Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

право гражданства, вроде «анархии производства», «отсутст-

вия планомерности (Planlosigkeit) производства», но сущность, скрывающаяся под эти-

ми выражениями, отмечена у него вполне ясно» (с. 168). С какой легкостью романтик

новейший реставрирует романтика былых дней! Вопрос сводится к различию в словах!

На деле вопрос сводится к тому, что Эфруси не понимает тех слов, которые повторяет.

«Анархия производства», «отсутствие планомерности производства» — о чем говорят

эти выражения? О противоречии между общественным характером производства и ин-

дивидуальным характером присвоения. И мы спрашиваем всякого, знакомого с разби-

раемой экономической литературой: признавал ли это противоречие Сисмонди или

Родбертус? Выводили ли они кризисы из этого

* В «Развитии капитализма» (стр. 16 и 19) (см. Сочинения, т. 3, глава I, § VI. Ред.) я уже отметил те

неточности и ошибки у г. Туган-Барановского, которые привели его впоследствии к полному переходу в

лагерь буржуазных экономистов. (Примечание автора к изданию 1908 г. Ред.)

164 В . И . ЛЕНИН

противоречия? Нет, не выводили и не могли выводить, ибо ни один из них совершенно

не понимал этого противоречия. Самая идея о том, что критику капитализма нельзя

основывать на фразах о всеобщем благополучии*

, или о неправильности «обращения,

предоставленного самому себе»**, а необходимо основывать на характере эволюции

производственных отношений, — была им абсолютно чужда.

Мы вполне понимаем, почему наши российские романтики употребляют все усилия,

чтобы стереть различие между двумя указанными теориями кризисов. Это потому, что

с указанными теориями самым непосредственным, самым тесным образом связаны

принципиально различные отношения к капитализму. В самом деле, если мы объясняем

кризисы невозможностью реализовать продукты, противоречием между производством

и потреблением, то мы тем самым приходим к отрицанию действительности, пригодно-

сти того пути, по которому идет капитализм, объявляем его путем «ложным» и обраща-

емся к поискам «иных путей». Выводя кризисы из этого противоречия, мы должны ду-

мать, что, чем дальше развивается оно, тем труднее выход из противоречия. И мы ви-

дели, как Сисмонди с величайшей наивностью высказал именно это мнение, говоря, что

если капитал накопляется медленно, то это еще можно снести; но если быстро, то это

становится невыносимо. — Наоборот, если мы объясняем кризисы противоречием ме-

жду общественным характером производства и индивидуальным характером присвое-

ния, мы тем самым признаем действительность и прогрессивность капиталистического

пути и отвергаем поиски «иных путей», как вздорный романтизм. Мы тем самым при-

знаем, что, чем дальше раз-

Кстати отметим, что Бернштейн, реставрируя вообще предрассудки буржуазной эконо-

мии, внес путаницу и по данному вопросу, утверждая, что теория кризисов Маркса не очень-то отличает-

ся от родбертусовской («Die Voraussetzungen etc.». Stuttg. 1899, S. 67 («Предпосылки и т. д.», Штутгарт,

1899, стр. 67. Ред.)) и что Маркс противоречит себе, признавая последней причиной кризисов ограничен-

ность потребления масс. (Примечание автора к изданию 1908 г. Ред.)

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 165

вивается это противоречие, тем легче выход из него, и что выход заключается именно в

развитии данного строя.

Как видит читатель, и тут мы встречаем различие «точек зрения»…

Вполне естественно, что наши романтики ищут теоретических подтверждений своим

воззрениям. Вполне естественно, что эти поиски приводят их к старому хламу, давным-

давно выброшенному Западной Европой. Вполне естественно, что они, чувствуя это,

пытаются реставрировать этот хлам, то прямо прикрашивая романтиков Западной Ев-

ропы, то провозя романтизм под флагом неуместных и извращенных цитат. Но они

жестоко заблуждаются, если думают, что подобная контрабанда будет оставаться не-

раскрытой.

