Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

он не нарушит интересов фабриканта? Такого рабочего сочли бы, вероятно, за

сумасшедшего.

Это называется «равноправностью» рабочих и фабрикантов.

Что касается до распространения правил о штрафах на значительные ремесленные

заведения, то до сих пор, насколько известно, правила эти были распространены только

(в 1893 году) на раздаточные конторы, раздающие работающим на дому ткачам основу.

Министры не торопятся распространять правила о штрафах. Вся масса рабочих, рабо-

тающих на дому на хозяев, на большие магазины и т. п., остается до сих пор на старом

положении, в полном подчинении произволу хозяев. Рабочим этим труднее соединить-

ся вместе, столковаться о своих нуждах, предпринять общую борьбу с притеснениями

хозяев, — поэтому на них и не обращают внимания.

VIII

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы познакомились теперь с нашими законами и правилами о штрафах, со всей этой

чрезвычайно сложной системой, которая отпугивает рабочего своею сухостью и непри-

ветным канцелярским языком.

Мы можем теперь опять обратиться к вопросу, поставленному в начале — о том, что

штрафы порождены

58 В . И . ЛЕНИН

капитализмом, т. е. таким общественным устройством, когда народ разделяется на два

класса, на собственников земли, машин, фабрик и заводов, материалов и припасов — и

на людей, которые не имеют никакой собственности, которые должны поэтому прода-

ваться капиталистам и работать на них.

Всегда ли было так, что рабочие, работавшие на хозяина, должны были платить ему

штрафы за всякие неисправности?

В мелких заведениях, — напр., у городских ремесленников или у рабочих, — штра-

фов нет. Там нет полного отчуждения рабочего от хозяина, они вместе живут и работа-

ют. Хозяин и не думает вводить штрафы, потому что он сам смотрит за работой и все-

гда может наставить исправить, что ему не правится.

По такие мелкие заведения и производства постепенно исчезают. Кустарям и ремес-

ленникам, а также мелким крестьянам, невозможно выдержать конкуренции крупных

фабрик, заводов и крупных хозяев, употребляющих лучшие орудия, машины и соеди-

няющих вместе труд массы рабочих. Поэтому мы видим, что кустари, ремесленники и

крестьяне все больше и больше разоряются, идут в рабочие на фабрики и заводы, бро-

сают деревни и уходят в города.

На крупных фабриках и заводах отношения между хозяином и рабочими уже совсем

не такие, как в мелких мастерских. Хозяин стоит настолько выше рабочего по богатст-

ву, по своему общественному положению, что между ними находится целая пропасть,

они часто даже не знают друг друга и не имеют ничего общего. Рабочему нет никакой

возможности пробиться в хозяева: он осужден вечно оставаться неимущим, работаю-

щим на неизвестных ему богачей. На место двух-трех рабочих, которые были у мелкого

хозяина, является теперь масса рабочих, приходящих из разных местностей и постоян-

но сменяющихся. На место отдельных распоряжений хозяина являются общие правила,

которые делаются обязательными для всех рабочих. Прежнее постоянство отношений

между хозяином и рабочим исчезает: хозяин вовсе не дорожит рабочим, потому

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ 59

что ему легко найти всегда другого из толпы безработных, готовых наняться к кому

угодно. Таким образом, власть хозяина над рабочими усиливается, и хозяин пользуется

этой властью, загоняет рабочего в строгие рамки фабричной работы штрафами. Рабо-

чий должен был подчиниться этому новому ограничению своих прав и своих заработ-

ков, потому что он теперь бессилен перед хозяином.

Итак, штрафы явились на свет божий не очень давновместе с крупными фабри-

ками и заводами, вместе с крупным капитализмом, вместе с полным расколом между

богачами-хозяевами и босяками-рабочими. Штрафы явились результатом полного раз-

вития капитализма и полного порабощения рабочего.

Но это развитие крупных фабрик и усиление давления со стороны хозяев повело еще

к другим последствиям. Рабочие, оказавшиеся совершенно бессильными перед фабри-

кантами, стали понимать, что их ожидает полное падение и нищенство, если они будут

оставаться разъединенными. Рабочие начали понимать, что для спасения от голодной

смерти и вырождения, которым грозит им капитализм, у них есть одно только средство

соединиться вместе для борьбы с фабрикантами за заработную плату и лучшие ус-

ловия жизни.

Мы видели, до каких безобразных притеснений рабочих дошли наши фабриканты в

80-х годах, как они превратили штрафы в средство понижения заработной платы рабо-

чим, не ограничиваясь одним понижением расценки. Гнет капиталистов над рабочими

дошел до своего высшего развития.

Но этот гнет вызвал и сопротивление рабочих. Рабочие восстали против притесните-

лей и одержали победу. Напуганное правительство уступило их требованиям и поспе-

шило издать закон об уничтожении штрафов.

Это была уступка рабочим. Правительство думало, что, издавая законы и правила о

штрафах, вводя пособия из штрафных денег, оно сразу удовлетворит рабочих и заста-

вит их забыть о своем общем рабочем деле, о своей борьбе против фабрикантов.

60 В . И . ЛЕНИН

Но такие надежды правительства, выставляющего себя защитником рабочих, не оп-

равдаются. Мы видели, как несправедлив к рабочим новый закон, как малы уступки ра-

бочим сравнительно хотя бы с теми требованиями, которые были выставлены морозов-

скими стачечниками; мы видели, как оставлены были повсюду лазейки фабрикантам,

желающим нарушить закон, как в их интересах составлены правила о пособиях, при-

соединяющие к произволу хозяев произвол чиновников.

Когда такой закон, такие правила будут применяться, когда рабочие ознакомятся с

ними и начнут узнавать из своих столкновений с начальством о том, как притесняет их

закон, — тогда они начнут понемножку сознавать свое подневольное положение. Они

поймут, что только нищета заставила их работать на богатых и довольствоваться гро-

шами за свой тяжкий труд. Они поймут, что правительство и его чиновники держат

сторону фабрикантов, а законы составляются так, чтобы хозяину было легче прижи-

мать рабочего.

И рабочие узнают, наконец, что закон ничего не делает, чтобы улучшить их положе-

ние, покуда будет существовать зависимость рабочих от капиталистов, потому что за-

кон всегда будет пристрастен к капиталистам-фабрикантам, потому что фабриканты

всегда сумеют найти уловки для обхода закона.

Понявши это, рабочие увидят, что им остается только одно средство для своей защи-

ты — соединиться вместе для борьбы с фабрикантами и с теми несправедливыми по-

рядками, которые установлены законом.

Давно известно решение вопроса о капитализме в России, предлагаемое народника-

ми и представляемое в последнее время всего рельефнее «Русским Богатством». Не от-

рицая наличности капитализма, будучи вынуждены признать его развитие, народники

считают, однако, наш капитализм не естественным и необходимым процессом, завер-

шающим вековое развитие товарного хозяйства в России, а случайностью, не имеющей

прочных корней, означающей лишь уклонение с пути, предписываемого всей истори-

ческой жизнью нации. «Мы должны, — говорят народники, — выбрать иные пути для

отечества», сойти с пути капитализма и «обмирщить» производство, пользуясь налич-

ными силами «всего» «общества», которое-де начинает уже убеждаться в несостоя-

тельности капитализма.

Очевидно, что ежели возможно выбрать иной путь для отечества, ежели все общест-

во начинает понимать необходимость этого, тогда «обмирщение» производства не

представляет больших трудностей и не требует известного подготовительного истори-

ческого периода. Стоит только выработать план такого обмирщения и убедить кого

следует в его осуществимости, — и «отечество» свернет с ошибочного пути капита-

лизма на дорогу обобществления.

Всякий понимает, какой громадный интерес должен представлять подобный план,

обещающий столь

27

62 В . И . ЛЕНИН

радужные перспективы, а потому русская публика должна быть очень благодарна г-ну

Южакову, одному из постоянных сотрудников «Рус. Богатства», за то, что он взял на

себя труд разработать подобный план. В майской книге «Русского Богатства» находим

его статью: «Просветительная утопия» с подзаголовком: «План всенародного обяза-

тельного среднего образования».

Какое же отношение имеет это к «обмирщению» производства? — спросит читатель.

Самое непосредственное, так как план г-на Южакова очень широк. Автор проектирует

учреждение в каждой волости гимназии, включающей все население мужского и жен-

ского пола школьного возраста (8—20 лет, maximum и до 25 лет). Такие гимназии

должны представлять собой производительные ассоциации, ведущие земледельческое и

нравственное хозяйство, не только содержащие своим трудом население гимназий (со-

ставляющее, по г. Южакову, пятую часть всего населения), но дающие сверх того

средства для содержания всего детского населения. Подробный расчет, сделанный ав-

тором для одной типичной гимназии-волости (она же — «гимназия-ферма», «гимнази-

ческое хозяйство» или «земледельческая гимназия»), показывает, что всего-навсего

гимназия будет содержать свыше половины всего местного населения. Если мы примем

во внимание, что каждая такая гимназия (всего их проектируется на Россию 20 000

двойных гимназий, т. е. 20 000 мужских и 20 000 женских) снабжается землей и средст-

вами производства (имеется в виду выпустить земские с правительственной гарантией

облигации с 41

/2% платежа и

1

/2% погашения), — то мы поймем, насколько в самом де-

ле «план» г-на Южакова является «огромным». Производство обобществляется для це-

лой половины населения. Сразу, значит, выбирается иной путь для отечества! II это

достигается «без всяких затрат (sic!*

) со стороны правительства, земства и народа». Это

«кажется утопией только с первого взгляда», а на самом

*

— так! Ред.

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА 63

деле «гораздо осуществимее всенародного начального образования». Г-н Южаков сви-

детельствует, что необходимая для этого финансовая операция «не представляется хи-

мерой и утопией», и достигается не только, как мы видели, без затрат, без всяких за-

трат, но даже без изменения «установившихся учебных планов»!! Г-н Южаков совер-

шенно справедливо замечает, что «все это имеет немаловажное значение при желании

не ограничиться одним опытом, но достигнуть действительно всенародного образова-

ния». Он говорит, правда, что он «не задавался целью составить исполнительный про-

ект», но его изложение дает и предполагаемое число учеников и учениц на гимназию, и

расчет рабочих сил, потребных для содержания всего населения гимназий, и перечис-

ления педагогического и административного персонала, с указанием как довольствия

членов гимназии натурой, так и денежного жалованья педагогам, врачам, техникам и

мастерам. Автор подробно рассчитывает число рабочих дней, необходимых для земле-

дельческих работ, количество земли, необходимой для каждой гимназии, и денежных

средств, требующихся для первоначального обзаведения. Он предусматривает судьбу, с

одной стороны, инородцев и сектантов, которые не смогут воспользоваться благами

всенародного среднего образования, а с другой стороны, лиц, удаляемых из гимназий

за порочное поведение. Расчеты автора не ограничиваются одной типической гимнази-

ей. Ни в каком случае. Он ставит вопрос об осуществлении всех 20000 двойных гимна-

зий и дает указания на то, как добыть потребное для этого количество земли и как

обеспечить «удовлетворительный персонал учащих, администраторов и хозяев».

Понятно, какой захватывающий интерес представляет подобный план, — интерес не

только теоретический (очевидно, что столь конкретно разработанный план обмирщения

производства должен окончательно убедить всех скептиков и уничтожить всех отри-

цающих осуществимость подобных планов), но и живой практический интерес. Было

бы странно, если бы

64 В . И . ЛЕНИН

на проект организации всенародного обязательного среднего образования не обратило

внимание высшее правительство, особенно когда автор предложения решительно ут-

верждает, что дело обойдется «без всяких затрат» и «встретит препятствия не столько

со стороны финансовых и экономических условий задачи, сколько со стороны условий

культурных», которые, однако, «не непреоборимы». Такой проект непосредственно за-

трагивает не только министерство народного просвещения, но равным образом и мини-

стерство внутренних дел, министерство финансов, министерство земледелия и даже,

как мы увидим ниже, министерство военное. В министерство юстиции должны будут

отойти, по всей вероятности, проектируемые «исправительные гимназии». Нельзя со-

мневаться, что и остальные министерства будут заинтересованы этим проектом, кото-

рый, по словам г. Южакова, «ответит всем вышеперечисленным потребностям (т. е. об-

разования и содержания), а вероятно, и многим другим».

Мы уверены поэтому, что читатель не посетует на нас, если мы займемся подробным

рассмотрением этого высокозамечательного проекта.

Основная

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн