Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

опять надо переизложить. Но прежде, чем это сделать, хочу

записать отрывочные мысли этого времени.

Все чаще и чаще в минуты неудовольствия, сомнений вспо-

минаю, что мне нужно угодить только Богу, к которому иду, а не

людям. И становится очень хорошо и легко. Нынче был священ-

ник, вследствие неверия намеревающийся уйти.

1) Мы живем только тогда, когда помним о своем духовном я.

А это бывает в минуты духовного восторга или минуты борьбы

духовного начала с животным.

70

2) Не совсем уясненное — это то, что часто (а может быть и

всегда) наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатле-

ние от событий происходят не от самых событий, а от нашего

душевного состояния. И этих душевных состояний, очень слож-

ных и определенных, есть очень много. Так, есть состояние сты-

да, состояние упрека, умиления, воспоминания, грусти, веселос-

ти, трудности, легкости. Как возникают эти состояния? Не знаю.

Но знаю, что бываю в состоянии стыда, и тогда все стыдно, а

если не к чему приложить стыд, то стыдно беспредметно. То же с

состоянием упрека, с умилением, то же с воспоминанием, как это

ни странно. Все вспоминаешь, а нечего вспоминать, то вспоми-

наешь то, что сейчас есть, и то, что вспоминал это еще прежде; то же с грустью, веселостью и много других состояний, кото-

рые надо определить и обдумать их происхождение.

3) Главное различие социалистов от анархистов-христиан, да и

вообще анархистов, то, что первые хотят изменить экономическое

устройство. Если они хотят изменить политический строй, то только

настолько, насколько он мешает предполагаемому ими экономи-

ческому устройству. Большинство же считает даже необходимым

удержать этот строй для достижения своих целей. Анархисты же

видят все зло в существующем политическом строе, основанном

на насилии, и считают первым делом его уничтожение, предпола-

гая, что при уничтожении насильственного политического строя

экономические условия сложатся сами собой наилучшим образом.

Многое еще надо было записать, но забыл. Одно вспомнил: 4) Часто люди, либералы-государственники, вообще всякие

доктринёры считают хорошим, борясь только с одним из прояв-

лений лжи, допускать и не бороться с другими. Это все равно, что при наводнении останавливать только одну из заливающих

вас струй воды, предоставив другим затапливать вас.

Еще воспомнил:

5) Почти всегда люди, за которыми ходит другой, служа им, отдаются чувству раздражения, злобы на этих людей. Это, веро-

ятно, зависть в том, что не они служат, а им.

Начинаю опять изложение определения жизни:

1) Жизнь есть сознание отграниченного от всего существую-

щего, но находящегося в общении с этим вне нас существующим

духовного существа, признаваемого нами собою.

2) Пределы, отграничивающие от всего существующего сознава-

емое нами собою духовное существо, представляются нам с одной

стороны телом нашим и с другой стороны телами других существ.

71

3) Общение же нашего отграниченного от всего остального

существа с вне нас существующим представляется нам движени-

ем своего тела и тел, вне нас существующих.

4)

13 марта 1903. Я. П.

Надо записать 3 вещи, кроме новой версии определения жизни.

1) Второй раз встречаю в жизни незаслуженную, ничем не

вызванную ненависть от людей только за то, что им хочется иметь

такую же репутацию, как моя. Они начинают любить, потом хо-

тят быть тем, что любят, но то, что они любят, не они, и мешает

им быть таким же, и они начинают ненавидеть: Меньшиков, Лева.

Вот доказательство зла славы.

2) Бог это — весь бесконечный мир. Мы же, люди, в шару, не

в середине, а в каком-либо месте (везде середина) этого беско-

нечного мира. И мы, люди, проделываем в своем шару окошечки, через которые смотрим на Бога, — кто сбоку, кто снизу, кто сверху, но видим все одно и то же, хотя представляется оно нам и назы-

ваем его мы различно. И вывод из того, что видно в окошечках, для всех один: будем жить все согласно, дружно, любовно. Ну и

пускай каждый глядит в свое окошечко и делает то, что вытекает

из этого смотрения. Зачем же отталкивать людей от их окошечек

и тащить к своему? Зачем приглашать даже бросить свое — оно, мол, дурное — и приглашать к своему? Это даже неучтиво. Если

кто недоволен тем, что видит в свое, пускай сам подойдет к дру-

гому и спросит, что ему видно, и пускай тот, кто доволен тем, что

видит, расскажет то, что он видит. Это полезно и можно.

Я очень счастлив тем, что стал совсем по-настоящему веро-

терпим. И научили меня неверотерпимые люди.

Теперь 3-е, об эволюции. Отложу до другого раза. Вопрос уже

очень важен.

14 марта.

Продолжаю 3-е:

Теория эволюции о происхождении видов в чрезвычайно, даже бесконечно отдаленном от нас времени есть то же по от-

ношению времени, что мы делаем по отношению пространства, 72

когда объясняем состав тел из атомов или объясняем передачу

света эфиром. Самый удобный, может быть, и единственный

способ установления законов, определяющих состав тел и пе-

редачу света, есть теория атомов и эфира; но и атомы и эфир не

представляют ничего реального (многие грубо заблуждаются, строя дальнейшие теории на реальности атомов и эфира), а есть

только удобный способ объяснения химических и физических

процессов. Точно так же и теория эволюции представляет только

удобный и, может быть, наилучший способ установления законов

соотношений видов организмов, но не имеет в себе ничего ре-

ального. И те, которые строят свои теории наследственности

или ставших ненужными органов и т. п., вследствие происхож-

дения человека от низших организмов, грубо заблуждаются, принимая научное построение за нечто реальное, действитель-

но существовавшее. Начало истинно научное всякого иссле-

дования есть никак не прошедшее и отдаленное, а настоящее

и свое тело и происходящие в нем изменения.

4) Читал Opinions sociales Anatole France’a1. Как и все право-

верные социалисты и поклонники науки и потому отрицатели ре-

лигии, он говорит, что не нужно милосердие, любовь, нужно толь-

ко justice2. Это справедливо, но для того, чтобы в действительно-

сти была justice, нужно, чтобы в стремлении, в идеале было

самоотречение, любовь. Для того, чтобы был честный брак, нуж-

но стремление к полному целомудрию. Для того, чтобы было ис-

тинное знание, нужно стремиться к познанию духовного мира.

(Тогда будет знание матерьяльного. А иначе будет невежество.) Для того, чтобы было справедливое распределение услуг, надо

стремиться отдать все, ничего не беря себе. (А иначе будет гра-

беж чужого труда.) Для того, чтобы попасть в цель, надо целить

выше и дальше ее. Для того, чтобы подняться высоко на испо-

линских шагах, надо бежать прочь от столба.

Теперь самое главное: все в том же — определение жизни.

I. Жизнь есть сознание неизменного духовного начала, про-

являющегося в пределах, отграничивающих это начало от все-

го остального.

II. Пределы этого отграниченного от всего остального начала

представляются человеку движущимся телом своим и других су-

ществ.

‘«Социальные убеждения» Анатоля Франса (фр)

2 справедливость (фр.).

73

III. Отдельность, несливаемость, непроницаемость одного су-

щества другим может представляться только телом (материей), движущимся независимо от движений других существ.

IV. И потому как телесность и пространство, так движение и

время суть только условия возможности представления отделен-

ное™ нашего духовного существа от всего остального, т. е. от

неограниченного, нетелесного, непространственного и недвижу-

щегося, вневременного, духовного существа.

V. И потому жизнь наша представляется нам жизнью про-

странственного тела, движущегося во времени.

VI. Нам представляется, что наше тело, составляя одну часть

бесконечного в пространстве телесного мира, происходя от ро-

дителей, предков, живших прежде нас в бесконечном времени, получает начало в утробе матери, рождается, растет, развивает-

ся, потом слабеет, сохнет и умирает, т. е. теряет свою прежнюю

телесность, переходя в другую, перестает двигаться и умирает.

VII. В действительности же истинную жизнь нашу составля-

ет только сознание отделенного от своего начала и заключенного

в пределы тела и движения духовного существа.

VIII. Духовное существо это всегда равно само себе и не под-

лежит изменению; нам же кажется, что оно растет и расширяется, т. е. движется. Движутся же только пределы, в которых оно нахо-

дится; нам это кажется так же, как кажется, что движется месяц, когда тучи бегут через него.

IX. Жизнь есть жизнь только тогда, когда проявляется созна-

ние, когда из-за пределов выступает сознание. И оно всегда есть.

Те промежутки отсутствия сознания, которые нам кажутся, нам

кажутся только тогда, когда мы смотрим на движение пределов

сознания в других существах. Когда же мы смотрим из себя, мы

знаем, что сознание одно и не изменяется, не начинается и не

кончается.

<(Не то, не то).>

X. Знание того, что жизнь наша в нашем сознании, заключен-

ном в пределы, а не в этих пределах, составляет главное руковод-

ство истинной жизни — составляет основу нравственности.

XI. Оно составляет основу нравственности потому, что созна-

ние того, что жизнь моя в сознании моего духовного — следова-

тельно, непространственного, невременного, ничем не ограни-

ченного «я», побуждает меня стремиться к освобождению себя

из пределов, в которых заключено мое духовное я. Освобожде-

ние же совершается только любовью. Любовь есть стремление

74

вынести свое духовное я из своих пределов, сделать своим я жизнь

других существ. И в этом вся основа нравственности.

XII. Любовь есть стремление захватить в себя Все, сделать

свое сознание сознанием Всего. В пределах, в которых сознает

себя человек в этом мире, это невозможно, и потому любовь ука-

зывает ему на иной мир, приближает его к иному миру, в котором

осуществится его стремление, когда разрушатся пределы — здеш-

няя жизнь, препятствующая осуществлению его стремления.

Пропустил 10 страниц для определения жизни и продолжаю

дневник.

Сегодня 20 марта. Я. П. 1903

Записано в книжечке кое-что. А что-то очень важное написал

на закладке и потерял.

1) Обыкновенно думают, что жизнь старика суживается, схо-

дит на нет. Все зависит от того, как смотреть на жизнь. Если смот-

реть на жизнь, как на матерьяльную силу, сейчас на наших глазах

видоизменяющую отношения ближайших предметов и людей, то

жизнь молодого человека представляется могущественной, а

жизнь старика — ничтожной; если же смотреть на жизнь, как на

силу духовную, дающую духовное направление деятельности

людей, то жизнь старика, чем он старше, тем могущественнее

изменяет огромное количество отношений предметов и людей.

(Нехорошо — не то.)

2) Когда люди говорят, что мысль, деятельность духовная

вообще есть произведение деятельности мозговых клеток, по-

тому что деятельность мысли всегда обусловлена деятельнос-

тью мозга, и деятельность эта прекращается, как скоро унич-

тожен мозг или часть его, они говорят то же, что говорил бы

человек, утверждающий, что музыкальное творчество всегда

обусловлено деятельностью фортепьяно или оркестра, и дея-

тельность эта прекращается, как скоро уничтожено фортепья-

но, оркестр или часть их.

Те, которые говорят так, не знают истинно духовной (выс-

шей) деятельности человека, которая не происходит от телесных

условий, а пользуется телесными условиями, пока она связана с

телесными условиями. Такое воззрение есть собственно petitio pnncipium1, т. е. вперед решено, что нет ничего вне телесных ус-

ловий, и потому понятно, что то, чем пользуется для своих целей

1 предвзятое положение (лат )

75

духовное начало, признается единственно существующим и про-

изводящим духовную деятельность. Человек рубит топором де-

рево. Рубит топор; уничтожьте топор, и никто не будет рубить

дерево. Поэтому реален топор, а человек, махающий топором, есть только последствие топора, придаток его. Тот, кто не знает

никакой другой деятельности человека, кроме рубления топором, будет по-своему прав, признавая человека придатком топора.

14 апреля 1903. Я. П.

Давно не писал. Духовно слаб все это время. И нынче, слабый, читал Торо и духовно поднялся. Да, надо, чтобы

Скачать:PDFTXT

опять надо переизложить. Но прежде, чем это сделать, хочу записать отрывочные мысли этого времени. Все чаще и чаще в минуты неудовольствия, сомнений вспо- минаю, что мне нужно угодить только Богу,