Заканчивая этим изложение основной теоретической доктрины Сисмонди и глав-

нейших теоретических выводов, сделанных им из нее, мы должны сделать маленькое

добавление, относящееся опять к Эфруси. В другой своей статье о Сисмонди (продол-

жение первой) он говорит: «Еще более интересными (сравнительно с учением о доходе

с капитала) являются воззрения Сисмонди на различные виды доходов» («Р. Б.» № 8,

с. 42). Сисмонди, дескать, так же, как и Родбертус, делит национальный доход на две

части: «одна поступает владельцам земли и орудий производства, другая — представи-

телям труда» (ib.). Следуют цитаты, в которых Сисмонди говорит о таком делении не

только национального дохода, но и всего продукта: «Годовое производство, или ре-

зультат всех работ, совершенных народом в течение года, также состоит из двух час-

тей» и т. д. («N. Princ», I, 105, цит. в «Р. Б.» № 8, с. 43). «Процитированные места, —

заключает наш экономист, — ясно доказывают, что Сисмонди вполне усвоил (!) ту са-

мую классификацию народного дохода, которая играет у новейших экономистов такую

важную роль, именно деление народного дохода на доход, основанный на труде, и на

беструдовой доход — arbeitsloses Einkommen. Хотя, вообще говоря, взгляды Сисмонди

по вопросу о доходе не всегда ясны и определенны, но в них все-таки проглядывает

сознание

166 В . И . ЛЕНИН

различия, существующего между частнохозяйственным и народнохозяйственным до-

ходом» (с. 43).

Процитированное место, скажем мы на это, ясно доказывает, что Эфруси вполне ус-

воил мудрость немецких учебников, но, несмотря на это (а, может быть, именно благо-

даря этому), совершенно проглядел теоретическую трудность вопроса о национальном

доходе в отличие от индивидуального. Эфруси выражается очень неосторожно. Мы ви-

дели, что в первой половине своей статьи он называл «новейшими экономистами» тео-

ретиков одной определенной школы. Читатель вправе будет подумать, что и на этот раз

речь идет о них же. На самом же деле автор разумеет тут нечто совершенно иное. В ка-

честве новейших экономистов фигурируют теперь уже немецкие катедер-социалисты57.

Защита Сисмонди состоит в том, что автор сближает его теорию с их учением. В чем

же состоит учение этих «новейших» авторитетов Эфруси? — В том, что национальный

доход делится на две части.

Да ведь это учение Ад. Смита, а вовсе не «новейших экономистов»! Разделяя доход

на заработную плату, прибыль и ренту (кн. I, гл. VI «Богатства народов»; кн. II, гл. II),

А. Смит противополагал два последних первому, именно, как беструдовой доход, назы-

вая оба их вычетом из труда (кн. I, гл. VIII) и оспаривая мнение, что прибыль есть та же

заработная плата за особого рода труд (кн. I, гл. VI). И Сисмонди, и Родбертус, и «но-

вейшие» авторы немецких учебников просто повторяют это учение Смита. Различие

между ними только то, что А. Смит сознавал, что ему не вполне удается выделить на-

циональный доход из национального продукта; сознавал, что он впадает в противоре-

чие, выкидывая из последнего постоянный капитал (по современной терминологии),

который им включался, однако, в единичный продукт. «Новейшие» же экономисты, по-

вторяя ошибку А. Смита, облекали его учение только в более напыщенную форму

классификация национального дохода») и утрачивали сознание того противоречия,

перед которым остановился А. Смит. Это — приемы, быть может, ученые, но вовсе не

научные.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 167

VIII

КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕНТА

И КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ

Продолжаем обзор теоретических воззрений Сисмонди. Все главные его воззрения

— те, которые характеризуют его в отличие от всех других экономистов, мы уже рас-

смотрели. Дальнейшие либо не играют столь важной роли в общем его учении, либо

составляют вывод из предыдущих.

Отметим, что Сисмонди точно так же, как и Родбертус, не разделял теории ренты

Рикардо. Не выдвигая своей собственной теории, он старался поколебать учение Ри-

кардо соображениями более чем слабыми. Он выступает здесь чистым идеологом мел-

кого крестьянина; он не столько опровергает Рикардо, сколько отвергает вообще пере-

несение на земледелие категорий товарного хозяйства и капитализма. В обоих отноше-

ниях его точка зрения в высшей степени характерна для романтика. Гл. XIII 3-ей книги*

посвящена «теории г. Рикардо о ренте с земель». Заявив сразу о полном противоречии

доктрины Рикардо его собственной теории, Сисмонди приводит такие возражения: об-

щий уровень прибыли (на котором построена теория Рикардо) никогда не устанавлива-

ется, свободного перемещения капитала в земледелии нет. В земледелии надо рассмат-

ривать внутреннюю ценность продукта (la valeur intrinseque), не зависящую от колеба-

ний рынка и предоставляющую владельцу «чистый продукт» (produit

* Характерна уже и самая система изложения: 3-я книга трактует о «богатстве территориальном»

(richesse territoriale), земельном, т. е. о земледелии. Следующая, 4-я, книга «о богатстве торговом» (de la

richesse commerciale) — о промышленности и торговле. Как будто бы земельный продукт и самая земля

не становились тоже товаром при господстве капитализма! Поэтому между двумя этими книгами не ока-

зывается и соответствия Промышленность трактуется только в ее капиталистической форме, современ-

ной Сисмонди. Земледелие же описывается в виде разношерстного перечня всяческих систем эксплуата-

ции земли: эксплуатация патриархальная, рабская, половническая, барщинная, оброчная, фермерская,

эмфитевтическая (сдача в вечно-наследственную аренду). В результате полная путаница: автор не дает

ни истории земледелия, ибо все эти «системы» между собой не связаны, ни анализа земледелия в капита-

листическом хозяйстве, хотя это последнее — настоящий предмет его сочинения и хотя о промышленно-

сти он говорит только в ее капиталистической форме.

168 В . И . ЛЕНИН

net), «труд природы» (I, 306). «Труд природы есть сила, источник чистого продукта

земли, рассматриваемого в его внутренней стоимости» (intrinsequement) (I, 310). «Мы

рассматривали ренту (le fermage), или, вернее, чистый продукт, как происходящий не-

посредственно из земли в пользу собственника ; он не отнимает никакой доли ни у

фермера, ни у потребителя» (I, 312). И это повторение старых физиократических пред-

рассудков заключается еще моралью: «Вообще в политической экономии следует бе-

речься (se defier) абсолютных предположений, точно так же, как и абстракций» (I, 312)!

В такой «теории» нечего даже и разбирать, ибо одного маленького примечания Рикардо

против «труда природы» более чем достаточно*

. Это просто отказ от анализа и гигант-

ский шаг назад сравнительно с Рикардо. С полной наглядностью сказывается и тут ро-

мантизм Сисмонди, который спешит осудить данный процесс, боясь прикоснуться к

нему анализом. Заметьте, что он ведь не отрицает того факта, что земледелие развива-

ется в Англии капиталистически, что крестьяне заменяются фермерами и поденщика-

ми, что на континенте дела развиваются в том же направлении. Он просто отворачива-

ется от этих фактов (которые он обязан был рассмотреть, рассуждая о капиталистиче-

ском хозяйстве), предпочитая сентиментальные разговоры о предпочтительности сис-

темы патриархальной эксплуатации земли. Точь-в-точь так же поступают и наши на-

родники: никто из них и не пытался отрицать того факта, что товарное хозяйство про-

никает в земледелие, что оно не может не производить радикального изменения в об-

щественном характере земледелия, — но в то же время никто, рассуждая о капитали-

стическом

* Рикардо. Сочинения, перевод Зибера, стр. 35: «Разве природа ничего не делает для человека в ману-

фактурной промышленности? Разве силы ветра и воды, приводящие в действие наши машины и оказы-

вающие пособие мореплаванию, не имеют никакого значения? Давление атмосферы и упругость пара,

посредством которых мы приводим в движение самые удивительные машины, — разве это не дары при-

роды? Не говоря о действии теплоты, размягчающей и расплавляющей металлы, и об участии воздуха в

процессах окрашивания и брожения, нет ни одной отрасли мануфактуры, в которой бы природа не ока-

зывала помощи человеку, и притом помощи даровой и щедрой».

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 169

хозяйстве, не ставит вопроса о росте торгового земледелия, предпочитая отделываться

сентенциями о «народном производстве». Так как здесь мы ограничиваемся пока раз-

бором теоретической экономии Сисмонди, то более подробное ознакомление с этой

«патриархальной эксплуатацией» откладываем до дальнейшего.

Другим теоретическим пунктом, около которого вращается изложение Сисмонди,

является учение о населении.

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн