полицейского абсолютизма, связывающего по рукам и по ногам
русских рабочих и весь русский народ.
Итак, за работу же, товарищи! Не будем терять дорогого времени! Русским социал-
демократам предстоит масса дела по удовлетворению запросов пробуждающегося про-
летариата, по организации рабочего движения, по укреплению революционных групп и
их взаимной связи, по снабжению рабочих пропагандистской и агитационной литера-
турой, по объединению разбросанных по всем концам России рабочих кружков и соци-
ал-демократических групп в единую социал-демократическую рабочую партию!
————
ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ 467
К ПЕТЕРБУРГСКИМ РАБОЧИМ И СОЦИАЛИСТАМ
ОТ «СОЮЗА БОРЬБЫ»
Тяжелое время переживают петербургские революционеры. Правительство точно
собрало все свои силы, чтобы раздавить недавно зародившееся и проявившее себя с та-
кой силой рабочее движение. Аресты приняли необычайные размеры, тюрьмы пере-
полнены. Хватают интеллигентов, мужчин и женщин, хватают и массами высылают
рабочих. Едва ли не каждый день приносит известия о новых и новых жертвах поли-
цейского правительства, в бешенстве набросившегося на своих врагов. Правительство
задалось задачей не дать окрепнуть и встать на ноги новому течению русского револю-
ционного движения. Прокуроры и жандармы хвастают уже, что им удалось разгромить
«Союз борьбы».
Эта похвальба — ложь. «Союз борьбы» цел, несмотря на все преследования. С пол-
ным удовлетворением мы констатируем, что массовые аресты служат свою службу, яв-
ляясь могучим орудием агитации среди рабочих и среди интеллигентов-социалистов,
что на место погибших революционеров выдвигаются новые, готовые с свежими сила-
ми встать в ряды борцов за русский пролетариат и весь русский народ. Без жертв не
может быть борьбы, и на зверскую травлю царских башибузуков мы отвечаем спокой-
но: революционеры погибли — да здравствует революция!
Усиление преследований в состоянии было до сих пор вызвать лишь временное ос-
лабление отдельных функций «Союза борьбы», временный недостаток в агентах
468 В . И . ЛЕНИН
и агитаторах. Именно такой недостаток ощущается теперь и заставляет нас обратиться
с воззванием ко всем сознательным рабочим и ко всем интеллигентам, желающим от-
дать свои силы на службу революционному делу. «Союзу борьбы» нужны агенты.
Пусть все кружки и все отдельные лица, желающие работать в какой бы то ни было,
хотя бы самой узкой сфере революционной деятельности, заявят об этом тем, кто имеет
сношения с «Союзом борьбы». (В случае, если бы какая-нибудь группа не могла найти
таких лиц, — что очень маловероятно, — она может обратиться через заграничный
«Союз русских социал-демократов».) Работники нужны для всякого рода работы, и чем
строже специализируются революционеры на отдельных функциях революционной
деятельности, чем строже обдумают они конспиративные приемы и прикрытия своего
дела, чем самоотверженнее замкнутся в маленькой, невидной, частичной работе, — тем
надежнее будет все дело, тем труднее будет открыть революционеров жандармам и
шпионам. Правительство опутало уже заранее сетью своих агентов не только настоя-
щие, но и возможные, вероятные очаги антиправительственных элементов. Правитель-
ство неуклонно развивает и вширь и вглубь деятельность своих слуг, травящих рево-
люционеров, изобретает новые приемы, ставит новых провокаторов, старается давить
на арестованных посредством запугиваний, предъявления ложных показаний, поддель-
ных подписей, подбрасывания фальшивых записок и т. п. средствами. Без усиления и
развития революционной дисциплины, организации и конспирации невозможна борьба
с правительством. А конспирация прежде всего требует специализации отдельных
кружков и лиц на отдельных функциях работы и предоставления объединяющей роли
самому незначительному по числу членов центральному ядру «Союза борьбы». От-
дельные функции революционной работы бесконечно разнообразны: нужны агитаторы
легальные, умеющие говорить среди рабочих так, чтобы их нельзя было привлечь к су-
ду за это, умеющие говорить только a, предоставляя другим сказать b и c. Нужны рас-
пространители лите-
ЗАДАЧИ РУССКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ 469
ратуры, листков. Нужны организаторы рабочих кружков и групп. Нужны корреспон-
денты со всех фабрик и заводов, доставляющие сведения о всех происшествиях. Нужны
люди, следящие за шпионами и провокаторами. Нужны устроители конспиративных
квартир. Нужны люди для передачи литературы, для передачи поручений, для сноше-
ний всякого рода. Нужны сборщики денег. Нужны агенты в среде интеллигенции и чи-
новничества, соприкасающиеся с рабочими, с фабрично-заводским бытом, с админист-
рацией (с полицией, фабричной инспекцией и т. д.). Нужны люди для сношений с раз-
личными городами России и других стран. Нужны люди для устройства разных спосо-
бов механического воспроизведения всякой литературы. Нужны люди для хранения
литературы и других вещей и т. д. и т. д. Чем дробнее, мельче будет то дело, которое
возьмет на себя отдельное лицо или отдельная группа, тем больше шансов, что ему
удастся обдуманно поставить это дело и наиболее гарантировать его от краха, обсудить
все конспиративные частности, применив всевозможные способы обмануть бдитель-
ность жандармов и ввести их в заблуждение, тем надежнее успех дела, тем труднее для
полиции и жандармов проследить революционера и связь его с организацией, тем легче
будет для революционной партии заменять погибших агентов и членов другими без
ущерба для всего дела. Мы знаем, что такая специализация — очень трудная вещь,
трудная потому, что она требует наиболее выдержки и наиболее самоотвержения от
человека, требует отдачи всех сил на невидную работу, однообразную, лишенную сно-
шений с товарищами, подчиняющую всю жизнь революционера сухой и строгой рег-
ламентации. Но только при этих условиях удавалось корифеям революционной практи-
ки в России приводить в исполнение самые грандиозные предприятия, затрачивая годы
на всестороннюю подготовку дела, и мы глубоко уверены, что у социал-демократов
окажется не меньше самоотвержения, чем у революционеров предыдущих поколений.
Мы знаем также, что по предлагаемой нами системе многим лицам, рвущимся
470 В . И . ЛЕНИН
приложить свои силы к революционной работе, будет очень тяжел тот подготовитель-
ный период, покуда «Союз борьбы» соберет надлежащие сведения о предлагающем
свои услуги лице или группе и испытает его способность на отдельных поручениях. Но
без такого предварительного искуса невозможна революционная деятельность в совре-
менной России.
Предлагая такую систему деятельности своим новым товарищам, мы высказываем
положения, к которым привел нас продолжительный опыт, глубоко убежденные, что
успешность революционной работы наиболее гарантирована при этой системе.
————
Дом в селе Шушенском, в котором жил во время ссылки В. И. Ленин.
Два крайних окна слева — окна комнаты Ленина.
471
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО
ПРОЖЕКТЕРСТВА
I
Под таким заглавием г. Южаков выпустил собрание своих статей, печатавшихся в
«Русском Богатстве» в 1895—1897 годах. Автор полагает, что его статьи «охватили
главнейшие из этих вопросов», т. е. из «вопросов просвещения», и «вместе составили
нечто вроде обзора наиболее назревших и наболевших, но все еще мало удовлетворен-
ных потребностей нашей умственной культуры». (Предисловие, стр. V.) На стр. 5-ой
еще раз подчеркивается, что автор намерен остановиться «преимущественно на вопро-
сах принципа». Но все эти фразы показывают только любовь г-на Южакова к широко-
му размаху мысли, и даже не мысли, а пера. И заглавие книги чересчур широко: на са-
мом деле, — как видно и из списка статей в подзаголовке сочинения, — автор трактует
вовсе не «вопросы просвещения», а только вопросы школы, да и то только средней и
высшей школы. Из всех статей книги самая дельная статья о гимназических учебниках
в наших гимназиях. Автор подробно разбирает здесь ходячие учебники русского языка,
географии и истории, показывая полную их негодность. Эта статья читалась бы с еще
бoльшим интересом, если бы не утомляла тоже свойственным автору многословием.
Мы намерены остановить внимание читателя только на двух статьях книги, именно на
статье о средне-учебной реформе и о всенародном обучении, ибо эти статьи затрагива-
ют действительно принципиальные вопросы и представляются особенно характерными
для
474 В . И . ЛЕНИН
освещения излюбленных идей «Р. Богатства». Ведь это вот господам Гриневичам и
Михайловским приходится — для того, чтобы найти примеры чудовищно глупых вы-
водов из враждебной доктрины — копаться в навозной куче российской стихотворной
макулатуры. Нам не нужно для соответствующей цели предпринимать столь невеселые
раскопки: достаточно обратиться к журналу «Рус. Богатство» и в нем к одному из не-
сомненных «столпов».
II
Параграф II статьи об «Основах среднеучебной реформы» озаглавлен г-ном Южако-
вым так: «Задачи средней школы. Классовые интересы и классовая школа» (см. Оглав-
ление). Тема, как видите, представляет захватывающий интерес, обещая разъяснить
нам один из важнейших вопросов не только просвещения, но и всей общественной
жизни вообще, и притом именно тот вопрос, который вызывает одно из главнейших
разногласий между народниками и «учениками»150. Посмотрим же, какие представле-
ния имеет сотрудник «Р. Богатства» о «классовых интересах и классовой школе».
Автор совершенно справедливо говорит, что формула: «школа должна готовить че-
ловека для жизни» — совершенно бессодержательна, что вопрос в том, что надобно для
жизни и «кому надобно» (6). «Кому надобно среднее образование — это значит: в чьих
интересах, ради чьих блага и пользы дается образование воспитанникам средней шко-
лы?» (7). Прекрасная постановка вопроса, и мы бы от души приветствовали автора, ес-
ли бы… если бы все эти прелюдии не оказались в дальнейшем изложении пустыми фра-
зами: «Это могут быть интересы блага и пользы государства, нации, того или другого
общественного класса, самого образуемого индивида». Начинается путаница: прихо-
дится заключить, что общество, расчлененное на классы, совместимо с неклассовым
государством, с неклассовой нацией, с стоящими вне классов индивидами! Сейчас уви-
дим, что это вовсе
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 475
не обмолвка г-на Южакова, что он именно такого абсурдного мнения и держится. «Ес-
ли при выработке школьной программы имеются в виду классовые интересы, то не мо-
жет быть, следовательно, и речи об одном общем типе государственной средней шко-
лы. Учебные заведения в таком случае по необходимости являются сословными и при-
том не только образовательными, но и воспитательными, потому что они должны дать
не только образование, приспособленное к специальным интересам и задачам сословия,
но и сословные навыки и сословный корпоративный дух» (7). Первый вывод из этой
тирады тот, что г. Южаков не понимает различия между сословиями и классами и по-
этому безбожно смешивает эти совершенно различные понятия. В других местах его
статьи (см., напр., стр. 8) обнаруживается такое же непонимание, и это тем удивитель-
нее, что г. Южаков в этой же статье подошел почти вплотную к существенному разли-
чию этих понятий. «Надо помнить, — повествует г. Южаков на стр. 11, — что часто
(отнюдь не необходимо, однако) организации политическая, экономическая и духовная
составляют иногда юридическую привилегию, иногда фактическую принадлежность
особых групп населения. В первом случае это — сословия; во втором — классы». Тут
верно указано одно из отличий класса от сословия, именно что классы отличаются один
от другого не юридическими привилегиями, а фактическими условиями, что, следова-
тельно, классы современного общества предполагают юридическое равенство. И дру-
гое различие между сословиями и классами г. Южаков как будто бы не игнорирует: «…
Мы… отказались тогда (т. е. после отмены крепостного права)… от крепостного и со-
словного строя национальной жизни, в том числе и от системы сословной закрытой
школы. В настоящее время внедрение капиталистического процесса дробит русскую
нацию не столько на сословия, сколько на экономические классы…» (8). Тут верно ука-
зан и другой признак, отличающий сословия от классов в истории Европы и России,
именно что сословия — принадлежность крепостного, а классы — капиталистического
476 В . И . ЛЕНИН
общества*
. Если бы г. Южаков подумал хоть немножко над этими различиями и не от-
давался с такою легкостью во власть своего бойкого пера и своего Kleinburger’ского**
сердца, то он бы не написал ни вышеприведенной тирады, ни других пустяков вроде