Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

ней и свою теорию кризисов, и «теорию» населения; в его учении это такой

же доминирующий пункт, как и в учении русских народников.

Сисмонди не забыл, разумеется, что разорение и безработица при новых отношениях

сопровождаются увеличением «торгового богатства», что речь должна идти о развитии

крупного производства, капитализма. Он прекрасно понимал это и утверждал именно,

что рост капитализма уменьшает внутренний рынок: «Точно так же, как для блага гра-

ждан небезразлично, будет

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 127

ли довольство и потребление всех приближаться к равенству, или небольшое меньшин-

ство будет иметь во всем избыток, а масса будет сведена к строго необходимому, точно

так же эти два вида распределения дохода небезразличны и для развития торгового бо-

гатства (richesse commerciale)*

. Равенство потребления должно всегда вести в резуль-

тате к расширению рынка производителей, неравенство — к сокращению рынка» (de le

(le marche) resserrer toujours davantage) (I, 357).

Итак, Сисмонди утверждает, что внутренний рынок сокращается свойственным ка-

питализму неравенством распределения, что рынок должен создаваться равномерным

распределением. Но каким же образом может происходить это при богатстве торго-

вом, к которому незаметно перешел Сисмонди (и к которому не мог не перейти, ибо

иначе он не мог бы говорить о рынке)? Этого он не исследует. Чем доказывает он воз-

можность сохранения равенства производителей при торговом богатстве, т. е. при кон-

куренции между отдельными производителями? Абсолютно ничем не доказывает. Он

просто декретирует, что так должно быть. Вместо дальнейшего анализа того противо-

речия, которое он справедливо указал, он принимается толковать о нежелательности

противоречий вообще. «Возможно, что с заменой мелкого земледелия крупным в зем-

лю вложено больше капиталов, что между всей массой земледельцев распределено

больше богатства, чем прежде»… (т. е. «возможно», что внутренний рынок, определяе-

мый ведь именно абсолютным количеством торгового богатства, возрос? — возрос ря-

дом с развитием капитализма?)… «Но для нации потребление одной семьи богатых

фермеров плюс 50 семей нищих поденщиков неравносильно потреблению 50-ти семей

крестьян, из которых ни одна не богата, но зато ни одна не лишена (умеренного) при-

личного довольства» (une honnete aisance) (I, 358). Другими словами: может быть, раз-

витие фермерства и создает внутренний рынок для капитализма. Сисмонди был слиш-

ком образованный и

* Курсив здесь, как и везде в других местах, наш, если не оговорено противное.

128 В . И . ЛЕНИН

добросовестный экономист, чтобы отрицать этот факт, но… но здесь автор покидает

свое исследование и вместо «нации» торгового богатства подставляет прямо «нацию»

крестьян. Отбояриваясь от неприятного факта, опровергающего его мелкобуржуазную

точку зрения, он забывает даже о том, что сам же говорил несколько раньше, именно:

что «фермеры» и развились из «крестьян», благодаря развитию торгового богатства.

«Первые фермеры, — говорил Сисмонди, — были простыми пахарями… Они не пере-

ставали быть крестьянами… Они не употребляли почти никогда для совместной работы

поденных работников, а только слуг (батраков — des domestiques), избираемых всегда

среди им равных, с которыми и обращались, как с равными, ели за одним столом… со-

ставляли один класс крестьян» (I, 221). Все дело сводится, значит, к тому, что эти пат-

риархальные мужички с своими патриархальными батраками гораздо более по душе

автору, и он просто отворачивается от тех изменений, которые произвел в этих патри-

архальных отношениях рост «торгового богатства».

Но Сисмонди нисколько не намерен признаться в этом. Он продолжает думать, что

исследует законы торгового богатства, и, позабыв свои оговорки, утверждает прямо:

«Итак, вследствие концентрации имуществ у небольшого числа собственников,

внутренний рынок все более и более сокращается (!), и промышленности все более и

более приходится искать сбыта на внешних рынках, где ей угрожают великие сотрясе-

ния» (des grandes revolutions) (I, 361). «Итак, внутренний рынок не может расширяться

иначе, как при расширении национального благосостояния» (I, 362). Сисмонди имеет в

виду народное благосостояние, ибо он сейчас только признавал возможность «нацио-

нального» благосостояния при фермерстве.

Как видит читатель, наши экономисты-народники говорят слово в слово то же самое.

Сисмонди возвращается к этому вопросу еще раз в конце сочинения, в VII книге: «О

населении», в

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 129

главе VII: «О населении, которое сделалось излишним вследствие изобретения машин».

«В деревне введение системы крупных ферм повело в Великобритании к исчезнове-

нию класса арендаторов-крестьян (fermiers paysans), которые сами работали и пользо-

вались тем не менее умеренным довольством; население значительно уменьшилось; но

его потребление уменьшилось еще больше, чем его число. Поденщики, исполняющие

все полевые работы, получая лишь самое необходимое, далеко не дают такого поощре-

ния (encouragement) городской индустрии, какое давали раньше богатые крестьяне» (II,

327). «Аналогичное изменение произошло и в городском населении… Мелкие торгов-

цы, мелкие промышленники исчезают, и сотни их заменяет один крупный предприни-

матель; может быть, они все вместе не были так богаты, как он. Тем не менее они, вме-

сте взятые, были лучшими потребителями, чем он. Его роскошь дает гораздо меньшее

поощрение индустрии, чем умеренное довольство тех ста хозяйств, которые он заме-

нил» (ib.*

).

К чему же сводится, спрашивается, эта теория Сисмонди о сокращении внутреннего

рынка при развитии капитализма? К тому, что автор ее, едва попытавшись взглянуть на

дело прямо, увернулся от анализа условий, соответствующих капитализму («торговое

богатство» плюс крупное предпринимательство в промышленности и земледелии, ибо

Сисмонди слова «капитализм» не знает. Тождество понятий делает это словоупотреб-

ление вполне правильным, и мы будем впредь говорить просто: «капитализм»), и под-

ставил на место анализа свою мелкобуржуазную точку зрения и мелкобуржуазную уто-

пию. Развитие торгового богатства и, след., конкуренции должно оставить неприкосно-

венным ровное, среднее крестьянство с его «умеренным довольством» и его патриар-

хальными отношениями к батракам.

Понятно, что это невинное пожелание осталось исключительным достоянием Сис-

монди и других романтиков из «интеллигенции», что оно с каждым днем приходило

все в большее столкновение с действительностью,

*

— ibidem — там же. Ред.

130 В . И . ЛЕНИН

развивавшей те противоречия, глубины которых не умел еще оценить Сисмонди.

Понятно, что теоретическая политическая экономия, примкнув в своем дальнейшем

развитии* к классикам, установила с точностью именно то, что хотел отрицать Сисмон-

ди, именно: что развитие капитализма вообще и фермерства в частности не сокращает,

а создает внутренний рынок. Развитие капитализма идет вместе с развитием товарного

хозяйства, и по мере того, как домашнее производство уступает место производству на

продажу, а кустарь уступает место фабрике, — идет образование рынка для капитала.

«Поденщики», выталкиваемые из земледелия превращением «крестьян» в «фермеров»,

поставляют рабочую силу для капитала, а фермеры являются покупателями продуктов

индустрии и притом не только покупателями предметов потребления (которые прежде

производились крестьянами дома или сельскими ремесленниками), а также и покупате-

лями орудий производства, которые не могли уже оставаться прежними при замене

мелкого земледелия крупным**. Последнее обстоятельство стоит подчеркнуть, ибо его-

то и игнорировал особенно Сисмонди, говоривший в цитированном нами месте о «по-

треблении» крестьян и фермеров так, как будто бы существовало одно только личное

потребление (потребление хлеба, одежды и т. п.), как будто бы покупка машин, орудий

и т. п., постройка зданий, складов, фабрик и т. п. не были тоже потреблением, только

другого рода, именно: потреблением производительным, потреблением не людей, а ка-

питала. И опять-таки приходится отметить, что именно эту ошибку, которую Сисмон-

ди, как мы сейчас увидим, заимствовал у Адама Смита, в полной неприкосновенности

переняли и наши народники-экономисты***.

