Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

опережали это развитие. Сисмонди же

поворачивался к этому развитию задом; его утопия не предвосхищала будущее, а рес-

таврировала прошлое; он смотрел не вперед, а назад, мечтая «прекратить ломку», — ту

самую «ломку», из которой выводили свои утопии указанные писатели*

. Вот почему

утопия Сисмонди признается — и совершенно справедливо — реакционной. Основание

такой характеристики заключается, повторяем еще раз, только в том, что Сисмонди не

понимал прогрессивного значения той «ломки» старых, полусредневековых, патриар-

хальных общественных отношений западноевропейских государств, которую с конца

прошлого века начала проделывать крупная машинная индустрия.

Эта специфическая точка зрения Сисмонди проглядывает даже среди его рассужде-

ний об «ассоциации» вообще. «Я желаю, — говорит он, — чтобы собственность на ма-

нуфактуры (la propriete des manufactures) была разделена между большим числом сред-

них капиталистов, а не соединялась в руках одного человека,

*

«Роберт Оуэн, — говорит Маркс, — отец кооперативных фабрик и кооперативных лавок, — кото-

рый, однако, вовсе не разделял иллюзий своих преемников насчет значения (Tragweite) этих изолирован-

ных элементов преобразования, — не только фактически исходил в своих опытах из фабричной системы,

но и теоретически объявлял ее исходным пунктом «социального переворота»»87.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 241

владеющего многими миллионами…» (II, 365). Еще рельефнее точка зрения мелкого

буржуа сказалась в такой тираде: «Нужно устранить не класс бедных, а класс поденщи-

ков; их следует вернуть в класс собственников» (II, 308). «Вернуть» в класс собствен-

ников — в этих словах вся суть доктрины Сисмонди!

Разумеется, Сисмонди должен был сам чувствовать неосуществимость своих благо-

пожеланий, чувствовать резкий диссонанс между ними и современной рознью интере-

сов. «Задача соединить снова интересы тех, кто участвует вместе в одном и том же

производстве (qui concourrent a la meme production)… без сомнения, трудна, но я не ду-

маю, чтобы эта трудность была так велика, как предполагают» (II, 450)*

. Сознание это-

го несоответствия своих пожеланий и чаяний с условиями действительности и их раз-

витием вызывает, естественно, стремление доказать, что «еще не поздно» «вернуться»

и т. п. Романтик пытается опереться на неразвитость противоречий современного

строя, на отсталость страны. «Народы завоевали систему свободы, в которую мы

вступили (речь шла о падении феодализма); но в то время, когда они разрушили ярмо,

которое они так долго носили, трудящиеся классы (les hommes de peine — представите-

ли труда) не были лишены всякой собственности. В деревне они в качестве половников,

чиншевиков (censitaires), арендаторов владели землей (ils se trouverent associes a la

propriete du sol). В городах в качестве членов корпораций, ремесленных союзов

(metiers), образованных ими для взаимной защиты, они были самостоятельными про-

мышленниками (ils se trouverent associes a la propriete de leur industrie). Только в наши

дни, только в самое последнее время (c’est dans ce moment meme) прогресс богатства и

конкуренция ломает все эти ассоциации. Но эта ломка (revolution) еще наполовину не

закончена» (II, 437).

«Правда, только одна нация находится теперь в этом неестественном положении;

только в одной нации мы

*

«Задача, которую предстоит решить русскому обществу, с каждым днем усложняется. С каждым

днем захваты капитализма становятся обширнее…» (ibid.).

242 В . И . ЛЕНИН

видим этот постоянный контраст мнимого богатства (richesse apparente) и ужасной ни-

щеты десятой доли населения, вынужденной жить на счет общественной благотвори-

тельности. Но эта нация, столь достойная подражания в других отношениях, столь ос-

лепительная даже в своих ошибках, соблазнила своим примером всех государственных

людей континента. И если эти размышления не смогут уже принести пользы ей, то я

окажу, по крайней мере, думается мне, услугу человечеству и моим соотечественникам,

показывая опасности того пути, по которому она идет, и доказывая ее собственным

опытом, что основывать политическую экономию на принципе неограниченной конку-

ренции — это значит приносить в жертву интерес человечества одновременному дей-

ствию всех личных страстей» (II, 368)*

. Так заканчивает Сисмонди свои «Nouveaux

Principes».

Общее значение Сисмонди и его теории формулировал отчетливо Маркс в следую-

щем отзыве, дающем сначала очерк тех условий западноевропейской экономической

жизни, которые породили такую теорию (и притом породили именно в ту эпоху, когда

капитализм только еще начинал создавать там крупную машинную индустрию), а затем

и оценку ее**.

«Средневековое мещанство и сословие мелких крестьян были предшественниками

современной буржуазии. В странах, менее развитых в промышленном и торговом от-

ношениях, класс этот до сих пор еще прозябает рядом с развивающейся буржуазией.

В тех странах, где развилась современная цивилизация, образовалось — и как до-

полнительная часть капиталистического общества постоянно вновь образуется — бур-

жуазное среднее сословие (которое колеблется между пролетариатом и буржуазией).

Но конкуренция постоянно сталкивает принадлежащих к этому классу лиц в ряды про-

летариата, и они начи-

*

«Русскому обществу предстоит решение великой задачи, крайне трудной, но не невозможной —

развить производительные силы населения в такой форме, чтобы ими могло пользоваться не незначи-

тельное меньшинство, а весь народ» (Н. —он, 343). ** Ср. цитаты в «Р. Б.» № 8, стр. 57, а также «Р. Б—во» № 6, стр. 94, в статье г-на Н. —она.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 243

нают даже предвидеть приближение того момента, когда, с развитием крупной про-

мышленности, они совершенно исчезнут, как самостоятельная часть современного об-

щества, и в торговле, мануфактуре и земледелии заменятся надзирателями и наемными

служащими.

В таких странах, как Франция, где крестьянство составляет гораздо более половины

всего населения, естественно было появление писателей, которые, становясь на сторону

пролетариата, прикладывали к капиталистическим условиям мелкобуржуазную и мел-

кокрестьянскую мерку и защищали дело рабочих с мелкобуржуазной точки зрения. Так

возникло мелкобуржуазное социальное учение. Сисмонди стоит во главе этого рода ли-

тературы не только во Франции, но даже и в Англии.

Это учение прекрасно умело подметить противоречия современных условий произ-

водства. Оно разоблачило лицемерный оптимизм экономистов. Оно указало на разру-

шительное действие машинного производства и разделения труда, на концентрацию

капиталов и поземельной собственности, на излишнее производство и кризисы, на не-

избежную гибель мелкой буржуазии и крестьянства, на нищету пролетариата, анархию

в производстве, вопиющие несправедливости в распределении богатства, на разори-

тельную промышленную войну наций между собой, разложение старых нравов, старых

семейных отношений и старых национальностей*

.

Положительная сторона требований этого направления заключается или в восста-

новлении старых способов производства и обмена, а вместе с ними старых имущест-

венных отношений и старого общественного строя; или же оно стремится насильствен-

но удержать современные способы производства и обмена в рамках старых имущест-

венных отношений, которые они уже разбили и необходимо должны были разбить. В

обоих случаях оно является реакционным и утопическим одновременно.

* Этот отрывок приводит Эфруси в № 8 «Р. Б—ва» на стр. 57 (от последней красной строки).

244 В . И . ЛЕНИН

Цеховая организация промышленности и патриархальное сельское хозяйство явля-

ются последним его словом»*88.

Справедливость этой характеристики мы старались показать при разборе каждого

отдельного члена в доктрине Сисмонди. Теперь же отметим лишь курьезный прием,

употребленный здесь Эфруси в завершение всех промахов в его изложении, критике и

оценке романтизма. Читатель помнит, что в самом начале своей статьи (в № 7 «Р. Б—

ва») Эфруси заявил, что причисление Сисмонди к реакционерам и утопистам

«несправедливо» и «неправильно» (I. с, стр. 138). Чтобы доказать такой тезис, Эфруси,

во-первых, ухитрился обойти полным молчанием самое главное, именно связь точки

зрения Сисмонди с положением и интересами особого класса капиталистического

общества, мелких производителей; во-вторых, при разборе отдельных положений

теории Сисмонди, Эфруси частью представлял его отношение к новейшей теории в

совершенно неправильном свете, как мы это показали выше, частью же просто

игнорировал новейшую теорию, защищая Сисмонди ссылками на немецких ученых,

которые «не ушли дальше» Сисмонди; в-третьих, наконец, Эфруси пожелал

резюмировать оценку Сисмонди таким образом: «Наш (!) взгляд на значение Симонда

де Сисмонди, — говорит он, — мы можем (!!) резюмировать в следующих словах»

одного немецкого экономиста («Р. Б.» № 8, стр. 57), и дальше цитируется отмеченный

выше отрывок, т. е. только частичка характеристики, данной этим экономистом,

причем отброшена именно та часть, где выясняется связь теории Сисмонди с особым

классом новейшего общества, и та часть, где окончательный вывод гласит о

реакционности и утопизме Сисмонди! Мало этого. Эфруси не ограничился тем, что

выхватил частичку

* Ср. «Р. Б—во», указанная статья, 1894 г., № 6, с. 88. Г-н Н. —он делает в переводе этого отрывка две

неточности и один пропуск. Вместо «мелкобуржуазный» и «мелкокрестьянский» он переводит «узко

мещанский» и «узко крестьянский». Вместо «дело рабочих» он переводит «дело народа», хотя в ориги-

нале стоит der Arbeiter. Слова: «необходимо должны были разбить» (gesprengt werden mu?ten) он пропус-

кает.

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА 245

отзыва, не дающую никакого понятия о целом отзыве, и, таким образом, представил в

совершенно неверном свете отношение этого экономиста к Сисмонди. Он пожелал еще

прикрасить Сисмонди, как будто бы оставаясь лишь передатчиком взглядов того же

экономиста.

«Прибавим к этому, — говорит Эфруси, — что по некоторым теоретическим воззре-

ниям Сисмонди является предшественником самых выдающихся новейших экономи-

стов*

: вспомним его взгляды на доход с капитала, на кризис, его классификацию на-

ционального дохода и т. д.» (ibid.). Таким образом, вместо того, чтобы прибавить к

указанию заслуг Сисмонди немецким экономистом указание того же экономиста на

мелкобуржуазную точку зрения Сисмонди, на реакционный характер его утопии, —

Эфруси прибавляет к числу заслуг Сисмонди именно те части его учения (вроде

«классификации национального дохода»), в которых, по отзыву все того же экономи-

ста, нет ни одного научного слова.

Нам возразят: Эфруси может вовсе не разделять того мнения, что объяснения эконо-

мических доктрин следует искать в экономической действительности; он может быть

глубоко убежденным в том, что теория А. Вагнера о «классификации национального

дохода» есть теория «самая выдающаяся». — Охотно верим. Но какое же право имел

он кокетничать с той теорией, о которой гг. народники так любят говорить, что они с

ней «согласны», тогда как на деле он не понял абсолютно отношения этой теории к

Сисмонди и сделал все возможное (и даже невозможное), чтобы представить это отно-

шение в совершенно неверном виде?

Мы не стали бы уделять так много места этому вопросу, если бы дело касалось од-

ного только Эфруси — писателя, имя которого встречается в народнической литерату-

ре едва ли не впервые. Нам важна вовсе не личность Эфруси и даже не его воззрения, а

отношение

* Вроде Адольфа Вагнера? К. Т.

246 В . И . ЛЕНИН

народников к разделяемой якобы ими теории знаменитого немецкого экономиста во-

обще. Эфруси совсем не представляет из себя какого-либо исключения. Напротив, его

пример вполне типичен, и, чтобы доказать это, мы и проводили везде параллель между

точкой зрения и теорией Сисмонди и точкой зрения и теорией г-на Н. —она*

. Аналогия

оказалась полнейшая: и теоретические воззрения, и точка зрения на капитализм и ха-

рактер практических выводов и пожеланий оказались у обоих писателей однородными.

А так как воззрения г-на Н. —она могут быть названы последним словом народничест-

ва, то мы вправе сделать тот вывод, что экономическое учение народников есть лишь

русская разновидность общеевропейского романтизма.

Понятно само собой, что исторические и экономические особенности России, с од-

ной стороны, и ее несравненно бoльшая отсталость, с другой стороны, вызывают осо-

бенно крупные отличия народничества. Но эти отличия не выходят, однако, за пределы

отличий видовых и потому не изменяют однородности народничества и

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн