Отметим отношение Сисмонди к теории Мальтуса и к из-
лишнему населению, создаваемому капитализмом.
Эфруси уверяет, что Сисмонди согласен с Мальтусом лишь в том, что население
может размножаться с чрезвычайной быстротой, служа источником чрезвычайных
страданий. «В дальнейшем они являются полнейшими антиподами. Сисмонди ставит
весь вопрос о населении на социально-историческую почву» («Р. Б.» № 7, с. 148). И в
этой формулировке Эфруси совершенно затушевывает характерную точку зрения Сис-
монди (именно мелкобуржуазную) и его романтизм.
Что значит «ставить вопрос о населении на социально-историческую почву»? Это
значит исследовать закон народонаселения каждой исторической системы хозяйства
отдельно и изучать его связь и соотношение с данной системой. Какую систему изучал
Сисмонди? Капиталистическую. Итак, сотрудник «Русск. Богатства» полагает, что
Сисмонди изучал капиталистический закон народонаселения. В этом утверждении есть
доля истины, но только доля. А так как Эфруси и не думал разбирать, чего недоставало
Сисмонди в его рассуждениях о народонаселении, и так как Эфруси утверждает, что
«Сисмонди является здесь предшественником самых выдающихся новейших экономи-
стов»*
(с. 148), — то в результате получается совершенно такое же подкрашивание
мелкобуржуазного романтика, какое мы видели по вопросу о кризисах и о националь-
ном доходе. В чем состояло сходство учения Сисмонди с новой
* Оговариваемся, впрочем, что мы не можем наверное знать, кто фигурирует тут у Эфруси в качестве
«самого выдающегося новейшего экономиста», представитель ли известной, безусловно чуждой роман-
тизму школы или автор самого толстого хандбуха?
170 В . И . ЛЕНИН
теорией по этим вопросам? В том, что Сисмонди указал на противоречия, свойствен-
ные капиталистическому накоплению. Это сходство Эфруси отметил. В чем состояло
различие Сисмонди от новой теории? В том, во-1-х, что он ни на йоту не двинул вперед
научного анализа этих противоречий и в некоторых отношениях сделал даже шаг назад
сравнительно с классиками, — во-2-х, в том, что он прикрывал свою неспособность к
анализу (отчасти свое нежелание производить анализ) мелкобуржуазной моралью о не-
обходимости соображать национальный доход с расходом, производство с потреблени-
ем и т. п. Этого различия Эфруси ни по одному из указанных пунктов не отметил и
тем совершенно неправильно представил настоящее значение Сисмонди и его отноше-
ние к новейшей теории. Совершенно то же самое видим мы и по данному вопросу.
Сходство Сисмонди с новейшей теорией и здесь ограничивается указанием на проти-
воречие. Различие и здесь состоит в отсутствии научного анализа и в мелкобуржуазной
морали вместо такого анализа. Поясним это.
Развитие капиталистической машинной индустрии с конца прошлого века повело за
собой образование излишнего населения, и пред политической экономией встала задача
объяснить это явление. Мальтус пытался, как известно, объяснить его естественно-
историческими причинами, совершенно отрицая происхождение его из известного, ис-
торически определенного, строя общественного хозяйства и совершенно закрывая глаза
на вскрываемые этим фактом противоречия. Сисмонди указал на эти противоречия и на
вытеснение населения машинами. В этом указании его неоспоримая заслуга, ибо в ту
эпоху, когда он писал, такое указание было новостью. Но посмотрим, как он отнесся к
этому факту.
В 7-ой книге («О населении») 7-ая глава специально говорит «о населении, сделав-
шемся излишним вследствие изобретения машин». Сисмонди констатирует, что «ма-
шины вытесняют людей» (р. 315, II, VII), и сейчас же ставит вопрос, есть ли изобрете-
ние машин выгода для нации или несчастье? Понятно, что «решение» этого вопроса
для всех стран и времен вообще, а не для
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 171
капиталистической страны состоит в бессодержательнейшей банальности: выгода —
тогда, когда «спрос на потребление превышает средства производства в руках населе-
ния» (les moyens de produire de la population) (II, 317), и бедствие — «когда производст-
во вполне достаточно для потребления». Другими словами: констатирование противо-
речия служит у Сисмонди лишь поводом для рассуждений о каком-то абстрактном об-
ществе, в котором уже нет никаких противоречий и к которому применима мораль рас-
четливого крестьянина! Сисмонди и не пытается анализировать это противоречие, ра-
зобрать, как оно складывается, к чему ведет и т. д. в данном капиталистическом обще-
стве. Нет, он пользуется этим противоречием лишь как материалом для своего нравст-
венного негодования против такого противоречия. Все дальнейшее содержание главы
не дает абсолютно ничего по данному теоретическому вопросу, исчерпываясь сетова-
ниями, жалобами и невинными пожеланиями. Вытесняемые рабочие были потребите-
лями… сокращается внутренний рынок… что касается внешнего, то мир уже достаточно
снабжен… умеренное довольство крестьян лучше гарантировало бы сбыт… нет более
поразительного, ужасающего примера, как Англия, которой следуют государства кон-
тинента — вот какие сентенции дает Сисмонди вместо анализа явления! Его отношение
к предмету точь-в-точь таково, как и отношение наших народников. Народники тоже
ограничиваются одним констатированием факта избыточности населения и утилизи-
руют этот факт лишь для сетований и жалоб на капитализм (ср. Н. —он, В. В. и т. п.).
Как Сисмонди не пытается даже анализировать, в каком отношении к требованиям ка-
питалистического производства находится это излишнее население, — так и народники
никогда и не ставили себе подобного вопроса.
Полная неправильность подобного приема была выяснена научным анализом этого
противоречия. Этот анализ установил, что избыточное население, представляя из себя,
несомненно, противоречие (рядом с избыточным производством и избыточным по-
треблением) и
172 В . И . ЛЕНИН
будучи необходимым результатом капиталистического накопления, является в то же
время необходимой составной частью капиталистического механизма*
. Чем дальше
развивается крупная индустрия, тем большим колебаниям подвергается спрос на рабо-
чих, в зависимости от кризисов или периодов процветания во всем национальном про-
изводстве или в каждой отдельной отрасли его. Эти колебания — закон капиталистиче-
ского производства, которое не могло бы существовать, если бы не было избыточного
населения (т. е. превышающего средний спрос капитализма на рабочих), готового в ка-
ждый данный момент доставить рабочие руки для любой отрасли промышленности или
для любого предприятия. Анализ показал, что избыточное население образуется во всех
отраслях промышленности, куда только проникает капитализм, — и в земледелии точ-
но так же, как в промышленности, — и что избыточное население существует в разных
формах. Главных форм три**: 1) Перенаселение текучее. К нему принадлежат незаня-
тые рабочие в промышленности. С развитием промышленности необходимо растет и
число их. 2) Перенаселение скрытое. К нему принадлежит сельское население, теряю-
щее свое хозяйство с развитием капитализма и не находящее неземледель-
* Впервые, насколько известно, эта точка зрения на избыточное население была высказана Энгельсом
в «Die Lage der arbeitenden Klasse in England» (1845) («Положение рабочего класса в Англии». Ред.).
Описавши обычный промышленный цикл английской промышленности, автор говорит:
«Отсюда ясно, что английская промышленность должна иметь во всякое время, за исключением крат-
ких периодов высшего процветания, незанятую резервную армию рабочих, — для того, чтобы иметь
возможность производить массы товаров, требуемых рынком в наиболее оживленные месяцы. Эта ре-
зервная армия расширяется или суживается, смотря по состоянию рынка, дающего занятие большей или
меньшей части ее членов. И если в момент наибольшего оживления рынка земледельческие округа и от-
расли промышленности, наименее затронутые общим процветанием, дают временно мануфактурам из-
вестное количество рабочих, то таковых небольшое меньшинство, и они принадлежат точно так же к
резервной армии, с тем единственным различием, что именно быстрое процветание требовалось для то-
го, чтобы вскрыть их принадлежность к этой армии»58.
В последних словах важно отметить отнесение к резервной армии части земледельческого населения,
временно обращающегося к промышленности. Это именно то, что позднейшая теория назвала скрытой
формой избыточного населения (см. «Капитал» Маркса)
59. ** Ср. Зибера. «Давид Рикардо и т. д.», с. 552—553. СПБ. 1885.
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 173
ческих занятий. Это население всегда готово доставить рабочие руки для любых пред-
приятий. 3) Перенаселение застойное. Оно занято «в высшей степени неправильно»60,
при условиях, стоящих ниже обычного уровня. Сюда относятся главным образом рабо-
тающие дома на фабрикантов и на магазины, как сельские жители, так и городские. Со-
вокупность всех этих слоев населения и составляет относительно избыточное населе-
ние, или резервную армию. Последний термин отчетливо показывает, о каком населе-
нии идет речь. Это — рабочие, которые необходимы капитализму для возможного
расширения предприятий, но которые никогда не могут быть заняты постоянно.
Таким образом, и по данному вопросу теория пришла к выводу, который диамет-
рально противоположен выводу романтиков. Для последних избыточное население оз-
начает невозможность капитализма или «ошибочность» его. На самом же деле — как
раз наоборот: избыточное население, являясь необходимым дополнением избыточного
производства, составляет необходимую принадлежность капиталистического хозяйст-
ва, без которой оно не могло бы ни существовать, ни развиваться. Эфруси и тут со-
вершенно неправильно представил дело, умолчав об этом положении новейшей теории.
Простого сопоставления двух указанных точек зрения достаточно для суждения о
том, к какой из них примыкают наши народники. Вышеизложенная глава из Сисмонди
могла бы с полнейшим правом фигурировать в «Очерках нашего пореформенного об-
щественного хозяйства» г. Н. —она.
Констатируя образование избыточного населения в пореформенной России, народ-
ники никогда не ставили вопроса о потребностях капитализма в резервной армии рабо-
чих. Могли ли бы быть построены железные дороги, если бы не образовывалось посто-
янно избыточное население? Известно ведь, что спрос на такого рода труд сильно ко-
леблется по годам. Могла ли развиться промышленность без этого условия? (В перио-
ды горячки она требует массы строительных рабочих для
174 В . И . ЛЕНИН
вновь воздвигаемых фабрик, зданий, складов и т. п. и всякого рода вспомогательной
поденной работы, занимающей большую часть так называемых отхожих неземледель-
ческих промыслов.) Могло ли без этого условия создаться капиталистическое земледе-
лие наших окраин, требующее сотен тысяч и миллионов поденщиков, причем колеба-
ния спроса на этот труд, как известно, непомерно велики? Могло ли бы иметь место без
образования избыточного населения феноменально быстрое сведение лесов предпри-
нимателями-лесопромышленниками на нужды фабрик? (Лесные работы принадлежат
тоже к числу наихудше оплачиваемых и наихудше обставленных, как и другие формы
труда сельских жителей на предпринимателей.) Могла ли без этого условия развиться
система раздачи работы на дома в городах и деревнях купцами, фабрикантами, магази-
нами, составляющая столь распространенное явление в так называемых кустарных
промыслах? Во всех этих отраслях труда (развившихся главным образом после рефор-
мы) колебания спроса на наемный труд крайне велики. А ведь размер колебаний такого
спроса определяет размер избыточного населения, требуемого капитализмом. Эконо-
мисты-народники нигде не показали, чтобы им был известен этот закон. Мы не намере-
ны, конечно, входить здесь в разбор этих вопросов по существу*
. Это не входит в нашу
задачу. Предмет нашей статьи — западноевропейский романтизм и его отношение к
русскому народничеству. И в данном случае отношение это оказывается таким же, как
во всех предыдущих: по вопросу об избыточном населении народники стоят целиком
на точке зрения романтизма, которая диаметрально противоположна точке зрения но-
вейшей теории. Капитализм не занимает освобождаемых рабочих, говорят они. Значит,
он невозможен, «ошибочен» и т. п. Вовсе еще это не «значит». Противоречие не есть
невозможность (Widerspruch не то, что Widersinn). Капиталистическое накопление, это
на-
* Поэтому мы не касаемся здесь того весьма оригинального обстоятельства, что основанием не счи-
тать всех этих очень многочисленных рабочих служит для народников-экономистов отсутствие регист-
рации их.
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 175
стоящее производство ради производства, есть тоже противоречие. Но это не мешает
ему существовать и быть законом определенной системы хозяйства. То же самое надо
сказать и о всех других противоречиях капитализма. Приведенное народническое рас-
суждение «значит» только, что в российскую интеллигенцию