закона допускаются тогда, когда «рабочие
заняты работами непрерывными, т. е. такими, которые не могут быть прерываемы в
произвольное время без порчи приборов, материалов или изделий». В этих случаях
можно гг. фабрикантам «вести работы» и свыше определенного в законе времени. Пра-
вило требует только в этом случае, во-1-х, чтобы число рабочих часов в течение двух
последовательных суток не превосходило для рабочего 24-х часов (а при ломке смен —
тридцати часов). Почему сказано: 24 часа в двое суток, а не 12 часов в сутки, — мы
увидим в параграфе о сменах. Во-2-х, правило требует, чтобы при непрерывной работе
каждый рабочий был освобожден от работы в месяц на четверо суток, если рабочий
день его больше 8-ми часов. Значит, для рабочих в непрерывных производствах число
дней отдыха сильно уменьшено: 4 в месяц, в год 48, тогда как даже закон (при всем
урезывании праздников) оставил 66 обязательных праздников в году. Какое разумное
основание имели министры для того, чтобы уменьшить это число праздников? Ровно
никакого; непрерывность все равно нарушается и при 4-х праздниках в месяц, т. е.
фабриканты все равно должны нанимать других рабочих на время праздников (если
производство действительно непрерывно, т. е. его нельзя остановить). Значит, гг. ми-
нистры урезали еще рабочие праздники ради того только, чтобы поменьше «стеснить»
фабрикантов, чтобы уменьшить случаи найма других рабочих! Мало того, «инструк-
ция» разрешает даже фабричным инспекторам утверждать и такие правила внутреннего
распорядка, в которых назначается еще меньший отдых рабочим! Фабричный инспек-
тор должен только донести об этом департаменту торговли и промышленности. Это
самый наглядный пример, показывающий, почему наше правительство любит ничего
не говорящие законы и подробные правила и инструкции: чтобы переделать неприят-
ное правило, достаточно попросить об этом
в департаменте… безгрешных доходов!! Точно так же фабричный инспектор может (со-
гласно инструкции!) разрешить отнесение к непрерывным и таких работ, которые не
указаны в списке, приложенном к инструкции: достаточно донести департаменту…
Примечание к этому правилу говорит, что непрерывные работы должны быть особо
обозначены в правилах внутреннего распорядка. «Отступления от этого закона допус-
каются лишь постольку, поскольку это действительно необходимо» (так говорит пра-
вило министров). А кому следить за тем, действительно ли необходимо или нет? Кро-
ме рабочих некому: они должны не дозволять вносить в правила внутреннего распо-
рядка оговорки насчет непрерывных работ без действительной надобности. Второе
правило. Отступления от закона допускаются тогда, когда рабочие заняты работами
вспомогательными при различных производствах (текущий ремонт, уход за котлами,
двигателями и приводами, отопление, освещение, водоснабжение, сторожевая и пожар-
ная служба и т. п.). Отступления эти тоже должны быть особо обозначены в правилах
внутреннего распорядка. Насчет дней отдыха для этих рабочих правила не говорят ни
слова. Рабочим опять-таки остается самим понаблюсти за тем, чтобы иметь отдых, т. е.
не соглашаться на такие правила внутреннего распорядка, в которых не назначены дни
отдыха для таких рабочих. Третье правило. Отступления от правил о рабочем дне и о
воскресном и праздничном отдыхе и от правил внутреннего распорядка допускаются
еще в двух случаях: во-1-х, в случаях внезапной порчи механизмов, орудий и т. п., вы-
звавшей прекращение работ всей фабрики или отдела ее. Необходимый ремонт в этих
случаях допускается производить вне правил. Во-2-х, вне правил разрешается произво-
дить «временные работы в каком-либо отделе заведения в тех случаях, когда, вследст-
вие пожара, поломки и т. п. непредвиденных обстоятельств, работы того или иного от-
дела заведения были на некоторое время сокращены или совсем приостановлены и ко-
гда то необходимо для полного хода других отделов заведения». (В этом случае фабри-
кант должен в тот же день известить
308 В . И . ЛЕНИН
фабричного инспектора, который и разрешает такие работы.) Это последнее правило
показывает громадную «заботливость» министров о том, чтобы фабриканты не израс-
ходовали лишнего рубля. В одном отделе фабрики был пожар. Работа остановилась.
Сделав исправления, фабрикант хочет наверстать потерянное время. Поэтому министр
разрешает ему выжимать из рабочих сколько угодно лишнего труда, заставляя их рабо-
тать хоть по 18 часов в сутки. Да при чем же тут рабочие? Когда фабрикант получает
лишнюю прибыль, разве он делится с рабочими? разве он сокращает тогда рабочий
день? С какой же стати рабочим удлинять рабочий день, когда фабрикант терпит убы-
ток? Ведь это значит: прибыль себе беру, а убыток на рабочих валю. Если нужно навер-
стать потерянное, почему же не нанять других рабочих? Удивительно, как «заботливы»
русские министры о кармане гг. фабрикантов! Четвертое правило. Отступления от но-
вого закона могут быть и «в других особо важных, исключительных случаях». (Какие
это еще случаи? Да столько уже перечислено особо важных, исключительных случаев,
что, кажется, других не осталось?) Такие отступления на каждый случай отдельно раз-
решают министры финансов и внутренних дел. Значит, попросит фабрикант, — разре-
шат, министры — и ладно. Рабочих и не спрашивают: статочное ли это дело, чтобы
«господа» стали спрашивать мнение черного народа! Подлый народ должен работать
на капиталистов, а не рассуждать о том, «исключительный» ли случай заставил фабри-
канта попрошайничать или самая обыкновенная страсть к наживе. Таковы правила ми-
нистров об отступлениях от нового закона. Как видим, все эти правила говорят о том,
как и когда можно не исполнять закона, можно уменьшить то, что требует закон от
фабрикантов для рабочих. О том, чтобы увеличить требования закона от фабрикантов в
пользу рабочих, министры не говорят ни единого словечка. Пусть вспомнят рабочие,
что было сказано в книжке о новом фабричном законе по вопросу о том, для чего закон
предоставляет такие большие права министрам!
V
Насчет смен постановлено только одно небольшое правило, которое позволяет при
18-часовой работе в две смены увеличивать число рабочих часов в сутки до 12-ти, с
тем, чтобы в среднем, по расчету за две недели, рабочее время для каждого рабочего не
превосходило 9 часов в сутки. Это правило опять-таки, след., дозволяет увеличивать
рабочий день. Сколько уже правил об увеличении рабочего дня, об уменьшении не было
ни одного — и не будет! По этому правилу можно заставить рабочих работать целую
неделю по 12 часов в сутки, и «инструкция» опять-таки добавляет, что фабричные ин-
спектора могут разрешать и другие отступления от закона, донося директору… Затем к
сменам же относится вышеприведенное правило, определяющее рабочее время непре-
рывной работы в 24 часа в двое суток. Инструкция поясняет, почему сказано 24 часа в
двое суток, а не 12 часов в сутки. Это сказано для того, чтобы оставить неизменным
принятый на некоторых фабриках безобразный порядок непрерывной работы 2-х смен
через 8 часов: при таких сменах рабочий работает один день 16 часов, другой день 8
часов, не имея никогда ни правильного отдыха, ни правильного сна. Безобразнее этих
смен трудно себе что-либо представить; но министры не только не сделали ничего для
ограничения этих безобразий, но даже имели наглость сказать в «инструкции», что по-
добные смены при многих условиях удобнее для рабочих!! Вот как заботятся министры
об удобстве рабочих!
VI
О сверхурочных работах в правилах даны, на первый взгляд, наиболее точные опре-
деления. Ограничения сверхурочной работы — самое главное не только в министер-
ских правилах, но и во всем новом законе. Мы уже говорили выше о полной неопреде-
ленности самого закона по этому вопросу, о первоначальном намерении министерства
финансов оставить сверхурочные работы
310 В . И . ЛЕНИН
без всяких добавочных правил. Теперь оказалось, что министры все-таки ограничили
сверхурочные работы, ограничили именно так, как предполагала это сделать комиссия,
составлявшая новый закон, т. е. 120-ю часами в год. Но зато министр финансов в «ин-
струкции» повторил в назидание фабричным инспекторам все те уловки и кляузы про-
тив рабочих, которые мы привели в книге о новом законе из «Вестника Финансов»:
«инструкция», повторяем, списана с «Вестника Финансов».
Первое правило относится к тому положению нового закона, по которому фабрикант
может вносить в договор с рабочим условие о сверхурочных работах, необходимых по
техническим условиям производства. Мы уже говорили о неопределенности этого. А
между тем эта статья закона имеет громадную важность: если условие о сверхурочных
работах внесено в правила внутреннего распорядка, то сверхурочные работы обяза-
тельны для рабочего, и весь закон при этом остается без применения. Теперь в мини-
стерских правилах это выражение поясняется так: «необходимыми по техническим ус-
ловиям производства» можно считать только такие работы, которые вызываются «ис-
ключительно случайными и притом зависящими от свойств самого производства от-
клонениями от нормального его хода». Значит, напр., такие отклонения, которые вызы-
ваются усиленными заказами, сюда не относятся (так как они от свойств производства
не зависят). Отклонения, вызванные пожаром, поломкой и т. п., тоже сюда не относят-
ся, так как они тоже не зависят от свойств самого производства. По здравому смыслу
надо бы понимать правило именно так. Но тут на помощь фабрикантам приходит «ин-
струкция». «Инструкция» так блестяще развивает те случаи, когда сверхурочные рабо-
ты можно делать обязательными для рабочих, внося их в условия найма, т. е. в правила
внутреннего распорядка, — что к этим случаям можно отнести буквально что угодно. В
самом деле, пусть вспомнят рабочие, как развивала закон статья в «Вестнике Финан-
сов», и теперь сличат с ней «инструкцию». Сначала «инструкция» говорит о работах,
«необходимых по техническим условиям производства», — затем она незаметно под-
ставляет другое выражение: «работы безусловно необходимые» (вот как! а кто судит о
необходимости?), — а еще дальше инструкция приводит и примерчики «безусловной
необходимости»: оказывается, что сюда подходят и те случаи, когда фабриканту «не-
возможно или затруднительно (старый знакомый!) увеличить число рабочих», когда
работа идет очень спешно и срочно (напр., при сезонных работах); когда требуется вы-
пускать газету из типографии ежедневно; когда работы нельзя было предвидеть заранее
и т. д. Одним словом, чего хочешь, того просишь. Бесстыдные прихвостни капитали-
стов, заседающие в министерстве финансов, так развили закон, что фабрикант вправе
вносить в правила внутреннего распорядка требование каких угодно сверхурочных ра-
бот. А раз такое требование внесено в правила внутреннего распорядка, то весь но-
вый закон идет к черту, и все остается по-старому. Рабочие должны не допускать
внесения этих требований в правила внутреннего распорядка, иначе их положение не
только не улучшится, но даже ухудшится. Рабочие могут видеть на этом примере, как
фабриканты и чиновники сговариваются о том, как им опять закабалить рабочих на за-
конном основании. «Инструкция» ясно показывает этот сговор, это прислужничество
министерства финансов интересам капиталистов.
Второе правило о сверхурочных работах постановляет, что число сверхурочных ра-
бот на каждого рабочего не должно превышать 120 часов в год, причем в это число не
включаются, во-1-х, те сверхурочные работы, которые условлены в договоре как обяза-
тельные для рабочего «по техническим условиям производства», а мы сейчас видели,
что под это выражение министры разрешили подводить какие угодно случаи, не имею-
щие ничего общего с «техническими условиями производства»; во-2-х, не включаются
те сверхурочные работы, которые происходят по случаю пожара или поломки и проч.
или по случаю бывшей в каком-нибудь отделении остановки для наверстания потерян-
ного.
312 В . И . ЛЕНИН
Взятые вместе, все эти правила о сверхурочной работе удивительно напоминают из-
вестную басню о том, как лев делил «поровну» добычу между своими товарищами по
охоте: первую