(Ф.
Энгельс. «Положение рабочего класса в Англии в 1844 г.». Нью-Йорк. 1887, стр. 179.152 Ред.)). Отчего же
это вы, гг. сотрудники «Р. Богатства», только расшаркиваетесь перед «учителями», а не изобличаете их в
«пропаганде буржуазных идей»?
482 В . И . ЛЕНИН
А «широкие» разглагольствования г-на Южакова, наоборот, развращают только обще-
ственное сознание. Наконец, практическая сторона вопроса… но ведь и г. Южаков не
выходит ни чуточки за пределы классовой школы не только в этой статье, но и в своей
«утопии», к которой мы и переходим.
III
Статья г-на Южакова, рассматривающая «вопрос всенародного обучения» (см. за-
главие книги), называется так: «Просветительная утопия. План всенародного обяза-
тельного среднего образования». Уже из названия видно, что эта в высшей степени по-
учительная статья г-на Южакова обещает очень многое. Но на самом деле «утопия» г-
на Южакова обещает еще несравненно больше. «Никак не меньше этого, дорогие чита-
тели, без всякой уступки или компромисса… — так начинает автор свою статью. —
Полное гимназическое образование для всего населения обоего пола, обязательное для
всех и без всяких затрат со стороны государства, земства и народа, — такова моя ог-
ромная просветительная утопия!» (201). Добрый г. Южаков полагает, очевидно, что
гвоздь этого вопроса заключается в «затратах»; на этой же странице он повторяет еще
раз, что всенародное начальное образование требует затрат, а всенародное среднее об-
разование по его «плану» никаких затрат не требует. Мало того, что план г-на Южакова
не требует никаких затрат: он обещает гораздо большее, чем среднее образование для
всего народа. Чтобы показать полный объем того, что обещает нам сотрудник «Р. Бо-
гатства», надо забежать вперед и привести собственные торжествующие восклицания
автора, когда он изложил уже весь свой план и любуется им. План г-на Южакова со-
стоит в том, что с гимназическим образованием соединяется производительный труд
«гимназистов», которые сами содержат себя: «… Обработка участка земли… обеспечи-
вает обильное, вкусное и здоровое продовольствие всего молодого поколения от рож-
дения до окончания курса гимназии,
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 483
а также продовольствие молодежи, отрабатывающей цену учения (об этом институте
Южаковского Zukunftsstaat’а
* подробнее ниже), и всего персонала администраторов,
преподавателей и хозяев. При этом все они обеспечиваются и обувью, а также шитьем
одежды. К тому же попутно получается с указанного участка около 20 тыс. рублей,
именно 15 тыс. от излишков молока и ярового хлеба… и около 5 тыс. р. от продажи
шкур, щетины, перьев и прочих побочных продуктов» (216). Подумайте только, чита-
тель, содержание всего молодого поколения до окончания курса гимназии, т. е. до 21—
25 лет (стр. 203)! Ведь это значит содержание половины всего населения страны**. Со-
держание и образование десятков миллионов населения, — да это уже настоящая «ор-
ганизация труда»! Очевидно, г. Южаков сильно рассердился на тех злых людей, кото-
рые утверждают, что народнические проекты «организации труда» — пустые фразы
пустых говорунов, и решился совсем уничтожить этих злых людей обнародованием це-
лого «плана» такой «организации труда», осуществляемой «без всяких затрат»… Но и
это еще не все: «… По пути мы расширили задачу; мы взяли на ту же организацию со-
держание всего детского населения; мы озаботились обеспечить молодых людей серь-
езным для деревни приданым при выходе; мы нашли возможным определить на те же
средства в каждую гимназию, т. е. в каждую волость, по врачу, ветеринару, ученому
агроному, ученому садовнику, технологу и по шести мастеров, не менее (которые под-
нимут культуру и удовлетворят соответственные потребности всей местности)… И все
эти задачи находят себе финансовое и экономическое разрешение при осуществлении
нашего плана…»***. Как посрамлены будут теперь те злые языки, которые говорили, что
знаменитое народническое «мы», это — «таинственный незнакомец», это — еврей с
двумя ермолками и т. п.! Какая
*
— государства будущего. Ред. ** По возрастному составу населения России, по Буняковскому, на 1000 жителей приходится 485 в
возрасте 0—20 лет и 576 в возрасте 0—25 лет. *** Стр. 237. Оба многозначительные многоточия в этой тираде принадлежат г-ну Южакову. Мы не
дерзнули бы пропустить здесь ни единой буквы.
484 В . И . ЛЕНИН
недостойная клевета! Отныне достаточно будет сослаться на «план» г-на Южакова,
чтобы доказать всесилие этих «мы» и осуществимость «наших» проектов.
Может быть, у читателя явится сомнение по поводу этого слова: осуществимость?
Может быть, читатель скажет, что, назвав свое творение утопией, г. Южаков тем самым
отстранил вопрос об осуществимости? — Это было бы так, если бы г. Южаков не сде-
лал сам в высшей степени существенных оговорок по поводу слова «утопия», если бы
он не подчеркивал неоднократно во всем своем изложении осуществимости своего
плана. «Я имею смелость думать, — заявляет он в самом начале статьи, — что такое
всенародное среднее образование кажется утопией только с первого взгляда» (201)…
Что же вам еще надо?.. «Я имею еще большую смелость утверждать, что такое образо-
вание для всего населения гораздо осуществимее всенародного начального образова-
ния, уже осуществленного, однако, Германией, Францией, Англией, Соединенными
Штатами и весьма близкого к осуществлению и в некоторых губерниях России» (201).
Г-н Южаков до такой степени убежден в этой осуществимости своего плана (очевидно,
после вышесказанного, что выражение «план» правильнее, чем утопия), что он не пре-
небрегает даже самыми мелкими «практическими удобствами» при разработке этого
плана, нарочно оставляя, напр., систему двух гимназий, мужской и женской, из уваже-
ния к «предубеждению на континенте Европы против совместного обучения» обоих
полов, — усиленно подчеркивая, что его план «дозволяет не нарушать установившиеся
учебные планы мужских и женских гимназий, дает больше занятия, а след., и возна-
граждения преподавательскому персоналу…». «Все это имеет немаловажное значение
при желании не ограничиться одним опытом, но достигнуть действительно всенарод-
ного образования» (205—206). Много было на свете утопистов, соперничавших заман-
чивостью, стройностью своих утопий, — но вряд ли найдется среди них хоть один,
столь внимательный к «установившимся учебным планам» и к вознаграждению препо-
давательского персо-
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 485
нала. Мы уверены, что потомство долго еще будет указывать на г-на Южакова, как на
истинно практичного и истинно деловитого «утописта».
Очевидно, что при таких обещаниях автора его план всенародного обучения заслу-
живает самого внимательного разбора.
IV
Принцип, из которого исходит г. Южаков, состоит в том, что гимназия должна быть
вместе с тем и земледельческим хозяйством, должна летним трудом своих учеников
обеспечить собственное существование. Такова основная мысль его плана. «В том, что
эта мысль правильна, сомневаться едва ли возможно» (237), — полагает г. Южаков. И
мы согласны с ним, что тут есть действительно правильная мысль, которую нельзя
только припутывать ни непременно к «гимназиям», ни к возможности «окупить» гим-
назии трудом учеников. Эта правильная мысль заключается в том, что нельзя себе
представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным
трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда,
ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы
быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и со-
стоянием научного знания. Эту мысль высказали еще старые великие утописты; ее
вполне разделяют и «ученики», которые именно по этой причине, между прочими, не
восстают принципиально против промышленного труда женщин и подростков, считают
реакционными попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на поста-
новке его в условия вполне гигиенические. Напрасно поэтому выражается г. Южаков
таким образом: «Я хотел только дать мысль» (237)… Мысль эта давно дана, и мы не
решаемся допустить (пока не доказано противное), чтобы г. Южаков мог быть незна-
ком с нею. Сотрудник «Рус. Богатства» хотел дать и дал совершенно самостоятельный
план осуществления этой мысли. Только в этом отношении его следует признать ори-
гинальным, но зато
486 В . И . ЛЕНИН
уже тут оригинальность его доходит до… до геркулесовых столбов153.
Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучени-
ем, необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в произ-
водительном труде. Казалось бы, что это само собою ясно? — Оказывается, однако, что
нет. Наш «народник» решает этот вопрос так, что обязанность физического труда дей-
ствительно должна быть установлена как общий принцип, но вовсе не для всех, а толь-
ко для несостоятельных.
Читатель подумает, может быть, что мы шутим? Ей-богу, нет.
«Чисто городские гимназии для состоятельных людей, готовых деньгами оплатить
полную цену образования, могли бы удержать нынешний тип» (229). На стр. 231-ой
«состоятельные» вообще прямо включены в число тех «категорий населения», которые
не привлекаются к обязательному образованию в «земледельческих гимназиях». Обяза-
тельный производительный труд является, следовательно, у нашего народника не усло-
вием всеобщего и всестороннего человеческого развития, а просто платой за обучение в
гимназии. Именно так. В самом начале своей статьи г. Южаков рассматривает вопрос о
зимних рабочих, необходимых для земледельческой гимназии. Всего «логичнее» ка-
жется ему такой способ обеспечения гимназии зимними рабочими. Ученики младших
классов не работают и, следовательно, безвозмездно пользуются содержанием и учени-
ем, не платя ничего за затраты на это со стороны гимназии. «Если же это так, то не яв-
ляется ли его прямою обязанностью отработать эти затраты по окончании курса? Эта
обязанность, тщательно соображенная и твердо установленная для всякого, кто не
может уплатить стоимость учения, доставит гимназическому хозяйству необходи-
мый контингент зимних рабочих и дополнительный контингент летних… Теоретически
это очень просто, удобопонятно и вполне неоспоримо» (205, курсив наш). Помилуйте,
что может быть «проще» этого? Есть деньги, так заплати, а нет денег, так работай! —
всякий лавоч-
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 487
ник согласится, что это в высшей степени «удобопонятно». И притом, как это замеча-
тельно практично! — Только… только при чем же тут «утопия»? И зачем пачкает г.
Южаков подобными планами ту великую основную мысль, которую он хотел положить
в основу своей утопии?
Отработки несостоятельных учеников — основание всего плана г-на Южакова. Он
допускает, правда, и другой способ приобретения зимних рабочих — наем*
, но отодви-
гает его на второй план. Отработки же обязательны на три года (а в случае надобности
и на четыре) для всех, не поступающих в военную службу, т. е. для
2
/3 учеников и для
всех девушек. «Только эта система, — прямо заявляет г. Южаков, — дает ключ к раз-
решению задачи всенародного образования, и не начального даже, а среднего» (207—
208). «Небольшой контингент постоянных рабочих, совсем оставшихся при гимназии и
к ней приобщившихся (!?), дополняет эти рабочие силы гимназического хозяйства. Тако-
вы возможные и отнюдь не утопические рабочие силы нашей земледельческой гимна-
зии» (208). Ну, разумеется, и другие работы — мало ли по хозяйству? — они же сдела-
ют: «Дополнительный персонал при поварах и прачках, а равно письмоводители легко
могут быть выбраны из состава трехгодичных рабочих, окончивших гимназию» (209).
Гимназии нужны будут и мастера: портные, сапожники, столяры и пр. Конечно, можно
будет «давать им помощников из отбывающих трехгодичную отработку» (210).
Что же будут получать за свой труд эти батраки (или земледельческие гимназисты?
не знаю уж право, как и назвать их)? Они будут получать все необходимое для жизни,
«обильное и вкусное пропитание». Г-н Южаков
*
«Гимназическое хозяйство, руководимое опытным и ученым хозяином, снабженное всеми усовер-
шенствованиями и обладающее контингентом искусных образованных рабочих, должно быть доходным
хозяйством и должно оправдать наем необходимого контингента рабочих, из которых некоторые заслу-
женные (sic!) (так! Ред.) могли бы приобщаться к доходам.