наглядно как раз то явление, кото-
рое Сисмонди не только отри-
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 151
цал, но превращал даже в довод против капитализма, говоря, что накопление и произ-
водство должны соответствовать потреблению, иначе будет кризис. Расчет показывает
именно, что накопление и производство обгоняют потребление и что иначе и дело идти
не может, ибо накопление совершается главным образом на счет средств производства,
которые в «потребление» не входят. То, что казалось Сисмонди простой ошибкой, про-
тиворечием в доктрине Рикардо — именно, что накопление есть превышение производ-
ства над доходом, — это на самом деле вполне соответствует действительности, выра-
жая противоречие, присущее капитализму. Это превышение необходимо при всяком
накоплении, открывающем новый рынок для средств производства, без соответст-
венного увеличения рынка на предметы потребления, и даже при уменьшении этого
рынка*
. Затем, отбрасывая учение о преимуществах свободной конкуренции, Сисмонди
не замечает, что вместе с пустым оптимизмом он выбрасывает за борт несомненную
истину, именно, что свободная конкуренция развивает производительные силы обще-
ства, как это явствует опять-таки из его же расчета. (Собственно, это лишь другое вы-
ражение того же факта создания особого подразделения промышленности, изготов-
ляющего средства производства, и особенно быстрого развития его.) Это развитие про-
изводительных сил общества без соответственного развития потребления есть, конеч-
но, противоречие, но именно такое противоречие, которое имеет место в действитель-
ности, которое вытекает из самой сущности капитализма и от которого нельзя отгова-
риваться чувствительными фразами.
А именно так отговариваются романтики. И чтобы читатель не заподозрил нас в го-
лословном обвинении современных экономистов по поводу ошибок столь
* Из вышеприведенного анализа следует само собою, что возможен и такой случай, в зависимости от
того, в какой мере распределяется новый капитал на постоянную и переменную часть и в какой мере
уменьшение относительной доли переменного капитала охватывает старые производства.
152 В . И . ЛЕНИН
«устаревшего» писателя, как Сисмонди, приведем маленький образчик «новейшего»
писателя, г. Н. —она. На стр. 242-й своих «Очерков» он рассуждает о развитии капита-
лизма в русском мукомольном деле. Приводя указание на появление крупных паровых
мельниц с усовершенствованными орудиями производства (на переустройство мельниц
затрачено с 70-х годов около 100 миллионов рублей) и с производительностью труда,
повысившейся более чем вдвое, автор характеризует описываемое явление так: «муко-
мольное дело не развивалось, а только сосредоточивалось в крупные предприятия»; за-
тем распространяет эту характеристику на все отрасли промышленности (с. 243) и де-
лает вывод, что «во всех без исключения случаях масса работников освобождается, не
находит занятия» (243) и что «капиталистическое производство развивалось на счет на-
родного потребления» (241). Мы спрашиваем читателя, отличается ли такое рассужде-
ние хоть чем-нибудь от приведенного сейчас рассуждения Сисмонди? Этот «новей-
ший» писатель констатирует два факта, те же самые, которые мы видели и на примере
Сисмонди, и отделывается от обоих этих фактов такой же чувствительной фразой. Во-
1-х, его пример говорит, что развитие капитализма идет именно на счет средств произ-
водства. Это значит, что капитализм развивает производительные силы общества. Во-2-
х, его пример говорит, что это развитие идет тем именно специфическим путем проти-
воречий, который присущ капитализму: развивается производство (затрата 100 мил-
лионов рублей — внутренний рынок на продукты, реализуемые неличным потреблени-
ем) без соответствующего развития потребления (народное питание ухудшается), т. е.
происходит именно производство ради производства. И г. Н. —он думает, что это про-
тиворечие в жизни исчезнет, если он, с наивностью старичка Сисмонди, представит его
только противоречием доктрины, только «гибельным заблуждением»: «мы забыли о
цели производства»!! Что может быть характернее такой фразы: «не развивалось, а
только сосредоточивалось»? Очевидно, г-ну Н. —ону известен такой капитализм,
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 153
в котором бы развитие могло идти иначе, как путем сосредоточения. Как жаль, что он
не познакомил нас с таким «самобытным», неведомым для всей предшествовавшей ему
политической экономии капитализмом!
VI
ВНЕШНИЙ РЫНОК КАК «ВЫХОД ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ»
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СВЕРХСТОИМОСТИ
Следующая ошибка Сисмонди, вытекающая из ошибочной теории об общественном
доходе и продукте в капиталистическом обществе, это — учение о невозможности реа-
лизовать продукт вообще и сверхстоимость в частности и, как следствие этой невоз-
можности, необходимость внешнего рынка. Что касается до реализации продукта во-
обще, то вышеприведенный анализ показывает, что «невозможность» исчерпывается
ошибочным исключением постоянного капитала и средств производства. Раз исправле-
на эта ошибка, — исчезает и «невозможность». Но то же самое приходится сказать и в
частности о сверхстоимости: этот анализ разъясняет и ее реализацию. Нет решительно
никаких разумных оснований выделять сверхстоимость из всего продукта по отноше-
нию к ее реализации. Обратное утверждение Сисмонди (и наших народников) — про-
сто результат непонимания основных законов реализации вообще, неумения разделить
три (а не две) части продукта по стоимости и два вида продуктов по материальной
форме (средства производства и предметы потребления). Положение, что капиталисты
не могут потребить сверхстоимость, есть только вульгаризованное повторение недо-
умений Смита насчет реализации вообще. Только часть сверхстоимости состоит из
предметов потребления; другая же — из средств производства (напр., сверхстоимость
железозаводчика). «Потребление» этой последней сверхстоимости совершается обра-
щением ее на производство; капиталисты же, производящие продукт в форме средств
производства, потребляют сами не сверхстоимость, а вымененный у других капитали-
стов постоянный капитал. Поэтому и народники,
154 В . И . ЛЕНИН
толкуя о невозможности реализовать сверхстоимость, логически должны прийти к при-
знанию невозможности реализовать и постоянный капитал, — и, таким образом, они
преблагополучно вернулись бы к Адаму… Разумеется, такое возвращение к «отцу по-
литической экономии» было бы гигантским прогрессом для писателей, преподносящих
нам старые ошибки под видом истин, до которых они «своим умом дошли»…
А внешний рынок? Не отрицаем ли мы необходимости внешнего рынка для капита-
лизма? Конечно, нет. Но только вопрос о внешнем рынке не имеет абсолютно ничего
общего с вопросом о реализации, и попытка связать их в одно целое характеризует
лишь романтические пожелания «задержать» капитализм и романтическую неспособ-
ность к логике. Теория, разъяснившая вопрос о реализации, показала это с полной точ-
ностью. Романтик говорит: капиталисты не могут потребить сверхстоимость и потому
должны сбывать ее за границу. Спрашивается, не даром ли уже отдают капиталисты
свои продукты иностранцам или не бросают ли они их в море? Продают — значит по-
лучают эквивалент; вывозят одни продукты — значит ввозят другие. Если мы говорим
о реализации общественного продукта, то мы этим самым устраняем уже денежное об-
ращение и предполагаем лишь обмен продуктов на продукты, ибо вопрос о реализации
в том и состоит, чтобы анализировать возмещение всех частей общественного продукта
по стоимости и по материальной форме. Поэтому начать рассуждение о реализации и
кончить его тем, что «сбудут-де продукт за деньги», — так же смешно, как если бы на
вопрос о реализации постоянного капитала в предметах потребления был дан ответ:
«продадут». Это просто грубый логический промах: люди сбиваются с вопроса о реали-
зации всего общественного продукта на точку зрения единичного предпринимателя,
которого, кроме «продажи иностранцу», ничто дальше не интересует. Припутывать
внешнюю торговлю, вывоз к вопросу о реализации — это значит увертываться от во-
проса, отодвигая его лишь на более широкое поле,
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 155
но нисколько не выясняя его*
. Вопрос о реализации ни на йоту не подвинется вперед,
если мы вместо рынка одной страны, возьмем рынок известного комплекса стран. Ко-
гда народники уверяют, что внешний рынок есть «выход из затруднения»**, которое
ставит себе капитализм по реализации продукта, то они прикрывают этой фразой лишь
то печальное обстоятельство, что для них «внешний рынок» есть «выход из затрудне-
ния», в которое они попадают, благодаря непониманию теории… Мало этого. Теория,
связывающая внешний рынок с вопросом о реализации всего общественного продукта,
не только показывает непонимание этой реализации, но еще содержит в себе к тому же
крайне поверхностное понимание противоречий, свойственных этой реализации. «Ра-
бочие потребят заработную плату, а капиталисты не могут потребить сверхстоимости».
