и благотворно помнить, что в тебе Бог!
7) Жизнь есть благо все большего и большего сознания: сна-
чала матерьяльной отдельности, потом душевной отдельности, потом божественного начала в пределах.
(Устал. Отложу записать это очень важное до другого времени.)
СНынче 29 марта 1904. Я. П.
Продолжаю:)
Для Бога все, что было и будет, все это есть, все сливается в
Его жизни, как в моей жизни сливается в одно все мое прошед-
шее, настоящее и (сливается наступая) будущее. Наше стремле-
ние и благо в том, чтобы все больше и больше сознавать божес-
кое. Для Бога это не нужно. Это нужно только для нас, давая нам
благо. Для Бога не только прошедшее и будущее человека, но
прошедшее, настоящее, будущее жизни всего мира слито в одно.
Как я ребенок, юноша, муж, старик — одно, так для Бога жизнь
ассириян, греков, французов, японцев и всего, что будет и что
было в этом мире и во всех мирах, сливается в одно.
8) Старость, разрушение организма есть радостное расшире-
ние пределов сознания. Смерть есть совершенное расторжение их
и слияние капли с океаном, может быть только, чтобы опять выде-
литься каплей. (Эти рассуждения граничат с помешательством.) 9) Как радостно в детстве и юности усиление сознания (теле-
сного), так радостно в возмужалости усиление сознания духов-
ного, так в старости (что я только что испытал) радостно созна-
ние уже не отдельного духовного существа, а сознание своей при-
частности к вечному, бесконечному. — Всегда радость. Если же
сейчас, в старости, мне кажется, что радость моего телесного
юношеского сознания была больше, чем та радость, которую я
испытываю теперь от сознания своей причастности Богу, то это
от того, что то украшено прелестью воспоминания. Но даже и
при этом та радость, которую я испытываю теперь от сознания
своей божественности, больше, даже сильнее той.
114
10) Теперь последнее — о гипнозе. Мне хочется написать ста-
тью о гипнозе. О пользе, необходимости и о вреде и злоупотреб-
лении им, о том, как бороться против него. Думая же о причине
его, я пришел к следующему:
11) Все существа внутренно, скрытно от нас связаны между со-
бой, как корень одного многоветвистого растения (нехорошо срав-
нение), как одна сила, движущая множество станков, и потому оста-
новка, ускорение одного станка останавливает, ускоряет другие (опять
нехорошо). Дело в том, что все мы — проявления одного существа, и потому каждое проявление в одном вызывает такие же проявле-
ния в других. (Как казалось важно и хорошо, а ничего не вышло.) Хотелось мне сказать то, что проявление действия, вытекающего
из сознания какой-либо из трех степеней в одном существе, вызы-
вает такое же сознание в других и такое же действие. Не подчиня-
ется только низшему сознанию высшее. (Ничего не вышло, но я
вернусь к этому, потому что чувствую, что тут есть правда.)
31 марта 1904. Я. П.
Продолжаю то, что записал вчера:
1) Как в организме на всех членах отзывается усилие одного и
даже вызывает подражание — кручение пальцев, руки, ноги, —
так и в этом мире, где все живое есть один организм, усилие каж-
дого человека, даже животного отзывается во всех других подра-
жанием, гипнозом. (Это все неверно.)
2) Мир живых существ есть один организм. Сила, жизнь об-
щая этого организма не есть Бог, а есть только одно из проявлений
Его. И как наша планета есть часть солнечной системы, которая в
свою очередь есть часть другой, большей системы и т. д., так и
сила духа есть только одно из проявлений Бога. Так что этим пу-
тем Бог всегда недоступен. Он доступен только для разума, кото-
рый говорит, что есть и должно быть не то что начало всех начал, а
начало, не имеющее начала, т. е. начало вне закона причинности, то начало, которого образчик, признаки я сознаю в себе.
5 апреля 1904. Я П.
1) Уяснение законов жизни, новое, с новой стороны, понима-
ние их, нравственные правила, скорее, пособия, вытекающие из
ясно выраженного понимания, всегда помогали мне в жизни. Но
всегда тоже такие нравственные истины притираются, переста-
ют действовать. Но последнее: сознание себя духовным вечным
115
существом, заключенным в пределы, представляющиеся мне те-
лом, долго держится не ослабевая и продолжает поддерживать
меня даже в том слабом состоянии, в котором нахожусь теперь.
Часто вспоминаю и укрепляюсь. Но вчера забыл в то время, как
Фадей просил на пуд муки. Я отказал.
2) Нынче думал о Николае I, об его невежестве и самоуверен-
ности и о том, какая ужасная вещь то, что люди с низшей духов-
ной силой могут влиять, руководить даже высшей. Но это только
до тех пор, пока сила духовная, которой они руководят, находит-
ся в процессе возвышения и не достигла высшей ступени, на ко-
торой она могущественнее всего.
Хочется писать декабристов.
3) Все думаю об объяснении гипноза. И не могу найти ясного
определения.
4) Нынче читал философскую книгу об этике Спинозы: вы-
звала много мыслей. Обоснование этики возможно только на при-
знании божественности природы того, что мы называем собою.
Но как beibringen 1 эту мысль неразвитым людям? Внушение.
Хотелось бы выяснить роль внушения в жизни общества.
7 апреля 1904. Я. П.
Нынче думал:
1) Пророк говорит: Дух Божий не говорил мне долго, но нынче я
услышал его голос, и он велел мне провозгласить людям…. Матерь-
ялист говорит: у меня последнее время плохо действовал желудок, и не было охоты мыслить. Нынче подействовал желудок, и я начал
статью. Кто прав? Оба правы. Но у Пророка вопрос взят глубже.
2) Говорят об эвдемонизме, называя так нравственное уче-
ние, целью которого полагается благо. Но при всяком учении бли-
жайшею целью всегда будет благо. — По христианскому учению: цель жизни — исполнение воли Бога, но средство познания воли
Бога есть благо — не счастье, а благо, т. е. удовлетворение выс-
ших духовных стремлений человека.
22 апр. 1904. Я. П.
Сейчас записываю то, что думал ночью:
1) Если понимаешь себя, как Бесконечное Начало, проявляю-
щееся в ограниченных пределах, то цель, смысл, деятельность
жизни одна: делать то, чего хочет Бог, что свойственно Богу, про-
‘ внушать (нем )
116
явившемуся во мне. При таком понимании жизни уничтожается
весь интерес к тому, что случается, интерес только в том, что мне
делать, т. е. в настоящем, в момент вне времени.
2) В том-то и истинная жизнь и свобода, что можешь жить
только в настоящем — вне времени.
3) Во времени, т. е. так, как человек рассматривает себя, он, очевидно, не свободен; свободен он только в настоящем, в дела-
нии вне времени.
29 апреля 1904. Я. П.
Нынче думал очень важное. Иногда мне кажется, что это —
откровение истины, иногда кажется, что это — философский бред.
1) Движение материи вытекает из ограниченности моего (по-
нимания) воспринимания. Я не могу воспринимать все вдруг, вследствие своей ограниченности, и потому воспринимаю посте-
пенно. Эта постепенность воспринимания представляется мне
движением материи во времени, как кажется, что бегут берега, когда постепенно получаешь впечатления от них.
2) Как же объяснить два крайние явления: движения своего
сердца, дыхания, и движения земли вокруг солнца и солнца к Гер-
кулесу? Для того, чтобы объяснить это, нужно разделить наши
средства воспринимания на три способа: а)
Нет, это не так, а вот как:
Человек есть проявление Всего — Бога, в ограниченных пре-
делах. Ограничение это в том, что он, чтобы быть Всем, должен
пройти через время и пространство (движение и материю). (Нет, не могу.)
2) Человек познает что-либо вполне только своей жизнью. Я
знаю вполне себя, всего себя до завесы рождения и прежде заве-
сы смерти. Я знаю себя тем, что я — я. Это высшее или, скорее, глубочайшее знание. Следующее знание есть знание, получае-
мое чувством: я слышу, вижу, осязаю. Это знание внешнее; я знаю, что это есть, но не знаю так, как я себя знаю, что такое то, что я
вижу, слышу, осязаю. Я не знаю, что оно про себя чувствует, со-
знает. Третье знание еще менее глубокое, это знание рассудком: выводимое из своих чувств или переданное знание словом от
других людей — рассуждение, предсказание, вывод, наука.
Первое. Мне грустно, больно, скучно, радостно Это не-
сомненно.
117
Второе. Я слышу запах фиалки, вижу свет и тени и т. д. Тут
Третье. Я знаю, что земля кругла и вертится, и есть Япония
и Мадагаскар, и т п. Все это сомнительно.
Жизнь, я думаю, в том, что и третье и второе знание перехо-
дят в первое, что человек все переживает в себе.
3) Дух человека божествен, бесконечен, вечен, но сознание
его ограничено. Он может сознавать только во времени и про-
странстве, но время и пространство бесконечны, и потому и он
бесконечен. Бог сознает все, человек же только то, что отграни-
чено пространством и временем.
4) Я был уже многим. И все, чем я был, все это во мне, все это
мое я. И жизнь моя здесь и после смерти будет только приобрете-
нием нового содержания моего я. И как бы я ни увеличивался, я
никогда не перестану быть ограниченным, ничтожным, потому
что Все бесконечно.
5) Я теперешний и я в следующую секунду — один и тот же
я, но я не могу сознавать я следующей секунды, и поэтому мне
кажется, что есть движение моего сердца, дыхания. Не будь пе-
рехода сознания нового я, не было бы движения сердца.
6) Также не будь перехода сознания нового я, не было бы дви-
жения земли вокруг своей оси, дня и ночи.
Все чепуха, а не могу отстать от нее.
7) Я представлял себе сознание, как ограниченное отверствие
в шару. Сначала границы этого отверствия представляются теле-
сным существом, потом то, что составляет содержание этого от-
верстия, представляется духовным существом, и под конец са-
мое содержимое шара, все содержимое его признается собою.
Так что высшее сознание возвращается назад в себя. Но это не
так. Телесным существом представляются те пределы, которые
ограничивают то, что сознается собою, потом признается то, что
находится в пределах. Потом это как бы стекло или лед все утон-
чается и утончается, и сознание переходит не назад, а вперед, в
высшую сферу.
Все чепуха, но не могу отстать.
8) Вся загадка, вся трудность, весь узел определения жизни в
том, что жизнь есть сознание только настоящего мгновения, и
вместе с тем моя жизнь есть жизнь всего мира и в пространстве и
во времени, но я не могу ее сразу сознать всю (как может, должен
сознавать Бог), но сознаю ее по частям во времени и простран-
стве. Я — и я 50, и 30, и 20 лет, и 10, и во время рождения, и до
118
рождения, и в отце, деде, прадеде и во всем предшествовавшем.
Все это во мне уже есть. И все, что будет со мной при жизни и
после смерти, все это уже есть, но я только не пережил еще этого, но переживу. И только от этого есть движение и материя, время и
(Опять на пределах откровения и бреда.)
30 апр. 1904. Я. П.
Все так же думаю по утрам (просыпаясь) о своем философ-
ском бреде. Думал и вчера и нынче вот что:
1) Наше постоянное стремление к будущему не есть ли при-
знак того, что жизнь есть расширение сознания. Да,