* Речь идет о марксизме. (Примечание автора к изданию 1908 г. Ред.) ** Таким образом, создаются одновременно элементы и переменного капитала («свободный» рабочий)

и постоянного; к последнему относятся те средства производства, от которых освобождается мелкий

производитель. *** Эфруси об этой части доктрины Сисмонди — о сокращении внутреннего рынка вследствие разви-

тия капитализма — не говорит ничего. Мы еще увидим много раз, что он опустил именно то, чтo наибо-

лее рельефно характеризует точку зрения Сисмонди и отношение народничества к его учению.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 131

II

ВОЗЗРЕНИЯ СИСМОНДИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

И КАПИТАЛ

Аргументация Сисмонди против возможности капитализма и его развития не огра-

ничивается только этим. Он делал такие же выводы и из своего учения о доходе. Надо

сказать, что Сисмонди вполне перенял от Ад. Смита теорию трудовой стоимости и трех

видов дохода: ренты, прибыли и заработной платы. Он делает даже кое-где попытку

обобщить два первые вида дохода в противоположность третьему: так, иногда он со-

единяет их, противополагая заработной плате (I, 104—105); у него попадается даже

слово: mieux-value (сверхстоимость47) по отношению к ним (I, 103). Не надо, однако,

преувеличивать значение такого словоупотребления, как это делает, кажется, Эфруси,

говоря, что «теория Сисмонди близка к теории прибавочной ценности» («Р. Б.» № 8,

с. 41). Сисмонди, собственно, не сделал ни одного шага вперед против Ад. Смита, ко-

торый тоже говорил, что рента и прибыль суть «вычет из труда», доля той ценности,

которую работник прибавляет к продукту (см. «Исследование о природе и причинах

богатства», русский перевод Бибикова, т. 1, гл. VIII: «О заработной плате» и гл. VI: «О

частях, входящих в состав цены товаров»). Дальше этого не пошел и Сисмонди. Но он

пытался связать это деление вновь создаваемого продукта на сверхстоимость и зара-

ботную плату с теорией общественного дохода, внутреннего рынка и реализацией про-

дукта в капиталистическом обществе. Попытки эти чрезвычайно важны для оценки на-

учного значения Сисмонди и для уяснения связи между его доктриной и доктриной

русских народников. Поэтому стоит разобрать их подробнее.

Выдвигая повсюду на первый план вопрос о доходе, об отношении его к производ-

ству, к потреблению, к населению, Сисмонди, естественно, должен был разобрать и

теоретические основания понятия «доход». И мы находим у него, в самом начале сочи-

нения, три главы, посвященные вопросу о доходе (1. II, ch. IV—VI). Глава IV: «Как до-

ход происходит из капитала» трактует

132 В . И . ЛЕНИН

о различии капитала и дохода. Сисмонди прямо начинает излагать этот предмет по от-

ношению ко всему обществу. «Так как каждый работает для всех, — говорит он, — то

производство всех должно быть потреблено всеми… Различие между капиталом и до-

ходом существенно для общества» (I, 83). Но Сисмонди чувствует, что это «существен-

ное» различие для общества не так просто, как для отдельного предпринимателя. «Мы

подходим, — оговаривается он, — к самому абстрактному и самому трудному вопросу

политической экономии. Природа капитала и дохода постоянно переплетаются в нашем

представлении: мы видим, что доход для одного становится капиталом для другого, и

один и тот же предмет, переходя из рук в руки, приобретает последовательно различ-

ные наименования» (I, 84), т. е. то наименование «капитала», то наименование «дохо-

да». «Но смешивать их, — утверждает Сисмонди, — ошибка» (leur confusion est

ruineuse, p. 477). «Насколько трудно различить капитал и доход общества, настолько же

важно это различие» (I, 84).

Читатель заметил, вероятно, в чем состоит трудность, о которой говорит Сисмонди:

если для отдельного предпринимателя доходом является его прибыль, расходуемая на

те или иные предметы потребления*

, если для отдельного рабочего доходом является

его заработная плата, то можно ли суммировать эти доходы для получения «дохода

общества»? Как быть тогда с теми капиталистами и рабочими, которые производят,

напр., машины? Их продукт существует в таком виде, что в потребление войти не мо-

жет (т. е. в личное потребление). Его нельзя сложить с предметами потребления. На-

значение этих продуктов — служить капиталом.

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн