считают, что такое
может происхоАИТЬ, только когда обе сравниваемые друг с другом
ценноС1И — одного и того же основного рода. Если же это условие
не выполнено, тогда между ценностями не происходит ни одного из
упомянутых отношений. Сам вопрос о том, является ли одна из них
191
Чего мы не знаем о цен ностях
<<Выше» другой или обе они друг другу равны, лишен в этом случае
здравоrо смысла*. Поскольку понятие <<рода» ценности может по
ниматься по-разному, возникает опасноcrь, что за ценности разноro
рода будуг приниматься те ценности, материя которых разная, -тorдa
невозможно будет сравнивать друг с другом с точки зрения <<ВысоТЫ»
ни одну из двух ценностей разной материи (разноro качества). Но даже
в том случае, если мы будем осторожными и оrpаничимся лишь раз
личением нескольких основных родов ценностей, как это мы сделали
в данном докладе в самом начале, то и TorAa можно утверждать, что
существует живая тенденция сравнивать друг с другом с точки зрения
<<ВысоТЫ» даже ценности принциnиально разных родов. Вот почему
мы стараемся как на практике, так и в теории устанавливать в пределах
oAнoro рода целую серию ценностей, упорядоченных соrласно их
<<Высоте». Но и TorAa, KorAa мы, например, имеем дело с моральной
ценноcrью и с какой-то ценноcrью эстетической, мы не раз задаемся
вопросом: которая из них <<Высшая»? Ибо иноrда возникает ситуация,
при которой реализация одной из них затрудняет или делает невоз
можной реализацию дрyroй, и нам следует выбирать, которую из
них реализовать. В то же время мы также хотим знать, которая из
них <<Высшая», чтобы при реализации отдать преимущество ей. Это
связано с не раз отмечаемым постулатом, что если нельзя одновре
менно реализовать две какие-либо ценности, то следует тorAa низшую
ценность посвятить реализации высшей ценности, если вообще есть
возможность выбора, которую из них реализовать. Существует также
довольно распространенное мнение, что моральные ценности generaliter**
выше ценностей эстетических и т.д. Вознесение какой-либо
эстетической ценности над ценно стыо моральной и реализация
первой из них ценой снижения или нереализации второй будет, по
мысли подобноrо представления, отяroщена отрицательной ценно
crью и в каком-то смысле станет <<Злом».
* Эroro мнения, например, npи,держивается Обри Бердслей в своей книге '?esthetics".
См.: Моиrое С. Beardsley Aesthetics. Problems in the Philosophy of Criticism. New York,
Harcourt, Всасе,1958.
** В общем, вообще (лат.). - Примечание переводчиха.
1 92
Чего мы не знаем о ценностях
Неизвестно, однако, следует ли понимать тезис о принципиаль
ной <<Высоте» ценности типа А по сравнению с ценностью типа В
таким образом, что даже относительно невысокая ценность типа А
всегда выше любой, даже относительно высокой ценности типа В,
или же она касается только ценностей, место которых в обеих сери
ях ценностей, упорядоченных по своей <<Высоте» (по крайней мере
приблизительно), точно такое же. И потому неизвестно, должен
ли упоминаемый постулат относиться к любой произвольной паре
ценностей, взятых из двух разных серий, или же он распространя
ется только на соответствующим образом подобранные ценности.
В первом случае постулат этого рода представляется, по крайней
мере, довольно сомнительным, тогда как во втором возможность
его применения предполагает существование resp. знания строгой
упорядоченности ценностей отдельных основных родов по их <<ВЫ
соте». Но и тогда трудно было бы найти соответствующее им место,
к примеру, равное близким <<Наивысшим» ценностям. Между тем
нелегко, пожалуй, указать на хотя бы одну такую упорядоченную
серию ценностей, хотя в разных кодексах наказаний установлены
размеры кары за каждое отдельное <<Преступление». Не представ
ляется, однако, чтобы на это измерение влияла исключительно
<<Высота» про ступка resp. совершенное зло. Во многих случаях при
предложении двух ценностей одного и того же основного рода
(например, моральных ценностей), а тем более ценностей, принад
лежащих к двум разным основным родам, мы не сумеем дать ответ,
какая из них высшая, а какая низшая, хотя мы обладаем с этой точки
зрения определенными чувствами. Эти недостатки порождены тем,
что мы не знаем достаточно ясно и точно, что, собственно, такое
та <<Высота» ценности, столь неизбежно связанная с ценностностью
ценности. мы также не знаем, что означает эта <<Высота» -это мате
рия ценности или же ее способ существования, или ее «сила», либо,
. наконец, <<НеобхоАИМОСТНОСТЬ ее существования». Может быть, эта
необхоАИМОСТНОСТЬ функционально зависима от <<Высоты» ценно
сти, а <<Высота» функционально зависима от материи ценности. Но
что свидетельствует о том, ЧТО это действительно так? Ведь весьма
1 93
Чего мы не знаем о ценностях
распространено мнение, что <<Высота» ценности вовсе не зависит
от ее материи, как не зависит ни от чего, что в ней самой можно
выделить и что ее имманентно характеризует, но она зависит от
посторонних обстоятельств, между прочим, как это не раз провоз
глашалось, от признания человеком, которому хочется принадле
жать к данным ценностным предметам, или же от общественного
мнения, господствующего в определенный период времени и в
определенном круге культуры. Точно так же и количество предметов,
которое может иметь подобную ценность (например, количество
так называемого товара на рынке), и вместе с тем большое число
потребления в определенный момент влияет на <<ВЫСОТУ» ценности.
