хотел
бы, не могу) — цитирует Скалдин, в пояснение этого неудобства, выражение одного
греческого писателя.
Дадим вкратце изложение взглядов Скалдина.
Начнем с крестьянской реформы169
, — этого исходного пункта, к которому неиз-
бежно должен восходить и по сю пору каждый, желающий изложить свои общие воз-
зрения по экономическим и публицистическим вопросам. В книге Скалдина крестьян-
ской реформе уделено очень много места. Скалдин был едва ли не первым писателем,
систематически, на основании обширных фактов и подробного рассмотрения всей жиз-
ни деревни, показавшим бедственное положение крестьян после проведения реформы,
ухудшение их быта, новые формы их экономической, юридической и бытовой зависи-
мости, — одним словом, показавшим все то, что с тех пор так обстоятельно и детально
было показано и доказано многочисленными исследованиями и описаниями. Теперь
все эти истины — не новость. Тогда — они были не только новы, но и возбуждали не-
доверие в либеральном обществе, которое боялось, не скрывается ли за этими указа-
ниями на так называемые «недостатки реформы» осуждения ее и скрытого крепостни-
чества. Интерес воззрений Скалдина усиливается еще тем, что автор был современни-
ком реформы (а может быть, даже и участником ее. Мы не имеем в своем распоряже-
нии никаких историко-литературных сведений и биографических данных о Скалдине).
Его воззрения основаны, следовательно, на непосредственном наблюдении и тогдаш-
ней «столицы», и тогдашней «деревни», а не на кабинетном изучении книжного мате-
риала.
В воззрениях Скалдина на крестьянскую реформу прежде всего обращает внимание
современного читателя, привыкшего к народническим слащавым россказням на эту те-
му, чрезвычайная трезвость автора. Скалдин смотрит на реформу без всяких само-
обольщений,
510 В . И . ЛЕНИН
без всякой идеализации, смотрит как на сделку между двумя сторонами, помещиками и
крестьянами, которые пользовались до сих пор сообща землею на известных условиях
и теперь вот разделились, причем с этим разделом изменилось и юридическое положе-
ние обеих сторон. Фактором, определившим способ этого раздела и величину доли, по-
лученной каждою стороною, были интересы сторон. Эти интересы определяли стрем-
ления обеих сторон, а возможность для одной стороны принимать непосредственное
участие в самой реформе и в практическом развитии различных вопросов ее осуществ-
ления определила, между прочим, преобладание одной стороны. Именно таково пони-
мание реформы у Скалдина. На главном вопросе реформы, наделах и платежах, Скал-
дин останавливается особенно подробно, возвращаясь к ним неоднократно в своих
очерках. (Книга Скалдина разделяется на 11 очерков, которые имеют самостоятельное
содержание, напоминая по форме отдельные письма из деревни. Первый очерк помечен
1866-ым годом, последний — 1869-ым.) О так называемых «малоземельных» крестья-
нах в книге Скалдина, разумеется, нет ничего нового для современного читателя, но
для конца 60-х годов его доказательства были и новы и ценны. Мы не станем, конечно,
повторять их, и отметим лишь особенность той характеристики явления, которую дает
Скалдин, — особенность, выгодно отличающую его от народников. Скалдин говорит
не о «малоземелье», а о «слишком значительной отрезке от крестьянских наделов» (стр.
213, то же 214 и многие другие; ср. заглавие III очерка), о том, что высшие наделы, оп-
ределенные положениями, оказались ниже действительных наделов (стр. 257), приводя,
между прочим, чрезвычайно характерные и типичные отзывы крестьян об этой стороне
реформы*
. Разъяснения и доказательства этого факта у Скалдина чрезвычайно
*
«Землю-то нашу он (курсив автора) так обрезал, что нам без этой отрезной земли жить нельзя; со
всех сторон окружил нас своими полями, так что нам скотины выгнать некуда; вот и плати ты за надел
особо да за обрезную землю еще особо, сколько потребует». «Какое же это улучшение быта! — говорил
мне один грамотный и бывалый мужик из прежних оброчных, — оброк-то на нас оставили прежний, а
землю обрезали».
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 511
обстоятельны, сильны и даже резки для писателя вообще чрезвычайно умеренного,
трезвого и по общим своим воззрениям, несомненно, буржуазного. Значит, сильно бро-
силось в глаза это явление, если даже такой писатель, как Скалдин, говорит об этом так
энергично. О тяжести платежей Скалдин говорит тоже чрезвычайно энергично и об-
стоятельно, доказывая свои положения массою фактов. «Непомерные налоги, — читаем
в подзаголовке III очерка (1867), — суть главная причина их (крестьян) бедности», и
Скалдин показывает, что налоги выше дохода крестьян от земли, приводит из «Трудов
податной комиссии» данные о распределении русских налогов на взимаемые с высших
и с низших классов, причем, оказывается, на последние классы падает 76% всех нало-
гов, а на первые — 17%, тогда как в Западной Европе отношения везде несравненно
благоприятнее для низших классов. В подзаголовке VII очерка (1868) читаем: «Чрез-
мерные денежные повинности составляют одну из главных причин бедности крестьян»,
и автор показывает, как новые условия жизни сразу потребовали от крестьянина денег,
денег и денег, как в «Положении» было принято за правило вознаграждать помещиков
и за крепостное право (252), как высота оброка определена была «из подлинных сведе-
ний помещиков, их управляющих и старост, т. е. из данных совершенно произвольных
и не представлявших ни малейшей достоверности» (255), вследствие чего средние об-
роки, выведенные комиссиями, оказались выше действительных средних оброков. «К
тяжести налогов прибавилась для крестьян еще потеря земли, которою они пользова-
лись века» (258). «Если бы оценка земли для выкупа сделана была не по капитализации
оброка, а по ее действительной стоимости в эпоху освобождения, то выкуп мог бы со-
вершиться весьма легко и не потребовал бы даже содействия правительства, ни выпус-
ка кредитных билетов» (264). «Выкуп, долженствовавший, по мысли Положения 19-го
февраля, облегчить крестьян и завершить собою дело улучшения их быта, в действи-
тельности нередко обращается к большему их стеснению» (269). Мы приводим все эти
512 В . И . ЛЕНИН
выписки — сами по себе мало интересные и отчасти устаревшие, — чтобы показать, с
какой энергией высказывался за интересы крестьян писатель, враждебно относящийся к
общине и высказавшийся по целому ряду вопросов как настоящий манчестерец. Весьма
поучительно отметить полное совпадение почти всех полезных и нереакционных по-
ложений народничества с положениями этого манчестерца. Само собою разумеется,
что при таких взглядах Скалдина на реформу он никак не мог предаваться той сладень-
кой идеализации ее, которой предавались и предаются народники, говоря, что она
санкционировала народное производство, что она была выше западноевропейских кре-
стьянских реформ, что она сделала из России как бы tabula rasa* и т. д. Скалдин не
только ничего подобного не говорил и не мог говорить, но даже прямо говорил, что у
нас крестьянская реформа состоялась на условиях менее выгодных для крестьян, что
она принесла меньше пользы, чем на Западе. «Вопрос будет поставлен прямо, — писал
Скалдин, — если мы спросим себя: почему благие последствия освобождения не обна-
ружились у нас с такою же быстротою и прогрессивным возрастанием, как обнаружи-
лись они, напр., в Пруссии и Саксонии в первой четверти нынешнего столетия?» (221).
«В Пруссии, как и во всей Германии, выкупались не наделы крестьян, давно уже при-
знанные законом их собственностью, но крестьянские обязательные повинности поме-
щикам» (272).
От экономической стороны реформы в оценке Скалдина перейдем к юридической.
Скалдин — ярый враг круговой поруки, паспортной системы и патриархальной власти
«мира» в крестьянстве (и мещанского общества) над их членами. В III очерке (1867) он
настаивает на отмене круговой поруки, подушной подати и паспортной системы, на не-
обходимости уравнительного поимущественного налога, на замене паспортов бесплат-
ными и бессрочными свидетельствами. «Налога на паспорта внутри отечества не суще-
ствует ни в одном другом
*
— чистое место. Ред.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 513
цивилизованном государстве» (109). Известно, что этот налог отменен лишь в 1897 го-
ду. В заглавии IV очерка читаем: «произвол сельских обществ и градских дум при вы-
сылке паспортов и взимании налогов с отсутствующих плательщиков…». «Круговая
порука, это — тяжелое ярмо, которое должны тянуть исправные и домовитые хозяева
для гуляк и лентяев» (126). Замечавшееся уже и тогда разложение крестьянства Скал-
дин хочет объяснить личными качествами поднимающихся и опускающихся. — Автор
описывает подробно те затруднения, с которыми крестьяне, живущие в С.-Петербурге,
получают паспорта и отсрочивают их, и отвергает возражение тех, которые скажут:
«слава богу, что вся эта масса безземельных крестьян не приписалась к городам, не
увеличила собой количества городских жителей, не имеющих недвижимой собственно-
сти…» (130). «Варварская круговая порука…» (131)… «Спрашивается, можно ли назвать
граждански свободными людей, поставленных в подобное положение? Не те же ли это
— glebae adscripti?»*
(132). Винят крестьянскую реформу. «Но разве крестьянская ре-
форма виновна в том, что законодательство, освободив крестьянина от крепости поме-
щику, не придумало ничего для избавления его от крепости обществу и месту припис-
ки… Где же признаки гражданской свободы, когда крестьянин не может располагать ни
своим местопребыванием, ни родом своих занятий?» (132). Нашего крестьянина Скал-
дин в высшей степени верно и метко называет «оседлым пролетарием» (231)**. В загла-
вии очерка VIII (1868 г.) читаем: «прикрепление крестьян к их обществам и наделам
препятствует улучшению
*
— Крестьяне эпохи древней Римской империи, приписанные к земельным участкам, с которых они
не могли уходить, как бы эти участки ни были убыточны. Ред. ** Скалдин очень подробно показал правильность не только первой, но и второй части этого опреде-
ления (пролетарий). Он много места в своих очерках уделил описанию зависимого положения крестьян и
их нищеты, описанию тяжелого положения батраков, «описанию голода 1868 г.» (заглавие очерка V) и
всяческих форм кабалы и принижения крестьянина. И в 60-х годах были, как и в 90-х, люди, замалчи-
вавшие и отрицавшие голод. Скалдин горячо восстает против них. Разумеется, было бы лишним приво-
дить подробные выписки по этому предмету.
514 В . И . ЛЕНИН
их быта… Препятствие к развитию отхожих промыслов». «После невежества крестьян и
подавленности их прогрессивно возрастающими налогами, одною из причин, задержи-
вающих развитие крестьянского труда и, следовательно, крестьянского благосостояния,
служит прикрепление крестьян к их обществам и наделам. Привязывать рабочие руки к
одному месту и оковывать поземельную общину нерасторжимыми узами — это есть
условие само по себе уже крайне невыгодное для развития труда, личной предприим-
чивости и мелкой поземельной собственности» (284). «Крестьяне, прикованные к наде-
лам и обществам, лишенные возможности употреблять свой труд там, где он оказыва-
ется производительнее и для них выгоднее, как бы застыли в той скученной, стадооб-
разной, непроизводительной форме быта, в которой они вышли из рук крепостного
права» (285). Автор смотрит, след., на эти вопросы крестьянского быта с чисто буржу-
азной точки зрения, но, несмотря на это (вернее: именно благодаря этому), он чрезвы-
чайно правильно оценивает вред прикрепления крестьян для всего общественного раз-
вития и для самих крестьян. С особенной силой (добавим от себя) вред этот сказывает-
ся на самых низших группах крестьянства, на сельском пролетариате. Очень метко го-
ворит Скалдин: «превосходна заботливость закона о том, чтобы крестьяне не остались
безземельны; но не надобно забывать, что у самих крестьян заботливость о том же
предмете несравненно сильнее, чем у какого бы то ни было законодателя» (286). «Кро-
ме прикрепления крестьян к их наделам и обществам, даже временные отлучки их для
заработков сопряжены для них со множеством стеснений и расходов, вследствие кру-
говой поруки и паспортной системы» (298). «Для множества крестьян был бы, по мо-
ему мнению, открыт выход из теперешнего затруднительного положения, если бы