прогрессивность данного об-
щественного развития, с их беспощадной враждой, всецело и исключительно направ-
ленной против остатков старины, с их убеждением, что стоит только вымести дочиста
эти остатки,
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 533
и дела пойдут как нельзя лучше, — это «наследство» не только ни при чем в указанных
воззрениях народничества, но прямо противоречит им.
Вторая черта народничества — вера в самобытность России, идеализация крестья-
нина, общины и т. п. Учение о самобытности России заставило народников хвататься за
устарелые западноевропейские теории, побуждало их относиться с поразительным лег-
комыслием к многим приобретениям западноевропейской культуры: народники успо-
каивали себя тем, что если мы не имеем тех или других черт цивилизованного челове-
чества, то зато «нам суждено» показать миру новые способы хозяйничанья и т. п. Тот
анализ капитализма и всех его проявлений, который дала передовая западноевропей-
ская мысль, не только не принимался по отношению к святой Руси, а, напротив, все
усилия были направлены на то, чтобы придумать отговорки, позволяющие о русском
капитализме не делать тех же выводов, какие сделаны относительно европейского. На-
родники расшаркивались пред авторами этого анализа и… и продолжали себе преспо-
койно оставаться такими же романтиками, против которых всю жизнь боролись эти ав-
торы. Это общее всем народникам учение о самобытности России опять-таки не только
не имеет ничего общего с «наследством», но даже прямо противоречит ему. «60-ые го-
ды», напротив, стремились европеизировать Россию, верили в приобщение ее к обще-
европейской культуре, заботились о перенесении учреждений этой культуры и на нашу,
вовсе не самобытную, почву. Всякое учение о самобытности России находится в пол-
ном несоответствии с духом 60-х годов и их традицией. Еще более не соответствует
этой традиции народническая идеализация, подкрашивание деревни. Эта фальшивая
идеализация, желавшая во что бы то ни стало видеть в нашей деревне нечто особенное,
вовсе непохожее на строй всякой другой деревни во всякой другой стране в период до-
капиталистических отношений, — находится в самом вопиющем противоречии с тра-
дициями трезвого и реалистического наследства. Чем дальше и глубже развивался ка-
питализм, чем сильнее
534 В . И . ЛЕНИН
проявлялись в деревне те противоречия, которые общи всякому товарно-
капиталистическому обществу, тем резче и резче выступала противоположность между
сладенькими россказнями народников об «общинности», «артельности» крестьянина и
т. п., с одной стороны, — и фактическим расколом крестьянства на деревенскую бур-
жуазию и сельский пролетариат, с другой; тем быстрее превращались народники, про-
должавшие смотреть на вещи глазами крестьянина, из сентиментальных романтиков в
идеологов мелкой буржуазии, ибо мелкий производитель в современном обществе пре-
вращается в товаропроизводителя. Фальшивая идеализация деревни и романтические
мечтания насчет «общинности» вели к тому, что народники с крайним легкомыслием
относились к действительным нуждам крестьянства, вытекающим из данного экономи-
ческого развития. В теории можно было сколько угодно говорить о силе устоев, но на
практике каждый народник прекрасно чувствовал, что устранение остатков старины,
остатков дореформенного строя, опутывающих и по сю пору с ног до головы наше кре-
стьянство, откроет дорогу именно капиталистическому, а не какому другому развитию.
Лучше застой, чем капиталистический прогресс — такова, в сущности, точка зрения
каждого народника на деревню, хотя, разумеется, далеко не всякий народник с наивной
прямолинейностью г-на В. В. решится открыто и прямо высказать это. «Крестьяне,
прикованные к наделам и обществам, лишенные возможности употреблять свой труд
там, где он оказывается производительнее и для них выгоднее, как бы застыли в той
скученной, стадообразной, непроизводительной форме быта, в которой они вышли из
рук крепостного права». Так смотрел один из представителей «наследства» с своей ха-
рактерной точки зрения «просветителя»174. — «Пускай лучше крестьяне продолжают
застывать в своей рутинной, патриархальной форме быта, чем расчищать дорогу для
капитализма в деревне» — так смотрит, в сущности, каждый народник. В самом деле,
не найдется, вероятно, ни одного народника, который бы решился отрицать, что со-
словная замкну-
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 535
тость крестьянской общины с ее круговой порукой и с запрещением продажи земли и
отказа от надела стоит в самом резком противоречии с современной экономической
действительностью, с современными товарно-капиталистическими отношениями и их
развитием. Отрицать это противоречие невозможно, но вся суть в том, что народники
как огня боятся такой постановки вопроса, такого сопоставления юридической обста-
новки крестьянства с экономическою действительностью, с данным экономическим
развитием. Народник упорно хочет верить в несуществующее и романтически сфанта-
зированное им развитие без капитализма, и поэтому… поэтому он готов задерживать
данное развитие, идущее путем капиталистическим. К вопросам о сословной замкнуто-
сти крестьянской общины, о круговой поруке, о праве крестьян продавать землю и от-
казываться от надела народник относится не только с величайшей осторожностью и бо-
язливостью за судьбу «устоев» (устоев рутины и застоя); мало того, народник падает
даже до такой степени низко, что приветствует полицейское запрещение крестьянам
продавать землю. «Мужик глуп, — можно сказать такому народнику словами Энгель-
гардта, — сам собою устроиться не может. Если никто о нем не позаботится, он все ле-
са сожжет, всех птиц перебьет, всю рыбу выловит, землю попортит и сам весь перем-
рет». Народник здесь уже прямо «отказывается от наследства», становясь реакцион-
ным. И заметьте притом, что это разрушение сословной замкнутости крестьянской об-
щины, по мере экономического развития, становится все более и более настоятельной
необходимостью для сельского пролетариата, тогда как для крестьянской буржуазии
неудобства, проистекающие отсюда, вовсе не так значительны. «Хозяйственный мужи-
чок» легко может арендовать землю на стороне, открыть заведение в другой деревне,
съездить куда угодно на любое время по торговым делам. Но для «крестьянина», жи-
вущего главным образом продажей своей рабочей силы, прикрепление к наделу и к
обществу означает громадное стеснение его хозяйственной деятельности, означает не-
536 В . И . ЛЕНИН
найти более выгодного нанимателя, означает необходимость продавать свою рабочую
силу именно местным покупателям ее, дающим всегда дешевле и изыскивающим вся-
ческие способы кабалы. — Поддавшись раз во власть романтическим мечтаниям, за-
давшись целью поддержать и охранить устои вопреки экономическому развитию, на-
родник незаметно для самого себя скатился по этой наклонной плоскости до того, что
очутился рядом с аграрием, который от всей души жаждет сохранения и укрепления
«связи крестьянина с землей». Стоит вспомнить хотя бы о том, как эта сословная замк-
нутость крестьянской общины породила особые способы наемки рабочих: рассылку
хозяевами заводов и экономии своих приказчиков по деревням, особенно недоимоч-
ным, для наиболее выгодного найма рабочих. К счастью, развитие земледельческого
капитализма, разрушая «оседлость» пролетария (таково действие так называемых от-
хожих земледельческих промыслов), постепенно вытесняет эту кабалу вольным най-
мом.
Другое, пожалуй, не менее рельефное подтверждение нашего положения о вреде со-
временных народнических теорий дает тот факт, что среди народников обычное явле-
ние — идеализация отработков. Мы выше привели пример того, как Энгельгардт, со-
вершивши свое народническое грехопадение, дописался до того, что «хорошо было
бы» развивать в деревне отработки! То же самое находили мы в знаменитом проекте г.
Южакова о земледельческих гимназиях («Русское Богатство», 1895, № 5)*
. Такой же
идеализации предавался в серьезных экономических статьях сотрудник Энгельгардта
по журналу, г. В. В., который утверждал, что крестьянин одержал победу над помещи-
ком, желавшим будто бы ввести капитализм; но беда состояла в том, что крестьянин
брался обработать земли помещика, получая за это от него землю «в аренду», — т. е.
восстановлял совершенно тот же самый способ хозяйства, который был и при крепост-
ном праве. Это — самые резкие примеры реакционного отношения народников к во-
просам на-
* См. настоящий том, стр. 61—69 и 471—504. Ред.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 537
шего земледелия. В менее резкой форме вы встретите эту идею у каждого народника.
Каждый народник говорит о вреде и опасности капитализма в нашем земледелии, ибо
капитализм, изволите видеть, заменяет самостоятельного крестьянина батраком. Дей-
ствительность капитализма («батрак») противопоставляется вымыслу о «самостоя-
тельном» крестьянине: основывается этот вымысел на том, что крестьянин докапитали-
стической эпохи владеет средствами производства, причем скромно умалчивается о
том, что за эти средства производства надо платить вдвое против их стоимости; что эти
средства производства служат для отработков; что жизненный уровень этого «само-
стоятельного» крестьянина так низок, что в любой капиталистической стране его отне-
сли бы к пауперам; что к беспросветной нищете и умственной инертности этого «само-
стоятельного» крестьянина прибавляется еще личная зависимость, неизбежно сопрово-
ждающая докапиталистические формы хозяйства. Третья характерная черта народниче-
ства — игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений
страны с материальными интересами определенных общественных классов — находит-
ся в самой неразрывной связи с предыдущими: только это отсутствие реализма в во-
просах социологических и могло породить учение об «ошибочности» русского капита-
лизма и о возможности «свернуть с пути». Это воззрение народничества опять-таки не
стоит ни в какой связи с «наследством» и традициями 60-х годов, а, напротив, прямо
противоречит этим традициям. Из этого воззрения, естественно, вытекает такое от-
ношение народников к многочисленным остаткам дореформенной регламентации в
русской жизни, которое ни в каком случае не могли бы разделить представители «на-
следства». Для характеристики этого отношения мы позволим себе воспользоваться
прекрасными замечаниями г. В. Иванова в статье «Плохая выдумка» («Новое Слово»,
сент. за 1897 г.). Автор говорит об известном романе г. Боборыкина «По-другому» и
изобличает непонимание им спора народников с «учениками». Г-н Боборыкин вклады-
вает в уста героя своего романа,
538 В . И . ЛЕНИН
народника, такой упрек по адресу «учеников», что они-де мечтают «о казарме с нестер-
пимым деспотизмом регламентации». Г-н В. Иванов замечает по поводу этого: «О не-
стерпимом деспотизме «регламентации» в качестве «мечты» своих противников они
(народники) не только не говорили, но и говорить, оставаясь народниками, не могут и
не будут. Суть их спора с «экономическими материалистами» в этой области заклю-
чается именно в том, что сохранившиеся у нас остатки старой регламентации могут, по
мнению народников, послужить основанием для дальнейшего развития регламентации.
Нестерпимость этой старой регламентации заслоняется от их глаз, с одной стороны,
представлением, будто сама «крестьянская душа (единая и нераздельная) эволюциони-
рует» в сторону регламентации, — с другой, убеждением в существующей или имею-
щей наступить нравственной красоте «интеллигенции», «общества» или вообще «руко-
водящих классов». Экономических материалистов они обвиняют в пристрастии не к
«регламентации», а, наоборот, к западноевропейским порядкам, основанным на отсут-
ствии регламентации. И экономические материалисты действительно утверждают, что
остатки старой регламентации, выросшей на основе натурального хозяйства, становят-
ся с каждым днем все «нестерпимее» в стране, перешедшей к денежному хозяйству,
вызывающему бесчисленные изменения как в фактическом положении, так и в умст-
венной и нравственной физиономии различных слоев ее населения. Они убеждены по-
этому, что условия, необходимые для возникновения новой благодетельной «регламен-
тации» экономической жизни страны, могут развиться не из остатков регламентации,
приноровленной к натуральному хозяйству и крепостному праву, а лишь в атмосфере
такого же широкого и всестороннего отсутствия этой старой регламентации, какое су-
ществует в передовых странах Западной Европы и Америки. В таком положении нахо-
дится вопрос о «регламентации» в споре между народниками и их противниками» (стр.loco citato — в цитированном месте. Ред.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 539
Это отношение народников к «остаткам старой регламентации» представляет из себя
самое, пожалуй, резкое отступление народничества от традиций «наследства». Пред-
ставители этого наследства, как мы видели, отличались бесповоротным и ярым осуж-
дением всех и всяческих остатков старой регламентации. Следовательно, с этой сторо-
ны «ученики» стоят