В этих разнообразных воззрениях на то, что определяет <<высоту»
ценности, обнаруживает себя противопоставление абсолютистских
теорий ценностей релятивистским, а точнее -лишь один из видов
этого противопоставления.
По мнению <<абсолютистов», следует прежде всего отличать <<Высо
ту» ценности и саму ценность от <щены», какая дается определенному
ценностному предмету в определенных обстоятельствах. Собственно,
эта цена, а не <<Высота» ценности определенного предмета является
зависимой от упоминаемых выше обстоятельств и изменяется при их
изменении. Тогда как <<ВЫСОТа» ценности однозначно и неизменно
обозначена материей и только ею и остается той же самой при изме
нении цен. Цена -говорим мы во многих случаях -«соответствует»
ценности; если в отношении к ней она непропорционалъно высока,
мы говорим, что данный предмет «переоценили»*, если же слишком
низкая - его <<Недооценили».
Во-вторых, следует отличать безотносительную <<ВЫСОТУ» цен
ности, определенную посредством ее материи, от <<Высоты» отно
сительной, вытекающей из проведенноro определенным образом
сопоставления ценностных предметов. Особенно это касается цен
ностей полезности разного рода технических произведений, когда
вследствие появления товара высшего качества предыдущий товар,
* в точном, подлинно польском понимании, а не в значении, которое этому слову
навязали «ведомственные» бюрократы.
1 94
Чего мы не знаем о ценностях
этого качества не имеющий, сгановится «хуже» HOBOro продукта. Ero
оmосительная цена падает по оmошению к его цене безусловной.
Он и в дальнейшем с точки зрения полезности по-прежнему остается
таким же цeннoc11lым' ибо удовлетворяет те же потребности, что и до
этоro, но он хуже, ибо не соответствует потребностям, предъявляемым
к новым требованиям. Оmосительная «высота» ценности определен
HOro предмета изменяется в зависимости от ТОГО, какие другие цен
ностные предметы определенноro типа оказались реализованы, но эта
изменяемая оmосительноCIЪ <<ВысоТЫ» входит в расчет прежде Bcero
АЛЯ ценностей полезности, и по крайней мере сомнительно, чтобы
она появилась среди ценностей другого OCHOBHOro рода, в чаcmости
среди моральных ценностей. Наконец, скажут абсолютисты, точно
так же оmосительно сравнительная <<Высота» ценности, как и цена
«щенноCIЪ») ценноcmоro предмета предполагает существование без
оmосительной <<ВысоТЫ» ценности, вытекающей исключительно из
ее материи. Она независима от признания, от моды, от потребности
и ее оmошения к количеству предметов, обладающих ценноClЪЮ
TOro же рода и Т.П.
НО релятивисты данного вида скажут, что нет ничеro подобного
безоmосительной <<Высоте» ценности, что различия между ценностя
ми по <<Высоте» касаются исключительно оmосительной, сравнитель
ной <<высоты» или же сводимой к разнице <щен», которую определяют
исключительно упоминаемые уже обстоятельства.
Нелегко разрешить этот спор именно потому, что недостаточно
выяснено, что такое эта <<Высота» ценности, которая таким очевидным,
на первый взгляд, образом является как бы только ближайшей и при
этом необходимым определением ценноcmости ценности. Необхо
димым в том значении, что без него не была бы возможна эта, если
можно так выразиться, «общая» ценноcmоCIЪ, общая, ибо она должна
выступать в каждой ценности KaKoro бы то ни было рода, но одно
временно требует в отдельных видах ценности дополнения <<Высотой»,
и при этом иной - в отдельных видах, и даже иной - в отдельных
ценностях. «Общая» ценносmоCIЪ является тут как бы моментом
родовым, тогда как <<Высота» является моментом, различающим в
1 95
Чего мы не знаем о ценностях
определенных rpаницах виды ценноcrи, а в итоге - и отдельныe
ценноcrи этого же самого вида.
Некоторые пытаются эту проблему прояснить посредством того,
чтобы установиrь критерий <<ВЫCoТЪD) ценностеЙ*. Но сам поиск таких
критериев свидетельствует о том, что проблема, чем является <<Высота»
ценностей, не представляется нам ингуитивно resp. в каком-то виде
onьrra достаточно проясненноЙ. для этого следует искать указателеЙ,
отличных от самой «BЫCOТЪD) ценностей, которые позволили бы нам
ее распознать. ХарактерныМ является также то, что Шелер в выра
ботанных им критериях вовсе не обращается к материи ценностей,
<<высоту» KoTopых хочет установиrь с помощью критериев, а совер
шенно к другим проблемам, таким, как отношение к обоснованию
ОДНИХ ценностей в других '- при этом низшие ценноcrи должны
быть обосновaны в высших - и даже к чему-то вроде глубокого
удовлетворения, которое сопровождает реализацию определенной
ценноcrи (!). Неизвестно также, должны ли эти критерии быть только
средством АЛЯ распознавания «высоты» ценноcrи или же фактором,
от которого <<Высота» ценноcrи функционально зависит. Это по
следнее, пожалуй, открывает путь к релятивистскому разрешению
проблематики «BЫCOТЪD) ценноcrи. Независимо от того, как понимать
«критерии», предложенные Шелером, они в любом случае будут не
то, что сама <<Высота» ценноcrи, о выяснении которой тут АЛЯ меня
идет речь. Ссылка на них не поможет в разрешении рассма1риваемой
в настоящее время проблематики.
ad 5. Следующая npoблема, которую хотелось бы еще за1рОНУТЬ,
так называемая <<автономность» ценностей. В разного рода ценностях
она выглядит по-разному.
Все ценноcrи, как я уже говорил, Бытийоo несамостоятельны в от
ношении к предмету, которому присущи. В дaнный момент речь идет,
однако, о другого рода самостоятельноcrи или несамостоятельности
определенных ценностей, а именно одной ценноcrи по оrnошению
* Так. в чаcrноcrн, делает Макс Шелер в своей книre "Formalismus . . . ". При этом
нельзя забывать, что Шелер, по кРайней мере в 011юшении к моральным цeНнOCТJlЫ,
принадлежит к <<абсолютистам». См. 1 ч., с. 488 и др.
1 96
Чего мы не знаем о ценностях
к другой или ценности одного рода по оmошению к ценности дру
гого рода. Возникает вопрос: существуют ли такие ценности, кото
рые могут выcryпать в предмете, ценность которого составляют, без
одновременного и непременного соучастия в том же предмете каких
либо других ценностей этого же самого или другого основного рода?
Ценность (если таковая существует), которая этим характеризуется, я
назывю «автономной» ценностью, тогда как ценность, которая тог
да и только тогда появляется в предмете, когда в нем одновременно
выcryпает какая-либо иная ценность этого же самого или другого
основного рода, мне хочется назвать ценностью «неавтономноЙ»*.
Следует подчеркнуть, что об автономности или неавтономности
определенной ценности решает в данном понимании исключительно
качество (материя) ценности. Это оно нуждается в со-принадлежности
либо к одному и тому же предмету какой-либо иной в своей материи
строго определенной ценности, либо, по крайней мере, в типе такой
материи. Однако могут Быть и какие-то другие основания АЛЯ того,
чтобы какие-либо две ценности со-принадлежали друг другу в одном
предмете, хотя такое не Bыткает из материи этих ценностей. Может
случиться и так, что условия реализации определенной ценности ЦI
в предмете П -одного и то же рода и могут происхоАИТЬ в нем тогда
и только тогда, если возникнут еще и другие условия, следствием чего
станет появление в П ценности Ц2. Я бы даже тогда сказал, что ЦI и
Ц2 - производно неавтономны:е ценности.
'
,At..я чего, однако, нужны такого рода различения? Уже неоднократ
но