Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

про-

винность, то хозяин удерживает двугривенные и кладет их, конечно, себе в карман, —

потому что ведь это не штраф, а «наградные». Все законы о том, за какие провинности

можно назначать взыскание и в каком размере, как их нужно расходовать на нужды ра-

бочих, — оказываются для г. Яковлева несуществующими. Законы писаны про «штра-

фы», а у него «наградные». Ловкий заводчик до сих пор надувает рабочих посредством

своей кляузной выходки. Петербургский фабричный инспектор тоже, вероятно, «не

счел себя вправе» помешать ему обходить закон. Будем надеяться, что петербургские

рабочие не отстанут от владимирских и научат инспектора и заводчика, как следует со-

блюдать закон.

Чтобы показать, какие громадные деньги составляются из штрафов, приведем сведе-

ния о величине штрафных капиталов во Владимирской губернии.

Выдача пособий начала производиться там с февраля 1891 г. До октября 1891 г. бы-

ло выдано пособий 3665 лицам на сумму 25458 руб. 59 коп. Штрафной капитал к 1 ок-

тября 1891 г. составлял 470052 руб. 45 коп. Следует сказать, кстати, еще об одном

употреблении, сделанном из штрафных денег. На одной фабрике

52 В . И . ЛЕНИН

штрафной капитал составлял 8242 руб. 46 к. Фабрика эта обанкротилась, и рабочие ос-

тались зимой без хлеба и без работы. Тогда из этого капитала было роздано 5820 руб. в

пособия рабочим, которых было до 800 человек.

С 1-го октября 1891 г. по 1-ое октября 1892 г. было взыскано штрафных денег 94055

руб. 47 коп., а выдано в пособия 45200 руб. 52 коп. — 6312 лицам. По отдельным

статьям пособия эти распределялись так: 208 лицам было выдано ежемесячных пенсий

по случаю неспособности к труду на сумму 6198 руб. 20 коп., значит, в среднем на 1

человека приходится в год 30 руб. (назначают такие нищенские пособия в то время, как

десятки тысяч штрафных денег лежат без употребления!). Далее, по случаю потери

имущества 1037 лицам было выдано 17827 руб. 12 коп., в среднем по 18 руб. на челове-

ка. Беременным женщинам выдано 10641 руб. 81 коп. в 2669 случаях, в среднем по 4

руб. (это за три недели, одну до родов и две после родов). По болезни выдано 877 рабо-

чим 5380 руб. 68 коп., в среднем по 6 руб. На похороны 4620 руб. — 1506 рабочим (по

3 рубля), и в разных случаях 532 руб. 71 коп. — 15 лицам.

Теперь мы познакомились вполне с правилами о штрафных деньгах и с тем, как эти

правила применяются. Посмотрим, справедливые ли эти правила и достаточно ли охра-

няют они права рабочих.

Мы знаем, что в законе постановлено, что штрафные деньги не принадлежат хозяи-

ну, что они могут идти только на нужды рабочих. Правила о расходовании денег долж-

ны были утвердить министры.

Что же вышло из этих правил? Деньги эти собраны с рабочих и расходуются на их

нужды, — а в правилах не сказано даже, что хозяева обязаны объявлять рабочим со-

стояние штрафного капитала. Рабочим не предоставлено права избирать выборных,

чтобы следить за правильным поступлением денег в штрафной капитал, чтобы прини-

мать заявления от рабочих и распределять пособия. В законе сказано было, что пособия

выдаются «с разрешением инспектора», а по правилам,

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ 53

которые изданы министрами, вышло так, что с просьбой о пособии должны обращаться

к хозяину. Почему же следует обращаться к хозяину? Ведь деньги эти не хозяйские, а

деньги рабочих, составившиеся из вычетов из их заработка. Хозяин сам не имеет права

трогать этих денег: если он израсходует их — то отвечает за это, как за присвоение и

растрату, все равно как если бы он израсходовал чужие деньги. Очевидно, министры

потому издали такое правило, что они хотели услужить хозяевам: теперь рабочие

должны просить у хозяина пособия, как будто подачки. Правда, если хозяин откажет,

