Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

полицейского абсолютизма, связывающего по рукам и по ногам

русских рабочих и весь русский народ.

Итак, за работу же, товарищи! Не будем терять дорогого времени! Русским социал-

демократам предстоит масса дела по удовлетворению запросов пробуждающегося про-

летариата, по организации рабочего движения, по укреплению революционных групп и

их взаимной связи, по снабжению рабочих пропагандистской и агитационной литера-

турой, по объединению разбросанных по всем концам России рабочих кружков и соци-

ал-демократических групп в единую социал-демократическую рабочую партию!

————

ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ 467

К ПЕТЕРБУРГСКИМ РАБОЧИМ И СОЦИАЛИСТАМ

ОТ «СОЮЗА БОРЬБЫ»

Тяжелое время переживают петербургские революционеры. Правительство точно

собрало все свои силы, чтобы раздавить недавно зародившееся и проявившее себя с та-

кой силой рабочее движение. Аресты приняли необычайные размеры, тюрьмы пере-

полнены. Хватают интеллигентов, мужчин и женщин, хватают и массами высылают

рабочих. Едва ли не каждый день приносит известия о новых и новых жертвах поли-

цейского правительства, в бешенстве набросившегося на своих врагов. Правительство

задалось задачей не дать окрепнуть и встать на ноги новому течению русского револю-

ционного движения. Прокуроры и жандармы хвастают уже, что им удалось разгромить

«Союз борьбы».

Эта похвальбаложь. «Союз борьбы» цел, несмотря на все преследования. С пол-

ным удовлетворением мы констатируем, что массовые аресты служат свою службу, яв-

ляясь могучим орудием агитации среди рабочих и среди интеллигентов-социалистов,

что на место погибших революционеров выдвигаются новые, готовые с свежими сила-

ми встать в ряды борцов за русский пролетариат и весь русский народ. Без жертв не

может быть борьбы, и на зверскую травлю царских башибузуков мы отвечаем спокой-

но: революционеры погибли — да здравствует революция!

Усиление преследований в состоянии было до сих пор вызвать лишь временное ос-

лабление отдельных функций «Союза борьбы», временный недостаток в агентах

468 В . И . ЛЕНИН

и агитаторах. Именно такой недостаток ощущается теперь и заставляет нас обратиться

с воззванием ко всем сознательным рабочим и ко всем интеллигентам, желающим от-

дать свои силы на службу революционному делу. «Союзу борьбы» нужны агенты.

Пусть все кружки и все отдельные лица, желающие работать в какой бы то ни было,

хотя бы самой узкой сфере революционной деятельности, заявят об этом тем, кто имеет

сношения с «Союзом борьбы». (В случае, если бы какая-нибудь группа не могла найти

таких лиц, — что очень маловероятно, — она может обратиться через заграничный

«Союз русских социал-демократов».) Работники нужны для всякого рода работы, и чем

строже специализируются революционеры на отдельных функциях революционной

деятельности, чем строже обдумают они конспиративные приемы и прикрытия своего

дела, чем самоотверженнее замкнутся в маленькой, невидной, частичной работе, — тем

надежнее будет все дело, тем труднее будет открыть революционеров жандармам и

шпионам. Правительство опутало уже заранее сетью своих агентов не только настоя-

щие, но и возможные, вероятные очаги антиправительственных элементов. Правитель-

ство неуклонно развивает и вширь и вглубь деятельность своих слуг, травящих рево-

люционеров, изобретает новые приемы, ставит новых провокаторов, старается давить

на арестованных посредством запугиваний, предъявления ложных показаний, поддель-

ных подписей, подбрасывания фальшивых записок и т. п. средствами. Без усиления и

развития революционной дисциплины, организации и конспирации невозможна борьба

с правительством. А конспирация прежде всего требует специализации отдельных

кружков и лиц на отдельных функциях работы и предоставления объединяющей роли

самому незначительному по числу членов центральному ядру «Союза борьбы». От-

дельные функции революционной работы бесконечно разнообразны: нужны агитаторы

легальные, умеющие говорить среди рабочих так, чтобы их нельзя было привлечь к су-

ду за это, умеющие говорить только a, предоставляя другим сказать b и c. Нужны рас-

пространители лите-

ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ 469

ратуры, листков. Нужны организаторы рабочих кружков и групп. Нужны корреспон-

денты со всех фабрик и заводов, доставляющие сведения о всех происшествиях. Нужны

люди, следящие за шпионами и провокаторами. Нужны устроители конспиративных

квартир. Нужны люди для передачи литературы, для передачи поручений, для сноше-

ний всякого рода. Нужны сборщики денег. Нужны агенты в среде интеллигенции и чи-

новничества, соприкасающиеся с рабочими, с фабрично-заводским бытом, с админист-

рацией (с полицией, фабричной инспекцией и т. д.). Нужны люди для сношений с раз-

личными городами России и других стран. Нужны люди для устройства разных спосо-

бов механического воспроизведения всякой литературы. Нужны люди для хранения

литературы и других вещей и т. д. и т. д. Чем дробнее, мельче будет то дело, которое

возьмет на себя отдельное лицо или отдельная группа, тем больше шансов, что ему

удастся обдуманно поставить это дело и наиболее гарантировать его от краха, обсудить

все конспиративные частности, применив всевозможные способы обмануть бдитель-

ность жандармов и ввести их в заблуждение, тем надежнее успех дела, тем труднее для

полиции и жандармов проследить революционера и связь его с организацией, тем легче

будет для революционной партии заменять погибших агентов и членов другими без

ущерба для всего дела. Мы знаем, что такая специализация — очень трудная вещь,

трудная потому, что она требует наиболее выдержки и наиболее самоотвержения от

человека, требует отдачи всех сил на невидную работу, однообразную, лишенную сно-

шений с товарищами, подчиняющую всю жизнь революционера сухой и строгой рег-

ламентации. Но только при этих условиях удавалось корифеям революционной практи-

ки в России приводить в исполнение самые грандиозные предприятия, затрачивая годы

на всестороннюю подготовку дела, и мы глубоко уверены, что у социал-демократов

окажется не меньше самоотвержения, чем у революционеров предыдущих поколений.

Мы знаем также, что по предлагаемой нами системе многим лицам, рвущимся

470 В . И . ЛЕНИН

приложить свои силы к революционной работе, будет очень тяжел тот подготовитель-

ный период, покуда «Союз борьбы» соберет надлежащие сведения о предлагающем

свои услуги лице или группе и испытает его способность на отдельных поручениях. Но

без такого предварительного искуса невозможна революционная деятельность в совре-

менной России.

Предлагая такую систему деятельности своим новым товарищам, мы высказываем

положения, к которым привел нас продолжительный опыт, глубоко убежденные, что

успешность революционной работы наиболее гарантирована при этой системе.

————

Дом в селе Шушенском, в котором жил во время ссылки В. И. Ленин.

Два крайних окна слева — окна комнаты Ленина.

471

ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО

ПРОЖЕКТЕРСТВА

I

Под таким заглавием г. Южаков выпустил собрание своих статей, печатавшихся в

«Русском Богатстве» в 1895—1897 годах. Автор полагает, что его статьи «охватили

главнейшие из этих вопросов», т. е. из «вопросов просвещения», и «вместе составили

нечто вроде обзора наиболее назревших и наболевших, но все еще мало удовлетворен-

ных потребностей нашей умственной культуры». (Предисловие, стр. V.) На стр. 5-ой

еще раз подчеркивается, что автор намерен остановиться «преимущественно на вопро-

сах принципа». Но все эти фразы показывают только любовь г-на Южакова к широко-

му размаху мысли, и даже не мысли, а пера. И заглавие книги чересчур широко: на са-

мом деле, — как видно и из списка статей в подзаголовке сочинения, — автор трактует

вовсе не «вопросы просвещения», а только вопросы школы, да и то только средней и

высшей школы. Из всех статей книги самая дельная статья о гимназических учебниках

в наших гимназиях. Автор подробно разбирает здесь ходячие учебники русского языка,

географии и истории, показывая полную их негодность. Эта статья читалась бы с еще

бoльшим интересом, если бы не утомляла тоже свойственным автору многословием.

Мы намерены остановить внимание читателя только на двух статьях книги, именно на

статье о средне-учебной реформе и о всенародном обучении, ибо эти статьи затрагива-

ют действительно принципиальные вопросы и представляются особенно характерными

для

474 В . И . ЛЕНИН

освещения излюбленных идей «Р. Богатства». Ведь это вот господам Гриневичам и

Михайловским приходится — для того, чтобы найти примеры чудовищно глупых вы-

водов из враждебной доктрины — копаться в навозной куче российской стихотворной

макулатуры. Нам не нужно для соответствующей цели предпринимать столь невеселые

раскопки: достаточно обратиться к журналу «Рус. Богатство» и в нем к одному из не-

сомненных «столпов».

II

Параграф II статьи об «Основах среднеучебной реформы» озаглавлен г-ном Южако-

вым так: «Задачи средней школы. Классовые интересы и классовая школа» (см. Оглав-

ление). Тема, как видите, представляет захватывающий интерес, обещая разъяснить

нам один из важнейших вопросов не только просвещения, но и всей общественной

жизни вообще, и притом именно тот вопрос, который вызывает одно из главнейших

разногласий между народниками и «учениками»150. Посмотрим же, какие представле-

ния имеет сотрудник «Р. Богатства» о «классовых интересах и классовой школе».

Автор совершенно справедливо говорит, что формула: «школа должна готовить че-

ловека для жизни» — совершенно бессодержательна, что вопрос в том, что надобно для

жизни и «кому надобно» (6). «Кому надобно среднее образование — это значит: в чьих

интересах, ради чьих блага и пользы дается образование воспитанникам средней шко-

лы?» (7). Прекрасная постановка вопроса, и мы бы от души приветствовали автора, ес-

ли бы… если бы все эти прелюдии не оказались в дальнейшем изложении пустыми фра-

зами: «Это могут быть интересы блага и пользы государства, нации, того или другого

общественного класса, самого образуемого индивида». Начинается путаница: прихо-

дится заключить, что общество, расчлененное на классы, совместимо с неклассовым

государством, с неклассовой нацией, с стоящими вне классов индивидами! Сейчас уви-

дим, что это вовсе

ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 475

не обмолвка г-на Южакова, что он именно такого абсурдного мнения и держится. «Ес-

ли при выработке школьной программы имеются в виду классовые интересы, то не мо-

жет быть, следовательно, и речи об одном общем типе государственной средней шко-

лы. Учебные заведения в таком случае по необходимости являются сословными и при-

том не только образовательными, но и воспитательными, потому что они должны дать

не только образование, приспособленное к специальным интересам и задачам сословия,

но и сословные навыки и сословный корпоративный дух» (7). Первый вывод из этой

тирады тот, что г. Южаков не понимает различия между сословиями и классами и по-

этому безбожно смешивает эти совершенно различные понятия. В других местах его

статьи (см., напр., стр. 8) обнаруживается такое же непонимание, и это тем удивитель-

нее, что г. Южаков в этой же статье подошел почти вплотную к существенному разли-

чию этих понятий. «Надо помнить, — повествует г. Южаков на стр. 11, — что часто

(отнюдь не необходимо, однако) организации политическая, экономическая и духовная

составляют иногда юридическую привилегию, иногда фактическую принадлежность

особых групп населения. В первом случае это — сословия; во втором — классы». Тут

верно указано одно из отличий класса от сословия, именно что классы отличаются один

от другого не юридическими привилегиями, а фактическими условиями, что, следова-

тельно, классы современного общества предполагают юридическое равенство. И дру-

гое различие между сословиями и классами г. Южаков как будто бы не игнорирует: «…

Мы… отказались тогда (т. е. после отмены крепостного права)… от крепостного и со-

словного строя национальной жизни, в том числе и от системы сословной закрытой

школы. В настоящее время внедрение капиталистического процесса дробит русскую

нацию не столько на сословия, сколько на экономические классы…» (8). Тут верно ука-

зан и другой признак, отличающий сословия от классов в истории Европы и России,

именно что сословия — принадлежность крепостного, а классы — капиталистического

476 В . И . ЛЕНИН

общества*

. Если бы г. Южаков подумал хоть немножко над этими различиями и не от-

давался с такою легкостью во власть своего бойкого пера и своего Kleinburger’ского**

сердца, то он бы не написал ни вышеприведенной тирады, ни других пустяков вроде

того, что классовые программы школ должны дробить программы

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн