Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

ли и вы дождаться

такой хозяйской ласки? А если нет, если, наконец, не совсем окаменели ваши сердца к

страданию таких же, как и вы, бедняков, сплотитесь дружно около наших ткачей, вы-

ставим наши общие требования и при каждом удобном случае станем отвоевывать

лучшую долю у наших угнетателей. Рабочие прядильного отделения, не самооболь-

щайтесь устойчивостью и некоторым повышением вашего заработка… Ведь почти 2

/3

вашего брата уже рассчитаны с фабрики, и ваш лучший заработок куплен ценою голода

выкинутых за ворота ваших же прядильщиков. Это опять-таки хитрая уловка хозяев,

72 В . И . ЛЕНИН

и понять ее не трудно, если только подсчитать, сколько вырабатывало все мюльно-

прядильное отделение прежде и сколько оно вырабатывает теперь. — Рабочие новой

красильни! Вы вырабатываете ценою 14 с 1

/4 часов ежедневного труда, пропитываемые

с ног до головы убийственными испарениями красок, уже и теперь всего 12 р. в месяц!

Обратите внимание на наши требования: мы хотим положить конец и тем незаконным

вычетам, которые производятся с вас за неумелость вашего мастера. — Чернорабочие и

вообще все неспециальные рабочие фабрики! — Неужели вы надеетесь удержать свои

60—80 к. поденной, когда специалисту-ткачу придется довольствоваться 20 к. в сутки?

— Товарищи, не будьте слепы, не попадайтесь в хозяйскую ловушку, крепче стойте

друг за друга, иначе всем нам плохо придется в эту зиму. Самым зорким образом долж-

ны мы все следить за маневрами наших хозяев по части понижения расценок и сопро-

тивляться всеми силами этому гибельному для нас стремлению… Будьте глухи ко всем

их отговоркам о плохих делах: для них это только меньшая прибыль на их капитал, для

нас — это голодные страдания наших семей, лишение последнего куска черствого хле-

ба, а разве можно положить то и другое на одни и те же весы? Теперь жмут в первую

голову ткачей, и мы должны добиваться:

1) повышения ткацких расценок до их весенней величины, то есть приблизительно

на 6 коп. на шмиц;

2) чтобы исполняли и для ткачей закон о том, что рабочему должна быть перед на-

чалом работы объявлена величина того заработка, на который он идет. Пусть табель,

подписанный фабричным инспектором, не будет только на бумаге, но и на деле, как

того требует закон. Для ткацкой, например, работы к существующей расценке должны

быть добавлены указания о качестве шерсти, количестве в ней ноллеса и кнопа, должно

быть присчитано время, идущее на подготовительную работу;

3) 3) рабочее время должно быть распределено так, чтобы с нашей стороны не яв-

лялось невольных прогулов; теперь, например, подстроили так, что ткач на

К РАБОЧИМ И РАБОТНИЦАМ ФАБРИКИ ТОРНТОНА 73

каждом куске теряет день на получение основы, а так как кусок станет меньше почти

вдвое, то ткач и на этом будет нести, независимо от табеля расценок, двойную потерю.

Хочет у нас хозяин грабить заработок таким образом, так пусть идет вчистую, так, что-

бы мы твердо знали, что от нас хотят отжилить;

4) фабричный инспектор должен следить за тем, чтобы в расценках не было обма-

на, чтобы они не были двойными. Это значит, например, что в табеле расценок не

должно за один и тот же сорт товара, но только с различными названиями, допускать

двух различных цен. Например, бибер мы ткали по 4 р. 32 к., а урал32 всего за 4 р. 14 к.,

— а разве по работе это не одно и то же? Еще более наглым надувательством является

двойная цена работы при товаре одного наименования. Таким путем гг. Торнтоны об-

ходили законы о штрафах, в которых сказано, что штраф можно наложить только за

такую порчу работы, которая зависела от небрежности рабочего, в таком случае вычет

должен заноситься в рабочую книжку под графою штрафов не позже трех дней со дня

его наложения. Все же штрафы вместе должны находиться на строгом отчете, и сумма,

из них составляемая, не может идти в карман фабриканту, а должна идти на нужды ра-

бочих этой фабрики. А у нас — посмотри в наши книжки — чисто, нет штрафов, мож-

но подумать, что наши хозяева изо всех хозяев предобрейшие. На самом же деле они

обходят по нашему незнанию закон и легко обстраивают свои делишки… Нас, видите

ли, не штрафуют, а у нас производят вычет, платя по меньшей расценке, и пока сущест-

вовали две расценки — меньшая и большая — придраться к ним никак нельзя, они себе

вычитают да вычитают в свой карман;

5) вместе с введением одной расценки, пусть каждый вычет заносится в графу

штрафов с обозначением, почему он произведен.

Тогда нам будет видна неправильная штрафовка, меньше будет пропадать даром

нашего труда и уменьшится число таких безобразий, которые творятся в настоящее

время, например, в красильной, где рабочие

74 В . И . ЛЕНИН

вырабатывали меньше по вине неумелого мастера, что по закону не может быть причи-

ной неоплаты труда, так как тут небрежность рабочего ни при чем. А мало ли у всех

нас таких вычетов, в которых мы ничуть не виноваты?

6) мы требуем, чтобы за квартиру с нас брали столько, сколько брали до 1891 г., то

есть по 1 р. с человека в месяц, потому что платить 2 рубля при нашем заработке поло-

жительно не из чего, да и за что?.. За эту грязную, вонючую, тесную и опасную в по-

жарном отношении конуру? Не забывайте, товарищи, что во всем Питере плата 1 руб. в

месяц считается достаточной, только одни наши хозяева заботливые не довольствуются

ею, и мы должны заставить их посократить и здесь свою алчность. Защищая эти требо-

вания, товарищи, мы вовсе не бунтуем, мы только требуем, чтобы нам дали то, чем

пользуются уже все рабочие других фабрик по закону, что отняли у нас, надеясь лишь

на наше неумение отстоять свои собственные права. Докажем же на этот раз, что наши

«благодетели» ошиблись.

Министр внутренних дел Дурново написал письмо обер-прокурору св. синода Побе-

доносцеву. Письмо написано было 18 марта 1895 г. за № 2603, и на нем стоит надпись:

«совершенно доверительно». Значит, министр хотел, чтобы письмо осталось в стро-

жайшей тайне. Но нашлись люди, которые не разделяют взглядов господина министра,

что русским гражданам не следует знать намерений правительства, и вот теперь это

письмо гуляет всюду в рукописной копии.

О чем же писал г. Дурново г-ну Победоносцеву?

Он писал ему о воскресных школах. В письме говорится: «Сведения, получаемые в

течение последних лет, свидетельствуют, что лица, неблагонадежные в политическом

отношении, а также часть учащейся молодежи известного направления, по примеру 60-

х годов, стремятся к поступлению в воскресные школы в качестве преподавателей, лек-

торов, библиотекарей и т. д. Такое систематическое стремление, не оправдываемое да-

же изысканием средств для существования, так как обязанности в подобных школах

исполняются безвозмездно, доказывает, что вышеозначенное явление представляет со-

бою одно из средств борьбы на легальной (законной) почве с существующим в России

государственным порядком и общественным строем противоправительственных эле-

ментов».

Вот как судит г. министр! Из образованных людей находятся такие, которые хотят

поделиться своими

78 В . И . ЛЕНИН

знаниями с рабочими, хотят, чтобы ученье приносило пользу не одним им, а и народу,

— и министр сейчас же решает, что тут есть «противоправительственные элементы»,

т. е. что это какие-нибудь заговорщики подстрекают людей идти в воскресные школы.

Неужели без подстрекательства не могло возникнуть у некоторых образованных людей

желание учить других? Но министра смущает то, что учителя воскресных школ не по-

лучают жалованья. Он привык видеть, что служащие ему шпионы и чиновники служат

только из-за жалованья, служат тому, кто больше дает денег, а тут вдруг люди работа-

ют, служат, занимаются и все это… даром. Подозрительно! думает министр и подсыла-

ет шпионов разведать дело. 13 письме дальше говорится: «Из следующих сведений»

(полученных от шпионов, существование которых оправдывается получением жалова-

нья) «устанавливается, что не только в составе преподавателей попадаются лица вред-

ного направления, но что нередко самые школы находятся под негласным руково-

дством целого кружка неблагонадежных лиц, члены которого, совершенно не принад-

лежащие к официальному персоналу служащих, по приглашению ими же поставленных

учителей и учительниц читают по вечерам лекции и занимаются с учащимися… Поря-

док, допускающий возможность чтения лекций людьми посторонними, дает полный

простор для проникновения в число лекторов лиц прямо революционной среды».

Итак, если «посторонние люди», не одобренные и не осмотренные попами и шпио-

нами, хотят заниматься с рабочими, — это значит прямая революция! Министр смотрит

на рабочих, как на порох, а на знание и образование, как на искру; министр уверен, что

если искра попадет в порох, то взрыв направится прежде всего на правительство.

Мы не можем отказать себе в удовольствии заметить, что в этом редком случае мы

вполне и безусловно согласны со взглядами его высокопревосходительства.

Министр приводит дальше в письме «доказательства» правильности своих «сведе-

ний». Хороши эти доказательства!

О ЧЕМ ДУМАЮТ НАШИ МИНИСТРЫ? 79

Во-первых, «письмо преподавателя одной из воскресных школ, фамилия которого до

сих пор остается невыясненной)». Письмо это отобрано при обыске. В письме говорит-

ся о программе исторических чтений, об идее закрепощения и раскрепощения сосло-

вий, упоминается о бунте Разина и Пугачева.

Должно быть, эти последние имена и напугали так доброго министра: ему сейчас же

померещились, вероятно, вилы.

Второе доказательство:

«В министерстве внутренних дел имеется полученная негласным путем программа

для публичного чтения в одной из московских воскресных школ следующего содержа-

ния: «Происхождение общества. Первобытное общество. Развитие общественной орга-

низации. Государство и для чего оно нужно. Порядок. Свобода. Справедливость. Фор-

мы государственного устройства. Монархия абсолютная и конституционная. Труд

основа общего благосостояния. Полезность и богатство. Производство, обмен и капи-

тал. Как распределяется богатство. Преследование собственного интереса. Собствен-

ность и ее необходимость. Освобождение крестьян с землей. Рента, прибыль, заработ-

ная плата. От чего зависит плата и ее виды. Бережливость».

Чтение по этой программе, безусловно негодной для народной школы, дает полную

возможность лектору ознакомить постепенно слушателей и с теориями Карла Маркса,

Энгельса и т. п., а присутствующее по назначению епархиального начальства лицо едва

ли будет в состоянии уловить в чтении начатки социал-демократической пропаганды».

Должно быть, г. министр сильно боится «теорий Маркса и Энгельса», если замечает

«начатки» их даже в такой программе, в которой не заметно и следа их. Что нашел в

ней министр «негодного»? Вероятно, вопрос о формах государственного устройства и

конституции.

Да возьмите, г. министр, любой учебник географии и вы найдете там эти вопросы!

Неужели взрослым рабочим нельзя знать того, чему учат ребят?

80 В . И . ЛЕНИН

Но г. министр не надеется на лиц епархиального ведомства: «пожалуй, не поймут, о

чем говорят».

Кончается письмо перечислением «неблагонадежных» учителей в церковно-

приходской воскресной школе при московской фабрике Товарищества прохоровской

мануфактуры, воскресной школы в г. Ельце и предполагаемой школы в г. Тифлисе. Г-н

Дурново советует г. Победоносцеву заняться «тщательной проверкой лиц, допускаемых

к занятиям в школах». Теперь, когда читаешь список учителей, волосы дыбом встают:

все бывший студент, да бывший студент, да еще бывшая курсистка. Г-н министр желал

бы, чтобы преподавателями были бывшие унтеры.

С особенным ужасом говорит г. министр, что школа в г. Ельце «помещается за рекой

Сосной, где живет преимущественно простой» (о, ужас!) «и мастеровой народ и где на-

ходится железнодорожная мастерская».

Подальше, подальше надо держать школы

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн