кодексом «артельной организации»!.. «В
артельной организации… мы находим новое указание на отсутствие классовой кристал-
лизации в производстве среди кустарей, — указание на то же слияние расслоений в
земледельческой и кустарной среде, какое мы видели и в артельных мельницах» (239).
И смеют еще какие-то злые люди говорить после этого о разложении крестьянства!
До сих пор, следовательно, ни одного случая соединения кустарей для закупки сы-
рья, сбыта продукта, не говоря уже о соединении в самом производстве! Есть, однако, и
такие соединения. Подворная перепись кустарей Пермской губернии зарегистрировала
их целых четыре, причем все устроились при содействии кустарного банка: три в эки-
пажном промысле и одна в производстве земледельческих машин. Одна из артелей
имеет наемных рабочих (2 ученика и 2 наемных «подсобных» работника), в другой
двое товарищей пользуются кузницей и мастерской, принадлежащей третьему товари-
щу, за особую плату. Сообща закупают сырье и сбывают продукт, работают же по от-
дельным мастерским (кроме отмеченного случая найма за плату кузницы и мастер-
ской). Все эти четыре артели объединили 21 семейного работника. Пермский кустар-
ный банк действует уже несколько лет. Допустим, что он будет, теперь «объединять»
(для найма соседской кузницы) в один год не по 20-ти семейных рабочих, а по 50-ти.
Тогда все 15 000 семейных рабочих кустарей будут «объединены» «артельной органи-
зацией» ровно через 300 лет. А покончив с этим делом, начнут уже «объединять» и на-
емных рабочих у кустарей… И перм-
КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ 409
ские народники торжествуют: «Столь важные экономические концепции, созданные
самостоятельною работой мысли кустарной среды, служат прочным залогом экономи-
ческого прогресса производства в этой среде на началах независимости труда от капи-
тала, так как в данных фактах сказывается не стихийное только стремление кустарей к
трудовой самостоятельности, но и в полной мере сознательное» (с. 333). Помилосерд-
ствуйте, господа! Конечно, нельзя себе и представить народничества без маниловских
фраз, но ведь надо же знать и меру! Ни одна из артелей, как мы видели, не выражает
«начала независимости труда от капитала»: все — артели хозяев и хозяйчиков, многие
— с наемными рабочими. Кооперации в этих артелях нет, даже общая заготовка сырья
и продажа продукта встречается до смешного редко, объединяя поразительно ничтож-
ное число хозяев. Можно с уверенностью сказать, что не найдется ни одной капитали-
стической страны, в которой бы регистрация почти 9-ти тысяч мелких заведений с 20-ю
тысячами рабочих обнаружила такую поразительную раздробленность и одичалость
производителей, среди которых нашлось лишь несколько десятков случаев общей соб-
ственности и менее десятка случаев объединения 3—5 хозяйчиков для закупки сырья
и сбыта продукта! Эта раздробленность служила бы вернейшим залогом беспросветно-
го экономического и культурного застоя, если бы мы не видели, к счастью, как капита-
лизм с каждым днем подрезывает под корень патриархальное ремесло с его местной
ограниченностью самодовлеющих хозяйчиков, с каждым днем разрушает мелкие мест-
ные рынки (которыми держится мелкое производство), заменяя их национальным и
всемирным рынком, заставляя производителей не одной какой-нибудь деревни Гавря-
та, а производителей целой страны и даже разных стран вступать в союзы между собой,
выводя эти союзы за пределы одних только хозяев и хозяйчиков, ставя перед этими
союзами вопросы более широкие, чем вопрос о более дешевой закупке лесного мате-
риала и железа, или вопрос о более выгодной продаже гвоздей и телег.
410 В . И . ЛЕНИН
VIII
НАРОДНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Так как практические предположения и мероприятия стоят всегда в связи с тем, что
находят «отрадного» и обнадеживающего в действительности, то понятно уже a priori,
какие пожелания насчет кустарной промышленности имеются в «Очерке», который
свел все «отрадные явления» к подкрашиванию наемного труда в мелком хозяйстве и к
превознесению весьма малочисленных и односторонних соединений мелких хозяев.
Повторяя собой обычные народнические рецепты, эти пожелания поражают своей про-
тиворечивостью, с одной стороны, и безмерным преувеличением дюжинных «меро-
приятий», превращенных посредством фраз в решение великих вопросов, — с другой.
В самом начале «Очерка», во введении, еще до изложения данных переписи, мы встре-
чаем велеречивые рассуждения о «задаче кустарного кредита» — «устранить (sic!) без-
денежье», о «кооперативной организации обмена между производством и потреблени-
ем» (с. 8), о «распространении артельных организаций», устройстве кустарных складов,
технических консультаций, технических школ и т. п. (с. 9). Эти рассуждения повторя-
ются много раз в книге. «Нужно реорганизовать экономику промысла так, чтобы у кус-
таря завелись деньги; проще сказать, освободить кустаря от кулака» (119). «Задача на-
шего времени» — совершить «кустарную эмансипацию путем кредита» и т. д. (267).
«Необходимо рационализировать меновые процессы», заботиться «о проведении в не-
дра крестьянского земледельческого хозяйства рациональных основ кредита, обмена и
производства» (362), необходима «экономическая организация труда» (sic!! с. 363),
«рациональное устроение экономики народного хозяйства» и т. д. и т. п. Как видите,
это — знакомая народническая панацея, приклеенная к данным переписи. И как бы для
окончательного подтверждения своего народнического правоверия составители не
преминули осудить денежное хозяйство вообще, поучая читателя, что ремесло «состав-
ляет важную
КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ 411
услугу народному хозяйству, обеспечивая ему возможность избежать превращения на-
турального хозяйства в денежное». «Насущные интересы народного хозяйства требуют
того, чтобы производимое им сырье перерабатывалось на месте, по возможности без
денежного вмешательства в меновые процессы» (с. 360).
Народническая программа изложена здесь со всей полнотой и откровенностью, ко-
торые не оставляют желать ничего лучшего! Мы сказали: «народническая программа»,
ибо нас интересует не то, что отличает составителей «Очерка» от других народников, а,
напротив, именно то, что у них общего. Нас интересует практическая народническая
программа относительно кустарных промыслов вообще. Легко видеть, что в «Очерке»
выпукло выставлены как раз основные черты этой программы: 1) осуждение денежного
хозяйства и симпатии к натуральному хозяйству и примитивному ремеслу; 2) различ-
ные мероприятия для поддержки мелкого крестьянского производства, вроде кредита,
развития техники и т. д.; 3) насаждение всякого рода соединений и союзов между хо-
зяевами и хозяйчиками — товариществ сырьевых, складочных, ссудосберегательных,
кредитных, потребительных, производительных; 4) «организация труда» — ходячая
фраза во всех и всяческих народнических благопожеланиях. Посмотрим же на эту про-
грамму.
Что касается прежде всего до осуждения денежного хозяйства, то по отношению к
промышленности оно носит уже вполне платонический характер. Ремесло даже в
Пермской губернии оттеснено уже далеко на задний план товарным производством и
находится в положении столь жалком, что в том же самом «Очерке» мы читаем о жела-
тельности «освободить кустаря от зависимости», именно устранить зависимость ремес-
ленника от заказчика-потребителя «изысканием средств к расширению самого района
сбыта за пределы спроса для местного потребления» (с. 33). Другими словами: осужде-
ние денежного хозяйства в теории и стремление превратить ремесло в товарное хозяй-
ство — на практике! И это противоречие вовсе не составляет
412 В . И . ЛЕНИН
исключительного достояния «Очерка», а свойственно всем народническим прожектам:
как ни упираются они против товарного (денежного) хозяйства, но действительность,
изгнанная в дверь, влетает в окно, и мероприятия, за которые они высказываются, раз-
вивают именно товарное хозяйство. Пример — кредит. В своих планах и пожеланиях
народники не устраняют самого товарного хозяйства. «Очерк», например, ни слова не
говорит о том, что предлагаемые реформы должны быть основаны не на почве товарно-
го хозяйства. Напротив, он желает лишь рациональных основ обмена, кооперативной
организации обмена. Товарное хозяйство остается, оно должно быть лишь реформиро-
вано по рациональным основаниям. Утопия далеко не новая, имевшая в старой эконо-
мической литературе крупнейших выразителей. Теоретическая несостоятельность ее
обнаружена уже давно, так что останавливаться на этом вопросе не приходится. Не
лучше ли было бы вместо того, чтобы говорить нелепые фразы о необходимости «ра-
ционализировать» экономику, — «рационализировать» сначала свои представления о
действительной экономике, о действительных общественно-экономических отношени-
ях в той крайне разнородной, разносоставной массе «кустарей», судьбы которой так
бюрократически-легкомысленно хотят решать сверху наши народники? Не показывает
ли нам действительность сплошь да рядом, как практические мероприятия народников,
сочиненные по рецептам «чистых» якобы идей об «организации труда» и т. п., приво-
дят на деле лишь к помощи и содействию «хозяйственному мужичку», мелкому фабри-
кантику или скупщику, вообще всем представителям мелкой буржуазии? Это вовсе не
случайность, не результат несовершенства или неудачности отдельных мероприятий.
Напротив, на общей основе товарного хозяйства кредитом, складами, банками, техни-
ческими советами и т. д. неизбежно и необходимо пользуются прежде всего и больше
всего мелкие буржуа. Но если так, — возразят нам, — если народники в своих практи-
ческих мероприятиях, бессознательно и против своей воли, служат развитию мелкой
КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ 413
зии, а след., и капитализма вообще, то зачем же нападать на их программы людям,
принципиально признающим развитие капитализма прогрессивным процессом? Резон-
но ли из-за ошибочности, или — скажем мягче — спорности идеологических облаче-
ний, нападать на практически полезные программы, ибо никто ведь не станет отрицать
«пользы» технического образования, кредита, союзов и соединений между производи-
телями?
Это возражения не вымышленные. То в той, то в другой форме, то по тому, то по
другому поводу они постоянно слышатся в ответ на полемику против народничества.
Мы не будем здесь говорить о том, что такие возражения, будь они даже справедливы,
нисколько не опровергают того, что одно уже это облачение мелкобуржуазных прожек-
тов в возвышеннейшие социальные панацеи приносит глубокий общественный вред.
Мы намерены поставить вопрос на практическую почву ближайших и насущных нужд
современности и с этой, умышленно суженной, точки зрения оценить народническую
программу.
Несмотря на то, что многие народнические мероприятия приносят практическую
пользу, служа развитию капитализма, тем не менее в общем и целом эти мероприятия
оказываются: 1) в высшей степени непоследовательными, 2) доктринерски-
безжизненными и 3) мелочными по сравнению с действительными задачами, которые
ставит перед нашей промышленностью развивающийся капитализм. Поясним это. Мы
указали, во-1-х, на непоследовательность народников как практических людей. Наряду
с указанными выше мероприятиями, которые обыкновенно характеризуются как либе-
ральная экономическая политика, которые всегда выставлялись на знамени вожаков
буржуазии на Западе, народники ухитряются сохранять намерение задержать данное
экономическое развитие, помешать прогрессу капитализма, поддержать мелкое про-
изводство, изнемогающее в борьбе с крупным. Они защищают законы и учреждения,
стесняющие свободу мобилизации земли, свободу передвижения, удерживающие со-
словную замкнутость крестьянства и т. п.
414 В . И . ЛЕНИН
Есть ли, спрашивается, какие-либо разумные основания задерживать развитие капита-
лизма и крупной промышленности? Мы видели, из данных переписи, что пресловутая
«самостоятельность» кустарей нисколько не гарантирует от подчинения торговому ка-
питалу, от эксплуатации в ее худшей форме, что на деле положение громадной массы
этих «самостоятельных» кустарей зачастую более жалкое, чем положение наемных ра-
бочих у кустарей, что заработки их поразительно ничтожны, условия труда (по сани-
тарной обстановке и длине рабочего дня) крайне неудовлетворительны, производство
раздроблено, технически первобытно и неразвито. Есть ли, спрашивается, какие-либо
разумные основания удерживать полицейские законы, укрепляющие «связь с землей»,
запрещающие разрывать эту связь, умиляющую народников?
* Данные «кустарной пе-
реписи» 1894/95 года в Пермской губернии ясно свидетельствуют о полной бессмыс-
ленности искусственных прикреплений к земле крестьян. Это прикрепление только по-
нижает их заработки, которые при «связи с землей» оказываются более чем вдвое ниже,
чем у неземледельцев, понижает жизненный уровень, усиливает разрозненность и раз-
дробленность производителей, разбросанных по деревням, усиливает их беспомощ-
ность перед каждым скупщиком и мастерком. Прикрепление к земле задерживает в то
же время развитие земледелия, не будучи, однако, в состоянии помешать появлению
класса мелкой сельской буржуазии. Народники избегают ставить вопрос таким