Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

как себя, только несколь-

ко отдаленнее. И когда получает впечатления, познает их, только

вспоминает то, что знает.

2) Как прав Амиель, что для всякого чувства и мысли есть

свой зенит, на котором надо стараться удержать, запечатлеть чув-

ство или мысль. Пропустишь — и не восстановишь. Так я думал

о разбойничьей шайке правительств так сильно и ясно дня два

тому назад, а теперь все холодно и несильно. —

18 янв. 1904. Я. П.

Еще думал вчера:

1) Время для нас только по неспособности нашей обнять все —

наша отделейность (тоже и пространство). Но как же объяснить

происхождение животных, людей от родителей? — Что такое вне

времени мой сын? Какое его отношение ко мне? Такое же, какое

мое отношение к моему отцу, моей матери, моей жене, — более

близкое, чем к другим существам. Козявка, жившая 1000 лет тому

назад в Австралии, — самое далекое от меня существо; собака, жившая тогда же в Австралии, ближе; козявка, теперь живущая в

Австралии, ближе; собака, лошадь в России, чем современнее, тем

еще ближе; человек в Австралии еще ближе, в России еще ближе, в Ясной Поляне еще ближе, мой сын теперь еще ближе. — Как же

может представляться мир существу, для которого нет времени и

пространства? А так же, как мне представляется мое «я», совокуп-

ляющее в себе все мое прошедшее в этом мире. Je m’entends

19 янв. 1904. Я П.

Вчера очень хорошо думал:

1) Я — духовное и потому внепространственное, вневремен-

ное, бесконечное, вечное существо, отделенное от своего начала

1Я понимаю то, что хочу сказать (фр )

104

(знаю, что слово и понятие отделенное™ есть понятие временно-

пространственное, но не могу иначе понимать). И это отделенное

существо рвется из своих пределов, как сжатый газ; и в том жизнь, что оно, сознавая свою духовность, свое единство со Всем, стре-

мится соединиться с ним. В этом стремлении, усилении сознания, в этом трепетание божеской жизни. Всякое существо, живя — доб-

реет, т. е. сознает все больше и больше свое единство с другими

существами, с миром, со Всем. Мне это представляется во време-

ни, т. е. что к старости и собака и человек становятся добрее, но в

действительности это происходит вне времени, т. е. человек в одно

и то же время и огделенность и все. Противоречие во всем, что мы

думаем вне форм пространства и времени (и злее и добрее), т. е.

нашего ума не хватает на мышление вне пространства и времени.

Логично только то, что мы видим в пространстве и времени. Но

самое пространство и время не логичны.

2) То, что пространство и время не существуют сами по себе, а суть только необходимые формы мышления вследствие нашей

отделенности, доказывается тем, что пространство и время вза-

имно определяются: пространство есть возможность представить

(постигать) два предмета в одно и то же время, или вообще по-

стигать два предмета (независимо от времени). Время же есть

возможность представлять, постигать два предмета в одном и том

же пространстве или независимо от пространства.

22янв 1904 Я.П

Думал:

1) К правительству надо выяснить свое отношение. И отноше-

ние это может быть двоякое: или правительство есть необходимое

условие порядка, и надо подчиняться и служить ему; или признать

то, что я признаю и что нельзя не признать, что правительство есть

шайка разбойников, и тогда надо, кроме того, что стараться про-

светить этих разбойников, убедить их перестать быть разбойника-

ми, самому выгородить себя, насколько это возможно, от участия с

этими разбойниками в пользовании их добычей. Главное, не де-

лать то, что делают теперь либералы: признавать правительство

нужным и бороться с ним его же орудиями. Это детская игра.

2) Ночью думал: что такое время? Отчего оно как будто идет и

идет медленно? Ведь ничего не идет, а только я сличаю различные

движения, так что времени нет или оно стоит. А кроме того, вся-

кий промежуток времени есть частица бесконечности, т. е. ничто.

Если допустить время бесконечное, то нет различных существ. Все

105

существа суть различные соединения, а так как эти соединения

происходят бесконечно, то все повторятся бесконечное количе-

ство раз, и нет их уничтожения. Запутался. Чепуха. Устал.

27янв. Я. П. 1904.

Кое-что записано в книжечку. А сейчас ходил гулять и думал: 1) Война, и сотни рассуждений о том, почему она, что она

означает, что из нее будет и тому под. — Все — рассуждающие

люди, от царя до последнего фурштата. И всем предстоит, кроме

рассуждений о том, что будет от войны для всего мира, еще рас-

суждение о том, как мне, мне, мне отнестись к войне? Но никто

этого рассуждения не делает. Даже считает, что не следует, что

это не важно. А схвати его за горло и начни душить, и он почув-

ствует, что важнее всего для него его жизнь — эта жизнь его я. А

если важнее всего эта жизнь его я, то кроме того, что он — жур-

налист, царь, офицер, солдат, он — человек, пришедший в мир на

короткий срок и имеющий уйти по воле Того, Кто его послал. Что

же для него важнее того, что ему делать в этом мире, очевидно

важнее всех рассуждений о том, нужна ли и к чему поведет вой-

на. А делать по отношению войны ему очевидно что: не воевать, не помогать другим воевать, если уж не удерживать их.

28 янв. 1904. Я. П.

Записано:

1) Точно так же для серьезного отношения к жизни нужно по-

нимать и помнить, что я умру, как и то, что меня не было прежде.

2) Главное спасение от всех бед — это сознание людьми сво-

их обязанностей к Богу и поставление их впереди всех других

обязанностей: помнить, что прежде, чем я — Царь, кучер, горо-

довой, я — человек. Это, только это одно я желал бы проповедо-

вать всем людям.

3) Есть трудолюбие, вытекающее из желания служить Богу и

людям. Это добродетель. Есть трудолюбие, вытекающее из же-

лания улучшить свое положение. Это безразлично, если не вред-

но людям, хотя трудно, чтобы так было. И есть трудолюбие из

желания забыться, не покаяться. Это всегда дурное, жалкое, вред-

ное трудолюбие. —

4) У европейских народов 133 миллиарда долга. Кто кому дол-

жен? Бедняки, трудящиеся — богачам, владеющим бумагами. —

Может быть, когда-нибудь будет иначе, но до сих пор проценты

на долги выплачивают трудящиеся рабочие; получают же эти про-

центы — богатые, владетели бумаг.

106

2 февраля 1904. Я. П.

Записано:

1) Записано только одно: как трудно жить религиозно, т. е.

для Бога, независимо от своих склонностей и славы людской.

Продолжаю начатое 8 февр. J904. Я. П.

Трудно жить так потому, что всякую минуту забываешь Бога

под влиянием страстей и воздействия людей. Одно средство для

этого — это воспоминание о том, кто и что ты ? (воспоминание

же есть сознание) и самовнушение; или, что лучше всего, взаимо-

внушение. Помню, я раз заметил между сестрой Машенькой и ее

мужем, как он, любовно улыбаясь, сказал ей: помни. Мне подума-

лось тогда, что они решили напоминать друг другу о доброй жиз-

ни, и я умилился. Но этого не было. А как хорошо это могло бы

быть между единомысленными, единоверными супругами: чтоб

один напоминал другому: в чем жизнь и что важнее всего в мире.

Думал вот что:

1) Мир состоит из отделенных частей божества. Отделенность

дает матерьяльное движение. Только уничтожься материя — и

нет отделенности. Точно так же уничтожься движение — и нет

отделенности. И потому материя и движение существуют только

для нас, для отделенных существ. Для Бога нет ни материи ни

движения, но есть бесчисленное количество отделенных существ, которые мы можем познавать только в пространстве, т. е. ограни-

ченно, и во времени, т. е. в настоящем и отчасти в прошедшем.

Для него же, для Бога, они все, отделенные существа, существу-

ют без пространства и времени.

Все отделенные существа по своему свойству стремятся рас-

шириться и перейти в другую, высшую отделенность. В этом наша

жизнь. Для Бога же они уже расширились и перешли в другую и

третью и в бесконечное число форм жизни. Мы же все это пере-

живаем. И в этом жизнь и благо.

В сущности для Бога все стоит, все неподвижно и бестелес-

но, но есть жизнь. Какая? Мы не можем понять и знать. Наша же

жизнь состоит в переходах из одной жизни в другую, вечное дви-

жение, вечное воскресение, вечный рост.

Но хотя жизнь наша и духовна, и матерья и движение — усло-

вия нашей отделенности, жизнь в этом мире — не только не при-

зрак, но самая настоящая, единая жизнь, и цель нашей жизни —

служение той общей жизни, которую мы знаем. <Самое точное, даже не сравнение, а совершенное подобие отношения нашей отдельной жизни к жизни нашего мира есть отношение клетки 107 ко всему телу. Отношение же наше к Всему — отношение клетки ко всему органическому миру. Клетка живет, служит, стареется, разлагается, умирает; на ее место приходит другая. Только дайте клетке сознание. Запутался. — >

19 февр. 1904. Я. П

1) Ребенок плачет, рожаясь. Умирающий печалится, умирая.

И тому и другому надо радоваться — самая важная минута рож-

дения для обоих. Только для ребенка уже после перехода по сю

сторону; для умирающего перед переходом на ту сторону.

23 февр. 1904. Ясн. Пол.

Записано:

1) Меня смущала мысль о том, что без времени я не могу себе

представить ничего. Когда я говорю, что все, что я вижу во време-

ни, в последовательности, уже есть, я как будто говорю, что все, что будет, уже есть, но я только не могу этого видеть. Но такое

представление есть представление все-таки во времени. Понимать

же существование вне времени нужно так, как я понимаю себя в

том, что я называю воспоминанием: я понимаю себя и 5 лет, и 10

лет, и 15, и 20, и 21, и всех времен в одном. Я — все, что, мне

казалось, было во времени, и, когда умру, буду все то, что я был во

всей моей жизни. Я соединю все своей жизнью. Жизнь моя ис-

ключает время. Но мало того, что я — весь я во все время моей

жизни, я — то, что был мой отец, дед, бабка, все люди: я все это

ношу в себе, я — даже все, что буду после моей смерти. Я не то что

буду — (время), а от меня скрыто все, я не могу обнять все, и от

этого мне кажется, что я во времени. Так что ясно, что понятие

времени вытекает из ограничения, отделенности. Я — все, но со-

знаю только часть, и от того во времени. Смысл жизни, то, что мне

представляется целью ее (для меня), есть не что иное, как созна-

ние своего божественного начала, вечности, бесконечности. И по-

тому представляется, что цель жизни есть расширение. Но это не

цель, а свойство сознания. Сознание не переставая работает, све-

тит, не может перестать работать, светить. В жизни же его работа

проявляется стремлением к единению со Всем. Все же это пред-

ставляется прошедшим, настоящим, будущим всех существ. И к

единению со всеми существами прошедшего, настоящего, буду-

щего стремится человек: с прошедшим — понимая жизнь прошед-

шую всего мира и в

Скачать:PDFTXT

как себя, только несколь- ко отдаленнее. И когда получает впечатления, познает их, только вспоминает то, что знает. 2) Как прав Амиель, что для всякого чувства и мысли есть свой зенит,