Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

умалишенные или дети) — такое

государство,несомненно,выполняет важные функции.Последова-

тельный либерал не является анархистом.

Но очевидно также,что такое государство будет иметь чет-

ко ограниченные функции и воздержится от многих видов деятель-

ности,которыми занимаются сегодня федеральное правительство

и правительства штатов в Америке, а также правительства других

западных стран. В последующих главах некоторые из этих видов

деятельности будут рассмотрены несколько подробнее, а кое-ка-

кие из них были уже затронуты выше, однако, чтобы очертить ту

роль,которую либерал оставит за государством,имеет смысл про-

сто перечислить под конец этой главы некоторые мероприятия,

которые проводит в настоящий момент правительство США и ко-

торые, на мой взгляд, нельзя оправдать в свете вышеозначенных

принципов.

1.Программы поддержания паритетных цен на сельскохо-

зяйственные продукты.

2.Импортные тарифы или ограничения на экспорт,такие,

как нынешние квоты на импорт нефти,сахарные квоты

и т.п.

3.Государственный контроль над объемом производства,

например,посредством фермерской программы или через

пропорциональное распределение нефти,осуществляемое

Техасской железнодорожной комиссией.

4.Контроль над квартплатой (rent control),вроде того,ко-

торый все еще практикуется в Нью-Йорке,или более об-

щий контроль над ценами и заработной платой,введенный

во время и после Второй мировой войны.

5.Законодательно установленные минимальные ставки

заработной платы или максимальные цены,такие,как

законодательно установленный максимум в 0%,который

коммерческий банк может выплачивать по вкладам до

востребования,или законодательно фиксированные

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 60 |

максимальные проценты,которые могут выплачиваться

на сбережения и срочные депозиты.

6.Детальное регулирование областей экономической дея-

тельности,такое,как регулирование транспорта Комите-

том по межштатному транспорту и торговле.Когда такое

регулирование первоначально ввели для железных дорог,

его еще можно было оправдать соображениями техниче-

ской монополии,но они теперь не приложимы ни к одному

виду транспорта.Другой пример — детальное регулирова-

ние банковского дела.

7.Аналогичный пример,заслуживающий особого внима-

ния,поскольку он связан с цензурой и нарушениями сво-

боды слова,— это контроль над радио и телевидением,осу-

ществляемый Федеральной комиссией по связи (Federal

Communications Commission).

8.Нынешние программы социального обеспечения,осо-

бенно программы помощи престарелым и пенсионного

обеспечения,по сути дела заставляющие людей (а) расхо-

довать определенную часть своих доходов на покупку стра-

ховки на пенсию по старости и (б) покупать страховку у го-

сударственной компании.

9.Существующие в различных штатах и городах законы

о лицензировании,разрешающие заниматься определен-

ными видами производственной и хозяйственной деятель-

ности только держателям соответствующих лицензий

(когда лицензия — это нечто большее,чем просто налог,

который должен платить каждый занимающийся соответ-

ствующей деятельностью).

10.Так называемые программы социального жилья и мас-

са других субсидированных программ,направленных на

расширение жилищного строительства,таких,как гаран-

тирование ипотечной деятельности,осуществляемое

Федеральным управлением жилищного строительства

(FHA) и Управлением по делам ветеранов (VA) и т.п.

11. Воинская повинность в мирное время. Принципам

свободного рынка соответствует добровольная армия,

иными словами, наем солдат на службу. Непростительно

не платить цену, требуемую для привлечения надлежащего

числа солдат. Нынешняя система неравноправна и произ-

вольна, она серьезно ущемляет свободу молодых людей

ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СВОБОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

| 61 |

распоряжаться своей жизнью и, скорее всего, обходится

еще дороже, чем рыночная альтернатива (другое дело

всеобщее военное обучение для подготовки резервистов

на случай войны; его можно оправдать, исходя из либе-

ральных позиций).

12.Парки и заповедники,о чем уже говорилось выше.

13.Законодательный запрет на доставку почты с целью по-

лучения прибыли.

14.Платные автодороги,которые обслуживаются государ-

ством и принадлежат ему,о чем см.выше.

Этот список далеко не полон.

Глава III Контроль над деньгами

«Полная занятость» и «экономический рост» сделались за последние

десятилетия излюбленными предлогами для расширения государ-

ственного вмешательства в экономические дела.Говорят,что свобод-

ная частнопредпринимательская экономика по природе своей неста-

бильна. Если ее предоставить самой себе, она приведет к регулярно

повторяющимся циклам чередующихся подъемов и спадов. По-

этому в дело должно вмешаться государство, которое убережет

экономику от разброда и шатаний. Такие доводы звучали особен-

но убедительно во время и после Великой депрессии 1930-х годов

и послужили одной из главных причин для выбора Нового курса

в США и аналогичного расширения государственного вмешатель-

ства в других странах.Позднее более популярным лозунгом сделал-

ся «экономический рост».Доказывают,что государство должно по-

заботиться о развитии экономики,дабы предоставить необходимые

средства для «холодной войны» и продемонстрировать неприсоеди-

нившимся странам,что демократия способна развиваться быстрее,

чем коммунистическое государство.

Эти аргументы способны только ввести нас в заблуждение.

На самом деле Великая депрессия,как и большинство других перио-

дов высокой безработицы,явилась результатом правительственной

бесхозяйственности, а не нестабильности, присущей частной эко-

номике. Ответственность за кредитно-денежную политику была

возложена на особый государственный орган — Федеральную ре-

зервную систему.В 1930 и 1931 годах она выполняла свои обязанно-

сти настолько бездарно, что превратила в настоящую катастрофу

сокращение деловой активности, которое могло бы пройти доста-

точно спокойно (см. разбор этой проблемы ниже, с. 69–76). Точно

так же и сегодня правительственные меры являются одним из важ-

нейших факторов, тормозящих экономический рост в США. Та-

рифы и прочие ограничения международной торговли, тяжелое

налоговое бремя,сложная и несправедливая структура налогообло-

жения, регулятивные комиссии, установление государством зара-

ботной платы и цен и масса других мер побуждают людей злоупо-

ГЛАВА III. КОНТР ОЛЬ НА Д ДЕНЬГАМИ

| 63 |

треблять ресурсами и использовать их не по назначению, а также

препятствуют инвестированию новых накоплений.И для экономи-

ческой стабильности, и для роста нам насущно необходимо не рас-

ширение государственного вмешательства,а его сокращение.

Такое сокращение все равно оставит за государством важ-

ную роль в этих областях. Имеет смысл использовать государство

для обеспечения стабильной кредитно-денежной структуры свобод-

ного общества,что является важной составляющей его функции по

обеспечению стабильной законодательной структуры. Желательно

также,чтобы мы использовали государство для обеспечения общей

юридической и экономической структуры, которая позволила бы

людям развивать экономику,если это согласуется с их ценностями.

Основными областями государственной политики,имеющи-

ми отношение к экономической стабильности, являются кредитно-

денежная и бюджетная политика.В этой главе обсуждается внутрен-

няя кредитно-денежная политика, в следующей — международная

кредитно-денежная структура,а в главе V — бюджетная политика.

В этой и в следующей главах наша задача заключается в том,

чтобы удержать курс между двумя подходами, ни один из которых

неприемлем,хотя в каждом есть свои плюсы.Сциллу здесь предста-

вляет мнение,что чисто автоматический золотой стандарт и осуще-

ствим и целесообразен и что он способен разрешить все проблемы,

связанные с развитием экономического сотрудничества между ин-

дивидами и странами в стабильных условиях. Харибдой является

мнение,что необходимость приспосабливаться к непредвиденным

обстоятельствам требует передачи широкой дискреционной власти

группе специалистов, собранной в некоем «независимом» цент-

ральном банке или в какой-то бюрократической организации.

Ни тот ни другой подход не дал удовлетворительных результатов

в прошлом и маловероятно,чтобы они дали их в будущем.

Либерал в принципе боится концентрации власти.Цель его состоит

в том,чтобы сохранить максимальную степень свободы для каждо-

го отдельного индивида, причем так, чтобы свобода одного не

мешала при этом свободе другого.По его мнению,для этого необхо-

димо, чтобы власть была рассредоточена. Он с подозрением отно-

сится к передаче государству любой функции, которая могла бы

быть выполнена посредством рынка, поскольку добровольное со-

трудничество заменяется при этом принуждением и поскольку рас-

ширение роли государства угрожает свободе в других областях.

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 64 |

Необходимость рассредоточения власти представляет со-

бой особо сложную проблему, когда речь идет о деньгах. По обще-

му признанию,на государстве должна лежать какая-то ответствен-

ность за денежные дела.Также по общему признанию контроль над

деньгами может явиться мощным средством контроля над эконо-

микой. Заложенная в нем сила ярко выразилась в знаменитом ле-

нинском афоризме о том, что для разрушения общества надо по-

дорвать деньги. Более прозаическим образом сила его выражается

в том,насколько контроль над деньгами с незапамятных времен по-

могал суверену выжимать высокие налоги из населения, причем

очень часто без официального согласия законодательного органа,

если таковой имелся. Так происходило в старые времена, когда мо-

нархи обрезали монеты и пользовались другими подобными улов-

ками, так происходит и в наши дни, когда мы обзавелись более

изощренными современными методами, вроде запуска печатного

станка или простой подчистки бухгалтерских книг.Проблема заклю-

чается в том, как утвердить систему, которая позволит государству

нести ответственность за деньги, но в то же время ограничит пре-

доставляемую при этом государству власть и не даст использовать

ее для ослабления — а не упрочения — свободного общества.

Товарный стандарт

Исторически сложилось,что на протяжении столетий во множестве

самых разных стран чаще всего прибегали к товарному стандарту,

то есть к использованию в качестве денег какого-то вещественного

товара, например, золота или серебра, меди или олова, сигарет или

коньяка или каких-то других товаров.Если бы деньги состояли пол-

ностью из какого-нибудь вещественного товара такого рода, то

в принципе никакой нужды в государственном контроле не было

бы. Количество обращающихся в обществе денег зависело бы от

стоимости производства денежного товара, а не от иных обстоя-

тельств.Изменения в количестве денег зависели бы от технических

условий производства денежного товара и от изменений в спросе на

деньги. Именно этот идеал вдохновляет многих приверженцев ав-

томатического золотого стандарта.

Реально существующие товарные стандарты всегда весьма

далеко отходили от этой простой модели, не требующей государ-

ственного вмешательства. На протяжении всей истории товарный

стандарт (к примеру, золотой или серебряный) сопровождался по-

явлением фидуциарных (то есть не обеспеченных золотом) денег

ГЛАВА III. КОНТР ОЛЬ НА Д ДЕНЬГАМИ

| 65 |

той или иной разновидности, в теории подлежащих обмену на со-

ответствующий денежный товар на твердо установленных усло-

виях. Появление их вызывалось вполне веской причиной. С точки

зрения общества в целом товарный стандарт обладает тем корен-

ным недостатком, что для умножения наличного количества денег

требуется использовать реальные ресурсы. Людям приходится хо-

рошо потрудиться, добывая золото из земли где-нибудь в Южной

Африке,чтобы потом снова похоронить его в Форт-Ноксе или дру-

гом аналогичном месте. Необходимость использования реальных

ресурсов для функционирования товарного стандарта побуждает

людей изыскивать иные способы достижения того же результата,не

сопряженные с применением этих ресурсов.Если люди станут при-

нимать в качестве денег бумажки с надписью «Я обещаю выплатить

такое-то количество единиц товарного стандарта», эти бумажки

смогут выполнять ту же функцию, что и куски настоящего золота

или серебра,но для их производства понадобятся куда меньшие ре-

сурсы.Это обстоятельство,которое я подробнее разбирал в другой

работе1,представляет,с моей точки зрения,коренной недостаток то-

варного стандарта.

Будь автоматический товарный стандарт реализуем,он был

бы прекрасным решением стоящей перед либералом дилеммы —

он обеспечил бы стабильную денежную систему, не связанную

с опасностью безответственного злоупотребления финансовой

властью.Если бы,к примеру,широкая публика,вдохновленная ми-

фологией золотого стандарта и считающая, что государственное

вмешательство в его функционирование безнравственно и вредно,

твердо поддерживала настоящий золотой стандарт, при котором

100% денег в стране буквально состояло бы из золота,у нас имелась

бы действенная гарантия, что государство не сможет устраивать

комбинации с валютой и вообще предпринимать какие-либо безот-

ветственные финансовые действия. При таком стандарте государ-

ство обладало бы весьма ограниченными кредитно-денежными

полномочиями.Но,как уже отмечалось,исторически такой автома-

тической системы никогда не было. Она всегда тяготела к превра-

щению в смешанную систему,в дополнение к денежному товару со-

держащую такие фидуциарные элементы, как банковские билеты

и депозиты или государственные банкноты. А как только появля-

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 66 |

1 Friedman M. A Program for Monetary Stability. New York: Fordham University

Press, 1959. P. 4–8.

лись фидуциарные элементы,государственного контроля над ними

избежать становилось очень трудно, даже если они были выпуще-

ны частными лицами.В основном это обусловливалось трудностя-

ми борьбы с изготовлением фальшивых денег или их экономиче-

скими эквивалентами. Фидуциарные деньги представляют собой

контракт,обещающий уплату стандартными деньгами.Чаще всего

складывается так, что между заключением такого контракта и его

реализацией проходит значительный промежуток времени. В свя-

зи с этим обеспечить выполнение контракта непросто;отсюда же —

соблазн заключать мошеннические контракты.Вдобавок стоит по-

явиться фидуциарным элементам,как на само государство нападает

почти неодолимый соблазн и оно начинает выпускать фидуци-

арные деньги.Поэтому на практике товарные стандарты всегда тя-

готели к превращению в смешанные, сопряженные с активным го-

сударственным вмешательством.

Следует отметить, что, несмотря на все аргументы, выдви-

гаемые многими в пользу золотого стандарта, в наши дни почти

никто не хочет настоящего, стопроцентного золотого стандарта.

Те, кто, по их словам, хотят золотого стандарта, почти без исклю-

чения имеют в виду ныне существующий стандарт

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн