Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

глубоко въелся порок от-

говариваться от всех этих противоречий фразами.

Итак, Сисмонди не дал абсолютно ничего для теоретического анализа перенаселе-

ния. Но как же он смотрел на него? Его взгляд складывается из оригинального сочета-

ния мелкобуржуазных симпатий и мальтузианства. «Великий порок современной соци-

альной организации, — говорит Сисмонди, — тот, что бедный не может никогда знать,

на какой спрос труда он может рассчитывать» (II, 261), и Сисмонди вздыхает о тех вре-

менах, когда «деревенский сапожник» и мелкий крестьянин точно знали свои доходы.

«Чем более бедняк лишен всякой собственности, тем более подвергается он опасности

ошибиться насчет своего дохода и содействовать созданию такого населения (contribuer

a accroitre une population…), которое, не будучи в соответствии со спросом на труд, не

найдет средств к жизни» (II, 263—264). Видите: этому идеологу мелкой буржуазии ма-

ло того, что он желал бы задержать все общественное развитие ради сохранения патри-

архальных отношений полудикого населения. Он готов предписывать какое угодно ка-

лечение человеческой природы, лишь бы оно служило сохранению мелкой буржуазии.

Вот еще несколько выписок, которые не оставляют сомнения насчет этого последнего

пункта:

Еженедельная расплата на фабрике с полунищим рабочим приучила его не смотреть

на будущее дальше следующей субботы: «в нем притупили таким образом нравствен-

ные качества и чувство симпатии» (II, 266), состоящие, как мы сейчас увидим, в «суп-

ружеском благоразумии»!.. — «его семья будет становиться тем многочисленнее, чем

более она в тягость обществу; и нация будет страдать (gemira) под гнетом населения, не

приведенного в соответствие (disproportionnee)

176 В . И . ЛЕНИН

с средствами его содержания» (II, 267). Сохранение мелкой собственности во что бы то

ни стало — вот лозунг Сисмонди — хотя бы даже ценой понижения жизненного уровня

и извращения человеческой природы! И Сисмонди, поговоривши, с видом государст-

венного человека, о том, когда «желателен» рост населения, посвящает особую главу

нападкам на религию за то, что она не осуждала «неблагоразумных» браков. Раз только

затронут его идеалмелкий буржуа, Сисмонди является более мальтузианцем, чем

сам Мальтус. «Дети, рождающиеся лишь для нищеты, — поучает Сисмонди религию,

— рождаются также только для порока… Невежество в вопросах социального строя за-

ставило их (представителей религии) вычеркнуть целомудрие из числа добродетелей,

свойственных браку, и было одной из тех постоянно действующих причин, которые

разрушают соответствие, естественно устанавливающееся между населением и его

средствами существования» (II, 294). «Религиозная мораль должна учить людей, что,

возобновив семью, они не менее обязаны жить целомудренно со своими женами, чем

холостяки с женщинами, им не принадлежащими» (II, 298). II Сисмонди, претендую-

щий вообще не только на звание теоретика-экономиста, но и на звание мудрого адми-

нистратора, тут же подсчитывает, что для «возобновления семьи» требуется «в общем и

среднем три рождения», и дает совет правительству «не обманывать людей надеждой

на независимое положение, позволяющее заводить семью, когда это обманчивое учре-

ждение (cet etablissement illusoire) оставит их на произвол страданий, нищеты и смерт-

ности» (II, 299). «Когда социальная организация не отделяла класса трудящегося от

класса, владеющего какой-нибудь собственностью, одного общественного мнения было

достаточно для предотвращения бича (le fleau) нищенства. Для земледельца — продажа

наследия его отцов, для ремесленника — растрата его маленького капитала всегда за-

ключают в себе нечто постыдное… Но в современном строе Европы… люди, осужден-

ные не иметь никогда никакой собственности, не могут чувствовать никакого стыда

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 177

перед обращением к нищенству» (II, 306—307). Трудно рельефнее выразить тупость и

черствость мелкого собственника! Из теоретика Сисмонди превращается здесь в прак-

тического советчика, проповедующего ту мораль, которой, как известно, с таким успе-

хом следует французский крестьянин. Это не только Мальтус, но вдобавок Мальтус,

выкроенный нарочито по мерке мелкого буржуа. Читая эти главы Сисмонди, невольно

вспоминаешь страстно-гневные выходки Прудона, доказывавшего, что мальтузианство

есть проповедь супружеской практики… некоторого противоестественного порока*

.

IX

МАШИНЫ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В связи с вопросом об избыточном населении стоит вопрос о значении машин вооб-

ще.

Эфруси усердно толкует о «блестящих замечаниях» Сисмонди насчет машин, о том,

что «считать его противником технических усовершенствований несправедливо» (№ 7,

с. 155), что «Сисмонди не был врагом машин и изобретений» (с. 156). «Сисмонди неод-

нократно подчеркивал ту мысль, что не машины и изобретения сами по себе вредны

для рабочего класса, а они делаются таковыми лишь благодаря условиям современного

хозяйства, при котором возрастание производительности труда не ведет ни к увеличе-

нию потребления рабочего класса, ни к сокращению рабочего времени» (с. 155).

Все эти указания вполне справедливы. И опять-таки такая оценка Сисмонди замеча-

тельно рельефно показывает, как народник абсолютно не сумел понять романтика,

понять свойственную романтизму точку зрения на капитализм и ее радикальное отли-

чие от точки зрения научной теории. Народник и не мог этого понять, потому что на-

родничество само не пошло дальше

* См. приложение к русскому переводу «Опыта о народонаселении» Мальтуса. (Перевод Бибикова,

СПБ. 1868.) Отрывок из сочинения Прудона «О справедливости».

178 В . И . ЛЕНИН

романтизма. Но если указания Сисмонди на противоречивый характер капиталистиче-

ского употребления машин были крупным прогрессом в 1820-х годах, то в настоящее

время ограничиваться подобной примитивной критикой и не понимать ее мелкобуржу-

азной ограниченности уже совершенно непростительно.

В этом отношении (т. е. в вопросе о различии учения Сисмонди от новейшей тео-

рии)

* Эфруси твердо остается при своем. Он не умеет даже поставить вопроса. Указав-

ши, что Сисмонди видел противоречие, он этим и удовлетворяется, как будто бы исто-

рия не показывала самые разнородные приемы и способы критиковать противоречия

капитализма. Говоря, что Сисмонди считал вредными машины не сами по себе, а

вследствие их действия при данном социальном строе, Эфруси и не замечает, какая

примитивная, поверхностно-сентиментальная точка зрения сказывается уже в одном

этом рассуждении. Сисмонди действительно рассуждал: вредны машины или не вред-

ны? и «решал» вопрос сентенцией: машины полезны лишь тогда, когда производство

сообразуется с потреблением (ср. цитаты в «Р. Б.» № 7, с. 156). После всего изложенно-

го выше нам нет надобности доказывать здесь, что подобное «решение» есть не что

иное, как подстановка мелкобуржуазной утопии на место научного анализа капитализ-

ма. Сисмонди нельзя винить в том, что он не произвел такого анализа. Исторические

заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с совре-

менными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими пред-

шественниками. Но мы судим здесь уже не о Сисмонди и не о его примитивной, сенти-

ментальной точке зрения, а об экономисте «Р. Б—ва», который до сих пор не понимает

отличия такой точки зрения от новейшей. Он не понимает**, что для характеристики

этого отличия следовало поставить вопрос не о том, был ли Сисмонди

* А мы видели уже неоднократно, что Эфруси везде старался проводить это сравнение Сисмонди с

современной теорией. ** В изданиях 1898 и 1908 гг. текст: «отличия такой точки зрения от новейшей. Он не понимает» —

отсутствует. Ред.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 179

врагом машин или нет, а о том, понимал ли Сисмонди значение машин в капиталисти-

ческом строе? понимал ли он роль машин в этом строе, как фактора прогресса? И то-

гда экономист «Р. Б—ва» мог бы заметить, что с своей мелкобуржуазной, утопической

точки зрения Сисмонди и не мог поставить такого вопроса и что в постановке и раз-

решении его и состоит отличие новой теории. Тогда Эфруси мог бы понять, что, заме-

няя вопрос об исторической роли машин в данном капиталистическом обществе — во-

просом об условиях «выгодности» и «пользы» машин вообще, Сисмонди, естественно,

приходил к учению об «опасности» капитализма и капиталистического употребления

машин, взывал о необходимости «задержать», «умерить», «регламентировать» рост ка-

питализма и становился в силу этого реакционером. Непонимание исторической роли

машин, как фактора прогресса, и составляет одну из причин, по которой новейшая тео-

рия признала учение Сисмонди реакционным.

Мы не будем здесь, разумеется, излагать новейшее учение (т. е. учение Маркса) о

машинном производстве. Отсылаем читателя хоть к вышеназванному исследованию Н.

Зибера, гл. X: «Машины и крупная промышленность» и особенно глава XI: «Разбор

теории машинного производства»*

. Отметим только в самых кратких чертах ее суть.

Она сводится к двум пунктам: во-1-х, к историческому анализу, установившему место

машинного производства в ряду других стадий развития капитализма и отношение ма-

шинной индустрии к этим предшествующим стадиям (капиталистической простой коо-

перации и капиталистической мануфактуре); во-2-х, к анализу роли машин в капитали-

стическом хозяйстве и особенно к анализу того преобразования всех условий жизни

населения, которое производит машинная индустрия. По первому пункту теория уста-

новила, что

*

«Сказать по правде, — говорит Зибер в начале этой главы, — излагаемое учение о машинах и о

крупной индустрии представляет такой неисчерпаемый источник новых мыслей и оригинальных иссле-

дований, что, если бы кто вздумал взвесить относительные достоинства этого учения вполне, ему при-

шлось бы написать по одному этому предмету чуть не целую книгу» (с. 473).

180 В . И . ЛЕНИН

машинная индустрия есть только одна стадия (именно высшая) капиталистического

производства, и показала ее возникновение из мануфактуры. По второму пункту теория

установила, что машинная индустрия является гигантским прогрессом в капиталисти-

ческом обществе не только потому, что она в громадной степени повышает производи-

тельные силы и обобществляет труд во всем обществе*

, но также потому, что она раз-

рушает мануфактурное разделение труда, делает необходимостью переход рабочих от

одних занятий к другим, разрушает окончательно отсталые патриархальные отношения,

в особенности в деревне**, дает сильнейший толчок прогрессивному движению обще-

ства как по указанным причинам, так и вследствие концентрации индустриального на-

селения. Прогресс этот сопровождается, как и все другие прогрессы капитализма, также

и «прогрессом» противоречий, т. е. обострением и расширением их.

Читатель спросит, может быть, какой же интерес имеет разбор взглядов Сисмонди

по такому общеизвестному вопросу и такое суммарное указание на новую теорию, с

которой все «знакомы», с которой все «согласны».

А вот, чтобы посмотреть на это «согласие», мы и возьмем теперь наиболее видного

народнического экономиста, г. Н. —она, претендующего на строгое применение но-

вейшей теории. В своих «Очерках», как известно, г. Н. —он одной из своих специаль-

ных задач поставил изучение капитализации русской текстильной индустрии, которая

характеризуется как раз наибольшим приложением машин.

Спрашивается, на какой точке зрения стоит г. Н.—он в этом вопросе: на точке зре-

ния Сисмонди (с которым, как мы видели, он разделяет точку зрения на весьма многие

стороны капитализма) или на точке зрения но-

* Сравнивая «сочетание труда» в общине и в капиталистическом обществе с машинной индустрией,

Зибер вполне справедливо замечает: «Между «слагаемым» общины и «слагаемым» общества с машин-

ной продукцией существует приблизительно такое же различие, как, напр., между единицей 10 и едини-

цей 100» (с. 495). ** Зибер, назв. соч., с. 467.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 181

вейшей теории? Является ли он по такому важному вопросу романтиком или… реали-

стом?

*

Мы видели, что первым отличием новейшей теории является исторический анализ

возникновения машинной индустрии из капиталистической мануфактуры. Поставил ли

г. Н. —он вопрос о возникновении русской машинной индустрии? Нет. Он дал, правда,

указание, что ей предшествовала работа на дому на капиталиста и ручная «фабрика»**,

но вопроса об отношении машинной индустрии к предшествующей стадии не только не

разъяснил, но даже не «заметил», что фабрикой по научной терминологии нельзя было

назвать

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн