и не было бы движения, была бы нирвана; если бы через вещество не проходила божествен-
ная сущность, то не было бы ни вещества, ни движения. —
Это похоже на дело.
8) Самые убедительные интонации у сумашедших. Вообще, чем глупее, тем убедительнее. Как будто закон жизни так уста-
новлен, чтобы люди подчинялись разумному убеждению только
по разуму, а не по гипнозу. В разумном убеждении нет гипноза: всегда трезвость, простота.
9) Старость — свобода, разумность, ясность, любовь.
10) С необыкновенной ясностью понял, всей душой почув-
ствовал ничтожество, бедственность, неразумность телесной
169
жизни и несомненность той духовной жизни, которая открывает-
ся в ней, несомненность своей причастности Богу.
11) Ах, если бы удалось ясно передать людям то, что я так
ясно понимаю, чувствую, показать, что только это — единое на
потребу и для частной, личной, и для общественной жизни.
12) Либералы, революционеры тратят задаром драгоценный
духовный матерьял. Они подобны людям, которые, подойдя к реке, вместо того, чтобы строить мост, бить сваи из приготовленного
матерьяла, валят все это в реку в надежде замостить, а река все
относит.
13) Жизнь — это падение с высоты с увеличивающейся быс-
тротой. Надо знать это, чтобы разумно жить, не удивляться, что
падаешь, не хвататься руками за то, мимо чего летишь: испор-
тишь руки.
14) Преступления, совершаемые государством, без сравнения
хуже, жесточе всех тех, которые совершают частные люди. Глав-
ное же то, что те знают, что они преступники, а эти гордятся, величаются своими преступлениями.
15) Государство есть произведение только насилия завоева-
ний. Все теории договора и пр. — оправдания apres c o u p У ж а с —
но читать всю сложную ложь государственного права.
Нынче 31 дек. 1904. Я. П.
1) Процесс уничтожения пределов тела: вещества и движе-
ния радостный — должен быть радостный. Жизнь есть смерть.
Если любишь жизнь, люби смерть. Если любишь плотскую лю-
бовь, люби детей. Как плотская любовь ведет к детям, так жизнь
ведет к смерти. Смерть есть плод жизни. Как же не любить ее, бояться ее? Как много зла людям сделала ложная церковная вера, по учению которой назначение, цель жизни — смерть — и дея-
тельность, употребление сил жизни — труд — представляются
злом, наказанием за грех! Труд, грех, смерть признаны злом. А
труд есть не только лучшее, но единственное употребление жиз-
ни, грех есть сознание своей ошибки, смерть — достижение цели.
И все это признано злом.
2) У меня написано: Жизнь есть прохождение духовной нео-
граниченной (божественной) сущности через ограниченное пре-
делами вещество. Точнее выразить надо так: Жизнь есть созна-
1 после совершившегося факта (фр.).
170
ние духовной сущности в пределах. Пределы эти представляют-
ся веществом и движением, и поэтому жизнь представляется про-
хождением духовного сознания через вещество.
3) Как легко избавиться от споров! Споры всегда только от
того, что хочешь быть прав, не хочешь признать своей ошибки
перед людьми. А как легко сказать: впрочем, может быть, я оши-
баюсь (цапли). И не только сказать, но и подумать. Решаются воп-
росы не в спорах, а в расследовании с самим собою, когда сам
себе возражаешь всеми силами. Если в споре хорошо возражают, не спорь, а с благодарностью прими к сведению возражение и
обдумай его один, сам с собою. Так легко: а может, я ошибаюсь.
4) Сдача Порт-Артура огорчила меня, мне больно. Это патри-
отизм. Я воспитан в нем и не свободен от него так же, как не
свободен от эгоизма личного, от эгоизма семейного, даже арис-
тократического, и от патриотизма. Все эти эгоизмы живут во мне, но во мне есть сознание божественного закона, и это сознание
держит в узде эти эгоизмы, так что я могу не служить им. И по-
немногу эгоизмы эти атрофируются.
5) Совесть есть воздействие сознания вечного, божественно-
го начала на сознание временное, телесное. Пока не проснулось
это сознание, нет совести. Напрасно обращаться к ней.
6) Записано так: Деятельность духовного, вечного начала в
пределах (наша жизнь) проявляется движением, разрушающим
отделенное вещество. Движения сердца, желудка, легких, муску-
лов, все есть разрушение отделенного существа. Разрушение это
начинается с рождения и кончается смертью. Жизнь есть про-
цесс этого разрушения.
1905
1 января 1905 Я П
1) Мы гадаем, ищем, желаем счастия, т. е. таких условий, при которых нам бы было хорошо, а между тем нам хорошо
может быть только от нашего усилия побороть то, что нам нехо-
рошо. Так что выходит совершенно обратное того, что мы ду-
мали: то самое, что мы называем счастьем: здоровье, богатство, слава, красота, все это — Капуи, все это ослабляет нашу энер-
гию, устраняет возможность или, по крайней мере, не вызывает
потребность проявить усилие, — то самое, что дает истинное
благо. И обратно: все, что считается несчастьем, вызывает эти
усилия. На этом зиждется и то ужасное заблуждение, что вне-
шние формы общественной жизни есть благо, и надо устраи-
вать их. — Хочется сказать парадокс, что чем лучше формы об-
щественной жизни, тем ниже и умы и характеры людей (Аме-
рика до освобождения негров). Искать того, что называется
счастливыми условиями жизни: богатства, славы, здоровья, кра-
соты, привлекательности, это все равно, что согреваться у печ-
ки, а не здоровым трудом на свежем воздухе.
2) Устройство внешних форм общественной жизни без внут-
реннего совершенствования — это все равно, что перекладывать
без известки, но на новый манер, разваливающееся здание из нео-
тесанных камней. Как ни клади, все не будет защищено от непо-
годы и будет разваливаться.
3) Постепенное уничтожение пределов вещества и движения, с которыми связана была духовная сущность, когда все больше и
больше сознаешь эту сущность, должно быть радостно, и я ис-
пытываю это.
4) Жизнь есть переезд на коне от какого-то одного места, о
котором я не помню, до какого-то другого, которого я не знаю, но
172
которое будет то, подле которого конь станет, и надо будет сле-
зать. Или лучше: переезд на корабле, на который я сел, не знаю, когда, но с которого придется слезть или когда велит капитан, или когда доедешь до последней пристани.
Помни, что ты в пути, что всякую минуту можешь быть сса-
жен, и что во всяком случае должен будешь слезть на последней
пристани (70, 80,90,100 лет), и что во время пути надо, чтобы не
было плохого, исполнять требования капитана Сначала весело, ново, и забываешь, что плывешь, потом все больше и больше по-
нимаешь свое положение, привыкаешь к нему и, подъезжая к при-
стани, сжился с товарищами, полюбил их, и тебя полюбили, но
веришь капитану, который верно говорит тебе, что тебе там, где
он тебя ссадит, будет так же хорошо, как и на корабле.
2янв 1905 Я П.
Нынче, гуляя, думал:
1) Жизнь представляется в освобождении духовного начала
от оболочки плоти, — вот так:
173
Чем больше плоти, тем меньше возможности общения, слия-
ния с другими.
Процесс жизни отделенной — в освобождении от плоти; про-
цесс жизни общей — в слиянии, в совокупном освобождении от
плоти. Как в личной, отдельной жизни освобождение от плоти, сама плоть и движение только кажутся, так и в совокупной жиз-
ни это освобождение только кажется. Жизнь человека, моя жизнь
уже вся есть освобожденная от плоти, какова она в конце жизни; также уже есть и вся освобожденная от вещества и времени
жизнь совокупная всего человечества, всего мира. Мне она толь-
ко кажется вещественной и движущейся, т. е. в пространстве и
времени. Для существа же не отделенного, как я, для начала жиз-
ни, для Бога, она есть вне вещества и не движется. То, что Все
состоит из отделенных и потому вещественных и движущихся
существ (для них самих), делает то, что для всех этих отделен-
ных существ есть жизнь, есть участие в божественной жизни. —
Не ясно, не хорошо выражено, но все так, как я думаю.
20янв. 1905. Я. П.
1) Живем мы только для того, чтобы пользоваться благом жиз-
ни. Весь смысл жизни, доступный нам, только в том, чтобы мы
имели возможность участвовать в божеской жизни; и потому мы
должны быть счастливы. Если мы несчастливы, то это значит толь-
ко то, что мы делаем не то, что должно, или не делаем того, что
должно. Так что не только благо есть последствие исполнения
долга, но наш долг в том, чтобы мы испытывали благо.
2) Музыка есть стенография чувств. Вот что это значит: быс-
трая или медленная последовательность звуков, высота, сила их, все это в речи дополняет слова и смысл их, указывая на те оттен-
ки чувств, которые связаны с частями нашей речи. Музыка же
без речи берет эти выражения чувств и оттенков их и соединяет
их, и мы получаем игру чувств без того, что вызывает их. От это-
го так особенно сильно действует музыка, и от этого соединение
174
музыки с словами есть ослабление музыки, есть возвращение
назад, выписывание буквами стенографических значков.
3) Благодаря старости и тому, что меня будит несколько раз
ночью слабость пузыря, вижу сны, сны, интересные, важные, яр-
кие, и не переставая думаю о сне и сновидениях.
Думал вот что: 1) в сновидениях я облекаю свои ощущения
жизни (ведь все происходит в полупросыпаньи) в те образы воспо-
минания, которые я собрал в бдящем состоянии. Во что я облекаю
мои ощущения в жизни? Ведь ощущения—только ощущения при-
косновения волн эфира, воздуха или самого тела. Если эти ощуще-
ния облекаются в образы, чувства, как будто воспоминания, то толь-
ко потому, что я в прежней жизни набрал эти образы и воспомина-
ния. Не в этой жизни, а в прежней или в какой-то вне этой жизни, потому что с первых моментов сознания я одно люблю, понимаю, другое не люблю, не понимаю. Неясно, но что-то есть.
2-е то, что сон похож на жизнь тем, что как во сне бывают
несколько степеней пробуждения: думаешь, что проснулся, а толь-
ко перешел из более полного забвения в менее полное. И бывает
еще то, что особенно похоже на жизнь, это — то, что становится
во сне мучительно тяжело, и делаешь усилие сознания, и просы-
паешься к большей реальности. Я несколько раз так просыпался
в жизни. Думаю, что предстоит теперь только последнее, в этой
жизни, пробуждение — смерть.
4) Человеку посредством движения своего сознания дана
возможность общения со всем проявляющимся в других суще-
ствах — людях, животных, растениях — сознанием. Для Бога
нет движения, все уже есть и ничто не изменяется; для человека
же это движение, возможность изменения дает благо. (Совсем
неясно. Так записано. Теперь не помню.)
5) Жизнь в материи проявляется движением, разрушающим
материю. (Чепуха.)
6) Нам легко видеть теперь обман церкви, когда мы уже вне
ее; но мы не видим точно такого же обмана того, что называется
наукой, потому что мы в нем.
7) Главное и самое нужное для религиозной жизни — созна-
ние (это знали давно уже все люди) того, что мы не стоим, а не
только движемся, но летим (как хотите, вверх или вниз) с страш-
ной быстротой. Совсем другое отношение к жизни, если знаешь
или если не знаешь, не помнишь этого. Только забывая это, люди
хватаются руками, стараясь удержать то, мимо чего пролетают.
Нельзя хвататься, руки оторвет.
175
8) Надо помнить, что мы не на месте, а плывем на большом
пароходе, и у капитана