Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Об обозначении

Солнечная система, двадцатый век и т.д. являются конституентами смысла , но значение вообще не имеет конституент[10 — Фреге различает эти два элемента, смысл и значение, везде, а не только в комплексных обозначающих фразах. Поэтому в смысл обозначающего комплекса входят смыслы его конституент, а не их значения. Согласно Фреге в пропозиции ‘Мон Блан более 1000 метров высотой’ конституентой смысла пропозиции является смысл выражения ‘Мон Блан’, а не сама реальная гора.] . Одно из преимуществ его различия состоит в том, что оно демонстрирует свою пригодность при утверждении тождества. Если мы говорим ‘Скотт является автором Уэверли’ , мы утверждаем тождество значений при различии смыслов. Тем не менее я не буду повторять доводы в пользу этой теории, как отстаивал её притязания в другом месте (loc. cit.), теперь я выступлю против этих притязаний.

Одно из первых затруднений, которое встаёт перед нами, когда мы принимаем точку зрения, что обозначающие фразы выражают смысл и обозначают значение[11 — Касаясь этой теории, мы будем говорить, что обозначающие фразы выражают значение, и мы будем говорить как о фразах, так и смыслах, что они обозначают значение. В другой теории, которую защищаю я, смысл не существует и только иногда существует значение.], имеет отношение к случаю, в котором значение очевидно отсутствует. Если мы говорим ‘Король Англии лыс’, то, по всей видимости, это высказывание не о комплексном смысле ‘король Англии’, но о действительном человеке, обозначенном посредством смысла. Но рассмотрим теперь ‘Король Франции лыс’. Согласно равенству форм это высказывание также должно быть о значении фразы ‘король Франции’. Но эта фраза, хотя она и имеет смысл, предусмотренный тем, что смысл имеет фразакороль Англии’, определённо не имеет значения, по крайней мере в очевидном смысле. Следовательно, можно предположить, что ‘Король Франции лыс’ должно быть бессмысленным, но это высказывание не бессмысленно, поскольку оно явно ложно. Или опять же рассмотрим предложение типа следующего: ‘Если и есть класс, который содержит только один элемент, тогда этот один элемент является каким-то [a] элементом и ‘, или, как мы могли бы сформулировать, ‘Если и есть единичный класс, то определённый [the ] и есть какой-то [a] и ‘. Эта пропозиция должна быть истинной всегда , поскольку следствие является истинным независимо от истинности гипотезы. Но ‘определённый [the ] и ‘ является обозначающей фразой, о её значении, а не о смысле говорится, что оно является каким-то [a] и . Если же и не является единичным классом, то ‘[the ] и ‘, как кажется, не обозначает ничего. Следовательно, как только и не является единичным классом, наша пропозиция, по-видимому, становится бессмысленной.

Итак, ясно, что такие пропозиции не становятся бессмысленными просто потому, что их гипотеза является ложной. Король в Буре может сказать: ‘Если Фердинанд не утонул, то он — мой единственный сын’. ‘Мой единственный сын’ является обозначающей фразой, которая на первый взгляд имеет значение тогда и только тогда, когда я имею в точности одного сына. Но тем не менее приведённое выше высказывание оставалось бы истинным, если бы Фердинанд фактически не утонул. Поэтому, мы должны либо обеспечить значение в случаях, в которых оно на первый взгляд отсутствует, или должны отказаться от взгляда, что значение есть то, что затрагивается в пропозициях, которые содержат обозначающие фразы. Последнее — это вариант, который отстаиваю я. Первый вариант можно принять, допуская, как у Мейнонга, объекты, которые не существуют, и отрицая, что они подчиняются закону противоречия; этого, однако, по возможности следует избегать. Другой способ принять этот же вариант (поскольку речь идёт о представленной нами альтернативе) адаптирован Фреге, который посредством определения обеспечивает некоторое сугубо конвенциальное значение для случаев, в которых иначе его бы не было. Так, фразакороль Франции’ должна обозначать нуль-класс; фразаединственный сын м-ра такого-то’ (который имеет прекрасную семью из десяти человек) должна обозначать класс всех его сыновей, и т.д. Но эта процедура, хотя она и не ведёт к действительной логической ошибке, является явно искусственной и не даёт точного анализа предмета. Поэтому, если мы принимаем, что обозначающие фразы в общем имеют две стороны, смысл и значение, случаи, при которых, как кажется, значения нет, вызывают затруднения, как при допущении, что на самом деле значение есть, так и при допущении, что в действительности его нет.

Логическую теорию можно проверить её способностью разрешать проблемы, и в размышлениях о логике благоразумнее рассмотреть как можно большее количество проблем, поскольку это служит той же цели, что и эксперимент в физике. Поэтому я сформулирую три проблемы, которые теория, касающаяся значения, должна быть в состоянии разрешить, и позднее я покажу, что моя теория их разрешает.

(1) Если а тождественно с b , то всё, что истинно для одного, является истинным и для другого и может быть подставлено вместо другого в любую пропозицию без изменения истинности и ложности этой пропозиции. Так, король Георг IV желал знать, является ли Скотт автором Уэверли . Скотт на самом деле был автором Уэверли . Следовательно, мы можем подставить Скотт вместо автор ‘Уэверли’ и посредством этого доказать, что Георг IV желал знать, является ли СкоттСкоттом . Однако интерес к закону тождества вряд ли может быть приписан первому джентльмену Европы.

