Скачать:PDFTXT
Книжечка о человеке

свойства, каких было бы досгаточно для конкрemзации

определенного качества ценносш. Как фактор, дополняющий и

устраняющий ее быmйную несамосгоятельность, он является одно­

временно тем, что создает необходимые условия для конкретного

возникновения ценносш из данной материи (качества).

Чтобы теперь убедиться в том, что ценность определенного рода

(например, некая Прелесть) имеет достаточное и одновременно не-

* Основания В вещах (.лат.). -Примечание переводЧИIЧего мы не знаем о ценностях обходимое обоснование в определенном предмете, надо oТhlcKaть в нем те свойства, которые, выcryпая в этом предмете, влекуг за собой появление in concreto данного качества в данном предмете. У этой проблемы, если можно так выразиться, два аспекта или, если хотите, две фазы рассмотрения. В первой, основной и общей, речь идет о вопросе, какие качества предмета (который вообще Был бы приroден как носитель ценности конкретного основного рода) должны в нем Быть реализованы, чтобы могли служить достаточным фундамен­ том для появления (выcryпления) ценности определенной материи (качества), а значит, например, из области эстетических ценностей, ценности <<Прелести» (la grace) или «красоты», либо определенной разновидности <<Прекрасного». Надо, иными словами, находить не­ обходимое, а вместе с тем и достаточное соотношение некоего на­ бора свойств возможного носителя и ценностей данного качества. Кто не верит, что такого рода упорядоченность сущности Ustnosc] между качествами (resp. их набора) существует и позволяет достаточно определенным образом себя pacкpыть' тот изначалъно преувели­ чивает, что качества ценностей появляются в предметах, если так можно выразиться, случайно, и значит, нет и не может Быть нИкакого действенного «обоснования» ценности (какой-то определенной или общей) в предмете, на базе чего эта ценность появляется. Согласить­ таким ся с такого рода изначалъно прИНЯТhIМ убеждением Былo бы точно же безосновательным догматическим разрешением проблемы, как и занять прямо противоположную позицию, что в каждом случае возникают какие-то необходимые связи между материей ценности и возможным составом качества определенных предметов. Только подробно проанализировав случаи, в которых появляется ценность с определенной материей, - с точки зрения того, «влечет» ли она за собой и какие свойства предмета, в котором она выcryпает, и в каких необходимых Существенных связях с ними находится, - и путем исследования проблемы, есть ли и в какой мере возможные изменения этого состава свойств в последующем изменяют материю ценности или вообще уничтожают данную ценность, ? можно найти ответ, есть ли и какому содержанию предмета данная ценность от- 204 Чего мы не знаем о ценностях вечает, какие в этих свойствах требуются обстоятельства, ей необхо­ димые, а какие достаточны,, и когда они могуг бьrrь использованы. эти исследования, безусловно, кропотливые и должны провоАиться на множестве разнородных примеров, и только со временем они могуг привести к определенным положительным результатам. Без них вся­ кие положительные или ОТРlЩательные решения о возможности или невозможности обоснования ценности в предметах ЛШIIены научной значимости. Они являются догматами скептиков или ОIПИМИстов. Но есЛи кто спросит меня: как эта проблема представлена в сеroдняш­ ? исследованиц и может ли тут кто-то бьrrь прав? - отвечу: это Именно одна из тех проблем, о которых мы сеroдня еще ничеro не знаем. В отдельных областях (этике, эстетике, теории экономических ценностей и т.д.) можно выделпrь только ЛИIIIЬ зачатки тaKOro рода исследований. Конечно, эта общая проблема -основная и самая важная, но она не решает Bcero. Если же нас кто-нибудь спросит, какая ценность или эстетические ценности проявляются при эстетическом восприятии определенноro конкретного автопортрета Рембранда (например, TOro, что висит в Нью-Йорке во Фрик-Галери) ИЛИ, например, сонаты h-moll Шопена, и обнаружены ли нами, к примеру, в этих произве­ дениях эстетические ценности, действительно содеРжaIЦИеся в НИХ, в этом случае данные общие рассуждения могуг нам заметно помочь, но это не освободит нас от специального исследования TOro, какие именно ценности имеются в данном произведении и в эстетических предметах, которые конституируются на его основе или могуг бьrrь конституированы. Это как раз проблема, которая интересует так на­ зываемых <<КрИТИКОВ» искусства, но которую те в целом разрешить не могуг, кроме TOro, будучи, BepOJrrno, особо восприимчивыми к появлению ценностей, они способны более зрело и точно указать на качества ценности, какие АЛЯ них щюявляются в их общении с дaнным Произведением, но обычно они не в состоянии исследовать, являются ли эти качесТва cum fundamento in [е* или же в своем проявлении они * СовмеCПIО с основанием в вещах (лат.). -Примечание переВОАЧИка. 205 Чего мы не знаем о ценностях лишь обусловлены субьекrnвным способом поведения наблюдателей, хотя, без сомнеlШЯ, они проявляют и «облию> данного произведеlШЯ.

Здесь заключена облаcrь возможносги обосновaIШЯ оценки ценнocrи

отдельного произведения. Но тут мы покидаем облаcrь общих рас­

суждений, относящихся к теории ценносгей вообще или ценносгей

конкретного специального рода, и переходим к специальному знаншо

об искусстве либо о морали и Т.п. Я не собираюсь рассматривать здесь

эти проблемы. Моим намерением было лишь указать на теоретические

основы этого рода позитивного знaIШЯ об искусстве и морали и на ту

роль, какую может сыграть теория ценносгей вообще или ценносги

определенного рода для этого позитивного знaIШЯ об искусстве и

морали. И мне хотелось хотя бы приблизительно уяснить для себя,

какие же еще сегодня таятся подлинные недосгатки и незнания этой

общей теории ценносгеЙ.

Скачать:PDFTXT

Книжечка о человеке Ингарден читать, Книжечка о человеке Ингарден читать бесплатно, Книжечка о человеке Ингарден читать онлайн