Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

несравненно ближе к «традициям» и «наследству» 60-х годов, чем

народники. Отсутствие социологического реализма, кроме указанной в высшей степени

важной ошибки народников, ведет также у них к той особой манере мышления и рас-

суждения об общественных делах и вопросах, которую можно назвать узко интелли-

гентным самомнением или, пожалуй, бюрократическим мышлением. Народник рассу-

ждает всегда о том, какой путь для отечества должны «мы» избрать, какие бедствия

встретятся, если «мы» направим отечество на такой-то путь, какие выходы могли бы

«мы» себе обеспечить, если бы миновали опасностей пути, которым пошла старуха-

Европа, если бы «взяли хорошее» и из Европы, и из нашей исконной общинности и т. д.

и т. п. Отсюда полное недоверие и. пренебрежение народника к самостоятельным тен-

денциям отдельных общественных классов, творящих историю сообразно с их интере-

сами. Отсюда то поразительное легкомыслие, с которым пускается народник (забыв об

окружающей его обстановке) во всевозможное социальное прожектерство, начиная от

какой-нибудь «организации земледельческого труда» и кончая «обмирщением произ-

водства» стараниями нашего «общества». «Mit der Grundlichkeit der geschichtlichen

Action wird der Umfang der Masse zunehmen, deren Action sie ist»*

— в этих словах** вы-

ражено одно из самых глубоких и самых важных положений той историко-

философской теории, которую никак не хотят и не могут понять наши народники. По

мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и

* Marx, «Die heilige Familie» (Маркс, «Святое семейство». Ред.), 120.175 По Бельтову, стр. 235. ** «Вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой

оно является». Ред.

540 В . И . ЛЕНИН

размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем.

Народник же всегда рассуждал о населении вообще и о трудящемся населении в част-

ности, как об объекте тех или других более или менее разумных мероприятий, как о ма-

териале, подлежащем направлению на тот или иной путь, и никогда не смотрел на раз-

личные классы населения, как на самостоятельных исторических деятелей при данном

пути, никогда не ставил вопроса о тех условиях данного пути, которые могут развивать

(или, наоборот, парализовать) самостоятельную и сознательную деятельность этих

творцов истории.

Итак, хотя народничество сделало крупный шаг вперед против «наследства» просве-

тителей, поставив вопрос о капитализме в России, но данное им решение этого вопроса

оказалось настолько неудовлетворительным, вследствие мелкобуржуазной точки зре-

ния и сентиментальной критики капитализма, что народничество по целому ряду важ-

нейших вопросов общественной жизни оказалось позади по сравнению с «просветите-

лями». Присоединение народничества к наследству и традициям наших просветителей

оказалось в конце концов минусом: тех новых вопросов, которые поставило перед рус-

ской общественной мыслью пореформенное экономическое развитие России, народни-

чество не решило, ограничившись по поводу их сентиментальными и реакционными

ламентациями, а те старые вопросы, которые были поставлены еще просветителями,

народничество загромоздило своей романтикой и задержало их полное разрешение.

IV

«ПРОСВЕТИТЕЛИ», НАРОДНИКИ И «УЧЕНИКИ»

Мы можем теперь подвести итоги нашим параллелям. Попытаемся охарактеризовать

вкратце отношения каждого из указанных в заголовке течений общественной мысли

друг к другу.

Просветитель верит в данное общественное развитие, ибо не замечает свойственных

ему противоречий. Народ-

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 541

ник боится данного общественного развития, ибо он заметил уже эти противоречия.

«Ученик» верит в данное общественное развитие, ибо он видит залоги лучшего буду-

щего лишь в полном развитии этих противоречий. Первое и последнее направление

стремится поэтому поддержать, ускорить, облегчить развитие по данному пути, устра-

нить все препятствия, мешающие этому развитию и задерживающие его. Народничест-

во, наоборот, стремится задержать и остановить это развитие, боится уничтожения не-

которых препятствий развитию капитализма. Первое и последнее направление характе-

ризуется тем, что можно бы назвать историческим оптимизмом: чем дальше и чем ско-

рее дела пойдут так, как они идут, тем лучше. Народничество, наоборот, естественно

ведет к историческому пессимизму: чем дальше дела пойдут так, тем хуже. «Просвети-

тели» вовсе не ставили вопросов о характере пореформенного развития, ограничиваясь

исключительно войной против остатков дореформенного строя, ограничиваясь отрица-

тельной задачей расчистки пути для европейского развития России. Народничество по-

ставило вопрос о капитализме в России, но решило его в смысле реакционности капи-

тализма и потому не могло целиком воспринять наследства просветителей: народники

всегда вели войну против людей, стремившихся к европеизации России вообще, с точ-

ки зрения «единства цивилизации», вели войну не потому только, что они не могли ог-

раничиться идеалами этих людей (такая война была бы справедлива), а потому, что они

не хотели идти так далеко в развитии данной, т. е. капиталистической, цивилизации.

«Ученики» решают вопрос о капитализме в России в смысле его прогрессивности и по-

тому не только могут, но и должны целиком принять наследство просветителей, допол-

нив это наследство анализом противоречий капитализма с точки зрения бесхозяйных

производителей. Просветители не выделяли, как предмет своего особенного внимания,

ни одного класса населения, говорили не только о народе вообще, но даже и о нации

вообще. Народники желали представлять интересы труда, не указывая,

542 В . И . ЛЕНИН

однако, определенных групп в современной системе хозяйства; на деле они станови-

лись всегда на точку зрения мелкого производителя, которого капитализм превращает в

товаропроизводителя. «Ученики» не только берут за критерий интересы труда, но при

этом указывают совершенно определенные экономические группы капиталистического

хозяйства, именно бесхозяйных производителей. Первое и последнее направление со-

ответствуют, по содержанию своих пожеланий, интересам тех классов, которые созда-

ются и развиваются капитализмом; народничество по своему содержанию соответству-

ет интересам класса мелких производителей, мелкой буржуазии, которая занимает

промежуточное положение среди других классов современного общества. Поэтому

противоречивое отношение народничества к «наследству» вовсе не случайность, а не-

обходимый результат самого содержания народнических воззрений: мы видели, что

одна из основных черт воззрений просветителей состояла в горячем стремлении к ев-

ропеизации России, а народники никак не могут, не переставая быть народниками, раз-

делить вполне этого стремления.

В конце концов мы получили, следовательно, тот вывод, который не раз был уже

нами указан по частным поводам выше, именно, что ученики — гораздо более последо-

вательные, гораздо более верные хранители наследства, чем народники. Не только они

не отрекаются от наследства, а, напротив, одной из главнейших своих задач считают

опровержение тех романтических и мелкобуржуазных опасений, которые заставляют

народников по весьма многим и весьма важным пунктам отказываться от европейских

идеалов просветителей. Но само собою разумеется, что «ученики» хранят наследство

не так, как архивариусы хранят старую бумагу. Хранить наследствововсе не значит

еще ограничиваться наследством, и к защите общих идеалов европеизма «ученики»

присоединяют анализ тех противоречий, которые заключает в себе наше капиталисти-

ческое развитие, и оценку этого развития с вышеуказанной специфической точки зре-

ния.

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 543

V

Г-Н МИХАЙЛОВСКИЙ ОБ ОТКАЗЕ «УЧЕНИКОВ»

ОТ НАСЛЕДСТВА

В заключение вернемся опять к г-ну Михайловскому в рассмотрению его утвержде-

ния по интересующему нас вопросу. Г-н Михайловский заявляет не только то, что эти

люди (ученики) «не желают состоять ни в какой преемственной связи с прошлым и ре-

шительно отказываются от наследства» (l. с, 179), но к тому же еще, что «они» (наряду

с другими лицами самых различных направлений, до г. Абрамова, г. Волынского, г. Ро-

занова включительно) «накидываются на наследство с чрезвычайною злобностью»

(180). — О каком наследстве говорит г. Михайловский? — О наследстве 60—70-х го-

дов, о том наследстве, от которого торжественно отказывались и отказываются «Мос-

ковские Ведомости» (178).

