праздничные дни, входя для это-
го в особые соглашения (на сверхурочные работы) с рабочими».
Видите, как распинаются эти лакеи денежного мешка! Вы, дескать, не извольте
очень беспокоиться, гг. фабриканты: вы можете «вести работы в любое время дня и но-
чи», только тогда надо будет назвать работу, которая раньше считалась урочной, —
сверхурочной. Измените только название работ, и больше ничего!
Удивительнее всего в этом заявлении нахальство чиновников; они наперед уверены,
что никакого ограничения сверхурочной работы не будет (если сверхурочные работы
будут ограничены, тогда фабрикант
300 В . И . ЛЕНИН
не может вести работ в любое время дня и ночи!) «Они наперед уверены, что до рабо-
чих не дойдут их циничные и откровенные советы фабрикантам не церемониться! На
этот счет и чиновники министерства финансов, кажется, отличились! Рабочим будет
очень поучительно узнать, как беседуют чиновники с фабрикантами и что они им со-
ветуют. Узнав это, рабочие поймут, что под кровом нового закона против них высту-
пают старые враги с прежними стремлениями закабалить рабочего на самом «законном
основании».
X
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ НОВЫЙ ЗАКОН?
Мы познакомились теперь во всех подробностях с новым законом. Остается рас-
смотреть еще, какое значение для рабочих и для рабочего движения в России имеет
Значение нового фабричного закона состоит в том, что он, с одной стороны, является
вынужденной уступкой правительства, что он отвоеван у полицейского правительства
соединенными и сознательными рабочими. Издание этого закона показывает успех ра-
бочего движения в России, показывает, какую громадную силу заключает в себе созна-
тельное и стойкое требование рабочих масс. Никакие преследования, ни массовые аре-
сты и высылки, ни грандиозные политические процессы, ни затравливания рабочих —
ничто не помогло. Правительство пустило в ход все свои средства и силы. Оно обру-
шилось на петербургских рабочих всей тяжестью той громадной власти, которую оно
имеет. Оно преследовало и травило рабочих без всякого суда с невиданной жестоко-
стью, стараясь во что бы то ни стало выбить из рабочих дух протеста, борьбы, стараясь
подавить начинающееся социалистическое движение рабочих против фабрикантов и
против правительства. Ничто не помогло, и правительству пришлось убедиться, что
никакие преследования отдельных рабочих не искоренят рабочего движения и что при-
ходится идти на уступки. Неограниченное правительство, кото-
рое считается всемогущим и независимым от народа, должно было уступить требова-
ниям нескольких десятков тысяч петербургских рабочих. Мы видели, как незначитель-
ны, как двусмысленны эти уступки. Но ведь это только первый шаг. Рабочее движение
давно уже вышло за пределы С.-Петербурга; оно развивается все шире, охватывая все
глубже массы промышленных рабочих во всей стране, и когда все эти массы, руково-
димые одной партией социалистов, предъявят сообща свои требования, — тогда уже
правительство не отделается такой ничтожной уступкой!
С другой стороны, значение нового закона состоит в том, что он необходимо и неиз-
бежно дает новый толчок русскому рабочему движению. Мы видели, как закон поста-
рался везде оставить лазейки фабрикантам, постарался оставить в неопределенности
самые важные вопросы. Борьба между фабрикантами и рабочими из-за применения
этого закона возникнет повсюду; эта борьба охватит гораздо более широкий район, ибо
закон распространяется на всю Россию. И рабочие сумеют вести эту борьбу сознатель-
но и твердо, сумеют настаивать на своих требованиях, сумеют обходить те ловушки,
которые расставляют им наши полицейские законы против стачек. Введение новых
фабричных порядков, изменение в громадном большинстве фабрик по всей России
обычного, урочного дня принесет громадную пользу: оно встряхнет самые отсталые
слои рабочих; оно пробудит везде самый живой интерес к вопросам и правилам фаб-
ричного быта; оно послужит прекрасным, удобным, законным поводом для рабочих
предъявлять свои требования, отстаивать свое понимание закона, отстаивать старые
обычаи, когда они выгоднее для рабочих (напр., отстаивать обычные праздники, от-
стаивать окончание работ по субботам не за 11
/2 часа, а за 2 и более), добиваться более
выгодных условий при новых соглашениях о сверхурочных работах, добиваться более
высокой платы, чтобы сокращение рабочего дня принесло действительную пользу ра-
бочим без всякого ущерба для них.
————
302 В . И . ЛЕНИН
I
Книжка о новом фабричном законе (закон 2-го июня 1897 г.) была уже написана, ко-
гда были опубликованы в начале октября правила о применении этого закона, утвер-
жденные министерством финансов по соглашению с министерством внутренних дел 20
сентября 1897 года. О том, какое громадное значение должны иметь для всего закона
эти правила, мы уже говорили раньше. На этот раз министерство поторопилось издать
правила до введения нового закона, потому что в правилах (как сейчас увидим) указаны
те случаи, когда дозволяется отступить от требований нового закона, т. е. дозволяется
фабрикантам «вести работы» сверх определенного в законе времени. Не будь эти пра-
вила настоятельно необходимы для фабрикантов, — рабочим, конечно, долго еще при-
шлось бы ждать их издания. Вскоре после «правил» опубликована также «инструкция
чинам фабричной инспекции» по применению закона 2 июня 1897 г. под видом того,
чтобы разъяснить только фабричным инспекторам способ применения закона; эта ин-
струкция узаконяет полный произвол чиновников и направлена целиком против рабо-
чих, дозволяя фабрикантам всячески обходить закон. Императорское правительство
очень любит писать хорошие слова в законах, а затем позволять обходить эти законы,
заменяя их инструкциями. При подробном разборе правил мы увидим, что именно та-
кова новая инструкция. Также отметим, что «инструкция» эта в значительной части
слово в слово списана с той статьи «Вестника Финансов»,
на которую мы не раз указывали в книжке о новом законе*
. Напр., мы указали там, как
«Вестник Финансов» подсказал одну кляузу фабрикантам: именно, «Вестник Финан-
сов» разъяснил, что новый закон не применим к тем случаям, когда в договоре рабочего
с фабрикантом не сказано ничего о рабочем времени, так как рабочий, дескать, являет-
ся в этом случае «не нанимаемым рабочим, а лицом, принимающим заказ». Это кляуз-
ное разъяснение повторяет буквально «инструкция». Правила состоят из 22 статей, из
которых, однако, многие просто повторяют целиком статьи закона 2 июня 1897 г. Заме-
тим, что правила эти относятся только к фабрикантам, «состоящим в ведении мини-
стерства финансов»; ни к горным заводам, ни к железнодорожным мастерским, ни к
казенным заводам они не относятся. Правила эти надо строго отличать от самого зако-
на: правила изданы только в развитие закона, и министры, издавшие их, могут допол-
нить их, изменить, издать новые. Правила говорят о следующих пяти вопросах: 1) о пе-
рерывах; 2) о воскресном и праздничном отдыхе; 3) об отступлениях от нового закона;
4) о сменах и 5) о сверхурочной работе. Рассмотрим подробно правила по каждому во-
просу, а в связи с ними укажем, как советует министерство финансов в своей инструк-
ции применять эти правила.
II
О перерывах постановлены такие правила: во-1-х, что перерывы не входят в число
рабочих часов, что рабочий свободен на время перерыва; перерывы должны быть ука-
заны в правилах внутреннего распорядка; во-2-х, что перерыв должен быть обязательно
установлен только в том случае, когда рабочее время более 10 ч. в сутки и что перерыв
должен быть не менее одного часа. Это правило нисколько не улучшает положения ра-
бочих. Скорее напротив. Часовой перерыв крайне мал: на большинстве фабрик уста-
новлен 11
/2 час. перерыв на обед и иногда еще полчаса перерыва на
* См. настоящий том, стр. 272. Ред.
304 В . И . ЛЕНИН
завтрак. Министры постарались взять самый меньший срок! В час рабочему сплошь да
рядом не успеть даже сходить домой пообедать.
Разумеется, рабочие не дозволят установить такого короткого перерыва и будут тре-
бовать большего. Другая оговорка насчет обязательности перерыва тоже грозит при-
теснить рабочих: перерыв обязателен по правилам министров только тогда, когда ра-
бочий день более 10-ти часов! Значит, когда рабочий день 10 часов, то фабрикант впра-
ве не давать перерыва рабочим! Опять-таки придется уже самим рабочим позаботиться
о том, чтобы фабриканты не могли и не смели пользоваться подобным правом. Рабочие
могут не соглашаться на такие правила (когда они вводятся в правила внутреннего рас-
порядка) и требовать перерыва чаще. Министрам показалось мало даже этих прижи-
мок. В «примечании» к этому правилу сказано еще, что «в случаях значительных пре-
пятствий допускаются отступления от этого требования», т. е. допускается, чтобы гг.
фабриканты вовсе не давали рабочим перерыва! Министры-то это допускают, но рабо-
чие вряд ли допустят. Кроме того, министры допускают отступления еще тогда, когда
требование перерыва будет признано обременительным для рабочих. О, заботливые гг.
министры! О том, что рабочим «обременительно» будет перерывать работы, наши ми-
нистры подумали, а о том, что рабочим «обременительно» в час успеть пообедать или
что еще более «обременительно» работать по 10 часов без перерыва, — об этом гг. ми-
нистры не заикнулись! Третье правило насчет перерыва требует, чтобы рабочему была
предоставлена возможность принятия пищи не реже, как через каждые 6 часов. Но пе-
рерывов через каждые 6 часов правила не требуют; какой же смысл такого правила?
Как же может рабочий принимать пищу без перерыва? Гг. министры на этот счет не
затруднились. Если нет перерыва (говорится в правилах), то рабочему «должна быть
предоставлена возможность принятия пищи в течение рабочего времени, причем в пра-
вилах внутреннего распорядка должно быть обозначено место приема пищи». Все это
правило —
такая глупость, что можно только развести руками! Одно из двух: или это «место прие-
ма пищи» будет обозначено не там, где рабочий работает; тогда неизбежен перерыв.
Или это место будет обозначено там же, где рабочий работает; тогда какой смысл в
надобности обозначения места? Перерывать работу рабочий не вправе, — как же может
он, не перерывая работы, принимать пищу? Гг. министры смотрят на рабочего, как на
машину: машину можно ведь на ходу покормить маслом, так отчего же (думают наши
«заботливые» прихвостни капитала, министры) нельзя и рабочему напихать в себя пи-
щу во время работы? Рабочим остается одна надежда, что такое глупое правило только
в русских чиновничьих канцеляриях и могли выдумать, а на деле оно применяться не
будет. Рабочие будут требовать, чтобы «местом для принятия пищи» обозначено было
не то место, где они работают: рабочие будут требовать перерыва через каждые 6
часов. Вот и все правила о перерывах. Министры развили закон так, что он может толь-
ко ухудшить положение рабочих, если рабочие сами себя не отстоят и не настоят со-
обща на своих, а не на министерских правилах.
III
О воскресных и праздничных отдыхах постановлено только одно небольшое прави-
ло, именно, что в воскресные и праздничные дни рабочие должны быть свободны от
работы в продолжение не менее 24-х часов сряду. Это — самое меньшее, что можно
было постановить «в развитие» закона о воскресном и праздничном отдыхе. Меньше
нельзя было назначить. А о том, чтобы назначить рабочим побольше (напр., 36 часов,
как принято в некоторых других странах), министры и не подумали. Насчет нехристиан
ничего в правилах не сказано.
IV
Насчет отступлений от закона постановлено много правил, очень много и очень под-
робных. Напомним рабочим, что закон предоставил министрам допускать в правилах
отступления от закона, увеличивая требования
306 В . И . ЛЕНИН
закона (т. е. требуя от фабрикантов большего для рабочих) и уменьшая требования за-
кона (т. е. требуя от фабрикантов меньшего для рабочих). Посмотрим, как поступили
министры. Первое правило. Отступления от