Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

В некотором числе, вероятно, и пришлось бы

это практиковать, особенно относительно безземельных, окончивших курс в этой же гимназии» (204).

488 В . И . ЛЕНИН

точно рассчитывает все это, кладя нормы продуктов, «обыкновенно отпускаемых сель-

скому рабочему». Правда, он «не предполагает кормить гимназию таким способом»

(210), но все-таки оставляет эти нормы, ибо ведь гимназисты соберут еще со своей зем-

ли картофеля, гороха, чечевицы, посеют себе конопли и подсолнечника для постного

масла, затем будут получать мяса в скоромные дни по полуфунту и молока по 2 стака-

на. Не думайте, читатель, чтоб г. Южаков это лишь слегка затронул, лишь для примера

перечислил. Нет, он все рассчитал подробно — и количество телят, годовалых и двух-

леток, и содержание больных, и корм для птиц. Он не забыл ни помоев с кухни, ни тре-

бухи, ни шелухи от овощей (212). У него ничего не пропущено. Затем одежду и обувь

можно в гимназии сделать собственными средствами. «Но бумажной материи для белья

носильного, постельного и столового и для летней одежды, более плотной материи для

зимнего платья и мех, хотя бы овечий, для верхнего зимнего платья нужно, конечно,

купить. Конечно, весь персонал педагогов и служащих с семействами сам себя должен

обеспечивать материалами, хотя и можно предоставить пользоваться мастерскими.

Собственно же для учащихся и для 3-годичных рабочих этот расход, не скупясь, можно

определить рублей в 50 в год или около 60 000 руб. на все заведение ежегодно» (213).

Мы положительно начинаем умиляться от практичности нашего народника. Пред-

ставьте только себе: «мы», «общество», вводим такую грандиозную организацию тру-

да, даем народу всеобщее среднее образование, и все это без всяких затрат, и с какими

громадными моральными приобретениями! Какой прекрасный урок будет дан «нашим»

теперешним сельским рабочим, которые при всей своей невежественности, дерзости и

дикости не соглашаются работать дешевле 61 рубля в год на хозяйском содержании*

,

— когда они увидят,

* По данным департамента земледелия и сельской промышленности, средняя для Европейской России

заработная плата годовому сельскому рабочему составляет 61 р. 29 к. (за 10 лет 1881—1891) да содержа-

ние — 46 рублей.

ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 489

как образованные батраки из гимназии будут работать за 50 рублей в год! Можно быть

уверенным, что даже сама Коробочка154 согласится теперь с г. Южаковым, что теорети-

ческие основания его плана чрезвычайно «удобопонятны».

V

Как же будет вестись хозяйство гимназий и управление ими? Хозяйство будет, как

мы уже видели, смешанное: отчасти натуральное, отчасти денежное. Г-н Южаков дает,

разумеется, весьма подробные указания по этому важному вопросу. На стр. 216-ой он с

точностью, по статьям, рассчитывает, что каждой гимназии понадобится денег 160—

170 тыс. р., так что для всех 15—20 тысяч гимназий — эдак до трех миллиардов

рублей. Ну, разумеется, продавать будут земледельческие продукты и за них деньги

выручать. Наш автор так предусмотрителен, что принимает при этом во внимание

общие условия современного товарно-капиталистического хозяйства: «Гимназии,

расположенные под городом или вблизи жел.-дор. станций, на линиях, не удаленных от

крупных центров, должны бы получать совершенно другой тип. Огородничество,

садоводство, молочное хозяйство и ремесла здесь могут вполне заменить полеводство»

(228). Торговля, значит, будет уже не шуточная. Кто будет ею заниматьсяавтор не

сообщает. Надо полагать, что педагогические советы гимназий сделаются отчасти и

коммерческими советами. — Скептики, пожалуй, пожелали бы знать, как быть в

случаях банкротства гимназий и сумеют ли вообще вести они торговое дело? — Но,

разумеется, это были бы неосновательные придирки: если теперь необразованные

купцы ведут торговлю, то можно ли сомневаться в успехе, когда за это дело возьмутся

представители нашего интеллигентного общества?

Для хозяйства гимназиям понадобится, натурально, земля. Г-н Южаков пишет: «Ду-

маю.., что если бы этой мысли суждено было получить практическое испытание, то для

опыта первые такие земледельческие

490 В . И . ЛЕНИН

гимназии должны бы получить надел от 6 до 7 тыс. дес.» (228). На 109 млн. населения

— 20 000 гимназий — потребовалось бы около 100 млн. десятин, но ведь не надо забы-

вать, что земледельческим трудом заняты лишь 80 млн. «Только их дети и должны

быть проводимы чрез земледельческие гимназии». А потом еще около 8 млн. надо вы-

кинуть на разные категории населения*

, — останется 72 млн. Для них надо только 60—

72 млн. дес. «И это, конечно, много» (231), но г. Южаков не смущается. У казны ведь

тоже много земли, только расположенной не совсем удобно. «Так, в северном Полесье

их расположено 127,6 млн. дес, и здесь, особенно усвоив систему обмена, где нужно,

частных и даже крестьянских земель на казенные с целью предоставить первые шко-

лам, вероятно, было бы не трудно даром обеспечить землею наши земледельческие

гимназии. Так же хорошо обстоит дело»… на юго-востоке (231). Гм… «хорошо»! отпра-

вить их, значит, в Архангельскую губернию! — Правда, до сих пор она служила боль-

ше местом ссылки, и казенные леса там в громадном большинстве даже не «устроены»,

— но это ничего не значит. Как только отправят туда гимназистов с просвещенными

преподавателями, они все эти леса вырубят, землю расчистят и насадят культуру!

А в центральной области можно устроить выкуп земли: не больше ведь миллионов

80-ти десятин. Выпустить «гарантированные облигации», а платежи по ним, само со-

бою разумеется, разложить «на гимназии, получившие даровой надел» (232) — и дело в

шляпе! Г-н Южа-

* Вот полный список этих категорий счастливцев, освобождаемых от земледельческих гимназий: «со-

стоятельные, исправляемые, магометанские девочки, мелкие инородцы, фанатические сектанты, слепые,

глухонемые, идиоты, сумасшедшие, хроники, заразные, преступные» (231). Когда мы прочли этот спи-

сок, наше сердце болезненно сжалось: господи, подумали мы, удастся ли хоть присных своих зачислить в

число освобожденных! — По первой категории? — финансов, пожалуй, не хватит! Ну, еще женский пол

авось удастся хитростью причислить к магометанским девочкам, а мужской-то как? Одна надежда на 3-

ью категорию. Сотрудник г-на Южакова по журналу, г. Михайловский, зачислил уже, как известно, П. Б.

Струве просто к инородцам, так авось уж он и нас всех соблаговолит зачислить хоть к «мелким инород-

цам» для освобождения наших присных от земледельческих гимназий!

ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 491

ков уверяет, что нечего пугаться «грандиозности финансовой операции. Она не пред-

ставляется химерою и утопией» (232). Это будет «в сущности отлично обеспеченная

ипотека». Чего уж не обеспеченная! Только еще раз: при чем же тут «утопия»? И неу-

жели г. Южаков серьезно считает наших крестьян настолько уж забитыми и неразви-

тыми, чтобы получить от них согласие на подобный план?? И выкупные платежи из-

вольте платить за землю, и «платежи по займу для первоначального обзаведения»*

, и

содержать извольте всю гимназию, и жалованье платите всем преподавателям, а в до-

вершение всего извольте-ка еще за все это (т. е. за то, что за плату наняли преподавате-

лей?) отработать по три годика! Не слишком ли уж жирно будет, просвещенный г. «на-

родник»? Подумали ли вы, перепечатывая в 1897 году свое творение, появившееся в

журнале «Р. Богатство» в 1895 году, — куда заводит вас свойственная всем народникам

любовь к разным финансовым операциям и выкупам? Вспомните, читатель, что было

обещано всенародное образование «без всяких затрат со стороны государства, земства

и народа». И наш гениальный финансист, действительно, ни рубля не требует ни от го-

сударства, ни от земства. А от «народа»? Или, точнее говоря, от несостоятельных кре-

стьян?** На их деньги и земля покупается, и гимназии заводятся (ибо они платят про-

центы и погашения по употребленным на это капиталам), они же и преподавателям

платят и все гимназии содержат. И еще отработки. Да за что же? — За то, — отвечает

неумолимый финансист, — что в младших классах гимназисты за свое образование и

содержание не платили (204). Но, во-1-х, к нерабочим возрастам отнесены только «при-

готовительные и два первых гимназических класса» (206), а дальше уже идут полура-

бочие. А, во-2-х, ведь содержат этих детей их же старшие братья, они же и

* Стр. 216. 10 000 р. с гимназии. ** Ибо состоятельные ведь исключаются. Г-н Южаков сам подозревает, что «из числа и сельскохозяй-

ственных населений некоторый процент предпочтет отдавать своих детей в платные городские средние

школы» (230). Еще бы не предпочесть!

492 В . И . ЛЕНИН

преподавателям платят за обучение младших. Нет, г. Южаков, не только теперь, но и в

аракчеевские времена155 подобный план был бы совершенно неосуществим, ибо это

действительно «утопия» крепостническая.

Что касается до управления гимназиями, то г. Южаков дает об этом очень мало све-

дений. Преподавательский персонал он, правда, с точностью перечислил и назначил

всем им жалованье «сравнительно невысокое» (ибо готовая квартира, содержание де-

тей, «половина расхода на одежду») — вы думаете, может быть, по 50 руб. в год? Нет,

несколько побольше: «директору, директрисе и главному агроному по 2400, инспекто-

ру» и т. д. — по чину глядя, спускаясь по иерархической лестнице, до 200 рублей низ-

шим служащим (214). Как видите, недурная карьера для тех представителей просве-

щенного общества, которые «предпочли» платную городскую школу земледельческой

гимназии! Обратите внимание на эту «половину расхода на одежду», обеспеченную гг.

преподавателям: по плану нашего народника они будут пользоваться мастерскими (как

мы уже видели), т. е. отдавать «гимназистам» чинить и шить себе платье. Не правда ли,

как заботлив г. Южаков… о гг. преподавателях? Впрочем, он и о «гимназистах» забо-

тится, — так, как добрый хозяин заботится о скотине: ее надо накормить, напоить, по-

местить и… и случить. Не угодно ли:

«Если… будут разрешены браки между окончившими курс и оставшимися на три го-

да при гимназии молодыми людьми.., то такое 3-летнее пребывание при гимназии бу-

дет далеко менее обременительно воинской повинности» (207). «Если будут разрешены

браки»!! Значит, могут и не разрешить? Но ведь для этого нужен новый закон, почтен-

ный г. прогрессист, закон, ограничивающий гражданские права крестьян. Можно ли,

однако, удивляться подобной «обмолвке» (?) г-на Южакова, если он во всей своей

«утопии», среди подробнейшего разбора вопросов о жалованье преподавателей, об от-

работках гимназистов и т. п., и не вспомнил ни разу, что не грех бы — в «утопии»-то по

крайней

ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 493

мере — предоставить некоторые права по управлению «гимназией» и по ведению хо-

зяйства самим «ученикам», которые ведь сами содержат все заведение и кончают ее

23—25 лет, что ведь это не только «гимназисты», но и граждане. Об этой мелочи со-

всем забыл наш народник! Зато вот вопрос об «учениках» дурного поведения он разра-

ботал тщательно. «Четвертый тип (гимназий) надо было бы создать для учащихся, уда-

ляемых из обыкновенных гимназий за дурное поведение. Обязывая все молодое поко-

ление пройти курс среднего образования, было бы нерационально освободить от него

за дурное поведение. Для старших классов это могло бы явиться соблазном и поощре-

нием к дурному поведению. (Ей-богу, так и напечатано на стр. 229!!) Учреждение осо-

бых гимназий для удаленных за дурное поведение явилось бы логическим дополнением

всей системы». Они назывались бы «исправительные гимназии» (230).

Не правда ли, как бесподобна эта «просветительная утопия» в русском вкусе с ис-

правительными гимназиями для тех злодеев, которые, пожалуй, «соблазнились» бы

перспективой «освободиться»… от просвещения!?

VI

Читатели не забыли, быть может, один проект руководства промышленностью,

справедливо охарактеризованный как возрождение

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн