Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Философский дневник

Но

как скоро сила эта, сознавая сама себя, освобождается от телесных

влияний, она властвует над всем. И потому совершенно неправиль-

но называть поступок, вызванный этим сознанием (побеждающим

все телесные стремления), наиболее сильным из многих побужде-

нием. Это не есть одно из многих побуждений, а это есть та сила, которая лежала в основе всех других побуждений и подчинялась

им, теперь же, через сознание освобожденная от всех телесных

побуждений, властвует над всеми ими. (Кажется, порядочно.) 2) Записано у меня так: пространство и материя в нем это —

то, что отделяет меня от всех других существ, от всего мира; вре-

мя — это то, что отделяет меня (это отделенное от всего мира

существо) от меня же самого в полном его значении (хотя бы в

этом мире), от меня полного, законченного, каким я буду, умирая.

3) Движение религиозного сознания и чувства, мне кажется, было и есть вот какое:

Сознав в себе духовную силу: божественное начало, человек

сознавал и ограниченность в себе этого начала: подчинение его

внешним воздействиям, и вследствие этого признавал существо-

вание этого начала вне себя в более могущественной (менее ог-

раниченной), чем в себе, форме: фетишизм, поклонение героям.

Сначала эти божества были очень мало удалены от человека, так

что он запанибрата обращался с ними: приносил им жертвы, под-

купал, задабривал, в самых грубых проявлениях даже наказывал

их, не давал им жертв, бил их (как чуваши своих идолов), состав-

лял с ними уговоры, как Завет евреев, и т. п.

Чем дальше жило человечество, тем представление о том на-

чале, которое человек сознавал ограниченным в себе и потому

должен был представлять себе вне себя неограниченным, пред-

ставление это становилось все более и более далеким от челове-

ка, все более и более неограниченным, все менее и менее антро-

поморфичным, т. е. менее и менее подобным человеку. Таковы

представления Иеговы, Отца (христианское), Брамы, Неба китай-

цев. Соответственно с этим расширением представления боже-

ства, изменялось и отношение к нему. Но изменялось это отно-

шение очень медленно. Везде продолжалось и продолжается по-

клонение, хвала, даже жертвы (хотя бескровные). Если наиболее

мыслящие люди и понимают все бесконечное (именно бесконеч-

ное) расстояние между нами, людьми, и Богом и вытекающую из

217

этого невозможность договорного, подкупающего, просительно-

го, хвалебного отношения человека к Богу, большинство продол-

жает относиться к Богу все еще с этим желанием подкупить, за-

добрить Его, восхвалять Его. Дело же идет к тому, чтобы люди

и самое большинство — поняли все величие, — даже нельзя ска-

зать: величие, а всю неизмеримость того, что мы называем Богом, и всю ничтожность, бесконечную малость человека в сопоставле-

нии с Богом. Дело идет к этому пониманию. И это понимание нуж-

но людям, потому что оно только даст им истинное благо. Оно даст

благо потому, что, поняв такое свое отношение к Богу, при котором

невозможно никакое уговорное или задабривающее отношение к

Нему, а только одно: исполнение возложенного на нас дела, только

такое отношение, поставив человека на его настоящее место, мо-

жет дать ему истинное благо, состоящее только в исполнении сво-

его назначения. Мы так привыкли к торжественному великолепию

церковных служб, зданий для Божества или хотя к торжественным

речам о Божестве, что нам кажется, что служение Богу может со-

вершаться только в торжественных и исключительных условиях.

А между тем для служения Богу нужно как раз обратное: нужно

ясное, живое сознание своего ничтожества, нужно не желание зая-

вить себя, даже не утверждение своего знания Бога, а нужно толь-

ко исполнение своего назначенного этим Богом дела. — Клетка

моего тела не должна пытаться познать все мое тело (она и не мо-

жет этого сделать), а должна только исполнять предназначенное

ей дело. Так и человек должен не утверждать, не восхвалять, не

познавать Бога, не молиться Ему, а только исполнять дело Божие.

Единственный повод отношения человека к Богу это — отыс-

кивание закона Его. Только в этом разумном познании закона Бога

человек одним краюшком прикасается Богу. Познавая закон Бога

для себя, он познает не Бога, а Его существование. (Плохо.)

4) Видел во сне: Живет человек и работает на земле, как Ро-

бинзон или русские крестьяне, и обстраивается, одевается, кор-

мится с семьей. Приходят люди и говорят: дай часть твоего труда

на то, что мы считаем для тебя нужным. По какому праву? И за-

чем ему отдавать?

2 февраля 1906. Я. П.

Записать надо:

1) Чем тверже вера в Бога, тем Бог все более и более удаляет-

ся. В последнем представлении Он только закон. И тогда уже не-

возможно не верить в Него.

218

Читал нынче Канта Religion in Granzen der blossen Vernunft Очень хорошо, но напрасно он оправдывает, хотя и иносказатель-

но, церковные формы.

2) Кант неправ, говоря, что исполнение обрядов, вера в исто-

рические предания есть фетишизм и что это нечто совершенно про-

тивуположное разумной вере в нравственный закон. Вера в исто-

рические предания и в необходимость обрядов есть та же вера в

закон, но нравственный закон понимается превратно. Кант прав, противуполагая нравственный закон обрядовому, но я хочу сказать, что тот, кто верит в обряды и предания, все-таки верит, хотя и оши-

бается, признает нечто высшее, кроме животных потребностей. Так

что я подразделил бы людей на три: 1) ни во что не верующих, не

видящих ничего вне доступного рассудку, 2) верующих в ложные

предания и 3) верующих в закон, сознанный ими в своем сердце.

Чувашии, носящий за пазухой своего Бога и секущий и мажу-

щий его сметаной, все-таки выше того агностика, который не

видит необходимости в понятии Бога.

3) Людям кажется, что нельзя жить без правительства, но ведь

также казалось, что нельзя жить без пыток, без рабов, без кол-

довства, гаданья. Те, кто говорили, что не нужно пыток, рабов и

др., не брали доказывать, что можно без них жить, а просто гово-

рили, что это дурно — противно и разумной и доброй природе

человека. То же и с правительством. Оно дурно, оно ужасное зло

и матерьяльное и духовное. А зло не может быть необходимо, чтобы без него не могло существовать человечество.

4) Кажется, уже не раз выражал это. Но вчера с особенной

ясностью пришла мысль о том, что забота о себе, все внимание, направленное на себя, очень дурное, ужасное состояние, когда я, на которое направлены забота и внимание, — я телесное с свои-

ми чувственными и умственными радостями. Но совсем не то, когда вся забота, все внимание направлены на я духовное, на я

общее всему живому, когда вся забота и внимание направлены на

то, чтобы совершенствовать это я, т. е. расширить его, слиться им

с Богом и со всем живущим. (Люби Бога и ближнего.) — Только

служа этому я, возможно благо свое и всех людей.

5) Познать Бога можно только исполнением Его закона. («Де-

лайте то, что я говорю, и узнаете, правда ли это».) Чтобы познать

1 Религия в пределах только разума (нем ).

219

Бога, надо слиться с Ним. Чтобы слиться с Ним, надо исполнять

Его закон.

6) Нынче в книге Мысли Мудрых людей у нас с Дориком было

о богатстве, что не может войти богатый в Царство Небесное.

Как это просто и как несомненно, и как все сказано в этом. Это

надо хорошенько обдумать и уяснить.

6 февр. 1906. Я. П.

Надо записать:

Народ, как и человек, может ставить главным условием своего

блага матерьяльное преуспеяние, и тогда благоустройство политичес-

кое для него дело первой важности; и можетнарод так же, как и

человек, ставить высшим условием своего блага свою духовную жизнь, и тогда матерьяльное преуспеяние и политическое благоустройство

для него не только неважно, но противно, если он должен прини-

мать в этом политическом устройстве участие. Западные народы при-

надлежат к первому типу, восточные, и в том числе русский, — ко

второму. Это мысль Хомяковых — отца и сына. И мысль совершен-

но верная. Но если русский народ, дорожа своей духовной жизнью, которая выражалась в православии, мог довольствоваться самодер-

жавием русских царей, охотно подчиняясь их власти, даже когда она

была жестока, только бы самому быть свободным от участия в наси-

лии власти, то это не доказывает того, чтобы такое отношение к вла-

сти — повиновение ей должно бы было всегда продолжаться.

Отношение это неизбежно должно было измениться по двум

причинам: во-1-х, потому, что власть, в старину патриархальная и

властвующая только над одним однородным, одноязычным и одно-

верным народом, не ставящая себе задачей соединение в одно чуж-

дых народностей (империализм), не заставляла людей участвовать в

чуждых народу делах (защищать Россию от монголов или францу-

зов, но не душить Польшу, Финляндию или захватывать Манджу-

рию) и потому не требовала от народа чуждых ему и жестоких дел; и во-2-х, требования духовной жизни не остаются всегда одни и те

же, а уясняются и развиваются, и христианство, прежде требовав-

шее только покорности властям, даже если бы власти требовали убий-

ства, в своем уясненном состоянии потребовало от людей уже дру-

гого: не участия в угнетении, насилиях, убийствах. Так что отноше-

ние народа к власти неизбежно изменяется с двух юнцов: власть

становится хуже, жесточе, противнее духовному складу народа, и

духовные требования народа становятся чище, выше.

Это самое совершается теперь.

220

10 февр. 1906. Я. П.

Кое-что думал, и, кажется, важное. — Записать надо: 1) Еще думал о власти и, кажется, пришел к ясности. Именно: Людинарод—не только охотно подчиняются тем, которые берут

на себя труд, властвуя, распоряжаться, но готовы переносить много

лишений, только бы не быть оторванными от дела и не быть при-

нужденными, нарушая требования своей духовной жизни, участво-

вать в распоряжениях управления (выборы, присяжные и т. п.). И

потому не только охотно передают власть, но и награждают всячес-

ки тех, которые берут на себя этот труд (почести, богатство). И это

происходило не в одной России или славянских землях, как это го-

ворят славянофилы, но это — общее, вечное свойство людское.

И такое же общее людское свойство то, что люди, облеченные

властью, употребляют ее не на то, для чего она была дана им: на

то, чтобы устраивать общие дела, а употребляют ее для своих ко-

рыстных, честолюбивых целей (повторяется везде, где есть власть, от деревенского старосты и урядника до королей и императоров).

Когда же такие злоупотребления власти усиливаются, подвласт-

ные люди возмущаются (революции), и власть свергается и заме-

няется другою. Когда же и новая власть (консульство после Бурбо-

нов, и опять Бурбоны после Наполеона, и Орлеаны после Бурбо-

нов, и новый Наполеон после Лудовика Филиппа), и все замены

одной власти другой становятся так же тяжелы и несоответствен-

ны своему назначению, тогда подвластные люди стараются огра-

ничить власть (в Европе раньше всего это сделано в Англии). Но

ограничение власти малым числом людей производит только рас-

ширение власти, олигархию, но вред и тяжесть такой власти для

подвластных остаются те же. И тогда подвластные стараются ог-

раничить и этих ограничивающих верховную власть, и устанавли-

вается все более и более всенародная, демократическая конститу-

ция. Но для того, чтобы подвластные действительно могли огра-

ничить властвующих организацией выборов, протестов, прессой, необходимо подвластным непрестанно и внимательно заниматься

этими средствами ограничения власти. Занятия же этими средства-

ми ограничения лишают подвластных людей той свободы, досуга

заниматься своим

Скачать:PDFTXT

Но как скоро сила эта, сознавая сама себя, освобождается от телесных влияний, она властвует над всем. И потому совершенно неправиль- но называть поступок, вызванный этим сознанием (побеждающим все телесные стремления),