Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

и постоянное предварение спроса предложением. Во-вторых, он признает

в этом данном развитии элементы прогресса, состоящие в развитии производительных

сил, в обобществлении труда в пределах целого общества, в повышении подвижности

населения и его сознательности и пр. Этими двумя пунктами исчерпывается его отли-

чие от Сисмонди и Прудона, которые сходятся с ним в указаниях на «неустойчивость»

и порожденные ею противоречия и в искреннем стремлении устранить эти противоре-

чия. Непонимание того, что эта «неустойчивость» есть необходимая черта всякого ка-

питализма и товарного хозяйства вообще, приводит их к утопии. Непонимание элемен-

тов прогресса, присущих этой неустойчивости, делает их теории реакционными*

.

И теперь мы предлагаем гг. народникам ответить на вопрос: разделяет ли г. Н. —он

воззрения научной теории по двум указанным пунктам? признает ли он неустойчи-

вость, как свойство данного строя и данного развития? признает ли он элементы про-

гресса в этой неустойчивости? Всякий знает, что нет, что г. Н. —он, напротив, объявля-

ет эту «неустойчивость» капитализма простой ненормальностью, уклонением и т. д. и

считает ее упадком, регрессом (ср. выше: «лишает устойчивости»), идеализируя тот

самый экономический застой (вспомните «вековые устои», «освященные веками нача-

ла» и т. п.), в разрушении которого и состоит историческая заслуга «неустойчивого»

капитализма. Ясно поэтому, что мы были вполне правы, относя его

* Этот термин употребляется в историко-философском смысле, характеризуя только ошибку теорети-

ков, берущих в пережитых порядках образцы своих построений. Он вовсе не относится ни к личным

качествам этих теоретиков, ни к их программам. Всякий знает, что реакционерами в обыденном значе-

нии слова ни Сисмонди, ни Прудон не были. Мы разъясняем сии азбучные истины потому, что гг. на-

родники, как увидим ниже, до сих пор еще не усвоили их себе.

212 В . И . ЛЕНИН

к романтикам, и что никакие «цитаты» и «ссылки» с его стороны не изменят такого

характера его собственных рассуждений.

Мы остановимся несколько ниже еще раз на этой «неустойчивости» (по поводу вра-

ждебного отношения романтизма и народничества к уменьшению земледельческого

населения на счет индустриального), а теперь приведем одно место из «Критики неко-

торых положений политической экономии», посвященное разбору сентиментальных

нападок на денежное хозяйство.

«Эти определенные общественные роли (именно: роли продавца и покупателя) не

вытекают из человеческой индивидуальности вообще, но из меновых отношений меж-

ду людьми, производящими свои продукты в форме товаров. Отношения, существую-

щие между покупателем и продавцом, настолько не индивидуальны, что они оба всту-

пают в них, лишь поскольку отрицается индивидуальный характер их труда, именно

поскольку он, как труд не индивидуальный, становится деньгами. Поэтому настолько

же бессмысленно считать эти экономически-буржуазные роли покупателя и продавца

вечными общественными формами человеческого индивидуализма, насколько неспра-

ведливо оплакивать эти роли как причину уничтожения этого индивидуализма.

Как глубоко поражает добрых людей даже совершенно поверхностная форма анта-

гонизма, проявляющаяся в покупке и продаже, показывает следующее извлечение из

книги Исаака Перейры: «Lecons sur l’industrie et les finances». Paris. 1832*

. То обстоя-

тельство, что этот же самый Исаак, в качестве изобретателя и диктатора «Credit

mobilier», приобрел печальную славу парижского биржевого волка, показывает, что со-

держится в названной книге наряду с сентиментальной критикой экономии. Г-н Перей-

ра, в то время апостол Сен-Симона, говорит: «Вследствие того, что индивидуумы изо-

лированы, отделены друг от друга как в производстве, так и в потреблении, между ни-

ми существует обмен продуктов их производства. Из необходимости

*

— «Лекции о промышленности и финансах». Париж. 1832. Ред.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 213

обмена вытекает необходимость определять относительную ценность предметов. Идеи

ценности и обмена, таким образом, тесно связаны между собою, и в своей действитель-

ной форме обе они выражают индивидуализм и антагонизмОпределять ценность

продуктов можно только потому, что существует продажа и покупка, другими словами,

антагонизм между различными членами общества. Заботиться о цене, ценности прихо-

дится только там, где происходит продажа и покупка, словом, где каждый индивидуум

должен бороться, чтобы получить предметы, необходимые для поддержания его суще-

ствования»» (назв. соч., стр. 68)74.

Спрашивается, в чем состоит тут сентиментальность Перейры? Он говорит только

об индивидуализме, антагонизме, борьбе, свойственных капитализму, говорит то самое,

что говорят на разные лады наши народники, и притом говорят, казалось бы, правду,

ибо «индивидуализм, антагонизм и борьба» действительно составляют необходимую

принадлежность обмена, товарного хозяйства. Сентиментальность состоит в том, что

этот сен-симонист, увлеченный осуждением противоречий капитализма, просматрива-

ет за этими противоречиями тот факт, что обмен тоже выражает особую форму обще-

ственного хозяйства, что он, следовательно, не только разъединяет (это верно лишь

по отношению к средневековым союзам, которые капитализм разрушает), но и соединя-

ет людей, заставляя их вступать в сношения между собой при посредстве рынка*

. Вот

эта-то поверхностность понимания, вызванная увлечением «разнести» капитализм

точки зрения утопической), и дала повод цитированному автору назвать критику Пе-

рейры сентиментальной.

Но что нам Перейра, давно забытый апостол давно забытого сен-симонизма? Не

взять ли лучше новейшего «апостола» народничества?

* Заменяя местные, сословные союзы — единством социального положения и социальных интересов,

в пределах целого государства и даже всего мира.

214 В . И . ЛЕНИН

«Производство… лишилось народного характера и приняло характер индивидуаль-

ный, капиталистический» (г. Н. —он, «Очерки», с. 321—322).

Видите, как рассуждает этот костюмированный романтик: «народное производство

стало индивидуальным». А так как под «народным производством» автор хочет разу-

меть общину75, то он указывает, следовательно, на упадок общественного характера

производства, на сужение общественной формы производства.

Так ли это? «Община» давала (если давала; впрочем, мы готовы сделать какие угод-

но уступки автору) организацию производству только в одной отдельной общине, разъ-

единенной от каждой другой общины. Общественный характер производства обнимал

только членов одной общины*

. Капитализм же создает общественный характер произ-

водства в целом государстве. «Индивидуализм» состоит в разрушении общественных

связей, но их разрушает рынок, ставя на их место связи между массами индивидов, не

связанных ни общиной, ни сословием, ни профессией, ни узким районом промысла и

т. п. Так как связь, создаваемая капитализмом, проявляется в форме противоречий и

антагонизма, поэтому наш романтик не хочет видеть этой связи (хотя и община, как

организация производства, никогда не существовала без других форм противоречий и

антагонизма, свойственных старым способам производства). Утопическая точка зрения

превращает и его критику капитализма в критику сентиментальную.

II

МЕЛКОБУРЖУАЗНЫЙ ХАРАКТЕР РОМАНТИЗМА

Идеализация мелкого производства показывает нам другую характерную черту ро-

мантической и народнической критики: ее мелкобуржуазность. Мы видели, как фран-

цузский и русский романтик одинаково превращают мелкое производство в «социаль-

ную органи-

* По данным земской статистики («Сводный сборник» Благовещенского), средний размер общины, по

123 уездам, в 22 губерниях, равняется 53 дворам с 323 душами обоего пола.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 215

зацию», в «форму производства», противополагая ее капитализму. Мы видели также,

что подобное противоположение не заключает в себе ничего, кроме крайней поверхно-

стности понимания, что это есть искусственное и неправильное выделение одной фор-

мы товарного хозяйства (крупный промышленный капитал) и осуждение ее, при утопи-

ческой идеализации другой формы того же товарного хозяйства (мелкое производст-

во). В том-то и беда как европейских романтиков начала XIX века, так и русских ро-

мантиков конца XIX, что они сочиняют себе какое-то абстрактное, вне общественных

отношений производства стоящее мелкое хозяйство и просматривают то маленькое

обстоятельство, что это мелкое хозяйство в действительности стоит в обстановке то-

варного производства, — как мелкое хозяйство европейского континента 1820-х годов,

так и русское крестьянское хозяйство 1890-х годов. В действительности мелкий про-

изводитель, возводимый в апофеоз романтиками и народниками, есть поэтому мелкий

буржуа, стоящий в таких же противоречивых отношениях, как и всякий другой член

капиталистического общества, отстаивающий себя точно так же борьбой, которая, с

одной стороны, постоянно выделяет небольшое меньшинство крупных буржуа, с дру-

гой стороны, выталкивает большинство в ряды пролетариата. В действительности, как

это всякий видит и знает, нет таких мелких производителей, которые бы не стояли ме-

жду этими двумя противоположными классами, и это срединное положение обуслов-

ливает необходимо специфический характер мелкой буржуазии, ее двойственность,

двуличность, ее тяготение к меньшинству, счастливо выходящему из борьбы, ее враж-

дебное отношение к «неудачникам», т. е. большинству. Чем дальше развивается товар-

ное хозяйство, тем сильнее и резче выступают эти качества, тем явственнее становится,

что идеализация мелкого производства выражает лишь реакционную, мелкобуржуаз-

ную точку зрения.

Не надо заблуждаться насчет значения этих терминов, которые автор «Критики не-

которых положений политической экономии» и прилагал именно к Сисмонди.

216 В . И . ЛЕНИН

Эти термины вовсе не говорят, что Сисмонди защищает отсталых мелких буржуа.

Сисмонди нигде их не защищает: он хочет стоять на точке зрения трудящихся классов

вообще, он выражает свое сочувствие всем представителям этих классов, он радуется,

напр., фабричному законодательству, он нападает на капитализм и показывает его про-

тиворечия. Одним словом, его точка зрения совершенно та же, что и точка зрения со-

временных народников.

Спрашивается, на чем же основана характеристика его как мелкого буржуа? Именно

на том, что он не понимает связи между мелким производством (которое идеализирует)

и крупным капиталом (на который нападает). Именно на том, что он не видит, как из-

любленный им мелкий производитель, крестьянин, становится, в действительности,

мелким буржуа. Не надо никогда забывать следующего разъяснения по поводу сведе-

ния теорий различных писателей к интересам н точке зрения различных классов:

«Не следует думать, что мелкая буржуазия принципиально стремится осуществить

свои эгоистические классовые интересы. Она верит, напротив, что специальные усло-

вия ее освобождения суть в то же время те общие условия, при которых только и может

быть спасено современное общество и устранена классовая борьба. Равным образом, не

следует думать, что все представители демократии — лавочники или поклонники ла-

вочников. По своему образованию и индивидуальному положению они могут быть да-

леки от них, как небо от земли. Представителями мелкого буржуа делает их то обстоя-

тельство, что их мысль не в состоянии преступить тех границ, которых не преступает

жизнь мелких буржуа, и потому теоретически они приходят к тем же самым задачам и

решениям, к которым мелкого буржуа приводит практически его материальный инте-

рес и его общественное положение. Таково и вообще отношение между политическими

и литературными представителями класса и тем классом, который они представляют»

(К. Маркс, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», перевод Базарова и Степанова,

стр. 179—180)76.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 217

Поэтому весьма комичны те народники, которые думают, что указания на мелко-

буржуазность делаются лишь с целью сказать что-либо особенно ядовитое, что это —

простой полемический прием. Таким отношением они показывают непонимание общих

воззрений их противников, а главное, — непонимание самых основ той критики капи-

тализма, с которой они все «согласны», и ее отличия от сентиментальной и мелкобур-

жуазной критики. Одно уже усиленное стремление обойти самый вопрос об этих по-

следних видах критики, о существовании их в Западной Европе, об отношении их к

критике научной показывает наглядно, почему народники не хотят понять этого отли-

чия*

.

Поясним сказанное примером. В библиографическом отделе «Русской Мысли»77 за

1896 г. № 5 (стр. 229 и сл.) идет речь о том, что «в последнее время выступила и с пора-

зительной быстротой растет группа» среди интеллигенции, относящаяся с принципи-

альной и безусловной враждебностью к народничеству. Г-н рецензент указывает в са-

мых кратких чертах на причины и характер этой враждебности, и нельзя не отметить с

признательностью, что он излагает при этом вполне точно суть враждебной народни-

честву точки зрения**. Г-н рецензент

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн