Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

мысль г. Южакова заключается в следующем: летнее время освобождается

совершенно от учебных занятий и посвящается земледельческой работе. Далее, учени-

ки, кончившие гимназию, оставляются на некоторое время при ней в качестве работни-

ков; они исполняют зимние работы и употребляются на работы промысловые, которые

дополняют собой земледельческие и дают возможность каждой гимназии трудами рук

своих содержать всех учеников и рабочих, весь персонал учащих и администрации и

покрывать расходы на образование. Подобные гимназии, справедливо говорит г. Южа-

ков, явились бы большими земледельческими артелями. Это последнее выражение не

оставляет, между прочим, уже ни малейшего сомнения в том, что мы вправе рассмат-

ривать план г. Южакова, как первые шаги народнического «обмирщения» производст-

ва, как часть того нового пути, который

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА 65

должна выбрать Россия, чтобы избегнуть перипетий капитализма.

«В настоящее время, — рассуждает г. Южаков, — оканчивают гимназию в возрасте

18—20 лет, а порой запаздывают на 1 — 2 года. При обязательном обучении… запазды-

вание станет еще распространеннее. Оканчивать будут позже, а три старших класса бу-

дут состоять из возрастов от 16 до 25 лет, если именно 25 лет будет предельный возраст

для увольнения без окончания курса. Таким образом, принимая во внимание добавоч-

ный контингент великовозрастных пятиклассников, можно смело считать около трети

учащихся в гимназии… в возрасте рабочем». Если даже процент этот понизить до чет-

верти, как рассчитывает далее автор, присоединяя к 8 классам гимназии 2 класса для

приготовительной начальной школы (принимались бы восьмилетние безграмотные ре-

бята), — все-таки получим очень большое число рабочих, которые, с помощью полура-

бочих, справятся с летней работой. Но «десятиклассная гимназия-ферма, — основа-

тельно замечает г. Южаков, — потребует необходимо известный контингент зимних

рабочих». Откуда же взять их? Автор предлагает два выхода: 1) наем рабочих («из ко-

торых некоторые заслуженные могли бы приобщаться к доходам»). Гимназическое хо-

зяйство должно быть доходным хозяйством и оправдать такой наем. Но автору «пред-

ставляется важнее другой выход»: 2) окончившие курс гимназии будут обязаны отра-

ботать затраты на их учение и содержание в младших классах. Это их «прямая обязан-

ность», — добавляет г. Южаков, — разумеется, обязанность только для тех, кто не мо-

жет уплатить стоимость учения. Они-то составят необходимый контингент зимних ра-

бочих и дополнительный контингент летних.

Такова первая черта проектируемой организации, долженствующей «обмирщить» в

земледельческие артели одну пятую часть населения. Мы уже на ней можем видеть,

какого качества будет выбор иного пути для отечества. Наемный труд, служащий в на-

стоящее время единственным источником жизни для лиц, которые

66 В . И . ЛЕНИН

«не могут уплатить стоимости учения» и жизни, заменяется обязательным даровым

трудом. Но мы не должны смущаться этим: не следует забывать, что за это население

будет пользоваться благами всеобщего среднего образования.

Пойдем далее. Автор проектирует отдельные мужские и женские гимназии, снисхо-

дя к господствующему на континенте Европы предубеждению против совместного

обучения, которое собственно было бы рациональнее. «50 учеников на класс, или 500

на все десять классов, или 1000 на гимназическое хозяйство (500 мальчиков и 500 дево-

чек) будет вполне нормальным составом» средней гимназии. В ней будет 125 «пар ра-

бочих» и соответствующее число полурабочих. «Если я замечу, — говорит Южаков, —

что это число рабочих способно обработать, напр., в Малороссии 2500 дес. культурной

полевой земли, то всякий поймет, какую громадную силу представляет труд гимна-

зии»!..

Но сверх этих рабочих будут еще «постоянные рабочие», «отрабатывающие» обра-

зование и содержание. Сколько их будет? Ежегодный выпуск будет 45 учеников и уче-

ниц. Треть учеников будет отбывать воинскую повинность (ныне отбывает четверть.

Автор увеличивает это число до трети, сокращая срок службы до 3-х лет) в течение 3-х

лет. «Не будет несправедливостью поставить в те же условия и остальные две трети,

т. е. удерживать их при гимназиях для отработки цены собственного образования, а

также образования товарищей, ушедших под знамена. Все девушки также могут быть

удержаны для того же».

Организация новых порядков, устраивающихся в отечестве, выбравшем иной путь,

обрисовывается все с большей определенностью. Ныне все русские подданные счита-

ются обязанными нести воинскую повинность, и так как число лиц призывного возрас-

та более числа требуемых воинов, то последние выбираются по жребию. В обмирщен-

ном производстве рекруты будут тоже выбираться по жребию, но остальных предпола-

гается «поставить в те же условия», т. е. обязать про-

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА 67

вести три года на службе, не военной, правда, а в работах на гимназию. Они должны

отрабатывать цену содержания товарищей, ушедших под знамена. Все ли должны от-

рабатывать? Нет. Только те, кто не может уплатить стоимости учения. Автор выставил

уже выше эту оговорку, а ниже мы увидим, что для лиц, которые в состоянии платить

за учение, он вообще проектирует особые гимназии, сохраняющие старый тип. Почему

же, спрашивается, отработка содержания товарищей, ушедших под знамена, возлагает-

ся на тех, кто не может уплатить стоимости учения? а не на тех, кто может? Очень по-

нятно, почему. Если гимназисты будут разделяться на платящих и даровых, то очевид-

но, что современное строение общества реформой не затрагивается: это сознает пре-

красно и сам г. Южаков. А если так, то понятно, что общие расходы государства (на

солдат) будут нести те, которые не имеют средств к жизни*

, — точно так же, как они и

теперь несут их в форме, напр., косвенных налогов и т. п. В чем же отличие нового

строя? В том, что ныне не имеющие средств могут продать рабочую силу, а в новом

строе они будут обязаны работать даром (т. е. за одно содержание). Не может подле-

жать ни малейшему сомнению, что Россия избегает таким образом все перипетии капи-

талистического строя. Вольнонаемный труд, грозящий «язвой пролетариата», изгоняет-

ся и уступает место… даровому обязательному труду.

И нет ничего удивительного, что люди, поставленные в отношения дарового обяза-

тельного труда, оказываются в условиях, соответствующих этим отношениям. Слушай-

те, что говорит нам народникдруг народа») непосредственно вслед за предыдущим:

«Если при этом будут разрешены браки между такими окончившими курс и остав-

шимися на 3 года при гимназии молодыми людьми; если будут устроены отдельные

помещения для семейных рабочих; и если доходы гимназии дозволят при их удалении

из гимназии выдавать хотя скромное пособие деньгами и натурой,

* Иначе не поддерживалось бы господство первых над последними.

68 В . И . ЛЕНИН

то такое трехлетнее пребывание при гимназии будет далеко менее обременительно, чем

воинская повинность…»

Не очевидно ли, что такие льготные условия заставят население всеми силами души

стремиться попасть в гимназию. Посудите сами: во-первых, разрешено будет вступить

в брак. Правда, по ныне действующим гражданским законам, такого разрешения (от

начальства) вообще не требуется. Но примите во внимание, что ведь это будут гимна-

зисты и гимназистки, — правда, достигающие 25-летнего возраста, но все-таки гимна-

зисты. Если студентам университета не разрешаются браки, то можно ли было разре-

шить их гимназистам. И притом ведь разрешение будет зависеть от начальства гимна-

зии, следовательно, от людей с высшим образованием: ясно, что нет оснований бояться

злоупотреблений. Кончившие гимназию и оставшиеся при ней постоянными рабочими,

однако, уже не гимназисты. И тем не менее и по отношению к ним идет речь о разре-

шении браков — по отношению к лицам 21—27 лет. Нельзя не сознаться, что новый

путь, выбранный отечеством, сопряжен с некоторым уменьшением гражданской право-

способности русских граждан, но надо признаться, что блага всеобщего среднего обра-

зования не могут же быть приобретены без жертв. Во-вторых, для семейных рабочих

будут устроены отдельные помещения, вероятно, не хуже тех каморок, в которых жи-

вут в настоящее время фабричные рабочие. И в-3-х, постоянные рабочие получают за

это «скромное пособие». Несомненно, население предпочтет эти льготы спокойной

жизни под крылышком начальства треволнениям капитализма, предпочтет до такой

степени, что некоторые рабочие постоянно останутся при гимназии (вероятно, в благо-

дарность за то, что им разрешили брак): «Небольшой контингент постоянных рабочих,

совсем оставшихся при гимназии и к ней приобщившихся (sic!!), дополнит эти рабочие

силы гимназического хозяйства. Таковы возможные и отнюдь не утопические рабочие

силы нашей земледельческой гимназии».

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ХОЗЯЙСТВА 69

Помилуйте! Что же тут «утопического»? Постоянные даровые рабочие, «приобщив-

шиеся» к хозяевам, разрешающим им браки, — да спросите любого старого крестьяни-

на, и он вам по собственному опыту расскажет о полнейшей осуществимости всего это-

го.

Рабочие и работницы фабрики Торнтона!

6-ое и 7-ое ноября должны быть для всех нас памятными днями… Ткачи своим

дружным отпором хозяйской прижимке доказали, что в нашей среде в трудную минуту

еще находятся люди, умеющие постоять за наши общие рабочие интересы, что еще не

удалось нашим добродетельным хозяевам превратить нас окончательно в жалких рабов

их бездонного кошелька. Будемте же, товарищи, стойко и неуклонно вести нашу линию

до конца, будем помнить, что улучшить свое положение мы можем только общими

дружными усилиями. Прежде всего, товарищи, не попадайтесь в ловушку, которую так

хитро подстроили гг. Торнтоны. Они рассуждают таким образом: «теперь время замин-

ки в сбыте товаров, так что при прежних условиях работы на фабрике не получить нам

нашего прежнего барыша… А на меньший мы не согласны… Стало быть, надо будет

нона лечь на рабочую братию, пусть-ка они своими боками поотдуваются за плохие це-

ны на рынке… Только дельце это надо обстроить не кое-как, а с уменьем, чтобы рабо-

чий по своей простоте и не понял, какую закуску мы ему подготовляем… Затронь всех

сразу, — сразу все и поднимутся, ничего с ними не поделаешь, а вот мы сначала объе-

горим бедняков-ткачишек, тогда и прочие не увернутся… Стесняться с этими людиш-

ками мы не привыкли, да и к чему? У нас новые метлы чище метут…» Итак, заботливые

о благах рабо-

29

К РАБОЧИМ И РАБОТНИЦАМ ФАБРИКИ ТОРНТОНА 71

чего хозяева потихоньку да полегоньку хотят подготовить для рабочих всех отделений

фабрики такое же будущее, которое они осуществили уже для ткачей… Поэтому, если

мы все останемся безучастны к судьбе ткацкого отделения, то мы выроем своими рука-

ми яму, в которую в скором времени вышвырнут и нас. Ткачи зарабатывали в послед-

нее время, почитай что на круг, по 3 р. 50 к. в полумесяц, в течение же этого времени

они ухищрялись жить семьями в 7 человек на 5 р., семьей из мужа, жены и ребенка —

всего на 2 р. Они поспустили последнюю одежонку, прожили последние гроши, приоб-

ретенные адским трудом в ту пору, когда благодетели Торнтоны наращивали миллионы

на свои миллионы. Но и этого всего было мало, и на их глазах выкидывались за ворота

все новые и новые жертвы хозяйского корыстолюбия, а прижимка росла своим чередом

с самой бессердечной жестокостью… В шерсть стали валить безо всяких оговорок нол-

леса и кнопа30, отчего страшно замедлялась выработка товара, проволочки на получе-

ние основы, будто ненароком, увеличились, наконец, стали прямо сбавлять рабочие ча-

сы, а теперь вводят куски из 5 шмиц31 вместо 9, чтобы ткач дольше и чаще возился с

хлопотами по получению и заправке основ, за которые, как известно, не платят ни гро-

ша. Измором хотят извести наших ткачей, и заработок в 1 р. 62 к. в полумесяц, который

уже стал появляться в расчетных книжках некоторых ткачей, может стать в скором

времени общим заработком ткацкого отделения… Товарищи, хотите

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн