промышленности. Но мы ставим это при-
ветствие в зависимость от последовательного проведения такой защиты. Разве «свобода
промышленности» состоит только в устранении уральских запрещений открывать ог-
недействующие заведения? Разве отсутствие у крестьянина права выйти из общины,
права заняться любым промыслом или делом не представляет собой гораздо более су-
щественного ограничения «свободы промышленности»? Разве отсутствие свободы пе-
редвижения, непризнание законами права каждого гражданина выбирать для жительст-
ва любую городскую или сельскую общину в государстве не ограничивает свободу
промышленности? Разве сословная замкнутость крестьянской общины, невозможность
проникнуть в нее лицам торгово-промышленного класса не ограничивает свободу про-
мышленности? и т. д. и т. д. Мы назвали
КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ 421
гораздо более важные, более общие, более распространенные стеснения свободы про-
мышленности, проявляющие свое влияние на всей России и более всего на всей кресть-
янской массе. Если «крупная, средняя и мелкая» промышленность должны быть равно-
правны, то разве не должна последняя получить те же права по отчуждению земель,
какими пользуются первые? Если уральские горные законы суть «исключительные узы,
стесняющие естественное развитие», то разве круговая порука, неотчуждаемость наде-
лов, особые сословные законы и правила о переселениях, перечислениях, промыслах и
занятиях не составляют «исключительных уз»? Разве они не «стесняют естественного
развития»?
Вот в том-то и дело, что народничество и по данному вопросу обнаружило ту же по-
ловинчатость и двуличность, которые так характерны для всякой идеологии
Kleinburger’ства*
. C одной стороны, народники не отрицают, что в нашей жизни есть
масса остатков такой «организации труда», происхождение которой относится ко вре-
менам удельщины и которая находится в самом вопиющем противоречии с современ-
ным экономическим строем, со всем хозяйственным и культурным развитием страны.
С другой стороны, они не могут не видеть, что этот экономический строй и это разви-
тие грозят погубить мелкого производителя и, устрашенные за участь этого палладиума
своих «идеалов», народники стараются задержать историю, остановить развитие, уп-
рашивают и умоляют «запретить», «не дозволять» и прикрывают этот жалкий реакци-
онный лепет фразами об «организации труда», — фразами, которые не могут не звучать
горькой насмешкой.
Для читателя ясно уже, конечно, теперь, какое главное и основное возражение сде-
лаем мы против практической народнической программы в вопросах современной
промышленности. Поскольку народнические мероприятия входят как часть или совпа-
дают с преобразованием, которое со времен Адама Смита называется свободой про-
мышленности (в широком значении слова), постольку они прогрессивны. Но, во-1-х, в
них нет
*
— мелкобуржуазности. Ред.
422 В . И . ЛЕНИН
тогда ничего «народнического», ничего поддерживающего специально мелкое произ-
водство и «особые пути» отечества. Во-2-х, эта положительная часть народнической
программы обессиливается и извращается подстановкой частных и мелочных проектов
и мероприятий на место общего и основного вопроса о свободе промышленности. По-
скольку же народнические пожелания идут против свободы промышленности, стараясь
задержать современное развитие, постольку они реакционны и бессмысленны, и осу-
ществление их, кроме вреда, ничего принести не может. Возьмем примеры. Кредит.
Кредит есть учреждение наиболее развитого товарного обращения, наиболее развитого
гражданского оборота. Осуществление «свободы промышленности» ведет неизбежно к
созданию кредитных учреждений, как коммерческого дела, к устранению сословной
замкнутости крестьян, к сближению их с классами, наиболее пользующимися креди-
том, к самостоятельному образованию заинтересованными лицами кредитных обществ
и т. п. Наоборот, какое значение могут иметь кредитные мероприятия, преподносимые
«мужичкам» земцами и прочей «интеллигенцией», покуда законы и учреждения ставят
крестьянство в положение, исключающее правильное и развитое товарное обращение,
— в положение, при котором вместо имущественной ответственности (основа кредита)
гораздо легче, осуществимее, доступнее и употребительнее… отработки! Кредитные
мероприятия останутся при таких условиях всегда наносными, чуждыми растениями,
посаженными извне на совершенно неподходящую почву, окажутся мертворожденным
детищем, которое могли породить только мечтательные интеллигенты-маниловы и бла-
гожелательные чиновники, и над которым смеются и будут смеяться настоящие тор-
говцы денежным капиталом. Чтобы не быть голословным, приведем мнение Егунова
(цит. статья), которого никто не заподозрит в… «материализме». О кустарных складах
он говорит: «даже при самой благоприятной местной обстановке неподвижный склад,
да еще единственный на целый уезд, никогда не заменит, да и не может заменить вечно
КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ 423
подвижного и лично заинтересованного торговца». О пермском кустарном банке мы
читаем: чтобы получить ссуду, кустарь должен подать заявление или в банк, или агенту
его и назвать поручителей. Агент приезжает, проверяет заявление кустаря, собирает
подробные сведения о производстве и т. п. «и весь этот ворох бумаг за счет кустаря от-
сылает в правление банка». Разрешив ссуду, банк присылает (через агента или через
волостное правление) долговое обязательство. Когда должник подпишет его (с засвиде-
тельствованием подписи волостным начальством) и отошлет в банк, — тогда только
посылают ему деньги. Если ссуду берет артель, то требуется копия товарищеского до-
говора. Агенты должны наблюдать, чтобы ссуды расходовались именно на то, на что
они выданы, чтобы дела клиентов не расстраивались и т. д. «Очевидно, что банковского
кредита никоим образом нельзя признать доступным для кустарей; с уверенностью
можно сказать, что гораздо охотнее предпочтет кустарь поискать кредит у местного бо-
гача, нежели подвергнуться всем описанным мытарствам, оплачивать почтовые, нота-
риальные и волостные расходы, ждать целые месяцы со дня возникшей потребности в
ссуде до дня ее получения и на весь срок этой ссуды оставаться в поднадзорном поло-
жении» (стр. 170 цит. ст.). Насколько нелепо народническое мнение о каком-то антика-
питалистическом кредите, настолько же несуразны, неуклюжи и малопроизводительны
подобные покушения (с негодными средствами) сделать силами «интеллигентов» и чи-
новников то, что составляет везде и повсюду настоящее дело торговцев. — Техниче-
ское образование. Кажется, об этом можно уже и не говорить… Напомним разве заслу-
живающий «вечного поминовения» проект нашего известного прогрессивного писателя
г. Южакова насадить в России земледельческие гимназии с тем, чтобы неимущие кре-
стьяне и крестьянки отрабатывали стоимость своего учения, служа, напр., поварами и
прачками*
… Артели. Но кто же не знает, что основные
* См. следующую статью. (Настоящий том, стр. 471—504. Ред.)
424 В . И . ЛЕНИН
препятствия к их распространению заключаются в традициях той же самой «организа-
ции труда», которая отразилась и в уральских горных законах? Кто не знает, что прове-
дение свободы промышленности в полном объеме повело везде и повсюду к невидан-
ному расцвету и развитию всяких союзов и соединений? Чрезвычайно комично бывает
видеть, когда народник пытается выставить своего противника врагом артельности,
союзности и т. п. вообще. Вот уж поистине с больной головы да на здоровую! Дело
только в том, что за поисками идеи союзности и средств ее осуществления надо смот-
реть не назад, не в прошлое, не на патриархальное ремесло и мелкое производство, по-
рождающие крайнюю обособленность, раздробленность и одичалость производителей,
— а вперед, в будущее, в сторону развития крупного промышленного капитализма.
Мы прекрасно знаем, с каким величественным пренебрежением отнесется народник
к этой противопоставляемой его собственной программе промышленной политики.
«Свобода промышленности»! Какое старое, узкое, манчестерское*
, буржуазное поже-
лание! Народник уверен, что для него это uberwundener Standpunkt**, что он сумел под-
няться выше тех преходящих и односторонних интересов, которые лежат в основе та-
кого пожелания, что он сумел возвыситься до более глубоких и более чистых идей об
«организации труда»… А на самом деле он только опустился от прогрессивной буржу-
азной к реакционной мелкобуржуазной идеологии, беспомощно колеблющейся между
стремлениями ускорить современное экономическое развитие и задержать его, между
интересами хозяйчиков и интересами труда. Эти последние совпадают, по данному во-
просу, с интересами крупного промышленного капитала.
————
* Найдутся, пожалуй, люди, которые подумают, что «свобода промышленности» исключает такие ме-
ры, как фабричные законы и т. п. Под «свободой промышленности» разумеется устранение оставшихся
от старины препятствий к развитию капитализма. Фабричное же законодательство, как и другие меры
современной так называемой Sozialpolitik (социальной политики. Ред.), предполагает глубокое развитие
капитализма и, в свою очередь, толкает вперед это развитие. ** — превзойденная точка зрения. Ред.
425
ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ГАЗЕТНОЙ ЗАМЕТКИ
В № 239 «Русских Ведомостей»
122 (от 30 августа) помещена статейка г. Н. Левитско-
го: «О некоторых вопросах, касающихся народной жизни». «Живя в деревне и имея по-
стоянное общение с народом», автор «давно натолкнулся» на некоторые вопросы на-
родной жизни, разрешение которых путем соответственных «мероприятий» представ-
ляет собой «неотложную необходимость», «настоятельную потребность». Автор выра-
жает уверенность, что его «краткие заметки» о предмете такой важности «найдут себе
отклик в среде лиц, интересующихся народными нуждами», и выражает желание вы-
звать обмен мыслей по поводу предложенных им вопросов.
«Высокий слог», которым писана статейка г-на Н. Левитского, и обилие высоких
слов заставляют уже наперед ожидать, что речь идет о каких-нибудь действительно
важных, неотложных, насущных вопросах современной жизни. На самом же деле,
предложения автора дают лишь еще один, и чрезвычайно рельефный, пример того по-
истине маниловского прожектерства, к которому приучили русскую публику публици-
сты народничества. Вот почему мы и сочли небесполезным подать свой голос о подня-
тых г-ном Н. Левитским вопросах.
«Вопросов» исчислено г-ном Н. Левитским пять (по пунктам), причем на каждый
«вопрос» автор дает не только «ответ», но и указывает с полной определенностью
426 В . И . ЛЕНИН
соответствующее «мероприятие». Первый вопрос — «дешевый и доступный» кредит,
устранение произвола ростовщиков, «кулаков и всякого рода мироедов и хищников».
Мероприятие — «выработка более упрощенного типа деревенских крестьянских касс»,
и автор проектирует выдачу сберегательных книжек из касс государственного банка не
на отдельных лиц, а на специально устроенные товарищества, делающие чрез посред-
ство одного казначея взносы и получающие ссуды. Итак, вот к какому выводу привело
автора давнее «общение с народом» по столь избитому вопросу о кредите: «выработка»
нового типа касс! Автор полагает, очевидно, что у нас слишком мало бумаги и чернил
изводится на выработку бесконечных «типов», «образцов», «уставов», «образцовых ус-
тавов», «нормальных уставов» и т. д. и т. д. «Живя в деревне», наш практик не заметил
никаких более важных вопросов, вызываемых желанием заменить «кулака» «дешевым
и доступным кредитом». Мы не станем, конечно, говорить здесь о значении кредита:
мы берем за данное цель автора и рассматриваем с чисто практической стороны те
средства, о которых с такой помпой говорит автор. Кредит есть учреждение развитого
товарного обращения. Спрашивается, возможно ли такое учреждение в нашем кресть-
янстве, которое поставлено бесчисленными остатками сословных законов и запреще-
ний в условия, исключающие правильное, свободное, широкое и развитое товарное об-
ращение? Не смешно ли, говоря о насущных и неотлагательных народных нуждах, сво-
дить вопрос о кредите к выработке нового типа «уставов», умалчивая совершенно о не-
обходимости отмены целой массы «уставов», препятствующих правильному товарно-
му обращению в крестьянстве, препятствующих свободному обороту имуществ, дви-
жимых и недвижимых, свободному переходу крестьян с места на место и от одного за-
нятия к другому, свободному доступу в крестьянские общества лиц из других классов и
сословий? Бороться с «кулаками, ростовщиками, мироедами, хищниками» посредством
усовершенствования «уставов» кредитных касс, что
ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ГАЗЕТНОЙ ЗАМЕТКИ 427
может быть комичнее этого? Ростовщичество в худших видах сильнее всего держится в
нашей деревне именно благодаря ее сословной замкнутости, благодаря наличности ты-
сячи пут, связывающих развитие товарного обращения, — и вот наш практический ав-
тор не упоминает ни словом об этих путах и насущным вопросом деревенского кредита
объявляет выработку новых уставов. По всей вероятности, развитые капиталистические
страны, в которых деревня давно поставлена в условия, соответствующие торговому
обороту, и в которых кредит получил широкое развитие, по всей вероятности, эти стра-
ны достигли такого