но смертельная инъекция по просьбе обреченного больного, а также пассивная эвтаназия — то есть, попросту, бездействие врачей, их полный отказ от борьбы за жизнь пациента. Так вот, по моему глубокому убеждению, Ислам не может одобрять ни первого, ни второго вида эвтаназии, поскольку она представляет собой ни что иное, как сознательное убийство одного человека другим, тем более медиком. Ведь, с одной стороны, убийство, пусть даже безнадежно больного человека, пусть по его собственной просьбе, противоречит самой сущности медицины, поскольку врачи посвящают свою жизнь борьбе со смертью, а не помощи ей. И если врач способен по любым соображениям лишить жизни другого человека, то это уже не врач, а палач по совместительству, ибо он выродился в свою противоположность. Убийство не бывает гуманным, оно всегда остается убийством при любых обстоятельствах и это необходимо учитывать при всей кажущейся привлекательности права больного на эвтаназию. В случае, если больной безнадежно обречен, долг врача заключается в том, чтобы по мере возможности облегчить его страдания при помощи различных обезболивающих препаратов и морально поддержать перед лицом неминуемой смерти, чтобы он уходил как подобает разумному человеку, закончив земные дела, попрощавшись с родными и покаявшись перед Всевышним Аллахом (Хвала Ему и велик Он!), а не как смертельно больное животное, которое усыпляют или пристреливают, когда оно становится никому не нужным. Если же, несмотря ни на что, такой больной вдруг все-таки покончит жизнь самоубийством, то в этом случае он сам и будет отвечать перед Аллахом (Хвала Ему и велик Он!) за содеянное. Святой Пророк (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) перед смертью также испытывал жесточайшие головные боли, однако он хорошо понимал, что эта боль проистекает из его биологической природы, что всякий организм имеет свой предел, достигнув которого он прекращает развиваться и это в высшей степени разумно, поскольку в противном случае он никогда не достигал бы зрелого возраста и полного раскрытия заложенных в него способностей, а оставался бы существом, которое все время растет, но которому так никогда и не суждено вырасти. Он понимал, что организм устроен чрезвычайно сложно и именно в этой высокой организации заключается причина скорости его распада после прекращения функционирования. Несмотря на то, что в те далекие времена не существовало эффективных обезболивающих препаратов, Мухаммад (Да благословит его Всевышний Аллах и приветствует!) мужественно преодолел страдания, не позволив страху смерти овладеть собой. Напоследок он неоднократно, превозмогая боль, выступал перед верующими, вкратце напоминая им основы Исламского вероучения и вскоре скончался у себя дома в полном спокойствии, оставив нам прекрасный пример того, как должен вести себя истинный мусульманин перед лицом неминуемой смерти. Теперь от эвтаназии давайте перейдем к вопросу о трансплантации человеческих органов, то есть к пересадке тех или иных органов от одного человека к другому. Если при помощи такой трансплантации можно спасти порядочному человеку жизнь, то это предпочтительней, чем предоставить ему умирать преждевременной смертью. Однако сразу же встает другой вопрос, — а где брать эти донорские органы в достаточном количестве, ведь они не растут на деревьях. Я однозначно осуждаю тайное изъятие различных органов из тел людей, погибших в автокатастрофах или каким то иным преждевременным образом, которое сегодня практикуется во многих странах мира и считаю более этичным использование для трансплантации органов, выращенных искусственным путем с применением самых современных методов генной инженерии. Как известно, наследственная информация у человека и у многих других существ заключена в ДНК — одном из компонентов клеточного ядра, в виде химических символов. Известно, что молекула ДНК образована двумя нитями, скрученными в двойную спираль, каждая из которых представляет собой полимерную цепь, образованную четырьмя так называемыми нуклеотидами — родственными, но отличающимися друг от друга низкомолекулярными соединениями. Комбинацией из этих четырех символов составляются тексты генетической информации, смысл которой напрямую зависит от рода и числа нуклеотидов, а также порядка их чередования. Молекулы ДНК огромны, число составляющих их нуклеотидов исчисляется миллионами и сотнями миллионов, в целом же геном человека состоит приблизительно из трех миллиардов нуклеотидов. Обычно их считают парами, имея в виду двойную спираль и все невообразимое множество клеток, составляющих организм человека, имеет в своем составе это громадное количество нуклеотидов. Именно наличие единой генетической программы объясняет тот факт, что в процессе эмбрионального формообразования деление клеток приводит к возникновению не просто однородной биомассы, наподобие культуры дрожжей, а столь сложной системы как человеческий организм и зная об этом, можно наладить в лабораторных условиях выращивание отдельных человеческих органов на любой подходящей биологической основе. Теперь давайте рассмотрим такой непростой вопрос как искусственное оплодотворение, тем более, что счет малышей, появившихся на свет из пробирки, пошел уже на десятки тысяч. Здесь очень важно понимать когда процесс формирования эмбриона переступает ту грань, за которой эмбрион является уже не просто живой тканью, а своего рода личностью, существом одухотворенным и очеловеченным. По нашим, мусульманским, представлениям, до 4-х месячного срока, то есть до того момента, когда ангел в момент оформления плода вдувает в него бессмертную душу, зародыш еще не является человеческим существом в полном смысле слова, в то же время практика искусственного оплодотворения требует определенного запаса эмбрионов, большая часть из которых, как правило, погибает. С одной стороны, зная о том, что приблизительно 15 % современных семей страдают бесплодием и мечтают иметь детей, я не могу осуждать практику искусственного оплодотворения и считать аморальной создание новой человеческой жизни в лабораторных условиях. С другой стороны, это допустимо только при строгом соблюдении всех соответствующих морально-этических норм и чтобы исключить злоупотребления в этой деликатной области давно пора разработать правовой и моральный статус зародыша человека. Ответственность исследователей, вторгающихся в сокровенную тайну создания человека огромна и помимо положительных аспектов, которые несет в себе возможность искусственного оплодотворения, мне доподлинно известно, что в этой сфере происходят процессы, крайне опасные для будущего человечества. Духовные авторитеты не должны допускать того, чтобы ученые-исследователи слишком много манипулировали с человеческими генами и изменили их настолько, что все мы утратили бы право называться людьми. Я глубоко убежден, что наука должна развиваться под этическим контролем духовенства ведущих конфессий планеты. Как известно, гены кодируют подавляющее большинство признаков человека, — физических, физиологических, психических и т. д., то есть органические вещества не более чем строительный материал, а непосредственный план строения определяется генетической программой, записанной на молекулярном уровне. Эта информация остается в пассивном состоянии до тех пор, пока не бывает востребованной и живые организмы Земли хранили и хранят эту информацию как величайшую ценность. Любой организм умирает, однако генетическую информацию он передает своим потомкам и, таким образом, план каждого конкретного организма складывается из двух источников — его родителей, у каждого из которых, в свою очередь, также имеется пара родителей и таким образом генетические истоки каждого из нас уходят в далекое прошлое. От Адама (Мир ему!) и Хаввы из поколения в поколение непрерывно передается как сама жизнь, так и генетическая формула жизни, а рождение организма и есть момент материализации, воплощения такого плана, в то же самое время генетический код каждого человека поистине уникален, поскольку у каждого из нас, помимо общечеловеческого, существует еще и индивидуальный набор генов. Попытки же некоторых современных ученых радикально усовершенствовать, как они выражаются, природу человека совершенно безнравственны и недопустимы, а ведь они уже сегодня в состоянии копировать одинаковых с виду людей десятками и даже сотнями, не заботясь о последствиях проводимых опытов и уж тем более об их непосредственных жертвах. Пользуясь случаем, хотел бы напомнить всем нашим научным светилам, что с точки зрения религии сознательное разрушение человеческой индивидуальности есть ни что иное, как тягчайшее преступление. В целом, противоположные подходы к пониманию сущности человека сталкиваются в современном мире буквально на каждом шагу. Зная, что уже много лет ученые всего мира занимаются исследованиями в области генома человека, духовенство ведущих конфессий планеты ломает головы над тем, чтобы определить свое отношение к этической стороне этих экспериментов. И действительно, можно ли без опасности для человечества, вмешиваться в тончайшую структуру жизни? Противники генной инженерии утверждают что нельзя, поскольку последствия такого вмешательства могут быть непредсказуемы: это и монстры, возникающие в результате преступных экспериментов, и опасность массовой гибели людей от новых вирусов, полученных в секретных лабораториях, и создание разновидностей человекоподобных существ для использования их в злодейских целях. Сторонники дальнейшего развития генной инженерии утверждают, что без нее не удастся совладать с новыми и старыми болезнями, обеспечить продовольствием растущее население планеты, вывести новые сорта растений и продуктивные породы скота. У духовенства остается все меньше времени, чтобы определиться в своем отношении к этому вопросу. С одной стороны, открытия в этой области, вне всякого сомнения, способны принести большую пользу человечеству, если скажем, речь идет о раскрытии природы генетических болезней на молекулярном уровне. Сейчас, к примеру, стало совершенно ясно, что рак это болезнь генетическая, то есть он не развивается, пока не происходят какие-то изменения в ДНК человека, несущей в себе всю наследственную информацию. И если учесть, что почти четверть всей патологии взрослого населения планеты составляют болезни, определяемые причинно-следственными факторами, распространяющиеся в геометрической прогрессии, учесть, что в настоящее время уже известно около 3000 наследственных заболеваний и число их продолжает расти, то становится совершенно ясно, что без генотерапии человечеству в будущем не обойтись. Не менее важен и экологический аспект этой программы, поскольку планета становится для людей все более опасным местом пребывания и с каждым годом человек все больше нуждается в защите от зловещих сил, порождаемых им самим. С другой стороны, зная о том, что злая изобретательность людей безгранична, нельзя исключать возможность того, что запись генетической информации человека может быть использована кем-нибудь для чудовищных целей. Наверно, никому не надо объяснять, почему разрушение человеческой индивидуальности не представляет собой для подобных людей ничего аморального, а потому духовенство должно проявлять осторожность, сталкиваясь с фактами применения генной инженерии в практической жизни. Необходимо, чтобы духовные авторитеты ведущих конфессий бдительно наблюдали за ходом экспериментов в этой области и своевременно предупредили человечество в случае появления грозящей ему опасности. Нужно хорошо понимать, что генетический код является не только поистине бесценным достоянием человечества, но и убедительным доказательством абсолютной уникальности человека, как особого биологического вида, сотворенного Всевышним Аллахом (Хвала Ему и велик Он!), ясно свидетельствующим о неверности теории Ч. Дарвина, убежденного в происхождении людей от неких обезьян. Ведь это именно он определяет способность мужчин и женщин различных рас через брак производить потомство, в свою очередь