Вдумайтесь в эту «теорию» с точки зрения внешнего рынка. Откуда знаем мы, что «ра-
бочие потребят заработную плату»? На каком основании можно думать, что продукты,
предназначенные всем классом капиталистов данной страны на потребление всех рабо-
чих данной страны, окажутся действительно равными по стоимости их заработной
плате и возместят ее, что для этих продуктов не будет необходимости во внешнем
рынке? Нет решительно никаких оснований так думать, и на деле это вовсе не так. Не
только продукты (или части продуктов), возмещающие сверхстоимость, но и продукты,
возмещающие переменный капитал; не только продукты, возмещающие переменный
капитал, но и продукты, возмещающие постоянный капитал (о котором забывают наши
«экономисты», не помнящие родства… с Адамом); не только продукты, существующие
в форме предметов потребления, но и продукты,
* Это настолько ясно, что даже Сисмонди сознавал необходимость абстрагировать от внешней тор-
говли при анализе реализации. «Чтобы проследить точнее эти расчеты, — говорит он о соответствии
производства с потреблением, — и упростить вопрос, мы до сих пор совершенно абстрагировали от
внешней торговли; мы предполагали изолированную нацию; человеческое общество само есть такая же
изолированная нация, и все, чтo относится к нации без внешней торговли, относится точно так же и ко
всему человеческому роду» (I, 115). ** Н. —он, с. 205.
156 В . И . ЛЕНИН
существующие в форме средств производства, — все одинаково реализуются лишь
среди «затруднений», среди постоянных колебаний, которые становятся все сильнее по
мере роста капитализма, среди бешеной конкуренции, которая принуждает каждого
предпринимателя стремиться к безграничному расширению производства, выходя за
пределы данного государства, отправляясь на поиски новых рынков в странах, еще не
втянутых в капиталистическое обращение товаров. Мы подошли теперь и к вопросу о
том, почему необходим внешний рынок для капиталистической страны? Совсем не по-
тому, что продукт вообще не может быть реализован в капиталистическом строе. Это
— вздор. Внешний рынок необходим потому, что капиталистическому производству
присуще стремление к безграничному расширению — в противоположность всем ста-
рым способам производства, ограниченным пределами общины, вотчины, племени,
территориального округа или государства. Между тем как при всех старых хозяйствен-
ных режимах производство возобновлялось каждый раз в том же виде и в тех же разме-
рах, в которых шло раньше, — в капиталистическом строе это возобновление в том же
виде становится невозможным, и законом производства становится безграничное рас-
ширение, вечное движение вперед*
.
Таким образом, различное понимание реализации (вернее, понимание ее с одной
стороны и полное непонимание с другой романтиками) ведет к двум диаметрально про-
тивоположным воззрениям на значение внешнего рынка. Для одних (романтиков) —
внешний рынок есть показатель того «затруднения», которое ставит капитализм об-
щественному развитию. Для других, наоборот, внешний рынок показывает, как капита-
лизм устраняет те затруднения общественному развитию, которые поставила история
в виде разных перегородок, общинных, племенных, территориальных, национальных**.
* Ср. Зибер, «Давид Рикардо и т. д.». СПБ. 1885, стр. 466, примечание. ** Ср. ниже: «Rede uber die Frage des Freihandels» («Речь о свободе торговли»55. Ред.).
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 157
Как видите, разница только в «точке зрения»… Да, «только»! Отличие романтиче-
ских судей капитализма от других состоит вообще «только» в «точке зрения», «только»
в том, что одни судят сзади, а другие — спереди, одни — с точки зрения того строя, ко-
торый капитализмом разрушается, другие — с точки зрения того, который капитализ-
мом создается*
.
Неправильное понимание внешнего рынка соединяется обыкновенно у романтиков с
указаниями на «особенности» международного положения