инспектор может сам назначить пособие. По инспектор ведь сам ничего не знает —

скажет ему хозяин, что рабочий этот такой-сякой, что он не заслуживает пособия, и ин-

спектор поверит*

. Да и много ли найдется рабочих, которые станут обращаться с жало-

бами к инспектору, терять рабочее время на хождение к нему, писание прошений и то-

му подобное? В действительности, благодаря министерским правилам, получится толь-

ко новая форма зависимости рабочих от хозяев. Хозяева получат возможность притес-

нять тех рабочих, которыми они недовольны, может быть, за то, что они не дают себя в

обиду: отказывая в прошении, хозяева наверное причинят такому рабочему массу лиш-

них хлопот, а может быть, даже добьются того, что он вовсе не получит пособия. На-

против, тем рабочим, которые угождают хозяину и лакействуют перед ним, которые

фискальничают ему на товарищей, — хозяева могут разрешать выдачу особенно боль-

ших пособий и в таких случаях, когда другой рабочий получил бы отказ. Вместо унич-

тожения зависимости рабочих от хозяев по штрафным делам получится новая зависи-

мость,

* В печатном заявлении о пособии, которое, как мы говорили, разослано было по фабрикам и заводам

Владимирским фабричным присутствием и которое представляет из себя наиболее удобное для рабочих

применение «правил», — значится: «контора фабрики подпись руки и изложенное в заявлении удостове-

ряет, добавляя, что, по ее мнению, проситель заслуживает пособия в размере таком-то».

Значит, контора всегда может написать, даже и не объясняя причин, что «по ее мнению» проситель не

заслуживает пособия.

Пособия будут получать не те, кто нуждается, а те, кто «заслуживает его по мнению фабрикантов».

54 В . И . ЛЕНИН

разъединяющая рабочих, создающая прислужничество и пролазничество. А потом об-

ратите еще внимание на ту безобразную волокиту, которой обставлено, по правилам,

получение пособий: каждый раз рабочий должен обращаться за удостоверением то к

врачу, от которого он наверное встретит грубость, то к полиции, которая ничего не де-

лает без взяток. Повторяем, ничего этого нет в законе; это установлено министерскими

правилами, которые явно составлены в угоду фабрикантам, которые явно направлены

на то, чтобы сверх зависимости от хозяев создать еще зависимость рабочих от чинов-

ников, чтобы отстранить рабочих от всякого участия в расходовании на их нужды с них

же взятых штрафных денег, чтобы сплести паутину бессмысленной казенной формали-

стики, отупляющей и деморализующей* рабочих.

Предоставление хозяину разрешать выдачу пособий из штрафных денег — это во-

пиющая несправедливость. Рабочие должны добиваться того, чтобы им дано было по

закону право выбирать депутатов (выборных), которые бы следили за поступлением

штрафов в штрафной капитал, принимали и проверяли заявления рабочих о выдаче по-

собий, давали отчет рабочим о состоянии штрафного капитала и расходовании его. На

тех заводах, на которых существуют в настоящее время депутаты, они должны обра-

тить внимание на штрафные деньги, требовать, чтобы им сообщали все данные о штра-

фах, они должны принимать заявления рабочих и передавать их начальству.

VII

НА ВСЕХ ЛИ РАБОЧИХ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ

ЗАКОНЫ О ШТРАФАХ?

Законы о штрафах, как и большинство других русских законов, распространяются не

на все фабрики и заводы, не на всех рабочих. Издавая закон, русское

* Разъединяющей, создающей прислужничество, развивающей дурные нравы.

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ 55

правительство всегда боится обидеть им господ фабрикантов и заводчиков, боится, что

хитросплетения канцелярских правил и чиновнических прав и обязанностей столкнутся

с какими-нибудь другими канцелярскими правилами (а их у нас бесчисленное множе-

ство), с правами и обязанностями каких-нибудь других чиновников, которые смертель-

но обидятся, если в их область вторгнется какой-нибудь новый чиновник, и изведут

бочки казенных чернил и стопы бумаги на переписку о «разграничении ведомства».

Редкий закон поэтому вводится у нас сразу для всей России, без изъятий, без трусливых

отсрочек, без предоставления министрам и другим чиновникам дозволять отступления

от закона.

Особенно сильно сказалось все это на законе о штрафах, который, как мы видели,

возбудил такое неудовольствие господ капиталистов, который был проведен только

под давлением грозных рабочих восстаний.

Во-первых, закон о штрафах распространяется только на небольшую часть России*

.

Закон этот издан, как мы говорили, 3 июня 1886 г. и введен в действие с 1 октября

1886 г. только в трех губерниях: Петербургской, Московской и Владимирской. Чрез

пять лет закон распространен на губернии Варшавскую и Петроковскую (11 июня

1891 года). Затем еще чрез три года он распространен еще на 13 губерний (именно: из

центральных губерний — Тверская, Костромская, Ярославская, Нижегородская и Ря-

занская; из остзейских губерний — Эстляндская и Лифляндская; из западных — Грод-

ненская и Киевская; из южных — Волынская, Подольская, Харьковская и Херсонская)

— по закону 14 марта 1894 года. В 1892 году правила о штрафах распространены на

частные горные заводы и промыслы.

Быстрое развитие капитализма на юге России и громадный рост горного дела соби-

рает там массы рабочих и заставляет правительство поторапливаться.

* Закон этот составляет часть так называемых «особенных правил о взаимных отношениях фабрикан-

тов и рабочих». Эти «особенные правила» распространяются только на «местности, отличающиеся зна-

чительным развитием фабрично-заводской промышленности», которые мы укажем ниже в тексте.

56 В . И . ЛЕНИН

Правительство, как видно, очень медленно отказывается от старых фабричных по-

рядков. Необходимо заметить при этом, что отказывается оно только под давлением

рабочих: усиление рабочего движения и стачки в Польше вызвали распространение за-

кона на Варшавскую и Петроковскую (к Петроковской губ. относится город Лодзь) гу-

бернии. Громадная стачка на Хлудовской мануфактуре в Егорьевском уезде Рязанской

губернии вызвала тотчас же распространение закона на Рязанскую губернию26. Прави-

тельство,— видимое дело, — тоже «не считает себя вправе» отнять у господ капитали-

стов право бесконтрольного (произвольного) штрафования, покуда не вмешаются сами

рабочие.

Во-вторых, закон о штрафах, как и все правила о надзоре за фабриками и заводами,

не распространяется на заведения, принадлежащие казне и правительственным уста-

новлениям. На казенных заводах имеется свое «попечительное» о рабочих начальство,

которое закон не хочет утруждать правилами о штрафах. В самом деле, к чему надзи-

рать за казенными заводами, когда начальник завода сам чиновник? Рабочие могут жа-

ловаться на него ему же. Неудивительно, что среди этих начальников казенных заводов

попадаются такие безобразники, как, например, командир Петербургского порта, г.

Верховский.

В-третьих, правила о штрафных капиталах, расходуемых на нужды самих рабочих,

не распространяются на рабочих в мастерских тех железных дорог, на которых есть

пенсионные или сберегательно-вспомогательные кассы. Штрафные деньги идут в эти

кассы.

Всех этих изъятий показалось все-таки еще недостаточным, и в законе постановлено,

что министры (финансов и внутренних дел) имеют право, с одной стороны, «устранять

от подчинения» этим правилам «незначительные фабрики и заводы, в случаях действи-

тельной надобности», а с другой стороны, распространять эти правила на «значитель-

ные» ремесленные заведения.

Таким образом, мало того, что закон поручил министру составлять правила о

штрафных деньгах, — он

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ 57

еще дал право министрам освобождать некоторых фабрикантов от подчинения закону!

Вот до какой степени доходит любезность нашего закона к господам фабрикантам! В

одном из разъяснений министра говорится, что он освобождает только таких фабрикан-

тов, о которых фабричное присутствие «уверено, что владелец заведения не будет на-

рушать интересов рабочих». Фабриканты и фабричные инспектора — такие близкие

друзья-приятели, что верят друг другу на слово. К чему отягощать фабриканта прави-

лами, когда он «уверяет», что не будет нарушать интересов рабочих? Ну, а если бы ра-

бочий попробовал просить у инспектора или министра освободить его от правил, «уве-

ряя», что

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн