Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

смотрел на товарный обмен, как

на естественный строй, восставая против денег, в которых он видел «чуждый элемент»

(с. 30, ibid.), так и Сисмонди смотрел на мелкое производство, как на естественный

строй, восставая против крупного капитала, в котором он видел чуждый элемент. Буа-

гильбер не понимал неразрывной и естественной связи денег с товарным обменом, не

понимал, что противополагает, как чуждые элементы, две формы «буржуазного труда»

(ibid., 30—31). Сисмонди не понимал неразрывной и естественной связи крупного ка-

питала с мелким самостоятельным производством, не понимал, что это — две формы

товарного хозяйства. Буагильбер, «восставая против буржуазного труда в одной его

форме», «впадая в утопию, возводит его в апофеоз в другой» (ibid.). Сисмонди, восста-

вая против крупного капитала, т. е. против товарного хозяйства в одной форме, именно

наиболее развитой, впадая в утопию, возводил в апофеоз мелкого производителя (осо-

бенно крестьянство), т. е. товарное хозяйство в другой, только зачаточной форме.

«Если политическая экономия, — продолжает автор «Критики», — в лице Рикардо

беспощадно выводит свое последнее заключение и этим завершается, то Сисмонди

194 В . И . ЛЕНИН

дополняет этот результат, представляя на себе самом ее сомнения» (с. 36).

Таким образом, автор «Критики» сводит значение Сисмонди к тому, что он выдвинул

вопрос о противоречиях капитализма и таким образом поставил задачу дальнейшему

анализу. Все самостоятельные воззрения Сисмонди, который хотел также ответить на

этот вопрос, признаются цитируемым автором ненаучными, поверхностными и отра-

жающими его реакционную мелкобуржуазную точку зрения (см. вышеприведенные от-

зывы и один отзыв ниже, в связи с «цитатой» Эфруси).

Сравнивая доктрину Сисмонди с народничеством, мы видим по всем почти пунктам

(за исключением отрицания теории ренты Рикардо и мальтузианских наставлений кре-

стьянам) поразительное тождество, доходящее иногда до одинаковости выражений.

Экономисты-народники стоят целиком на точке зрения Сисмонди. Мы еще более убе-

димся в этом ниже, когда перейдем от теории к воззрениям Сисмонди на практические

вопросы.

Что касается, наконец, до Эфруси, то он ни по одному пункту не дал правильной

оценки Сисмонди. Указывая на подчеркивание противоречий капитализма и осуждение

их у Сисмонди, Эфруси совершенно не понял ни резкого отличия его теории от теории

научного материализма, ни диаметральной противоположности романтической и науч-

ной точки зрения на капитализм. Симпатия народника к романтику, трогательное еди-

нодушие их помешало автору статей в «Русск. Богат.» правильно охарактеризовать это-

го классического представителя романтизма в экономической науке.

Мы привели сейчас отзыв о Сисмонди, что «он в себе самом представлял сомнения»

классической экономии.

Но Сисмонди и не думал ограничиваться такой ролью (которая дает ему почетное

место среди экономистов). Он, как мы видели, пытался разрешать сомнения и пытался

крайне неудачно. Мало того, он обвинял классиков и их науку не за то, что она остано-

вилась перед анализом противоречий, а за то, что она будто бы следовала неверным

приемам. «Старая наука не учит нас ни понимать, ни предупреждать» новые бедствия

(I, XV),

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 195

говорит Сисмонди в предисловии ко 2-му изданию своей книги, объясняя этот факт не

тем, что анализ этой науки неполон и непоследователен, а тем, что она будто бы «уда-

рилась в абстракции» (I, 55: новые ученики А. Смита в Англии бросились (se sont jetes)

в абстракции, забывая о «человеке») — и «идет по ложному пути» (II, 448). В чем же

состоят обвинения Сисмонди против классиков, позволяющие ему сделать такой вы-

вод?

«Экономисты, наиболее знаменитые, слишком мало обращали внимания на потреб-

ление и на сбыт» (I, 124).

Это обвинение повторялось со времен Сисмонди бесчисленное множество раз. Счи-

тали нужным выделять «потребление» от «производства» как особый отдел науки; го-

ворили, что производство зависит от естественных законов, тогда как потребление оп-

ределяется распределением, зависящим от воли людей, и т. п., и т. п. Как известно, на-

ши народники держатся тех же идей, выделяя на первое место распределение*

.

Какой же смысл в этом обвинении? Оно основано лишь на крайне ненаучном пони-

мании самого предмета политической экономии. Ее предмет вовсе не «производство

материальных ценностей», как часто говорят (это — предмет технологии), а общест-

венные отношения людей по производству. Только понимая «производство» в первом

смысле, и можно выделять от него особо «распределение», и тогда в «отделе» о произ-

водстве, вместо

* Само собою разумеется, что Эфруси также не преминул выхвалять и за это Сисмонди. «В учении

Сисмонди важны, — читаем мы в «Р. Б.» № 8, с. 56, — не столько отдельные, специальные меры, пред-

лагавшиеся им, сколько общий дух, которым проникнута вся его система. Вопреки классической школе,

он выдвигает с особенной силой интересы распределения, а не интересы производства». Вопреки своим

повторным «ссылкам» на «новейших» экономистов, Эфруси абсолютно не понял их учения и продолжа-

ет возиться с сентиментальным вздором, характеризующим примитивную критику капитализма. Наш

народник и здесь хочет спастись тем, что сопоставляет Сисмонди с «многими видными представителями

исторической школы»; оказывается, что «Сисмонди ушел дальше» (ibid.), и Эфруси совершенно этим

удовлетворяется! «Ушел дальше» немецких профессоров — чего же вам еще надо? Подобно всем народ-

никам, Эфруси старается перенести центр тяжести на то, что Сисмонди критиковал капитализм. О том,

что критика капитализма бывает разная, что критиковать капитализм можно и с сентиментальной, и с

научной точки зрения, — экономист «Р. Б—ва», видимо, не имеет понятия.

196 В . И . ЛЕНИН

категорий исторически определенных форм общественного хозяйства, фигурируют ка-

тегории, относящиеся к процессу труда вообще: обыкновенно такие бессодержатель-

ные банальности служат лишь потом к затушевыванию исторических и социальных ус-

ловий. (Пример — хоть понятие о капитале.) Если же мы последовательно будем смот-

реть на «производство», как на общественные отношения по производству, то и «рас-

пределение», и «потребление» потеряют всякое самостоятельное значение. Раз выясне-

ны отношения по производству, — тем самым выяснилась и доля в продукте, прихо-

дящаяся отдельным классам, а следовательно, «распределение» и «потребление». И на-

оборот, при невыясненности производственных отношений (напр., при непонимании

процесса производства всего общественного капитала в его целом) всякие рассуждения

о потреблении и распределении превращаются в банальности или невинные романти-

ческие пожелания. Сисмонди — родоначальник подобных толков. Родбертус тоже мно-

го говорил о «распределении национального продукта», «новейшие» авторитеты Эфру-

си созидали даже особые «школы», одним из принципов которых было особое внима-

ние к распределению*

. И все эти теоретики «распределения» и «потребления» не суме-

ли разрешить даже основного вопроса об отличии общественного капитала от общест-

венного дохода, все продолжали путаться в противоречиях, перед которыми остановил-

ся А. Смит**. — Проблему удалось решить лишь экономисту, никогда не выделявшему

особо рас-

* Весьма справедливо Ингрем сближает Сисмонди с «катедер-социалистами» (с. 212 «Истории поли-

тической экономии». М. 1891), заявляя наивно: «Мы уже (!!) примкнули к воззрению Сисмонди на госу-

дарство, как на такую силу, которая должна заботиться… о распространении благ общественного соеди-

нения и новейшего прогресса, по возможности, на все классы общества» (215). Какой глубиной отлича-

ются эти «воззрения» Сисмонди, мы уже видели на примере протекционизма. ** См., напр., статью «Доход» Р. Мейера в «Handw. der St.» (русский перевод в сборнике «Промыш-

ленность»), излагающую всю беспомощную путаницу в рассуждениях «новейших» немецких профессо-

ров об этом предмете. Оригинально, что Р. Мейер, опираясь прямо на Ад. Смита и приводя в указании

литературы ссылку на те самые главы II тома «Капитала», в которых содержится полное опровержение

Смита, не упоминает об этом в тексте.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 197

пределения, протестовавшему самым энергичным образом против «вульгарных» рас-

суждений о «распределении» (ср. замечания Маркса на Готскую программу, цитиро-

ванные у П. Струве в «Критических заметках», с. 129, эпиграф к IV гл.)65. Мало того.

Самое разрешение проблемы состояло в анализе воспроизводства общественного капи-

тала. Ни о потреблении, ни о распределении автор и не ставил особого вопроса; но и то,

и другое выяснилось вполне само собой после того, как доведен был до конца анализ

производства.

«Научный анализ капиталистического способа производства доказывает, что… усло-

вия распределения, по сущности своей тождественные с условиями производства, со-

ставляют оборотную сторону этих последних, так что и те и другие носят одинаково

тот же самый исторически преходящий характер». «Заработная плата предполагает на-

емный труд, прибылькапитал. Эти определенные формы распределения предпола-

гают, след., определенные общественные черты (Charaktere) условий производства и

определенные общественные отношения агентов производства. Определенное отноше-

ние распределения есть, следовательно, лишь выражение исторически определенного

отношения производства». «… Каждая форма распределения исчезает вместе с опреде-

ленной формой производства, которой она соответствует и из которой проистекает».

«То воззрение, которое рассматривает исторически лишь отношения распределения,

но не отношения производства, с одной стороны, есть лишь воззрение зарождающейся,

еще робкой (непоследовательной, befangen) критики буржуазной экономии. С другой

же стороны, оно основано на смешении и отождествлении общественного процесса

производства с простым процессом труда, который должен совершать и искусственно

изолированный человек без всякой общественной помощи. Поскольку процесс труда

есть лишь процесс между человеком и природой, — его простые элементы остаются

одинаковыми для всех общественных форм развития. Но каждая определенная истори-

ческая

198 В . И . ЛЕНИН

форма этого процесса развивает далее материальные основания и общественные формы

его» («Капитал», т. III, 2, стр. 415, 419, 420 немецкого оригинала)

66.

Не более посчастливилось Сисмонди и в другого рода нападках на классиков, зани-

мающих еще больше места в его «Nouveaux Principes». «Новые ученики А. Смита в

Англии бросились в абстракции, забывая о человеке…» (I, 55). Для Рикардо «богатство

— все, а людиничто» (II, 331). «Они (экономисты, защищающие свободу торговли)

часто приносят людей и реальные интересы в жертву абстрактной теории» (II, 457) и

т. п.

Как стары эти нападки, и в то же время как они новы! Я имею в виду обновление их

народниками, поднявшими такой шум по поводу открытого признания капиталистиче-

ского развития России за настоящее, действительное и неизбежное развитие ее. Не то

же ли самое повторяли они на разные лады, крича об «апологии власти денег», о «соци-

ал-буржуазности» и т. п.?67 И к ним еще в гораздо большей степени, чем к Сисмонди,

приложимо замечание, сделанное по адресу сентиментальной критики капитализма во-

обще: Man schreie nicht zu sehr uber den Zynismus! Der Zynismus liegt in der Sache, nicht

in den Worten, welche die Sache bezeichnen! Не кричите очень о цинизме! Цинизм за-

ключается не в словах, описывающих действительность, а в самой действительности!

68

«Еще в гораздо большей степени», — говорим мы. Это — потому, что романтики за-

падноевропейские не имели перед собой научного анализа противоречий капитализма,

что они впервые указывали на эти противоречия, что они громили («жалкими слова-

ми», впрочем) людей, не видевших этих противоречий.

Сисмонди обрушивался на Рикардо за то, что тот с беспощадной откровенностью

делал все выводы из наблюдения и изучения буржуазного общества: он формулировал

открыто и существование производства ради производства, и превращение рабочей си-

лы в товар, на который смотрят так же, как на всякий другой товар, — и то, что для

«общества» важен только

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 199

чистый доход, т. е. только величина прибыли*

. Но Рикардо говорил совершенную прав-

ду: на деле все обстоит именно так. Если эта истина казалась Сисмонди «низкой ис-

тиной», то он должен бы был искать причин этой низости совсем не в теории Рикардо и

нападать совсем не на «абстракции»;

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн