Скачать:PDFTXT
уроки мудрости

незыблемое.].

Кун Ин-да: «Творчество – это название гексаграммы. Гексаграмма – это символ, который выражает данную вещь, чтобы указать на нее людям. Сочетания из двух черт, хотя и могут выразить силы Света и Тьмы, но они все же еще не могут быть образным выражением для всего, что существует. Они еще не составляют символа. Необходимы три черты, чтобы символизировать три мировые потенции. Они [эти 3 черты] описательно выражают образы Неба, Земли, Грома, Ветра, Воды, Огня, Горы и Низины и так составляют символы. В этом смысле сказано в «Сицычжуань»: «Восемь триграмм располагаются в ряд, и в них заключены образы». Однако вначале, когда были только триграммы, они хотя и выражали образы всего существующего, но еще были недостаточны для выражения закономерности метаморфоз всего существующего. Поэтому их удвоили, и таким образом получились гексаграммы, в которых полностью изображены все предметно существующие вещи и исчерпывающим образом в них даны все возможные в мире события. Поэтому 6 черт составляют символ. Этот символ «Творчество» собственно выражает Небо. Небо образуется полным собранием всех сил света. Поэтому этот символ состоит из 6 черт света. Он называется не Небом, а Творчеством, потому что небо обозначает конкретный предмет, а творчество обозначает и самый предмет, и его действие. Поэтому в «Шогуа-чжуань» сказано: «Творчество – это созидание». То есть созидание является действием неба как предмета. Совершенномудрые люди создали «Книгу Перемен», дабы при помощи ее показать человеку, что ему в его действиях следует принимать для себя за образец не небо, как предмет, а действие неба. Поэтому они назвали этот символ не Небом, а Творчеством».

Ито Тдгай: «Когда начертана одна линия, то она символизирует свет и называется «нечет». Это символ из основной полярности. Когда над ней прибавляется еще одна такая же черта, тот этот символ называется «великий свет». Он включен в серию четырех символов. Когда еще одна такая же черта прибавляется над ними, то эта триграмма называется Цянь (Творчество). При помощи этих сочетаний из трех черт выражаются восемь основных триграмм. Они-то и имеются в виду в основном комментарии: «Внизу – творчество; вверху – творчество». Когда над всей этой триграммой начертана еще одна такая же триграмма, то и вся она называется «Творчество». Это первая из всех 64 гексаграмм. Так «Творчеством» она названа в основном тексте. Черты в гексаграммах нарастают снизу вверх, и нижняя триграмма – это внутреннее, а верхняя – это внешнее. Все 6 черт этой гексаграммы световые, в ней и внешнее, и внутреннее – творчество. Это чистая сила света, апогей созидания. И она называется творчеством, а ее образное выражение – небо. Изначальное – это великое; всепроницающее – это пронизывающее; стройное – это должное; нерушимое – это правое. Собственно этим говорится, что свойство наивысшей энергии – это с необходимостью достигать [способности] всепроницания и сохранять свою нерушимую правоту. Суждения относят это к абсолютному Пути Неба, и в этом смысле «изначальное» есть начало извечного света. Значит, единая изначальная жизненная сила, распространяясь, пронизывает все беспрепятственно, и все сущее в своем рождении в каждом отдельном случае обретает эту силу и обладает своими возможностями. Эта ниспосланная сущность неизменна. Совершенномудрые люди, сообразуясь именно с ней (изначальной силой), подходят к миру. Итак, рождение и завершение всех категорий существ в конечном счете подчинены ее метаморфозам. По моему мнению, «изначальное, всепроницающее, стройное, нерушимое» – это в основе своей мантический афоризм; это – удача для того, кому в гадании выпал этот афоризм. Он всего четыре раза встречается в «Книге Перемен». В суждениях только в гексаграммах «Творчество» и «Исполнение» говорится, что то и другое «изначально» – это хвала абсолютному Пути, на котором небо дарует и земля рождает. Хотя это и не основное значение этих слов, все же оно заслуживает того, чтобы быть принятым. В гексаграммах «Полнота», «Последование» термины толкуются в связи с контекстом, что, конечно, не вредит делу».

Чэн И-чуанъ: «Когда в глубокой древности совершенномудрые люди начертали впервые восемь символов из трех черт, то в них уже были выражены три мировые потенции: Небо – Земля – Человек. Начав с них, они удвоили эти триграммы, чтобы в них полностью выразить то, что проходит, как изменчивость во всем мире. Поэтому символы «Книги Перемен» состоят из шести черт каждый. Удвоение триграммы «Творчество» образует символ «Творчество». Оно – Небо. Но небо есть лишь внешний облик его (символа). Сущность же его – творчество. Это – созидание, но такое созидание, которое не прекращается ни на мгновение. Если мы будем говорить о небе в общих чертах, то оно – Путь мира, от которого невозможно отклониться. Если же мы будем подробно говорить о нем, то, как оформленное тело, оно – небо; как повелитель мира, оно – божество; как действующее с видимым успехом, оно – демоны; как действующее непостижимым образом, оно – дух; как сущность, оно – Творчество. Творчество – начало всего сущего. Поэтому оно и небо, и свет, и отец, и государь. «Начало, проницание, определение, стойкость» – это его четыре высших качества. Начало – это зачатие всего существующего; проницание – это развитие всего существующего; определение – это выявление всего существующего; стойкость – это созданность всего существующего. Эти четыре высшие качества присущи лишь символам Творчества и Исполнения. В прочих символах они меняются в зависимости от обстоятельств. Так, Начало является в основном величием добра, а Определение главным образом состоит в неуклонной устойчивости. Проницание и Стойкость по месту, занимаемому ими здесь, выступают как предикаты предыдущих понятий. О, как широка и велика идея этих четырех качеств!».

Чжу Си: «Гексаграммы – символы, которые начертал Фу Си. Целая черта – нечет, число Света. Творчество – созидание, сущность Света. Слово «Творчество» в основном комментарии – название триграммы. Из них нижняя – символ внутреннего; а верхняя – внешнего. Слово «Творчество» в самом тексте – название гексаграммы. Фу Си созерцал то, что наверху, и то, что внизу, и увидел, что чет и нечет – числа сил тьмы и света. И вот он одиночной нечетной чертой символизировал свет, а прерванной четной чертой – тьму. Увидя, что над каждой чертой света и тьмы появляются еще по черте света и тьмы, он снизу вверх приписал к ним еще и еще раз по черте света и тьмы и таким образом составил восемь триграмм. Увидя, что сущность силы света – созидание и что самое великое тело – небо, он назвал Творчеством триграмму, состоящую из трех черт света, и отнес ее к небу. Когда уже были готовы триграммы, они были дополнены еще тремя чертами каждая так, что сложились гексаграммы и получилось, что над каждой из триграмм были прибавлены еще раз все триграммы и получились 64 гексаграммы. В этой гексаграмме все шесть черт – нечет и свет; и вверху и внизу в ней – творчество; это – самая чистая сила света и высшее развитие созидания. Поэтому неизменны и название «Творчество», и образ «Небо». «В великом проницании полезна стойкость». Это – афоризм, приписанный Вэнь-ваном для того, чтобы определить счастье или несчастье всего символа. Это так называемое «Решение». «Начало» – это великое; проницание – это развитие; полезное – это должное; стойкое – это верное и нерушимое. Вэнь-ван считал, что Путь творчества – это великое развитие, которое предельно правильно. Поэтому, когда во время гадания выпадает эта гексаграмма и в ней ни одна из черт не изменяется, то это значит, что гадающему предстоит великое развитие, в котором необходимы правота и нерушимость для того, чтобы действие было на пользу. Только при них оно может быть доведено до конца. Вот зачем совершенномудрые люди создали «Книгу Перемен»: чтобы научить людей гаданию, по которому можно [понять] самый смысл появления вещей и вершения дел. В остальных гексаграммах дело обстоит так же». Дяо Бао: «Первая мысль, которой начинается данная книга, – это рассуждение о Творческом пути, из которого исходит все, что есть. Так и в «Шуцзине» речь начинается с Яо. В этом – начало преемственности наших царей. «Шицзин» начинается с [брачной] песни «Гуань цзю». Это – начало человеческих отношений. «Дайя» начинается с обряда почтительности. Это – начало обрядов. «Чуньцю» начинается с весны. Это – начало года. «Чуньцю» начинается с указания на царя, как на начальника людей. Таков общий метод, которым пользовались совершенномудрые люди древних времен. О слове «Творчество» хорошо сказано в комментарии [Чэн И-чуаня; следует цитата, приведенная выше]. Такая цитата как раз может продолжить священный текст. Разве кто-нибудь из людей последующих поколений сможет прибавить к ней хоть одно слово? «Начало, проницание, определение, стойкость» уже со времен Му Цзян (упоминаемой в «Цзо-чжуань». – Ю. Щ.) называется четырьмя качествами. Конфуций приводит их в комментарии «Вэньянь-чжуань» и подробно и полно вскрывает их смысл. И только Чжу Си считает их гадательным афоризмом и говорит: «великое развитие, в котором полезны правота и нерушимость». Я бы предпочел вернуться к четырем качествам, что не мешает им быть гадательным афоризмом. У меня все же остается сомнение в словах Чжу Си, когда он говорит, что «польза состоит в правоте и нерушимости»: дело выходит так, будто бы во время начала и проницания еще нет правоты; будто бы еще надо стараться быть правым. Тут что-то двусмысленное. В филологических работах иногда говорят, что в этой гексаграмме все шесть черт – чистый свет и что она может относиться только к небу, только к совершенномудрому человеку, а это начало, это проницание, это определение, эту стойкость только огромное, безмерное небо может вместить в себе. Нет достаточных слов, чтобы прославить его! К чему тут еще предостережения? Обе эти версии резонны, но в общем надо из них сохранить лишь то, что качества творчества отличаются от качеств прочих гексаграмм. Если объяснить слово «начало» как «великое», то этого мало. Ведь в решении же говорится о «Начале Творчества» и о «Начале Исполнения». В комментарии Ху говорится, что государь народа пребывает в начале; его советники слушаются начала; в уложении Шуня говорится о начальном дне, т. е. о начале годичного цикла культа; в «Чуньцю» говорится о начальном годе; и Лю Бин-чжун при основании Юаньской династии предложил назвать ее – Юань, «Великое начало». Во всех этих случаях слово «начало» взято в том смысле, в котором оно применено в «Книге Перемен», – как творческое начало, это именно начало созидания. Если же только, как Чжу Си, объяснять его словом «великий», то с таким объяснением некуда деваться. Конфуций говорит: «Начало творчества – это начало, за которым следует развитие». Вот это объясняет дело. В комментарии Чэн-цзы (Чэн И-чуаня) сказано: «Начало – это зарождение всего существующего». Вот это объяснение «Книги Перемен» в стиле Конфуция. Дальше у Конфуция сказано: «Развитие – это рост всего существующего, а определение – это то, что неминуемо следует за ним. Стойкость же – это окончательное завершение всего существующего». В этих объяснениях не изменишь ни одного знака, настолько они основательны. Я бы от

Скачать:PDFTXT

уроки мудрости Конфуций читать, уроки мудрости Конфуций читать бесплатно, уроки мудрости Конфуций читать онлайн