В некотором числе, вероятно, и пришлось бы
это практиковать, особенно относительно безземельных, окончивших курс в этой же гимназии» (204).
488 В . И . ЛЕНИН
точно рассчитывает все это, кладя нормы продуктов, «обыкновенно отпускаемых сель-
скому рабочему». Правда, он «не предполагает кормить гимназию таким способом»
(210), но все-таки оставляет эти нормы, ибо ведь гимназисты соберут еще со своей зем-
ли картофеля, гороха, чечевицы, посеют себе конопли и подсолнечника для постного
масла, затем будут получать мяса в скоромные дни по полуфунту и молока по 2 стака-
на. Не думайте, читатель, чтоб г. Южаков это лишь слегка затронул, лишь для примера
перечислил. Нет, он все рассчитал подробно — и количество телят, годовалых и двух-
леток, и содержание больных, и корм для птиц. Он не забыл ни помоев с кухни, ни тре-
бухи, ни шелухи от овощей (212). У него ничего не пропущено. Затем одежду и обувь
можно в гимназии сделать собственными средствами. «Но бумажной материи для белья
носильного, постельного и столового и для летней одежды, более плотной материи для
зимнего платья и мех, хотя бы овечий, для верхнего зимнего платья нужно, конечно,
купить. Конечно, весь персонал педагогов и служащих с семействами сам себя должен
обеспечивать материалами, хотя и можно предоставить пользоваться мастерскими.
Собственно же для учащихся и для 3-годичных рабочих этот расход, не скупясь, можно
определить рублей в 50 в год или около 60 000 руб. на все заведение ежегодно» (213).
Мы положительно начинаем умиляться от практичности нашего народника. Пред-
ставьте только себе: «мы», «общество», вводим такую грандиозную организацию тру-
да, даем народу всеобщее среднее образование, и все это без всяких затрат, и с какими
громадными моральными приобретениями! Какой прекрасный урок будет дан «нашим»
теперешним сельским рабочим, которые при всей своей невежественности, дерзости и
дикости не соглашаются работать дешевле 61 рубля в год на хозяйском содержании*
,
— когда они увидят,
* По данным департамента земледелия и сельской промышленности, средняя для Европейской России
заработная плата годовому сельскому рабочему составляет 61 р. 29 к. (за 10 лет 1881—1891) да содержа-
ние — 46 рублей.
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 489
как образованные батраки из гимназии будут работать за 50 рублей в год! Можно быть
уверенным, что даже сама Коробочка154 согласится теперь с г. Южаковым, что теорети-
ческие основания его плана чрезвычайно «удобопонятны».
V
Как же будет вестись хозяйство гимназий и управление ими? Хозяйство будет, как
мы уже видели, смешанное: отчасти натуральное, отчасти денежное. Г-н Южаков дает,
разумеется, весьма подробные указания по этому важному вопросу. На стр. 216-ой он с
точностью, по статьям, рассчитывает, что каждой гимназии понадобится денег 160—
170 тыс. р., так что для всех 15—20 тысяч гимназий — эдак до трех миллиардов
рублей. Ну, разумеется, продавать будут земледельческие продукты и за них деньги
выручать. Наш автор так предусмотрителен, что принимает при этом во внимание
общие условия современного товарно-капиталистического хозяйства: «Гимназии,
расположенные под городом или вблизи жел.-дор. станций, на линиях, не удаленных от
крупных центров, должны бы получать совершенно другой тип. Огородничество,
садоводство, молочное хозяйство и ремесла здесь могут вполне заменить полеводство»
(228). Торговля, значит, будет уже не шуточная. Кто будет ею заниматься — автор не
сообщает. Надо полагать, что педагогические советы гимназий сделаются отчасти и
коммерческими советами. — Скептики, пожалуй, пожелали бы знать, как быть в
случаях банкротства гимназий и сумеют ли вообще вести они торговое дело? — Но,
разумеется, это были бы неосновательные придирки: если теперь необразованные
купцы ведут торговлю, то можно ли сомневаться в успехе, когда за это дело возьмутся
представители нашего интеллигентного общества?
Для хозяйства гимназиям понадобится, натурально, земля. Г-н Южаков пишет: «Ду-
маю.., что если бы этой мысли суждено было получить практическое испытание, то для
опыта первые такие земледельческие
490 В . И . ЛЕНИН
гимназии должны бы получить надел от 6 до 7 тыс. дес.» (228). На 109 млн. населения
— 20 000 гимназий — потребовалось бы около 100 млн. десятин, но ведь не надо забы-
вать, что земледельческим трудом заняты лишь 80 млн. «Только их дети и должны
быть проводимы чрез земледельческие гимназии». А потом еще около 8 млн. надо вы-
кинуть на разные категории населения*
, — останется 72 млн. Для них надо только 60—
72 млн. дес. «И это, конечно, много» (231), но г. Южаков не смущается. У казны ведь
тоже много земли, только расположенной не совсем удобно. «Так, в северном Полесье
их расположено 127,6 млн. дес, и здесь, особенно усвоив систему обмена, где нужно,
частных и даже крестьянских земель на казенные с целью предоставить первые шко-
лам, вероятно, было бы не трудно даром обеспечить землею наши земледельческие
гимназии. Так же хорошо обстоит дело»… на юго-востоке (231). Гм… «хорошо»! отпра-
вить их, значит, в Архангельскую губернию! — Правда, до сих пор она служила боль-
ше местом ссылки, и казенные леса там в громадном большинстве даже не «устроены»,
— но это ничего не значит. Как только отправят туда гимназистов с просвещенными
преподавателями, они все эти леса вырубят, землю расчистят и насадят культуру!
А в центральной области можно устроить выкуп земли: не больше ведь миллионов
80-ти десятин. Выпустить «гарантированные облигации», а платежи по ним, само со-
бою разумеется, разложить «на гимназии, получившие даровой надел» (232) — и дело в
шляпе! Г-н Южа-
* Вот полный список этих категорий счастливцев, освобождаемых от земледельческих гимназий: «со-
стоятельные, исправляемые, магометанские девочки, мелкие инородцы, фанатические сектанты, слепые,
глухонемые, идиоты, сумасшедшие, хроники, заразные, преступные» (231). Когда мы прочли этот спи-
сок, наше сердце болезненно сжалось: господи, подумали мы, удастся ли хоть присных своих зачислить в
число освобожденных! — По первой категории? — финансов, пожалуй, не хватит! Ну, еще женский пол
авось удастся хитростью причислить к магометанским девочкам, а мужской-то как? Одна надежда на 3-
ью категорию. Сотрудник г-на Южакова по журналу, г. Михайловский, зачислил уже, как известно, П. Б.
Струве просто к инородцам, так авось уж он и нас всех соблаговолит зачислить хоть к «мелким инород-
цам» для освобождения наших присных от земледельческих гимназий!
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 491
ков уверяет, что нечего пугаться «грандиозности финансовой операции. Она не пред-
ставляется химерою и утопией» (232). Это будет «в сущности отлично обеспеченная
ипотека». Чего уж не обеспеченная! Только еще раз: при чем же тут «утопия»? И неу-
жели г. Южаков серьезно считает наших крестьян настолько уж забитыми и неразви-
тыми, чтобы получить от них согласие на подобный план?? И выкупные платежи из-
вольте платить за землю, и «платежи по займу для первоначального обзаведения»*
, и
содержать извольте всю гимназию, и жалованье платите всем преподавателям, а в до-
вершение всего извольте-ка еще за все это (т. е. за то, что за плату наняли преподавате-
лей?) отработать по три годика! Не слишком ли уж жирно будет, просвещенный г. «на-
родник»? Подумали ли вы, перепечатывая в 1897 году свое творение, появившееся в
журнале «Р. Богатство» в 1895 году, — куда заводит вас свойственная всем народникам
любовь к разным финансовым операциям и выкупам? Вспомните, читатель, что было
обещано всенародное образование «без всяких затрат со стороны государства, земства
и народа». И наш гениальный финансист, действительно, ни рубля не требует ни от го-
сударства, ни от земства. А от «народа»? Или, точнее говоря, от несостоятельных кре-
стьян?** На их деньги и земля покупается, и гимназии заводятся (ибо они платят про-
центы и погашения по употребленным на это капиталам), они же и преподавателям
платят и все гимназии содержат. И еще отработки. Да за что же? — За то, — отвечает
неумолимый финансист, — что в младших классах гимназисты за свое образование и
содержание не платили (204). Но, во-1-х, к нерабочим возрастам отнесены только «при-
готовительные и два первых гимназических класса» (206), а дальше уже идут полура-
бочие. А, во-2-х, ведь содержат этих детей их же старшие братья, они же и
* Стр. 216. 10 000 р. с гимназии. ** Ибо состоятельные ведь исключаются. Г-н Южаков сам подозревает, что «из числа и сельскохозяй-
ственных населений некоторый процент предпочтет отдавать своих детей в платные городские средние
школы» (230). Еще бы не предпочесть!
492 В . И . ЛЕНИН
преподавателям платят за обучение младших. Нет, г. Южаков, не только теперь, но и в
аракчеевские времена155 подобный план был бы совершенно неосуществим, ибо это
действительно «утопия» крепостническая.
Что касается до управления гимназиями, то г. Южаков дает об этом очень мало све-
дений. Преподавательский персонал он, правда, с точностью перечислил и назначил
всем им жалованье «сравнительно невысокое» (ибо готовая квартира, содержание де-
тей, «половина расхода на одежду») — вы думаете, может быть, по 50 руб. в год? Нет,
несколько побольше: «директору, директрисе и главному агроному по 2400, инспекто-
ру» и т. д. — по чину глядя, спускаясь по иерархической лестнице, до 200 рублей низ-
шим служащим (214). Как видите, недурная карьера для тех представителей просве-
щенного общества, которые «предпочли» платную городскую школу земледельческой
гимназии! Обратите внимание на эту «половину расхода на одежду», обеспеченную гг.
преподавателям: по плану нашего народника они будут пользоваться мастерскими (как
мы уже видели), т. е. отдавать «гимназистам» чинить и шить себе платье. Не правда ли,
как заботлив г. Южаков… о гг. преподавателях? Впрочем, он и о «гимназистах» забо-
тится, — так, как добрый хозяин заботится о скотине: ее надо накормить, напоить, по-
местить и… и случить. Не угодно ли:
«Если… будут разрешены браки между окончившими курс и оставшимися на три го-
да при гимназии молодыми людьми.., то такое 3-летнее пребывание при гимназии бу-
дет далеко менее обременительно воинской повинности» (207). «Если будут разрешены
браки»!! Значит, могут и не разрешить? Но ведь для этого нужен новый закон, почтен-
ный г. прогрессист, закон, ограничивающий гражданские права крестьян. Можно ли,
однако, удивляться подобной «обмолвке» (?) г-на Южакова, если он во всей своей
«утопии», среди подробнейшего разбора вопросов о жалованье преподавателей, об от-
работках гимназистов и т. п., и не вспомнил ни разу, что не грех бы — в «утопии»-то по
крайней
ПЕРЛЫ НАРОДНИЧЕСКОГО ПРОЖЕКТЕРСТВА 493
мере — предоставить некоторые права по управлению «гимназией» и по ведению хо-
зяйства самим «ученикам», которые ведь сами содержат все заведение и кончают ее
23—25 лет, что ведь это не только «гимназисты», но и граждане. Об этой мелочи со-
всем забыл наш народник! Зато вот вопрос об «учениках» дурного поведения он разра-
ботал тщательно. «Четвертый тип (гимназий) надо было бы создать для учащихся, уда-
ляемых из обыкновенных гимназий за дурное поведение. Обязывая все молодое поко-
ление пройти курс среднего образования, было бы нерационально освободить от него
за дурное поведение. Для старших классов это могло бы явиться соблазном и поощре-
нием к дурному поведению. (Ей-богу, так и напечатано на стр. 229!!) Учреждение осо-
бых гимназий для удаленных за дурное поведение явилось бы логическим дополнением
всей системы». Они назывались бы «исправительные гимназии» (230).
Не правда ли, как бесподобна эта «просветительная утопия» в русском вкусе с ис-
правительными гимназиями для тех злодеев, которые, пожалуй, «соблазнились» бы
перспективой «освободиться»… от просвещения!?
VI
Читатели не забыли, быть может, один проект руководства промышленностью,
справедливо охарактеризованный как возрождение