Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

владение крестьянством орудиями про-

изводства является — и исторически, и логически — исходным пунктом именно капиталистического

производства, г. Н. —он и не подозревает!

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 205

людьми, поднимется, может быть, выше предрассудков и рутины. Но познания

(l’intelligence, т. е. познания в сельском хозяйстве) не дойдут до того, кто сам работает,

и будут применены хуже… Патриархальное хозяйство улучшает нравы и характер этой

столь многочисленной части нации, на которой лежат все земледельческие работы.

Собственность создает привычки порядка и бережливости, постоянное довольство

уничтожает вкус к обжорству (gourmandise) и к пьянству… Вступая в обмен почти с од-

ной только природой, он (земледелец) имеет меньшее, чем всякий другой промышлен-

ный рабочий, поводов не доверять людям и пускать в ход против них оружие недобро-

совестности» (I, 165— 170). «Первые фермеры были простыми пахарями; они своими

руками исполняли большую часть земледельческих работ; они соразмеряли свои пред-

приятия с силами своих семей… Они не переставали быть крестьянами: сами ходят за

сохой (tiennent eux-memes les cornes de leur charrue); сами ухаживают за скотом и в по-

ле, и в конюшне; живут на чистом воздухе, привыкая к постоянному труду и к скром-

ной пище, которые создают крепких граждан и бравых солдат*

. Они почти никогда не

употребляют, для совместных работ, поденных рабочих, а только слуг (des

domestiques), выбранных всегда среди своих равных, с которыми обходятся как с рав-

ными, едят за одним столом, пьют то же вино, одеваются в то же платье. Таким обра-

зом, земледельцы с своими слугами составляют один класс крестьян, одушевленных

теми же чувствами, разделяющих те же удовольствия, подвергающихся тем же влияни-

ям, связанных с отечеством такими же узами» (I, 221).

Вот вам и пресловутое «народное производство»! И пусть не говорят, что у Сисмон-

ди нет понимания необходимости соединить производителей: он говорит прямо (см.

ниже), что «он точно так же (как и Фурье, Оуэн, Томпсон, Мюирон) желает ассоциа-

ции» (II, 365).

* Сравните, читатель, с этими сладенькими рассказами бабушки того «передового» публициста конца

XIX века, которого цитирует г. Струве в своих «Критических заметках», с. 17.71

206 В . И . ЛЕНИН

Пусть не говорят, что он стоит именно за собственность: напротив, центр тяжести у

него мелкое хозяйство (ср. II, 355), а не мелкая собственность. Понятно, что эта идеали-

зация мелкого крестьянского хозяйства принимает отличный вид при других историче-

ских и бытовых условиях. Но и романтизм, и народничество возводят в апофеоз именно

мелкое крестьянское хозяйство — это не подлежит сомнению.

Точно так же идеализирует Сисмонди и примитивное ремесло, и цехи.

«Деревенский сапожник, который в то же время и купец, и фабрикант, и работник,

не сделает ни одной пары сапог, не получив заказа» (II, 262), тогда как капиталистиче-

ская мануфактура, не зная спроса, может потерпеть крах. «Несомненно, и с теоретиче-

ской и с фактической стороны, что учреждение цехов (corps de metier) препятствовало и

должно было препятствовать образованию избыточного населения. Точно так же несо-

мненно, что такое население существует в настоящее время и что оно есть необходи-

мый результат современного строя» (I, 431). Подобных выписок можно было бы при-

вести очень много, но мы откладываем разбор практических рецептов Сисмонди до

дальнейшего. Здесь же ограничимся приведенным, чтобы вникнуть в точку зрения

Сисмонди. Приведенные рассуждения можно резюмировать так: 1) денежное хозяйство

осуждается за то, что оно разрушает обеспеченное положение мелких производителей и

их взаимное сближение (в форме ли близости ремесленника к потребителю или земле-

дельца к равным ему земледельцам); 2) мелкое производство превозносится за то, что

обеспечивает самостоятельность производителя и устраняет противоречия капитализ-

ма.

Отметим, что эти обе идеи составляют существенное достояние народничества*

, и

попытаемся вникнуть в их содержание.

* Г-н Н. — он и по данному вопросу наговорил такую кучу противоречий, что из нее можно выбрать

какие угодно положения, ничем между собой не связанные. Не подлежит, однако, сомнению идеализация

крестьянского хозяйства посредством туманного термина: «народное производство». Туман — особенно

удобная атмосфера для всяких переряживаний.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 207

Критика денежного хозяйства романтиками и народниками сводится к констатиро-

ванию порождаемого им индивидуализма* и антагонизма (конкуренция), а также не-

обеспеченности производителя и неустойчивости** общественного хозяйства.

Сначала об «индивидуализме». Обыкновенно противополагают союз крестьян дан-

ной общины или ремесленников (или кустарей) данного ремесла — капитализму, раз-

рушающему эти связи, заменяющему их конкуренцией. Это рассуждение повторяет ти-

пичную ошибку романтизма, именно: заключение от противоречий капитализма к от-

рицанию в нем высшей формы общественности. Разве капитализм, разрушающий

средневековые общинные, цеховые, артельные и т. п. связи, не ставит на их место дру-

гих? Разве товарное хозяйство не есть уже связь между производителями, связь, уста-

навливаемая рынком?*** Антагонистический, полный колебаний и противоречий харак-

тер этой связи не дает права отрицать ее существования. И мы знаем, что именно раз-

витие противоречий все сильнее и сильнее обнаруживает силу этой связи, вынуждает

все отдельные элементы и классы общества стремиться к соединению, и притом соеди-

нению уже не в узких пределах одной общины или одного округа, а к соединению всех

представителей данного класса во всей нации и даже в различных государствах. Только

романтик с своей реакционной точки зрения может отрицать существование этих свя-

зей и их более глубокое значение, основанное на общности ролей в народном хозяйст-

ве, а не на территориальных, профессиональных, религиозных и т. п. интересах. И если

подобное рассуждение заслужило

общество, ассоциация это такие наименования, которые можно дать

всяческим обществам, как феодальному обществу, так и буржуазному, которое есть ассоциация, осно-

ванная на конкуренции. Каким же образом могут существовать писатели, которые считают возможным

опровергать конкуренцию одним словом: ассоциация?» (Marx. «Das Elend der Philosophie» (Маркс. «Ни-

щета философии»72. Ред.)). Критикуя со всей резкостью сентиментальное осуждение конкуренции, автор

выдвигает прямо ее прогрессивную сторону, ее движущую силу, толкающую вперед «прогресс техниче-

ский и прогресс социальный».

208 В . И . ЛЕНИН

название романтика для Сисмонди, писавшего в такую эпоху, когда существование

этих новых, порождаемых капитализмом, связей было еще в зародыше, то наши народ-

ники и подавно подлежат такой оценке, ибо теперь громадное значение таких связей

могут отрицать лишь совсем слепые люди.

Что касается до необеспеченности и неустойчивости и т. п., то это — все та же ста-

рая песенка, о которой мы говорили по поводу внешнего рынка. В подобных нападках

и сказывается романтик, осуждающий с боязливостью именно то, что выше всего ценит

в капитализме научная теория: присущее ему стремление к развитию, неудержимое

стремление вперед, невозможность остановиться или воспроизводить хозяйственные

процессы в прежних неизменных размерах. Только утопист, сочиняющий фантастиче-

ские планы расширения средневековых союзов (вроде общины) на все общество, может

игнорировать тот факт, что именно «неустойчивость» капитализма и есть громадный

прогрессивный фактор, ускоряющий общественное развитие, втягивающий все

бoльшие и бoльшие массы населения в водоворот общественной жизни, заставляющий

их задумываться над ее строем, заставляющий их самих «ковать свое счастье».

Фразы г-на Н. —она о «неустойчивости» капиталистического хозяйства, о непро-

порциональном развитии обмена, 6 нарушении равновесия между промышленностью и

земледелием, между производством и потреблением, о ненормальности кризисов и т. п.

свидетельствуют самым неоспоримым образом о том, что он стоит еще целиком на

точке зрения романтизма. Поэтому критика европейского романтизма относится и к

его теории от слова до слова. Вот доказательство:

«Послушаем старика Буагильбера:

«Цена товаров, — говорит он, — должна всегда быть пропорциональной, ибо только

такое взаимное соглашение дает возможность им в каждый момент быть снова воспро-

изводимыми… Так как богатство есть не что иное, как этот постоянный обмен между

человеком и человеком, между предприятием и предприя-

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 209

тием, то было бы ужасным заблуждением искать причины нищеты в чем-либо ином, а

не в том нарушении этого обмена, которое вызывается отклонениями от пропорцио-

нальных цен».

Послушаем также одного новейшего* экономиста:

«Великий закон, который должен быть применен к производству, есть закон пропор-

циональности (the law of proportion), который один только в состоянии удержать посто-

янство стоимости… Эквивалент должен быть гарантирован… Все нации в различные

эпохи пытались посредством многочисленных торговых регламентов и ограничений

осуществить этот закон пропорциональности, хотя бы до известной степени. Но эгоизм,

присущий человеческой природе, довел до того, что вся эта система регулирования бы-

ла ниспровергнута. Пропорциональное производство (proportionale production) есть

осуществление истинной социально-экономической науки» (W. Atkinson. «Principles of

political economy», London, 1840, p. 170 и 195)**.

Fuit Troja!*** Эта правильная пропорция между предложением и спросом, которая

опять начинает становиться предметом столь обильных пожеланий, давным-давно пе-

рестала существовать. Она пережила себя; она была возможна лишь в те времена, когда

средства производства были ограничены, когда обмен происходил в крайне узких гра-

ницах. С возникновением крупной индустрии эта правильная пропорция должна была

необходимо (mu?te) исчезнуть и производство должно было с необходимостью законов

природы проходить постоянную последовательную смену процветания и упадка, кри-

зиса, застоя, нового процветания и так далее.

Те, кто, подобно Сисмонди, хочет возвратиться к правильной пропорциональности

производства и при этом сохранить современные основы общества, суть реакционеры,

так как они, чтобы быть последовательными,

* Писано в 1847 г. ** — У. Аткинсон. «Основы политической экономии», Лондон, 1840, стр. 170 и 195. Ред. *** — Не стало Трои! Ред.

210 В . И . ЛЕНИН

должны бы были стремиться к восстановлению и других условий промышленности

прежних времен.

Что удерживало производство в правильных, или почти правильных, пропорциях?

Спрос, который управлял предложением, предшествовал ему; производство следовало

шаг за шагом за потреблением. Крупная индустрия, будучи уже самым характером

употребляемых ею орудий вынуждена производить постоянно все в больших и боль-

ших размерах, не может ждать спроса. Производство идет впереди спроса, предложе-

ние силой берет спрос.

В современном обществе, в промышленности, основанной на индивидуальном об-

мене, анархия производства, будучи источником стольких бедствий, есть в то же время

причина прогресса.

Поэтому одно из двух: либо желать правильных пропорций прошлых веков при

средствах производства нашего времени, — и это значит быть реакционером и утопи-

стом вместе в одно и то же время.

Либо желать прогресса без анархии, — и тогда необходимо отказаться от индивиду-

ального обмена для того, чтобы сохранить производительные силы» («Das Elend der

Philosophie», S. 46—48)73.

Последние слова относятся к Прудону, против которого полемизирует автор, харак-

теризуя, следовательно, отличие своей точки зрения и от взглядов Сисмонди и от воз-

зрения Прудона. Г-н Н. —он, конечно, не подошел бы во всех своих воззрениях ни к

тому, ни к другому*

. Но вникните в содержание этого отрывка. В чем состоит основное

положение цитированного автора, его основная мысль, ставящая его в непримиримое

противоречие с его предшественниками? Бесспорно, в том, что он ставит вопрос о не-

устойчивости капитализма (которую констатируют все эти три писателя) на истори-

ческую почву и признает эту неустойчивость прогрессивным фактором. Другими сло-

вами:

* Хотя большой еще вопрос, отчего не подошел бы? Не оттого ли только, что эти писатели ставили

вопросы шире, имея в виду данный хозяйственный строй вообще, его место и значение в развитии всего

человечества, не ограничивая своего кругозора одной страной, для которой будто бы можно сочинить

особую теорию.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 211

он признает, во-первых, данное капиталистическое развитие, совершающееся путем

диспропорций, кризисов и т. п., развитием необходимым, говоря, что уже самый харак-

тер средств производства (машины) вызывает безграничное стремление к расширению

производства

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн