бесконечном
пространстве и времени — явная бессмыслица.
И окт. 1906. Я. П.
1) Дурно отнесся к нищему или еще что-то сделал дурное —
не помню, но стало совестно, больно, почувствовал раскаяние.
Особенно по-старому больно, что нельзя поправить, что тот, с
кем надо было обойтись хорошо, ушел, и уже не догонишь. Это
ложное чувство. Не в том дело, что непоправимо последствие
моего поступка (оно может быть и поправимо); а в том, что не-
поправим самый поступок, что время, в котором он совершен, не
возвратится. Но поправим я сам. Я могу, сознав свой грех, быть
осторожным в повторении его. Важны не последствия, а посту-
пок, дающий привычку злую или добрую.
2) Баба, призывающая Бога, даже Николая Чудотворца, как нечто
высшее, духовное, ближе к истине самого ученого профессора, не
признающего ничего не подлежащего наблюдению и рассуждению.
3) Записано так о Маше. Надо Бога любить больше Коли. Это
значит то, что если живущий в тебе и сознаваемый тобою Бог
зовет к одному делу, а привязанность — к противоположному, то
большая ошибка предпочесть любовь человеческую. Одно исклю-
чение: если N. N. любишь не для себя, а для Бога.
4) Надо бы Круг Чтения составить так, чтобы в каждом дне
была одна мысль религиозная, метафизическая, определяющая
положение человека в мире, а другая — правило полезное, помо-
гающее жить доброй жизнью.
5) Иногда ставят Истину идеалом. Это не верно: истина есть
только отсутствие лжи.
265
6) Часто, когда, молясь, повторяю слова, совсем по-новому, глуб-
же, чем прежде, понимаю их. Так, нынче, повторяя слова: Ищите
Царства Божия и правды Его, остальное приложится вам. Царство
Божие внутри вас есть, я понял, что Царство Божие это — в
тебе, т. е. чтобы в тебе царствовал Бог. Слова же: остальное при-
ложится — значат не то, что приложится внешнее благо, а то внут-
реннее благо свободы, всемогущества, спокойствия, которое ис-
пытываешь, когда сознаешь себя в божественном.
7) Когда молишься Богу, хотя бы и в самой грубой, проси-
тельной форме, то совершаешь уже один первый шаг, необходи-
мый для общения с Богом, признаешь, что благо от Бога; ошиба-
ешься только в том, что ожидаешь блага этого извне.
8) Можно считать собою то, в чем проявляется моя жизнь —
мое тело и его поступки; и можно — то, что проявляется: боже-
ственное начало. В первом детстве человек считает собою толь-
ко первое: свое тело; в молодости чаще и чаще человек сознает
свое божественное. — В старости сознание это все усиливается, и, я думаю, оно вполне сознается при смерти. Этим объясняется
тот восторг, который часто испытывают умирающие.
9) Молитва есть сознание (как бы оно ни проявлялось) своей
божественности. Молящийся молится себе, собою, сознает себя
частью Бога.
10) Хорошо бы вновь внести упоминание о Мити в письмо к
китайцу.
11) Хотел написать о перенаселении и спасении от него в свой-
ственном разумному человеку целомудрии.
12) Ничто не может помешать каждому существу делать
предназначенное ему дело (последствия дела могут быть не те, которые мы предполагаем, но делу ничто помешать не может).
Ничто не может помешать грибу расти, мыши плодиться, ябло-
не цвести и человеку делать свойственное разумному существу
дело: — разумное добро. Ничто не может помешать человеку
13) Человек не свободен только, когда действует противно сво-
ей разумной природе.
14) Люди правительства говорят, что правительство необхо-
димо и полезно. Так же говорит и кабачник, и содержатель рас-
путного дома.
15) Что такое та особенная живость воспринимания мысли, которую я иногда испытываю, в особенности во время прогулок?
Бывает, что понял мысль, передал ее, считаешь ее справедливою —
266
и остаешься холоден к ней; или вдруг она охватит тебя всего, чувствуешь, что это не слова, а дело, что ты должен жить по ней, ею. И это бывает очень радостно.
16) Мы удивляемся перед растением (как мухоловка), кото-
рое проявляет признаки разума. Также удивительно, когда разум-
ное существо проявляет только признаки жизни животной или
растительной.
17) Время дает возможность свободы отдельному существу.
14 окт. 1906. Я. П.
1) О том, что христианство наше, скорее, павлианство, так
далеко от истинного христианства, что его надо не только откры-
вать, но выпрастывать и спасать.
20 окт. 1906. Я. П.
Записать многое из книжечки и незаписанное следующее: 1) Очень много в нашем, в моем понимании смысла жизни (ре-
лигии) условного, произвольного, неясного, иногда прямо неправ-
дивого. Хотелось бы выразить смысл жизни как можно яснее; и
если нет, то ничего не вносить в это определение неясного. —
Неясно, для меня, понятие Бога. Я не имею никакого права го-
ворить про Бога, про всего Бога, тогда как я знаю только то, что во
мне есть нечто свободное, всемогущее — хотел сказать: благое, но
это качество не может быть приписано этому «нечту», так как все-
могущее и свободное и единое не может не быть благим. Это со-
знание я знаю и могу жить в нем, и в этом перенесении в это созна-
ние всей своей жизни есть высшее благо челбвека. Вот все пока.
2) Сознание есть созерцание созерцателя. Созерцатель в за-
висимости, созерцание свободно.
3) Отделенное существо не могло бы быть свободно, если бы
не было времени, т. е. постоянного, непрерывного раскрытия сво-
его существа и других существ. Момент соприкосновения про-
шедшего с будущим дает возможность свободы.
4) Через пределы своего существа, сознаваемые мной теле-
сностью в пространстве, я получаю понятие множества; через
раскрытие существа, сознаваемое мною временем, я получаю по-
нятие движения.
5) Успешность революции — в зависимости от освобожде-
ния от заблуждений.
6) Читал свое: «О смысле жизни» и вижу, что теперь я яснее
понимаю и мог бы выразить то, что там сказано. А тогда каза-
267
лось, что лучше нельзя сказать. То же будет и с теперешним по-
ниманием и выражением, то же будет вечно. А я хочу все понять.
Если все понять, так же как и все обнять, не было бы жизни.
7) Жизнь — все в большем и большем раскрывании. Понима-
ние Бога Творца, и даже Бога Христа, и даже угодников так же на
своей стадии законно, как и мое.
8) Все больше и больше занимает меня мысль выделения хри-
стианства (отчасти я это бессознательно сделал) из церковного, главное, павловского христианства. В первый раз чувствую, что
это в мои года не по силам предприятие.
Закон и Пророки до Иоанна. Отныне же Царство Божие про-
поведуется, и всякий человек усиливает его. (Луки XVI, 16). За-
кон был дан Моисеем, но милость и истина через Иисуса Христа.
(Иоанна I, 17). (Матфея XI, 12, 13). Со времени Иоанна Крести-
теля. — Как хорошо бы было вырвать Евангелие из Ветхого За-
вета и Павла! Это было бы великое дело.
9) Да, все творящееся в действительном мире не есть Ein Gleichniss, Alles Vergangliche ist nur ein Gleichniss’, — как гово-
рит Гёте; но все пространственное и временное есть только про-
явление божественного, духовного.
10) (Очень важное). Я по старой привычке ожидаю событий
извне, своего здоровья, и близких людей, и событий, и успеха. И
все это не только глупо, но вредно. Перестань только думать, за-
ботиться о внешнем, и ты невольно перенесешь все силы жизни
на внутреннее, а оно одно нужно и одно в твоей власти.
11) Рассердился на собаку (она погналась за овцами) и хотел
побить ее. И почувствовал, как поднялось во мне злое чувство, и
подумал: всякая потачка, попустительство злому, похотливому
чувству — хотел сказать: не только, но надо сказать: только тем и
дурны, что усиливают то, от чего надо избавляться. Всякая такая
потачка подобна тому, что сделаешь, отстранив препятствие, за-
держивающее падение предмета.
23 окт. 1906. Я. П.
1) Властвующие люди устраивают такую жизнь, в которой
успевают люди того же взгляда на жизнь, того же направления, тех же свойств, как и властвующие.
1 подобие, все преходящее есть только подобие (нем).
268
2) Лежа в постели, я стал вспоминать, потушил ли я лампу, и
сколько ни думал, не мог вспомнить, не только не мог вспомнить, но знал несомненно, что не могу вспомнить, что если я потушил
ее (я и потушил), то сделал это бессознательно. Что же такое те
поступки, которые мы совершаем бессознательно и которые по-
этому не остаются в воспоминании, не составляют нас? Поступ-
ки эти делает наше тело, но не мы. Они так же не мы, как пред-
смертные или послесмертные содрогания нашего тела или из-
вержения Везувия. Улыбка или страдание ребенка, которые мы
видим, даже жужжание мухи, завязшей в паутине, гораздо боль-
ше мы, чем целый ряд наших поступков, не вошедших в наше
сознание, а потому и воспоминание. Мы то, что мы сознаем. А
любовью мы сознаем очень многое вне себя.
Нынче 26 окт. 1906. Я. П.
Очень хочется написать все, что думается человеком; хоть в про-
должение 6 часов, но все. Это было бы страшно ново и поучительно.
Записать очень важное. Одно только и есть, но едва ли не са-
мое важное, то, что я говорил с Дориком. Начали мы с того, что в
человеке два человека: один не настоящий, тот, которого обыкно-
венно считают собою: Федя, Лев Николаевич, Иван Иванович, тот, который родился мальчиком или девочкой в русской, французской, дворянской, купеческой, крестьянской семье, у которого такие глаза, такой нос, которому столько лет. Это человек не настоящий, а на-
стоящий тот, который живет в этом человеке и с каждым годом, днем, часом все больше и больше проявляется и все больше и боль-
ше получает власть над Львом Николаевичем, Иваном Иванови-
чем и т. п. Человек вообще, живя, желает всяких вещей: и почес-
тей, и веселья, и богатства, и все эти желания большей частью не
сбываются, а если и сбываются, то оказываются не стоившими за-
боты. Это от того, что одно настоящее дело человека — это то, чтобы все больше и больше проявлять свою духовность, все боль-
ше и больше овладевать своим телом, становиться все более и бо-
лее свободным и всегда радостным. И потому человек будет счас-
тлив только тогда, когда в этом одухотворении, овладевании своим
телом будет класть свою жизнь, будет желать только этого.
Он будет счастлив, во-1-х, потому, что желание его всегда бу-
дет исполняться, ничто не может помешать этому исполнению; во-2-х, потому, что во всяком другом деле исполненное желание
ослабляет радость исполнения, а в одухотворении чем больше
исполнения, тем больше радости.
269
Одухотворение же есть совершенствование, увеличение люб-
ви. И то благо, которое дает это одухотворение, совершенствова-
ние, увеличение любви, состоит, главное, в том, что человек сам
любит (а это лучшее счастье) и любим — и это не малое. (Нехо-
рошо, возвращусь к этому.)
Нынче 9 нояб 1906 Я П
1) Подчиняться людям может только человек, который счита-
ет себя свободным. Считает себя свободным тот, кто делает, что
хочет, а тот, кто делает, что хочет, раб всего. Свободен только тот, кто считает себя рабом Бога и делает только то, чего хочет Бог и
чему никто и ничто помешать не может. (Хорошо.)
2) Награда доброй жизни, как и самая жизнь, вне времени —
в настоящем. Сейчас делаешь хорошо, и сейчас хорошо. Послед-
ствия же могут быть и худые и хорошие.
3) Грех богатства, не только богатства, но излишка, а