Мы уже показали, что если говорить о «наследстве», которое досталось современ-

ным людям, то надо различать два наследства: одно наследство — просветителей во-

обще, людей, безусловно враждебных всему дореформенному, людей, стоящих за ев-

ропейские идеалы и за интересы широкой массы населения. Другое наследство — на-

родническое. Мы уже показали, что смешивать две эти различные вещи было бы гру-

бой ошибкой, ибо всякий знает, что были и есть люди, хранящие «традиции 60-х го-

дов» и не имеющие ничего общего с народничеством. Все замечания г-на Михайлов-

ского всецело и исключительно основаны на смешении этих совершенно различных

наследств. А так как г. Михайловский не может не знать этого различия, то его выходка

приобретает совершенно определенный характер не только вздорной, но и клеветниче-

ской выходки. Накидывались ли «Моск. Ведомости» специально на народничество? —

Вовсе нет: они не менее, если не более, накидывались на просветителей вообще, и со-

вершенно чуждый народничеству «Вестник Европы» — не меньший враг для них, чем

народническое «Русское Богатство». С теми народниками, которые отказывались от

наследства с наибольшей решительностью, напр.,

544 В . И . ЛЕНИН

с Юзовым, «Моск. Ведомости», конечно, в очень многом не сошлись бы, но с злобно-

стью накидываться на него они бы вряд ли стали, и уж во всяком случае похвалили бы

его за то, чем он отличается от народников, желающих хранить наследство. — Накиды-

вался ли г. Абрамов или г. Волынский на народничество? — Вовсе нет. Первый из них

сам народник; оба они накидывались на просветителей вообще. — Накидывались ли

«русские ученики» на русских просветителей? Отказывались ли они когда-нибудь от

наследства, завещавшего нам безусловную вражду к дореформенному быту и его ос-

таткам? — Не только не накидывались, а, напротив, народников изобличали в стремле-

нии поддержать некоторые из этих остатков ради мелкобуржуазных страхов перед ка-

питализмом. — Накидывались ли они когда-нибудь на наследство, завещавшее нам ев-

ропейские идеалы вообще? — Не только не накидывались, а, напротив, народников

изобличали, что они вместо общеевропейских идеалов сочиняют по многим весьма

важным вопросам всякие самобытные благоглупости. — Накидывались ли они когда-

либо на наследство, завещавшее нам заботу об интересах трудящихся масс населения?

— Не только не накидывались, а, напротив, народников изобличали в том, что их забо-

та об этих интересах непоследовательна (ибо они усиленно смешивают крестьянскую

буржуазию и сельский пролетариат); что польза от этих забот обессиливается мечта-

ниями о том, что могло бы быть, вместо обращения своего внимания на то, что есть;

что их заботы крайне узки, ибо они никогда не умели оценить по достоинству условия

(хозяйственные и другие), облегчающие или затрудняющие для этих лиц возможность

самим заботиться о себе.

Г-н Михайловский может не соглашаться с правильностью этих изобличений, и, бу-

дучи народником, он, разумеется, не согласится с ними, — но говорить о «злобных»

нападках на «наследство 60—70-х годов» людей, которые на самом деле «злобно» на-

падают только на народничество, нападают за то, что оно не сумело решить новых,

выдвинутых пореформенной историей, вопросов

ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ? 545

в духе этого наследства и без противоречий ему, — говорить подобную вещь значит

прямо извращать дело.

Г-н Михайловский презабавно негодует на то, что «ученики» охотно смешивают

«нас» (т. е. публицистов «Русск. Богатства») с «народниками» и другими лицами, к «Р.

Б—ву» непричастными (стр. 180). Ничего, кроме смеха, эта курьезная попытка выде-

лить себя из числа «народников», сохраняя в то же время все основные воззрения на-

родничества, вызвать не может. Всякий знает, что все «русские ученики» употребляют

слова «народник» и «народничество» в широком смысле. Что между народниками есть

не мало различных оттенков, этого никто не забывал и не отрицал: ни П. Струве, ни Н.

Бельтов, напр., в своих книгах не «смешивали» г-на Н. Михайловского не только с г. В.

В., но даже и с г. Южаковым, т. е. не затушевывали различия в их воззрениях, не при-

писывали одному воззрений другого. П. Б. Струве даже прямо

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн