Книжечка о человеке
свойства, каких было бы досгаточно для конкрemзации
определенного качества ценносш. Как фактор, дополняющий и
устраняющий ее быmйную несамосгоятельность, он является одно
временно тем, что создает необходимые условия для конкретного
возникновения ценносш из данной материи (качества).
Чтобы теперь убедиться в том, что ценность определенного рода
(например, некая Прелесть) имеет достаточное и одновременно не-
* Основания В вещах (.лат.). -Примечание переводЧИIЧего мы не знаем о ценностях
обходимое обоснование в определенном предмете, надо oТhlcKaть в
нем те свойства, которые, выcryпая в этом предмете, влекуг за собой
появление in concreto данного качества в данном предмете. У этой
проблемы, если можно так выразиться, два аспекта или, если хотите,
две фазы рассмотрения. В первой, основной и общей, речь идет о
вопросе, какие качества предмета (который вообще Был бы приroден
как носитель ценности конкретного основного рода) должны в нем
Быть реализованы, чтобы могли служить достаточным фундамен
том для появления (выcryпления) ценности определенной материи
(качества), а значит, например, из области эстетических ценностей,
ценности <<Прелести» (la grace) или «красоты», либо определенной
разновидности <<Прекрасного». Надо, иными словами, находить не
обходимое, а вместе с тем и достаточное соотношение некоего на
бора свойств возможного носителя и ценностей данного качества.
Кто не верит, что такого рода упорядоченность сущности Ustnosc]
между качествами (resp. их набора) существует и позволяет достаточно
определенным образом себя pacкpыть' тот изначалъно преувели
чивает, что качества ценностей появляются в предметах, если так
можно выразиться, случайно, и значит, нет и не может Быть нИкакого
действенного «обоснования» ценности (какой-то определенной или
общей) в предмете, на базе чего эта ценность появляется. Согласить
таким
ся с такого рода изначалъно прИНЯТhIМ убеждением Былo бы точно
же безосновательным догматическим разрешением проблемы,
как и занять прямо противоположную позицию, что в каждом случае
возникают какие-то необходимые связи между материей ценности и
возможным составом качества определенных предметов.
Только подробно проанализировав случаи, в которых появляется
ценность с определенной материей, - с точки зрения того, «влечет»
ли она за собой и какие свойства предмета, в котором она выcryпает,
и в каких необходимых Существенных связях с ними находится, - и
путем исследования проблемы, есть ли и в какой мере возможные
изменения этого состава свойств в последующем изменяют материю
ценности или вообще уничтожают данную ценность, ? можно найти
ответ, есть ли и какому содержанию предмета данная ценность от-
204
Чего мы не знаем о ценностях
вечает, какие в этих свойствах требуются обстоятельства, ей необхо
димые, а какие достаточны,, и когда они могуг бьrrь использованы.
эти исследования, безусловно, кропотливые и должны провоАиться
на множестве разнородных примеров, и только со временем они могуг
привести к определенным положительным результатам. Без них вся
кие положительные или ОТРlЩательные решения о возможности или
невозможности обоснования ценности в предметах ЛШIIены научной
значимости. Они являются догматами скептиков или ОIПИМИстов. Но
есЛи кто спросит меня: как эта проблема представлена в сеroдняш
? исследованиц и может ли тут кто-то бьrrь прав? - отвечу: это
Именно одна из тех проблем, о которых мы сеroдня еще ничеro не
знаем. В отдельных областях (этике, эстетике, теории экономических
ценностей и т.д.) можно выделпrь только ЛИIIIЬ зачатки тaKOro рода
исследований.
Конечно, эта общая проблема -основная и самая важная, но она
не решает Bcero. Если же нас кто-нибудь спросит, какая ценность или
эстетические ценности проявляются при эстетическом восприятии
определенноro конкретного автопортрета Рембранда (например,
TOro, что висит в Нью-Йорке во Фрик-Галери) ИЛИ, например, сонаты
h-moll Шопена, и обнаружены ли нами, к примеру, в этих произве
дениях эстетические ценности, действительно содеРжaIЦИеся в НИХ,
в этом случае данные общие рассуждения могуг нам заметно помочь,
но это не освободит нас от специального исследования TOro, какие
именно ценности имеются в данном произведении и в эстетических
предметах, которые конституируются на его основе или могуг бьrrь
конституированы. Это как раз проблема, которая интересует так на
зываемых <<КрИТИКОВ» искусства, но которую те в целом разрешить
не могуг, кроме TOro, будучи, BepOJrrno, особо восприимчивыми к
появлению ценностей, они способны более зрело и точно указать на
качества ценности, какие АЛЯ них щюявляются в их общении с дaнным
Произведением, но обычно они не в состоянии исследовать, являются
ли эти качесТва cum fundamento in [е* или же в своем проявлении они
* СовмеCПIО с основанием в вещах (лат.). -Примечание переВОАЧИка.
205
Чего мы не знаем о ценностях
лишь обусловлены субьекrnвным способом поведения наблюдателей,
хотя, без сомнеlШЯ, они проявляют и «облию> данного произведеlШЯ.
Здесь заключена облаcrь возможносги обосновaIШЯ оценки ценнocrи
отдельного произведения. Но тут мы покидаем облаcrь общих рас
суждений, относящихся к теории ценносгей вообще или ценносгей
конкретного специального рода, и переходим к специальному знаншо
об искусстве либо о морали и Т.п. Я не собираюсь рассматривать здесь
эти проблемы. Моим намерением было лишь указать на теоретические
основы этого рода позитивного знaIШЯ об искусстве и морали и на ту
роль, какую может сыграть теория ценносгей вообще или ценносги
определенного рода для этого позитивного знaIШЯ об искусстве и
морали. И мне хотелось хотя бы приблизительно уяснить для себя,
какие же еще сегодня таятся подлинные недосгатки и незнания этой
общей теории ценносгеЙ.