возможности. Ты пойдешь к воротам города и
пробудешь там до вечера, а затем вернешься и опишешь то, что увидишь.»
Факир с воодушевлением сделал так, как было сказано. Когда наступил
вечер, он вернулся и сообщил мудрецу следующее:
«Как мне было сказано, я занял место у городских ворот в состоянии
бдительности. Случай, который произвел на меня самое сильное впечатление в
течении дня, связан с одним стариком. Он хотел войти в наш город с огромной
вязанкой дров на спине.
Стражник настаивал на том, чтобы он заплатил налог на свой товар.
Старик, не имея денег, просил разрешения сначала продать дрова. Увидев, что
старик одинок и беззащитен, стражник заставил его бросить дрова, которые
забрал себе, а старика прогнал жестокими ударами.»
Суфий спросил:
«Что ты чувствовал, когда наблюдал это?»
Факир ответил:
«Я еще сильнее желал узнать Величайшее Имя. Если бы я знал его,
обстоятельства для этого несчастного и невинного дровосека сложились бы
иначе.»
Суфий сказал:
«О, человек, рожденный достичь блаженства! Я сам узнал Сотое Имя от
моего Мастера, после того, как он проверил мою решимость и выяснил, кто я:
импульсивная, эмоциональная натура или слуга человека; а затем он провел
меня через ситуации, которые позволили мне увидеть мои собственные мысли и
Сотое Имя предназначено для служения всему человечеству, во все
времена. Мой Мастер — ни кто иной, как тот дровосек, которого ты видел
Книга Мудрости
СИМАБ сказал:
«Я буду продавать Книгу Мудрости за сто золотых монет, и некоторые
скажут, что это дешево.»
Юнус Мармар сказал ему:
«А я предложу ключ к ее пониманию, и почти никто не возьмет его, даже
даром.»
Кадудар и паломничество
НЕКИЙ Каландар в своих странствиях столкнулся с мудрецом Кадударом и
задал ему вопрос, который беспокоил его много лет:
«Почему вы запрещаете своим последователям совершать паломничество?
Как может человек запрещать то, что было указано Свыше?»
Кадудар, чье имя означает «обладатель тыквы», поднял высушенную
тыкву-горлянку и сказал:
«Можете ли вы запретить этой тыкве быть тыквой? Никто не может
препятствовать выполнению божественного указания; так что, даже, если
кажется, что кто-то делает так, в действительности это невозможно.
«Тем не менее, обязанность Руководителя заключается в том, чтобы
паломничество не совершалось людьми с несоответствующим внутренним
состоянием, так же как служители святыни воспрепятствуют человеку
неподобающего внешнего вида выполнить ритуал поклонения.
Любое паломничество имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Обычный
человек поможет паломнику, когда тому нужны деньги или пища, и поднимет
его. если он свалится от слабости на дороге. Человек Пути, мгновенно
определяя аналогичные потребности в сфере внутренней жизни, вынужден
оказывать помощь своим собственным способом.»
Кто-то сказал Бахауддину Накшбанди:
«Изгнание ученика, должно быть, причиняет вам страдание.»
Тот ответил:
«Наилучшим способом проверки и помощи ученику, если это возможно,
может быть его изгнание. Если тогда он обращается против вас, у него есть
шанс обнаружить собственную поверхностность и недостатки, которые привели к
изгнанию. Если он прощает вас, он имеет возможность заметить, нет ли в этом
чего-то от святошества. Если он восстанавливает внутреннее равновесие, он
будет в состоянии принести пользу нашему делу (Учению) и, в особенности,
извлечь пользу для себя самого.»
Слова Израэля из Бухары
УЧЕНИЕ подобно воздуху.
Человек обитает в нем, но не может осознать через реальное ощущение,
что без него он умер бы.
Он может видеть воздух, лишь когда тот загрязнен, например,
поднимающимся дымом, и по его действию.
Он видит загрязненный воздух, дышит им и воображает, что это чистая
Лишенный его, человек умирает. Однако, когда он задыхается, у него
возникают галлюцинации, он надеется на лекарства, тогда как все, что ему
нужно — воздух.
Он может стать осведомленным о нем, и извлекать больше пользы из него,
осознав, что это — всеобщая субстанция, к которой относятся с таким
невниманием, что никто не замечает ее присутствия.
Страны гуру
Один купец, посетив суфия, сказал ему:
«Некоторые страны прямо-таки полны гуру, духовными учителями с
догматами и теориями определенного рода. Почему же там, в местных кругах,
так мало суфийских наставников? Почему они, даже будучи широко известными,
оказываются не более чем имитаторами или повторяют упражнения, данные
кем-то еще?»
Суфий ответил:
«Индия, например, полна гуру и священнослужителями, а известные
истинные суфии более чем редки потому, что гуру и их последователи играют,
суфии — работают. Без работы суфиев человечество вымерло бы. Индия — страна
заклинателей змей, публичные гуру — заклинатели людей. Они развлекают
людей. Скрытые святые работают для людей. Поиск тайных учителей -занятие
для зрелых. Поиск развлечений — занятие для детей.
«Разве вы не наблюдали толпы бывших учеников гуру, ежедневно
обступающие нас, и того факта, что ни один из сотни не может быть принят,
ибо они обучены наслаждаться тем, чему должны были быть обучены учиться?»
Нили
Кто-то разузнал, что Нили не только дает своим ученикам упражнения, и
музыку, и зрелища, но и поощряет чтение книг и собрания в экзотических
местах.
«Я уж забыл, сколько лет вы боретесь против подобной поверхностности и
мишуры! Теперь же я нахожу, что вы сами используете это в своем так
называемом учении. Немедленно прекратите эту практику или объясните ее
мне.»
Нили ответил:
«Я не обязан ни отказываться от нее, ни объяснять ее, но я рад
рассказать вам о ней. Вот причина. Я даю упражнения людям, которые могут
понять, для чего они. Большинство людей этого не понимает, и они подобны
человеку, который пришел в харчевню и влюбился в кухарку вместо того, чтобы
есть суп. Люди неверно воспринимают музыку, поэтому я лишаю их музыки до
тех пор, пока они не смогут извлекать из нее пользу, а не забавляться ею.
Пока они не знают, для чего нужна музыка, они потребляют ее подобно людям,
согревающим свои руки у огня, на котором можно было бы приготовить
что-нибудь съестное. Что касается окружающей обстановки, то определенные ее
виды культивируются эстетами, которые, таким образом, лишают самих себя
дальнейшей ценности и учат других останавливаться прежде, чем те получат
что-нибудь действительно стоящее. Они подобны людям, которые, отправившись
в паломничество, только и могут думать о числе сделанных шагов.
Что касается упражнений, то давать их любому сколько-нибудь больше,
чем позволить читать книги, я не могу, пока он не усвоит, что есть нечто
более глубокое, чем поверхностность, когда вдыхают аромат плода и затем
забывают, что он здесь, чтобы быть съеденным. Никто не возражает против
вдыхания аромата, но все скоро умрут, если откажутся есть.»
Как поддерживается человечество
ИМАМ ПУТСИРР провозгласил:
«Люди посещают Учителя Века, чтобы получить то, что на самом деле
является небольшой выгодой.
Понимай они это, они основывались бы на тех огромных выгодах, которые
даются им Учителем Века всегда.
Величайшая из них — та, что все человеческое общество, а не только
толпа «верующих», продолжает существовать в физической форме только
благодаря работе и жизни Учителя Века.
Это настолько удивительный и невероятный факт, что он назван,
Избранными, «тайной, которая полностью скрыта своей собственной
неправдоподобностью».
Джан Фишан и искатель
ОДИН человек пришел к Джану Фишану и сказал:
«Я следовал многим мастерам и нахожусь в контакте с большим
числом мудрых людей. Пожалуйста, уделите мне ваше внимание и окажите
помощь.» Джан Фишан ответил:
«Я могу помочь вам наилучшим образом, указывая на то, что вы
обманываетесь даже относительно одного мастера, не говоря уж о «многих»,
если все еще скитаетесь и обращаетесь ко мне после того, как нашли их. Я
могу послужить вам наилучшим образом, умоляя вас вернуться к одному из них
и действительно учиться, если вы в самом деле знаете таких мастеров. Если
бы вы научились чему-нибудь, это подсказало бы вам не бегать между двумя
колодцами подобно испытывающему жажду жадному псу, который в конце концов
подыхает не от жажды, а от изнеможения.»
Затем Джан Фишан прочитал следующий отрывок из Мунакиб-эль-Арифин
Мауляна Шамсуддин Малти сообщает, что Руми однажды сказал в беседе,
что очень любит Малти, но у того есть один недостаток. Малти упросил, чтобы
ему поведали, что это. Руми сказал, что этот недостаток -воображать, что
все вещи и люди имеют духовные достоинства. Он продекламировал:
Коль сущность Сатаны
Столь многие имеют —
Должны ль мы как святого
Каждого приветить?
Когда открыто будет
Внутреннее Око —
Когда внутреннее око Малти открылось, Руми продекламировал
такие стихи и приказал всем своим ученикам выучить их
На этой площади базарной
Оккультных снадобьев торговцев:
От лавки к лавке
Не бросайся.
Но лучше у палатки сядь
Того, кто может средство истинное дать!
Возражающие
ЛЮДИ обычно обвиняли Руми в том, что он отклонялся от Правильного
Пути, допуская и поощряя игры, песни, музыку и другие необычные виды
деятельности.
Он, согласно Мунакиб-эль-Арифин, никогда не отвечал на эти
возражения.
Но другие источники передают его слова:
«Счета всегда подбиваются в конце дня. Давайте посмотрим, когда
пройдет достаточно много времени, что запомнится, наша работа или имена
наших критиков.
Всякий знает, что есть львы и есть шакалы. Хотя в нынешние времена
многие шакалы заставили людей поверить, что они львы, бег времени не
властен над древними законами.
Вы слышали много историй, начинающихся словами: «Жил-был один лев…»
Но многие ли истории начинаются так: «Жил-был один шакал…?»
Исключениие
РАИС Эль-АФЛАК, «Повелитель Небес», который внезапно появился в
Афганистане и затем исчез после того, как дал несколько загадочных
наставлений, сказал:
«Почти все люди, приходящие ко мне, имеют странные представления о
человеке. Самое странное — убеждение, что они могут развиваться только
посредством усовершенствования. Поймут меня те, кто осознает, что
потребность человека в сдирании жестких образований для проявления
познающей сущности столь же велика, как и его нужда в добавлении
Человек всегда мыслит с точки зрения включения в деятельность — людей,
доктрин и идей. Мудрые знают, что Учение может проводиться также путем
исключения тех вещей, которые делают человека слепым и глухим».
СООБЩАЮТ, что Руми в качестве демонстрации наделил обычный камень
такими свойствами, что люди, видевшие этот камень, принимали его за рубин.
Отданный ювелиру, он был продан более чем за сто тысяч дирхемов.
Однако, говоря о превращении, сам Руми сказал: «Превратить медь в
золото, используя философский камень, действительно, удивительно.
Еще более удивительным является тот факт, что мгновение за мгновением
философский камень (человек) превращается в медь — посредством своей
собственной невнимательности.»
Барбари и имитатор
ДЕРВИШ Барбари под видом ученика регулярно посещал еженедельные
собрания некоего лже-суфия, который воображал, что учит истинному Пути.
Каждый раз, когда дервиш появлялся в собрании, он задавал мнимому
После того, как дервиш поддел его несколько сот раз, лжеучитель
закричал на Барбари:
«Ты приходишь сюда в течение двенадцати лет и все твои абсурдные
вопросы — только варианты того, который ты только что задал!»
«Да, я знаю, — сказал Барбари, — но удовольствие, которое я получаю,
видя Вас столь раздраженным, — единственный мой недостаток.»
Искандер из Балха
Сын спросил Искандера из Балха, когда тот был на смертном одре:
«Каков источник вашей силы, вашего благосостояния и ваших чудес?»
Отец прошептал:
«Если бы я сказал тебе, это отрезало бы тебя от контакта с этим
источником, поэтому я не скажу где он, а только чем он является.»
Он продолжил:
«Наша жизненная линия — суфийский Путь, и мы на этой земле, так
сказать, чужеземцы среди дикарей, но теперь я возвращаюсь на нашу родину.»
Его сын сказал:
«Почему вы не говорили этого всем на протяжении вашей жизни? Ибо ваш
пример, который будет жить тысячу лет, заставил бы людей вступать на
суфийский Путь толпами, и дал бы им благословение Избранных.»
Искандер вздохнул и сказал:
«Жадность обладать тайной сделала бы большинство из них прельщенными,
и возникло бы желание иметь больше, чем другие. Сын мой, всю свою жизнь я
учил умеренности, в надежде, что она успокоит