(2) По закону исключённого третьего либо ‘А есть В ‘, либо ‘А не есть В ‘ должно быть истинным. Следовательно, истинным должно быть либоНынешний король Франции лыс’, либоНынешний король Франции не лыс’. Однако если мы перечислим вещи, которые являются лысыми, а затем вещи, которые не являются лысыми, мы ни в одном списке не найдём нынешнего короля Франции. Гегельянцы, обожающие синтезы, вероятно заключили бы, что он носит парик.

(3) Рассмотрим пропозицию ‘А отлично от В ‘. Если она истинна, то между А и В есть различие, которое фактически может быть выражено в форме ‘Различие между А и В существует’. Но если ложно, что А отличается от В , тогда различия между А и В нет, что фактически можно выразить в форме ‘Различие между А и В не существует’. Но как может не-сущее быть субъектом пропозиции? ‘Я мыслю, следовательно, я существую’ является очевидным не в большей степени, чем ‘Я есть субъект пропозиции, следовательно, я есть’, при условии, что ‘Я есть’ рассматривается как условие существования или бытия[12 — Я рассматриваю их как синонимы.], а не наличия. Следовательно, казалось бы, отрицание бытия чего-либо всегда должно быть самопротиворечивым; но мы видели, в связи с Мейнонгом, что признание бытия также иногда ведёт к противоречиям. Поэтому, если А и В не различаются, предполагать либо существование, либо несуществование такого объекта как ‘различие между А и В ‘, по-видимому, равным образом невозможно.

Отношение смысла к значению затрагивает некоторые более любопытные затруднения, которые, по-видимому, сами по себе достаточны для доказательства того, что теория, ведущая к таким затруднениям, является ошибочной.

Когда мы хотим говорить о смысле обозначающей фразы в противовес её значению , естественный способиспользовать кавычки. Так, мы говорим:

Центр массы Солнечной системы — это точка, а не обозначающий комплекс;

Центр массы Солнечной системы’ — это обозначающий комплекс, а не точка.

Или другой случай:

Первая строка Элегии Грея утверждает пропозицию.

‘Первая строка Элегии Грея’ не утверждает пропозицию.

Таким образом, рассматривая любую обозначающую фразу, скажем С , мы хотим рассмотреть отношение между С и ‘С ‘, где специфика их различия экземплифицирована двумя представленными выше примерами.

Начнём с того, что мы говорим, что когда встречается С , мы говорим о значении , но когда встречается ‘С ‘, мы говорим о смысле . Таким образом, соотношение смысла и значения во фразе является не просто лингвистическим, должно затрагиваться логическое соотношение, которое мы выражаем, говоря, что смысл обозначает значение. Но затруднение, которое встаёт перед нами, состоит в том, что мы не можем продолжать, сохраняя связь смысла и значения и предохраняя их от отождествленияодновременно ; притом смысл нельзя получить, кроме как посредством обозначающих фраз. Это происходит следующим образом.

Одна фраза С должна иметь как смысл, так и значение. Но если мы говорим ‘смысл C ‘ — это даёт нам смысл значения (если таковой имеется). ‘Смысл первой строфы Элегии Грея’ то же самое, что и ‘Смысл фразы «Погребальные звонят колокола в день прощанья»‘, и отличается от ‘Смысл фразы «первая строфа Элегии Грея»‘. Поэтому, для того чтобы получить смысл, который нам нужен, мы должны говорить не ‘смысл С ‘, но ‘смысл «С «’, что совпадет с самим ‘С ‘. Подобным образом ‘значение С ‘ подразумевает не значение, которое нам нужно, но подразумевает нечто такое, что обозначает, если вообще обозначает, то, что обозначается посредством значения, которое нам нужно. Пусть, к примеру, ‘C ‘ будет ‘обозначающий комплекс, встречающийся во втором из указанных выше примеров’. Тогда

С = ‘первая строфа Элегии Грея’,

и значение С = Погребальные звонят колокола в день прощанья. Но то, что мы подразумеваем в качестве значения, было бы ‘первая строфа Элегии Грея’. Таким образом, нам не удалось получить то, что мы хотели.

Затруднение при обсуждении смысла обозначающего комплекса может быть сформулировано следующим образом. В тот момент, когда мы в пропозиции полагаем комплекс, эта пропозиция говорит о значении; и если мы высказываем пропозицию, субъектом которой является ‘смысл С ‘, тогда субъект — это смысл (если таковой имеется) значения, который не имелся в виду. Это приводит нас к тому, чтобы сказать, что различая смысл и значение, мы должны иметь дело со смыслом; смысл имеет значение и является комплексом, и помимо смысла нет ничего другого, что можно было бы назвать комплексом и говорить как о том, что имеет как смысл, так и значение. Правильная фраза с рассматриваемой точки зрения состояла бы в том, что некоторые смыслы имеют значения.

Но при обсуждении смыслов это лишь делает наше затруднение более очевидным. Так как если предположить, что нашим комплексом является С , тогда мы должны сказать, что С есть смысл комплекса. Тем не менее, где бы ни встречалось С, если оно не заключено в кавычки, то, что говорится, верно не для смысла, но только для значения, как в случае, если мы говорим: Центр массы Солнечной системы — это точка. Поэтому, чтобы сказать о самом С , т.е. высказать пропозицию о смысле, нашим субъектом должно быть не С , но нечто обозначающее С . Поэтому ‘С ‘, которое используется нами, когда мы хотим сказать о смысле, должно быть не смыслом, но чем-то обозначающим смысл. И С не должно быть конституентой этого

Скачать:TXTPDF

Об обозначении Бертран читать, Об обозначении Бертран читать бесплатно, Об обозначении Бертран читать онлайн