного стандарта побуждает
людей изыскивать иные способы достижения того же результата,не
сопряженные с применением этих ресурсов.Если люди станут при-
нимать в качестве денег бумажки с надписью «Я обещаю выплатить
такое-то количество единиц товарного стандарта», эти бумажки
смогут выполнять ту же функцию, что и куски настоящего золота
или серебра,но для их производства понадобятся куда меньшие ре-
сурсы.Это обстоятельство,которое я подробнее разбирал в другой
работе1,представляет,с моей точки зрения,коренной недостаток то-
варного стандарта.
Будь автоматический товарный стандарт реализуем,он был
бы прекрасным решением стоящей перед либералом дилеммы —
он обеспечил бы стабильную денежную систему, не связанную
с опасностью безответственного злоупотребления финансовой
властью.Если бы,к примеру,широкая публика,вдохновленная ми-
фологией золотого стандарта и считающая, что государственное
вмешательство в его функционирование безнравственно и вредно,
твердо поддерживала настоящий золотой стандарт, при котором
100% денег в стране буквально состояло бы из золота,у нас имелась
бы действенная гарантия, что государство не сможет устраивать
комбинации с валютой и вообще предпринимать какие-либо безот-
ветственные финансовые действия. При таком стандарте государ-
ство обладало бы весьма ограниченными кредитно-денежными
полномочиями.Но,как уже отмечалось,исторически такой автома-
тической системы никогда не было. Она всегда тяготела к превра-
щению в смешанную систему,в дополнение к денежному товару со-
держащую такие фидуциарные элементы, как банковские билеты
и депозиты или государственные банкноты. А как только появля-
| 66 |
1 Friedman M. A Program for Monetary Stability. New York: Fordham University
Press, 1959. P. 4–8.
лись фидуциарные элементы,государственного контроля над ними
избежать становилось очень трудно, даже если они были выпуще-
ны частными лицами.В основном это обусловливалось трудностя-
ми борьбы с изготовлением фальшивых денег или их экономиче-
скими эквивалентами. Фидуциарные деньги представляют собой
контракт,обещающий уплату стандартными деньгами.Чаще всего
складывается так, что между заключением такого контракта и его
реализацией проходит значительный промежуток времени. В свя-
зи с этим обеспечить выполнение контракта непросто;отсюда же —
соблазн заключать мошеннические контракты.Вдобавок стоит по-
явиться фидуциарным элементам,как на само государство нападает
почти неодолимый соблазн и оно начинает выпускать фидуци-
арные деньги.Поэтому на практике товарные стандарты всегда тя-
готели к превращению в смешанные, сопряженные с активным го-
сударственным вмешательством.
Следует отметить, что, несмотря на все аргументы, выдви-
гаемые многими в пользу золотого стандарта, в наши дни почти
никто не хочет настоящего, стопроцентного золотого стандарта.
Те, кто, по их словам, хотят золотого стандарта, почти без исклю-