как себя, только несколь-
ко отдаленнее. И когда получает впечатления, познает их, только
вспоминает то, что знает.
2) Как прав Амиель, что для всякого чувства и мысли есть
свой зенит, на котором надо стараться удержать, запечатлеть чув-
ство или мысль. Пропустишь — и не восстановишь. Так я думал
о разбойничьей шайке правительств так сильно и ясно дня два
тому назад, а теперь все холодно и несильно. —
18 янв. 1904. Я. П.
Еще думал вчера:
1) Время для нас только по неспособности нашей обнять все —
наша отделейность (тоже и пространство). Но как же объяснить
происхождение животных, людей от родителей? — Что такое вне
времени мой сын? Какое его отношение ко мне? Такое же, какое
мое отношение к моему отцу, моей матери, моей жене, — более
близкое, чем к другим существам. Козявка, жившая 1000 лет тому
назад в Австралии, — самое далекое от меня существо; собака, жившая тогда же в Австралии, ближе; козявка, теперь живущая в
Австралии, ближе; собака, лошадь в России, чем современнее, тем
еще ближе; человек в Австралии еще ближе, в России еще ближе, в Ясной Поляне еще ближе, мой сын теперь еще ближе. — Как же
может представляться мир существу, для которого нет времени и
пространства? А так же, как мне представляется мое «я», совокуп-
ляющее в себе все мое прошедшее в этом мире. Je m’entends
19 янв. 1904. Я П.
Вчера очень хорошо думал:
1) Я — духовное и потому внепространственное, вневремен-
ное, бесконечное, вечное существо, отделенное от своего начала
1Я понимаю то, что хочу сказать (фр )
104
(знаю, что слово и понятие отделенное™ есть понятие временно-
пространственное, но не могу иначе понимать). И это отделенное
существо рвется из своих пределов, как сжатый газ; и в том жизнь, что оно, сознавая свою духовность, свое единство со Всем, стре-
мится соединиться с ним. В этом стремлении, усилении сознания, в этом трепетание божеской жизни. Всякое существо, живя — доб-
реет, т. е. сознает все больше и больше свое единство с другими
существами, с миром, со Всем. Мне это представляется во време-
ни, т. е. что к старости и собака и человек становятся добрее, но в
действительности это происходит вне времени, т. е. человек в одно
и то же время и огделенность и все. Противоречие во всем, что мы
думаем вне форм пространства и времени (и злее и добрее), т. е.
нашего ума не хватает на мышление вне пространства и времени.
Логично только то, что мы видим в пространстве и времени. Но
самое пространство и время не логичны.
2) То, что пространство и время не существуют сами по себе, а суть только необходимые формы мышления вследствие нашей
отделенности, доказывается тем, что пространство и время вза-
имно определяются: пространство есть возможность представить
(постигать) два предмета в одно и то же время, или вообще по-
стигать два предмета (независимо от времени). Время же есть
возможность представлять, постигать два предмета в одном и том
же пространстве или независимо от пространства.
22янв 1904 Я.П
Думал:
1) К правительству надо выяснить свое отношение. И отноше-
ние это может быть двоякое: или правительство есть необходимое
условие порядка, и надо подчиняться и служить ему; или признать
то, что я признаю и что нельзя не признать, что правительство есть
шайка разбойников, и тогда надо, кроме того, что стараться про-
светить этих разбойников, убедить их перестать быть разбойника-
ми, самому выгородить себя, насколько это возможно, от участия с
этими разбойниками в пользовании их добычей. Главное, не де-
лать то, что делают теперь либералы: признавать правительство
нужным и бороться с ним его же орудиями. Это детская игра.
2) Ночью думал: что такое время? Отчего оно как будто идет и
идет медленно? Ведь ничего не идет, а только я сличаю различные
движения, так что времени нет или оно стоит. А кроме того, вся-
кий промежуток времени есть частица бесконечности, т. е. ничто.
Если допустить время бесконечное, то нет различных существ. Все
105
существа суть различные соединения, а так как эти соединения
происходят бесконечно, то все повторятся бесконечное количе-
ство раз, и нет их уничтожения. Запутался. Чепуха. Устал.
27янв. Я. П. 1904.
Кое-что записано в книжечку. А сейчас ходил гулять и думал: 1) Война, и сотни рассуждений о том, почему она, что она
означает, что из нее будет и тому под. — Все — рассуждающие
люди, от царя до последнего фурштата. И всем предстоит, кроме
рассуждений о том, что будет от войны для всего мира, еще рас-
суждение о том, как мне, мне, мне отнестись к войне? Но никто
этого рассуждения не делает. Даже считает, что не следует, что
это не важно. А схвати его за горло и начни душить, и он почув-
ствует, что важнее всего для него его жизнь — эта жизнь его я. А
если важнее всего эта жизнь его я, то кроме того, что он — жур-
налист, царь, офицер, солдат, он — человек, пришедший в мир на
короткий срок и имеющий уйти по воле Того, Кто его послал. Что
же для него важнее того, что ему делать в этом мире, очевидно
важнее всех рассуждений о том, нужна ли и к чему поведет вой-
на. А делать по отношению войны ему очевидно что: не воевать, не помогать другим воевать, если уж не удерживать их.
28 янв. 1904. Я. П.
Записано:
1) Точно так же для серьезного отношения к жизни нужно по-
нимать и помнить, что я умру, как и то, что меня не было прежде.
2) Главное спасение от всех бед — это сознание людьми сво-
их обязанностей к Богу и поставление их впереди всех других
обязанностей: помнить, что прежде, чем я — Царь, кучер, горо-
довой, я — человек. Это, только это одно я желал бы проповедо-
вать всем людям.
3) Есть трудолюбие, вытекающее из желания служить Богу и
людям. Это добродетель. Есть трудолюбие, вытекающее из же-
лания улучшить свое положение. Это безразлично, если не вред-
но людям, хотя трудно, чтобы так было. И есть трудолюбие из
желания забыться, не покаяться. Это всегда дурное, жалкое, вред-
ное трудолюбие. —
4) У европейских народов 133 миллиарда долга. Кто кому дол-
жен? Бедняки, трудящиеся — богачам, владеющим бумагами. —
Может быть, когда-нибудь будет иначе, но до сих пор проценты
на долги выплачивают трудящиеся рабочие; получают же эти про-
центы — богатые, владетели бумаг.
106
2 февраля 1904. Я. П.
Записано:
1) Записано только одно: как трудно жить религиозно, т. е.
для Бога, независимо от своих склонностей и славы людской.
Продолжаю начатое 8 февр. J904. Я. П.
Трудно жить так потому, что всякую минуту забываешь Бога
под влиянием страстей и воздействия людей. Одно средство для
этого — это воспоминание о том, кто и что ты ? (воспоминание
же есть сознание) и самовнушение; или, что лучше всего, взаимо-
внушение. Помню, я раз заметил между сестрой Машенькой и ее
мужем, как он, любовно улыбаясь, сказал ей: помни. Мне подума-
лось тогда, что они решили напоминать друг другу о доброй жиз-
ни, и я умилился. Но этого не было. А как хорошо это могло бы
быть между единомысленными, единоверными супругами: чтоб
один напоминал другому: в чем жизнь и что важнее всего в мире.
Думал вот что:
1) Мир состоит из отделенных частей божества. Отделенность
дает матерьяльное движение. Только уничтожься материя — и
нет отделенности. Точно так же уничтожься движение — и нет
отделенности. И потому материя и движение существуют только
для нас, для отделенных существ. Для Бога нет ни материи ни
движения, но есть бесчисленное количество отделенных существ, которые мы можем познавать только в пространстве, т. е. ограни-
ченно, и во времени, т. е. в настоящем и отчасти в прошедшем.
Для него же, для Бога, они все, отделенные существа, существу-
ют без пространства и времени.
Все отделенные существа по своему свойству стремятся рас-
шириться и перейти в другую, высшую отделенность. В этом наша
жизнь. Для Бога же они уже расширились и перешли в другую и
третью и в бесконечное число форм жизни. Мы же все это пере-
живаем. И в этом жизнь и благо.
В сущности для Бога все стоит, все неподвижно и бестелес-
но, но есть жизнь. Какая? Мы не можем понять и знать. Наша же
жизнь состоит в переходах из одной жизни в другую, вечное дви-
жение, вечное воскресение, вечный рост.
Но хотя жизнь наша и духовна, и матерья и движение — усло-
вия нашей отделенности, жизнь в этом мире — не только не при-
зрак, но самая настоящая, единая жизнь, и цель нашей жизни —
служение той общей жизни, которую мы знаем. <Самое точное, даже не сравнение, а совершенное подобие отношения нашей отдельной жизни к жизни нашего мира есть отношение клетки 107 ко всему телу. Отношение же наше к Всему — отношение клетки ко всему органическому миру. Клетка живет, служит, стареется, разлагается, умирает; на ее место приходит другая. Только дайте клетке сознание. Запутался. — >
19 февр. 1904. Я. П
1) Ребенок плачет, рожаясь. Умирающий печалится, умирая.
И тому и другому надо радоваться — самая важная минута рож-
дения для обоих. Только для ребенка уже после перехода по сю
сторону; для умирающего перед переходом на ту сторону.
23 февр. 1904. Ясн. Пол.
Записано:
1) Меня смущала мысль о том, что без времени я не могу себе
представить ничего. Когда я говорю, что все, что я вижу во време-
ни, в последовательности, уже есть, я как будто говорю, что все, что будет, уже есть, но я только не могу этого видеть. Но такое
представление есть представление все-таки во времени. Понимать
же существование вне времени нужно так, как я понимаю себя в
том, что я называю воспоминанием: я понимаю себя и 5 лет, и 10
лет, и 15, и 20, и 21, и всех времен в одном. Я — все, что, мне
казалось, было во времени, и, когда умру, буду все то, что я был во
всей моей жизни. Я соединю все своей жизнью. Жизнь моя ис-
ключает время. Но мало того, что я — весь я во все время моей
жизни, я — то, что был мой отец, дед, бабка, все люди: я все это
ношу в себе, я — даже все, что буду после моей смерти. Я не то что
буду — (время), а от меня скрыто все, я не могу обнять все, и от
этого мне кажется, что я во времени. Так что ясно, что понятие
времени вытекает из ограничения, отделенности. Я — все, но со-
знаю только часть, и от того во времени. Смысл жизни, то, что мне
представляется целью ее (для меня), есть не что иное, как созна-
ние своего божественного начала, вечности, бесконечности. И по-
тому представляется, что цель жизни есть расширение. Но это не
цель, а свойство сознания. Сознание не переставая работает, све-
тит, не может перестать работать, светить. В жизни же его работа
проявляется стремлением к единению со Всем. Все же это пред-
ставляется прошедшим, настоящим, будущим всех существ. И к
единению со всеми существами прошедшего, настоящего, буду-
щего стремится человек: с прошедшим — понимая жизнь прошед-
шую всего мира и в